Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Finnboat Floating Show 2010

#Finnboat Floating Show

В календаре журналиста-профессионала "водного" профиля из года в год значится целый ряд бот-шоу с пометками "быть обязательно": деловой Дюссельдорф, гламурные Канны, блистательная Генуя… Но спросите любого из моих маститых коллег, в какой из "пунктов" он едет с наибольшей охотой – ответ будет однозначным и для непосвящённых неожиданным: в Науво, маленькую деревушку Турку-архипелага в Финляндии. Именно там в июне ассоциация Finnboat провела очередное "плавучее бот-шоу". Как всегда, безупречно организованное и, наверное, самое эффективное в мире.

Два года назад я подробно расписывал его принцип – непрерывный тест-драйв. Целая флотилия (40 судов!) движется от пункта до пункта, где журналисты меняют "коней" и – снова в путь! Идеальные условия для знакомства с "характером" катера или яхты – конечно же, простор с волной и ветром. Динамика разгона, ходовой комфорт, шумность, вибрация, безопасность на манёврах – ну как их проверить у причала марины и, тем более, в выставочном павильоне?! А взялся за руль – и лодка тебе сама покажет свои "повадки", сильные и слабые стороны, удобства/неудобства…
Но на борт выставленного на бот-шоу судна каждый день приходят десятки людей, каждому дать "порулить" невозможно физически – ни времени, ни топлива не хватит. Как быть? И хитроумные финны сделали мероприятие не для всех (кто знает, сколько в толпе посетителей стенда потенциальных покупателей?!), а для горстки профессионалов рынка – журналистов-тэстеров. Их детальные отзывы наверняка прочтёт больше народу, чем пришло бы на выставку.
А собранные в кучу "писаки" – это сила! За ужином каждой лодке подробно "перемоют кости", даже если чего не заметил – коллеги подскажут. У плохо продуманного или некачественно построенного судна здесь шансов просто нет – всё высмотрят.
Правда, найти изьяны у "финна" – задача непростая: в Стране Суоми знают толк в судостроении. Озёр и островов здесь столько, что на работу или отдых катерами ездят чаще, чем мы – автомобилями. Одних дач (большинство – на берегу) более полутора миллионов – это на 5 млн. населения. Потому 2-3 лодки в семье – нормальная практика. Причём, лодки крепкие (берега в каменюках), мореходные (волна тут злая), уютные (холодный ветер с дождём – норма жизни) и исключительно прагматичные (как иначе, при ежедневном-то пользовании?!). Не один я так думаю: более 80% построенных плавсредств (от малых до 200-футовых) уходит на экспорт, более чем в 40 стран мира.
Все крупные верфи Европы и Америки строят новые суда по принципу: "с дизайнерского компьютера – в производство". Заказчика стараются впечатлить свежими идеями и модным дизайном – веление времени. И только в Скандинавии до сих пор никуда не торопятся: сначала создают прототип, на нём экспериментируют с компоновкой и расположением всех элементов, иной раз годами добиваясь предельного совершенства. А уж потом – на конвейер. Причём в производстве финны столь же консервативны – пластик "кладут" монолитом, вручную и с запасом, а металл проваривают с обеих сторон. Технология и культура сборки такова, что даже через десятки лет корпус не «дышит» и не дребезжит. Применяемые материалы, системы и механизмы – всегда от надёжного производителя и многократно проверены.
Наверное, сама природа сделала финнов вот такими – трудолюбивыми и щепетильными до мелочей. И бот-шоу для лучших в мире лодок организовано безупречно – с этим согласны все коллеги, с которыми пришлось сию тему обсуждать. Маршруты "заездов", расписание пересадки журналистов (53 человека, на минуточку!), снабжение любой информацией и удобство в работе – ни малейшей "накладки", комар носу не подточит. Вдобавок ко всему – исключительно дружелюбная и почти семейная обстановка – комфорт во всём. Вот потому и съезжаемся в Науво, как на праздник, несмотря на огромный объём предстоящей работы. Шутка ли – задокументировать результаты испытаний и впечатления от семнадцати плавсредств всего лишь за три "ходовых" дня?!
Это осознают и устроители, пригласив (мероприятие закрытое) от каждой из 25 стран представителей лишь лучших СМИ. Конечно, с учётом объёмов рынка – самые многочисленные зарубежные "десанты" прибыли из Швеции, Норвегии, Англии и Германии; от Украины снова был лишь "Фарватер". Но меня приглашают, потому что в Украине тоже покупают финские катера и яхты, и я горжусь земляками, понимающими толк в качестве!
Но – ближе к плавсредствам. О представителях финской "элиты" (Targa, Aquador, Nord Star) читайте в отдельных материалах. А здесь – так или иначе заинтересовавшие меня новинки от известных и ещё не виданных в Украине брэндов.

TG-Alfa
История верфи Freja Marine – замечательный пример, как хобби перерастает в бизнес. Таг Густафсон увлёкся водномоторным спортом ещё подростком. Увлёкся серьёзно, строил себе гоночные болиды и преуспел – первый свой чемпионат Финляндии выиграл в 1970-м. А ещё через три года стал строить глиссеры и на продажу, придумав для них брэнд из заглавных букв собственного имени – TG.
Спортивные болиды верфь строит по сей день, но это уже штучная продукция. Причём, вполне успешная – на TG нового поколения выиграли 31 из 33-х чемпионатов Финляндии и Швеции, покорили и европейский, а на чемпионате мира TG FreseOff взяла "серебро". На ней же установлен мировой рекорд скорости в своём классе.
Но гораздо больше водномоторников знают этот брэнд по совсем другим судам – крепким, прагматичным, с кормовой или центральной кабиной. Первая лодка сошла со стапеля в 1979-м, со временем верфь расширила модельный ряд до 3-х. Их объединяет назначение – типичная для Финляндии концепция "деливери-боат": семейство рассаживается в каюте, поклажа грузится в большой носовой и малый кормовой кокпиты и – на дачу.
Предприятие маленькое, в управлении задействована вся семья (даже конструктор – Фрезе Густафсон!), что так характерно для Финляндии. Столь же характерен и консерватизм в "принятии на вооружение" новой (четвёртой) модели, которую создавали 3 (три!) года – сначала проектировали, потом обкатывали и дорабатывали прототип, экспериментировали с надстройкой… Первую серийную лодку показали публике в начале 2009-го. И на главной для страны выставке в Хельсинки TG-Alfa названа "Лодкой бот-шоу"! Жюри прокомментировало своё решение так: "Судно удобно и безопасно, очень качественно изготовлено, простое в управлении и комфортное на ходу, с удивительно большим объёмом рундуков и хорошим отношением цена/качество. Максимально соответствует своему назначению – семейный "деливери-боат".
Наверное, самая близкая визуальная аналогия – небольшой проходимый джип. Зашёл через боковую дверь, сел на вполне автомобильное кресло, повернул ключ зажигания, взялся за "баранку", открыл над собой люк, привычно усадил троих на заднее сидение…
В отличие от предыдущих моделей, рубку TG-Alfa можно обойти по периметру – вдоль бортов идут глубокие (до 90 см!) бортовые проходы. Носовой кокпит – просто шикарного объёма и с сидениями для четверых. При желании тут можно поставить столик и организовать обед на воздухе. Впечатляет шкиперское отделение в носовой части рубки – туда и я свободно помещусь! Плюс привычные рундуки в носу – для швартовых с якорем и поклажи.
На миделе лодки борта снабжены аккуратными ступенями – переступать на понтон/стенку вполне удобно. Второй вход на судно – через носовой проём в релинге. В корме тоже есть ступени и участки палубы – в общем, лодка доступна практически со всех сторон.
Кормовой кокпит небольшой, укомплектован парой сидений с вместительными рундуками у бортов. Рецесс отделен высоким комингсом с поручнем по верхнему краю. Вообще с безопасностью в лодке всё в порядке – за детьми на палубе можно не смотреть. И – что важно! – кокпиты самоотливные (а не осушаемые автоматической помпой, как обычно).
Главная "фишка" кабины – её двери: широкие и для прохода удобные, и для сквозной вентиляции очень уместные. Плюс солидных размеров люк в подволоке – если всё открыто, то даже в жаркую погоду ни следа от обычной каютной духоты. Высота – порядка 2 м.
Передние сидения действительно напоминают автомобильные – с подголовниками и несколькими регулировками положения седока. Их можно развернуть "лицом" в корму – к компании (на стоянке, например). Более того: сидения подрессоренные, весьма комфортные на ходу.
Пульт управления простой и лаконичный, сделан по принципу автомобильного "торпедо" на всю ширину рубки. В центре – большой экран чартплоттера, ниже джойстики носовой "подрульки" и управления двумя фарами. Перед пассажиром – ниша для мобилок и другой подручной мелочёвки.
В задней части кабины – диван во всю ширину, для троих. На сдвижной стойке сбоку крепится столик: перекусить или пива попить на стоянке – самое «оно». Под диваном – ещё один ёмкий рундук.
Мы выходили из гавани малым ходом по узкому каналу – под мерное урчание двигателя спокойно общались и наслаждались ветерком. А на просторе задуло и на полном ходу иной раз забрызгивало (волна до 0,5 м) – одним движением закрыл дверь и снова стало комфортно. Лодка легко рулится во всех режимах, прекрасно работает с волной, с пятью пассажирами на борту (двое – за 100 кг) разогналась до 38 узлов. Тот случай, когда управление – в удовольствие. А когда вернулись, рулевой плавно подошёл лагом (бортом) к понтону, шагнул через дверь к борту и не торопясь набросил швартов на кнехт.
Если бы мне пришлось на лодке ездить регулярно (на дачу или на работу – у нас на Днепре таких немало), я бы мечтал о TG-Alfa.
www.tg-boat.fi

Buster Magnum Pro
Fiskars Boats (она же Inha Works) – часть мощной Fiskars Group, основанной ещё 360 (!) лет назад. "Визитная карточка" верфи – моторные лодки Buster, которых с 1977-го продано более 80000 корпусов! Не удивительно, что именно они – самые продаваемые моторки Финляндии и "алюминиевые лодки №1" на рынке северных (Норвегия, Швеция, Финляндия) стран.
Все «Бустеры» сварные, из морского алюминия солидной толщины, с продольно(реданы)-поперечной(флоры) схемой обеспечения жёсткости. Борта двойные, с заполнителем из особого литого уретана гомогенной структуры, который не горюч, морозоустойчив, не напитывается водой и держит лодку на плаву, даже если она тяжело загружена и до краёв полна воды. Некрашеная поверхность «ужесточается» (против мелких вмятин) специальной пассивацией. В качестве готового корпуса производитель уверен настолько, что даёт 6-летнюю гарантию. И это в стране, где лодки зачастую эксплуатируют "на убой" – гоняют чуть не ежедневно, грузят по самое "не могу" и швартуют к каменюкам! Сами финны говорят, что «клёпаная» технология проверку временем не прошла: если случались удары о камни, расположенные рядом заклёпки начинали течь; от частых перевозок на трейлере – тот же эффект. Наиболее долговечной оказалась сварка, причём двойным швом – снаружи и изнутри.
Критерии при проектировании обводов корпуса: комфорт на волне, устойчивый крейсерский режим при относительно небольшой мощности (для экономии топлива и увеличения пробега на одном баке), лёгкий выход на глиссирование и сохранение этого режима даже на небольших скоростях.
Покрытием кокпита избрана ударопрочная водостойкая фанера, на которой (в отличие от пластика) невозможно поскользнуться даже в дождь. По периметру кокпитов и ветровых стёкол, плюс ещё во многих местах – основательные поручни. Каждая деталь говорит о безопасности и прагматизме, дешевизне в эксплуатации и простоте в обслуживании.
Новые модели появляются нечасто – в поисках лучшей конфигурации их прототипы испытываются месяцами и многократно переделываются. Но в итоге каждая модель – явление неординарное. Вспомним, к примеру, поистине "трансформерный" Buster X ("Фарватер" №6/2006), в корпусе которого можно собрать 16(!) вариантов компоновки кокпита. Или Buster XXL ("Фарватер" №3/2008) с удивительно функциональными рубками (2 варианта) и съёмными сидениями-рундуками…
Очередной дебютант подоспел именно к Finnboat Floating Show. Он не "трансформерный", без дополнительных сидений и вообще с минимумом "комфортного" оборудования. Зато рулевому с помощником гарантирован ходовой комфорт в любую погоду, в кокпит можно выгрузить содержимое микроавтобуса, а ещё лодка практически "неубиваема" – всё, как и положено "рабочей лошади".
Действительно, это судно для профессионального использования. Все поверхности, включая пайолы – из алюминия. Носовой кокпит очень ёмкий и глубокий (85 см). По периметру борта – нержавеющие поручни, в носу и корме – площадки для входа/выхода и практичные шкиперские рундуки. Перед кормовым диванчиком (для двоих, с солидным рундуком) – высокий индивидуальный поручень.
Но самое примечательное – центральная рулевая консоль (лучшая конфигурация для рыбацкой и рабочей лодки). Мощная (алюминиевый сплав), с интегрированной антенной аркой (нержавейка) и тентиком-бимини, который козырьком нависает над парой сидений (защита экипажа от любого дождя). В её передней части – ещё один рундук под двойным сидением. А по бокам консоли – мощные откидные дверцы. На стоянке и швартовке они прижимаются к сидениям, освобождая проходы. А на ходу откидываются к бортам, прикрывая кормовой кокпит от брызг и ветра. Дверцы подпружиненные, откидываются одним движением руки, в "бортовом" положении фиксируются защёлкой (даже заплеснувший гребень волны её не откроет).
Пара сидений у консоли – с подстройкой под рост седоков. "Пассажирское" можно развернуть в корму, для непрерывного слежения за, например, буксируемой лодкой или воднолыжником (почему бы и нет на досуге?!). Перед рулевым – шикарный, как для мотолодки, чартплоттер плюс комплект приборов контроля двигателя и ходовых параметров: всё "по-взрослому". Внизу – небольшая подножка.
Несмотря на скромный размер, лодка достаточно мягко "брала" неприятную (короткую крутую) волну, разгоняясь до 47 узлов. Обзор с поста рулевого – великолепный, рулить можно в нескольких положениях, штурвал "облегчён" гидравликой, маневры лодка закладывает резкие, но без излишнего экстрима. На заднем диванчике вполне комфортно, откинутые к борту дверцы действительно "отсекают" тугой (на полном скаку) поток воздуха.
Настоящая рабочая лодка – для спасателя, инспектора, лоцмана, тренера… Факт: именно эту модель избрал многоопытный глава Finnboat для сопровождения флотилии бот-шоу.
www.buster.fi

DRIVE Sport Console 56
А вот эта новинка от Fiskars Boats действительно удивила. Ибо презентовано было не просто новое судно, но и совершенно новое для компании направление. Выбранное для брэнда слово – Drive – ярко характеризует его философию.
Эти действительно "драйвовые" лодки спроектировали известные шведские дизайнеры скоростных катеров Оке и Тед Маннерфельты. «Мы ориентировались на любителей "адреналинистой" езды, ценящих изысканные очертания и требовательных к деталям», – говорит Оке. Размах испытаний прототипов даже сами "фискаровцы" назвали беспрецедентным – лодки несколько месяцев гоняли с пристрастием и в самых разных условиях. Конструкторы добивались плавного хода на волнах и отличной маневренности в широком скоростном диапазоне. Итог работы – пара моторок с одинаковым корпусом, но совершенно разными кокпитами.
Днища лодок – привычно алюминиевые, что гарантирует судну долгую жизнь даже при брутальном обхождении. А вот "верхняя" секция (палуба-кокпиты) – пластиковая. Глянцевые поверхности нарядны и легко моются, скругленные углы приятны на ощупь и безопасны, "глухое" междудонное пространство эффективно гасит шумы и вибрацию корпуса на ходу. А ещё этот материал развязал конструкторам руки в смысле красоты форм и эргономики: сложные декоративные изломы бортов и скосы ветрового стекла подчёркивают стремительность судна, а очертания кокпита "подогнаны" под человека. Где будут сидеть и облокачиваться – мягкие подушки, под руками – поручни и подстаканники, на пайолах – комфортный для босых ног коврик. Широкий диапазон мощности двигателя (от 75 до 125 л.с.) позволяет выбрать как "скоростную" (для "адреналинщиков"), так и "экономичную" (семейную) комплектацию лодки.
Первая модель – DRIVE Convertible 56 – боурайдер, удобный для выездов выходного дня с друзьями или семейством. Кормовой кокпит охвачен ветровым стеклом с плавно затянутыми в корму боковинами, на корме во всю ширину привычно раскинулся диван, перед стеклом установлена пара кресел. Через "форточку" в стекле проходим в передний кокпит – здесь ещё пара диванов и ступени выхода на понтон с носа (релинг "разрезной"). Особое внимание – объёмам для "пикниковой" поклажи: кроме привычных рундуков под сидениями обнаруживаются солидные хранилища в каждой консоли (доступ – через люки в переднем кокпите).
Но большее внимание я уделил второй модели – именно из-за нетипичности её планировки. Вообще это "центр-консольник", но не совсем привычного дизайна.
Тед Маннерфельт – известный дизайнер спортивных автомобилей. И у Sport Console 56 тоже много общего со спортивным кабриолетом: плавно скошенное вперёд стекло, обтекаемый "капот" переднего багажника, длинное "торпедо", чисто автомобильная конфигурация поста управления… И даже расположение руля привычное "наземному" водителю – слева! Тед: «Мы и стремились к тем же ощущениям, которые испытывает водитель хорошего спортивного автомобиля. Отсюда и низкая посадка седока, и привычная водителю рулевая панель, и характерный вид сквозь ветровое стекло».
Попробовал – действительно, ощущения "драйвовые" даже на малой скорости. Понравилось, в частности, низкое положение ручки скорости (там, где на машине переключатель передач) – руке удобно. "Глубокая" посадка комфортна при резких манёврах – так устойчивее. С тремя пассажирами на борту и 100-сильным мотором разогнались до 35 узлов – ход комфортный, устойчивый, управление очень лёгкое. Жаль, волны почти не было, потому о мореходности много не скажу. Но как лодка проходила отдельные гребни – понравилось.
Единственная претензия – ветровое стекло. Его лишили привычной у "скандинавов" мощной обвязки и отогнули верхнюю кромку вверх – чтобы отбивать поток ветра. И хотя голову действительно не надувает, но в нормальном сидячем положении я смотрю именно сквозь этот отгиб, где изображение искажается. Хочется либо вытянуть голову и смотреть поверх, или просесть глубже и смотреть сквозь прямой участок. Маркку Уотинен, директор по продажам Fiskars Boats, соглашается: «Конфигурация ветрового стекла – до сих пор самый спорный вопрос. Что ставить на серийную модель (это прототип – Авт.) – ещё будем решать. Пока накапливаем мнения».
Лодка не только для "гасания". На корме можно установить мощную буксировочную арку (опция) и тянуть вэйкбордиста или воднолыжника. А снаряжение для обоих, как оказалось, запросто помещается в неожиданно большом багажнике под "капотом" (обтекателем консоли). Бортовые проходы вокруг консоли обеспечивают безопасный доступ к багажнику даже на ходу (на малом, конечно).
Sport Console 56 – действительно интересная лодка. Наверняка заинтересовала бы многочисленных (в Киеве – так точно) любителей "полетать" часик-другой на досуге. Convertible 56 больше подходит для выездов с компанией. А вот рыбакам и охотникам (не говоря уже о "водных" профессионалах) будет милее, конечно же, Buster.
www.driveboats.com

Продолжение

Компаниям, заинтересованным в налаживании партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, редакция журнала «Фарватер» готова помочь консультациями и связями на высшем уровне.