Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Finnboat Floating Show 2010
Тема: Finnboat Floating Show; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 36;

Продолжение. Начало — в №4/2010.
Итак, продолжаем осматривать и испытывать финские катера и мотолодки, собранные ассоциацией Finnboat в маленькой деревушке Науво (Турку-архипелаг) «на растерзание» журналистам Европы, Японии и Америки. Три дня подряд мы гоняли суда по здешней злой волне, проверяя и замеряя всё, что можно. И впечатлений, конечно же, накопилось...

Terhi 475 Open FC
Этот, наверное, самый популярный в Европе финский брэнд я подробно представил год назад. Верфь в небольшой деревушке Риматтила строит лодки из трёхслойного ABS-пластика с заполнителем из вспененного полиуретана – корпуса получаются прочные, отлично "гасят" удары, не накапливают усталостных напряжений, не боятся солнца... Почти вечные. Именно это и ценят западноевропейцы, стабильно выкупая 70% произведённой продукции (а за год верфь делает более 5000 лодок!).
В «арсенале» верфи – 22 гребных и моторных лодки длиной от 2,35 до 4,75 м. Все – открытые; моторные – одно- и двухконсольные.
Terhi 475 слишком мала для нашего бот-шоу (длина 4,75 м, ширина 1,85 м, вес без двигателя 355 кг), поэтому её мы обкатывали в проливе у Науво, а не во флотилии. Но именно на контрасте с остальными судами проявилась замечательная плавность хода круглоскулого "клинкерного" ABS-корпуса – лодка шла по короткой волне ровно и спокойно, мягко отрабатывая гребни. Обильные брызги разлетались в стороны от лодки, в кокпит ничего не попадало. Во всём диапазоне скоростей виляния и рыскания не замечено, судно хорошо держит курс. Единственная претензия: если сильно отжать мотор, корпус начинает слегка дельфинировать. С двигателем Honda 40 и одним пассажиром лодка выходит на глиссирование за 7,5 секунд и разгоняется до 30 узлов.
По компоновке моторка – типичный семейный "деливери бот" озёрного класса. FC в названии означает «forward console», которая на самом деле стоит на миделе; её ветровое стекло прикрывает папу-рулевого на отдельном сидении. Супруга и дети располагаются на кормовом диване, а передний кокпит забросан снарягой для пикника. "Центрконсольник" также любят рыбаки, ценящие свободный доступ к борту по всему его периметру.
Корпус стильно-матовый, лодка весьма аккуратна и презентабельна. Все углы скруглены, в борта «вписаны» удобные полочки, в носу и корме – объёмные рундуки, ещё один – в консоли.
По уровню цены лодка практически не отличается от стеклопластиковых. При всех достоинствах ABS-материала! Словом, я так и не понял, почему в Украине продукция верфи пока не прижилась...
www.terhi.fi

Silver Shark DC 580
Но Terhi Oy – это не только брэнд Terhi. В 2009 году финансово мощная компания последовательно выкупила у верфи Port Arthur Oy брэнд Sea Star, а затем приобрела целое предприятие Silver Boats Ltd. В итоге стала одним из самых мощных в Европе производителем лодок (6000 в год!).
Мотолодки Silver (подробнее о верфи – в №4/2009) – это сплав прочности и надёжности сварного алюминиевого корпуса с эстетикой и прагматичностью пластикового кокпита. Реданы в сочетании с частыми флорами и треугольным «привальником» («фирменная» особенность брэнда) обеспечивают ударопрочность. Борта заполнены не впитывающим воду вспененным полиуретаном – для непотопляемости и эффективного гашения шума при движении.
Все проекты очень прагматичны и в первую очередь подходят для традиционного мужского отдыха – рыбалки. В лодках много свободного места, доступ к бортам максимален, для снаряжения – ёмкие рундуки. Углы в кокпитах скруглены (для безопасности на волнении), количество щелей (куда грязь набивается) минимальное – лодки экономичны в обслуживании, их очень просто содержать в чистоте. В опциях – целый ряд рыбацких «полезностей» вроде держателей удилищ, площадок для фишфайндеров и пр.
Модельный ряд включает 17 проектов длиной от 4 до 7,3 м, как открытые (с разным расположением консолей), так и кабинные. А по компоновкам верфь уже давно «переросла» исключительно «рыбацкую» философию – в её линейке есть несколько классических спортивных боурайдеров и экономичных дневных семейных круизеров.
А вот сегодняшний "испытуемый" имеет задатки как "рыболова", так и семейного уик-эндера. Особо выделю "умную" асимметричную планировку носового кокпита, благодаря которой лодка явно добавила в универсальности использования.
Вход на Silver Shark DC 580 – с носа, через разрезной релинг. А дальше – три шага по "ступеням" комфортной высоты и вы в кокпите. Процедура загрузки лодки утварью для пикника, столь неудобная на иных судах, здесь проблем не составит, даже детям "шагается" легко и безопасно.
Снаряжение раскладывается в большие рундуки под левой банкой и в верхней ступени, бутылки и быстропортящееся закладывается в термоящик (перед рулевой консолью) и пересыпается льдом, швартовы и якорь – в отдельном ящике под люком на носовой палубе. Прямо в проход складываем палатки и прочий "большегруз", пассажиры проходят в кормовой кокпит, закрыв за собой дверь и – поехали! На месте отдыха термоящик отщёлкивается и выносится на берег – это и сидение, и холодильник.
В режиме боурайдера в носовом кокпите разместятся минимум трое (на штатных мягких сидениях), четвёртый отлично примостится (по крайней мере, если волны нет) на верхней ступени-рундуке. А перед рыбалкой термоящик наверняка будет "списан на берег", освобождая дополнительное пространство и участок борта – блесните на здоровье!
Кормовой кокпит привычной конфигурации: кормовой диван во всю ширину и сидения перед консолями – 4-5 человек рассаживаются вполне удобно, ветровое стекло надёжно защищает их от ветра и брызг. Под диваном и в консолях – большие рундуки, в бортах – полки, перед пассажиром – "бардачок" под тёмным плексом.
На корме справа/слева от рецесса – ступени, на которых удобно как стоять, так и сидеть; в верхних ступенях – шкиперские рундуки; по правому борту к транцу прикреплён нержавеющий забортный трапик; под специальную крышку прячется ходовой тент с нержавеющими дугами. Есть и стойка для фала воднолыжника – судно действительно универсально в использовании.
По всему периметру лодки и по верху ветрового стекла – "ухватистые" нержавеющие поручни, под ногами – ламинат "под тик" (всегда прагматичный Silver шагнул в сторону люксовости).
Со 115-сильным двигателем лодка достаточно резвая – за 5 секунд выскочила на глисс и разогналась до 69 км/ч (на борту нас двое). В отличие от большинства алюминиевых глиссирующих судов корпус не гулкий, вспененный заполнитель отлично глушит удары и вибрацию. "Глубокое V" хорошо режет гребни – ударные нагрузки не напрягают. Рулёжка здесь в удовольствие – штурвал гидравлический, крутится буквально "пальчиками". На виражах лодка хорошо "держит" воду, крен заметный, но без экстрима. Я бы назвал судно "умеренно-пилотажным".
Суммируя, отмечу именно универсальность Silver Shark DC 580 – и на рыбалку, и на пикник, и просто с друзьями "полетать". Умно спроектированная и добротно собранная лодка.
www.silverboats.fi

Sea Star 720
Брэнд родился в приморском городке Коккола, где лодки всегда были не только частью повседневной жизни и орудием промысла, но и элементом культуры. Не удивительно, что именно здесь проектируются и строятся столь известные торговые марки, к примеру, Nautor's Swan.
Первый Sea Star был построен в 1984-м, синхронно с его распространением вдоль морского побережья Финляндии росла репутация судна крепкого, практичного и экономичного. В 1990-м Sea Star стал вторым по популярности в Стране Суоми. Оценили его лодочники в соседней Швеции и рыбаки Норвегии – скандинавам пришлись по нраву большие носовые кокпиты (удобно на рыбалке) и закрытые кабины (уют в любую погоду).
Секрет популярности брэнда – крепкие и долговечные корпуса ручной формовки, прагматичность планировок, строгий контроль качества сборки и отличное соотношение цена/качество. На упрощённый декор (большинство поверхностей блестят гелькоутом пластика) северяне внимания не обращают – им важнее надёжность и безопасность в отнюдь не ласковых морях. Впрочем, элементы интерьера (кресла, столики, диваны...) совсем не "дешёвого" исполнения.
В арсенале верфи (напомню, уже год принадлежащей группе Terhi) – три модели, длиной от 6,6 до 8,1 м. Все с подвесными двигателями, все одинаковой компоновки: два кокпита, между ними – кабина с реверсивным (траулерным) ветровым стеклом. По назначению это "commuter" (так скажут в Швеции и Норвегии), или "delivery boat" (финско-английское определение), или просто "рабочая лошадка" (наш вариант) для переброски людей и снаряжения (к примеру, на дачу), а также рыбалки.
Sea Star 720 – средняя (по длине) модель, спроектирована для перевозки 8 человек с грузом. Острые обводы её днища смягчают удары, "морской" развал носа обеспечивает всхожесть на волну, продольные реданы и кормовые очертания – надёжное глиссирование всего лишь при 14-16 узлах (лодка оптимизирована под экономичный ход). С Honda 150 и парой человек на борту максимальная скорость составила 33 узла, крейсерская (наибольший пробег на баке горючего) – порядка 25 узлов.
Всё это мы проверяли в достаточно злых условиях: усилившийся ветер разогнал неприятную волну, периодически срывался дождь. А мы спокойно общались на ходу в каюте (читай – в тепле и уюте), на практике познавая прелесть толково спроектированного и ладно построенного "коммутера". На максимальном ходу удары корпусом немного гулкие, но в крейсерском режиме вполне комфортно. На манёврах судно весьма предсказуемо, отлично "держит" воду, крен умеренный. Окна по всему периметру гарантируют хороший обзор, брызги и дождь энергично сметаются с ветрового стекла дворниками, удалённость рулевого от носа (ещё одна прелесть большого переднего кокпита) обеспечивают минимальные "подпрыгивания" на волнах, вентиляция регулируется дверями и большим сдвижным люком в подволоке. В общем, претензий предъявить не смог.
Осматриваю лодку "в статике". Да, ёмкость носового кокпита действительно уважительная и комингсы высокие. По центру его днища – люк в большой шкиперский ящик, второй рундук – в отформованной сидушке/ступени у выхода на нос (тут разрезной релинг – погрузка с понтона будет удобной). Справа-слева от входа в рубку у бортов отформованы небольшие сидения, а чуть вперёд от каждого в днище кокпита встроены съёмные рымы для крепления фиксирующими ремнями "горки" поклажи. Понравилось углубление перед входом в каюту – там будет собираться дождевая вода (а не болтаться по всей площади кокпита), уходя за борт через большой шпигат.
При необходимости кабину можно обойти и снаружи (я пробовал), по узких бортовых потопчинах. Мы в кормовом кокпите, который размером поменьше, зато на ходу прикрыт от ветра и брызг кабиной. На сидениях-рундуках при необходимости четверо разместятся. Высокий поручень гарантирует стоящему безопасность (вдруг рулевой "газанёт", не подумав...), а откидная часть транца гарантирует удобное обслуживание мотора. За транцем – пара небольших площадок, из-под правой выдвигается забортный трапик.
Двери в каюту (сдвижная – в корме и на петлях – в носу) вполне комфортной ширины – удобно как ходить, так и вещи загружать. Центральный сквозной проход "заглублен" так, что стоишь во весь рост. В корме каюты – пара двойных диванов (стало быть, на 4 пассажира) со спинками. При необходимости спинки диванов укладываются в проходе на штатные закладные (представитель компании мне это продемонстрировал) – получите двуспальную лежанку.
В носовой части, как обычно, пара кресел. Под рулевым могут встроить небольшой холодильник (опция), а в стандарте (как у нас) – дверка рундучка. Пассажирское сидение (перед ним – небольшой штурманский столик) откидывается вперёд, обнажая микрокамбуз (тоже опция, у нас – только поддон для него) с одноконфорочной плитой и мойкой. Есть и штатное "стойло" био-туалета (под диваном) и крепление небольшого съёмного столика на кривой "ноге". В общем, "фаршировку" владелец заказывает в соответствии с желаемым использованием (есть даже закладные для обогревателя Webasto).
Кого бы в Украине заинтересовала такая лодка? Думается, любителей отдохнуть/порыбачить на крупных водохранилищах (Кременчугское, Каховское) – как минимум. Да и вообще активных водномоторников, которые "созрели" для прибавки в комфорте в виде закрытой каюты.
www.seastar.fi

Yamarin 80 Day Cruiser
Когда и как появилась Konekesko-Marine, я подробно расписал год назад, в №4/2009. Напомню лишь, что брэнд Yamarin был специально создан как достойный "партнёр" двигателей Yamaha, и в итоге эти лодки стали «носителями №1» первоклассных японских моторов в масштабах Европы. Комплекты Yamarin/Yamaha экспортируются сейчас уже в 13 стран, от Скандинавии до Средиземноморья. Верфь постоянно расширяла производство и на сегодняшний день она – скандинавский лидер по выпуску лодок от 4 до 7,5 м.
В «арсенале» верфи ни много, ни мало – 27 моделей! (кстати, год назад было 23!..) Вариации – на любой вкус, от «консольных» до кабинных. Единственный из них (Yamarin 74 С) – со стационаром (тоже от Yamaha), остальные спроектированы под подвесной мотор. Европейская пресса в один голос отмечает за «Ямаринами» отличные ходовые характеристики, умные планировки и высокое качество изготовления.
Yamarin 80 – новый флагман не только линейки Day Cruiser, но и всего модельного ряда. Как и положено флагману – судно выдающееся. Пожалуй, не смогу припомнить другую 8-метровую моторку, столь же устойчивую на курсе во всём диапазоне скоростей. А диапазон нешуточный: с Yamaha F350 (тоже флагманский мотор) мы разогнали лодку до 51 узла (почти 95 км/ч!), причём на совсем неидеальной акватории (волна 0,3-0,5 м). Yamarin 80 шёл, как по рельсам, прошивая гребни и совершенно не выказывая ни малейших тенденций "взбрыкивания" или дельфинирования.
Руль очень лёгкий (гидравлика), управление в удовольствие. В виражи лодка входит с небольшим креном, не проскальзывает кормой и не зарыскивает. Но умопомрачительные манёвры всё же не её конёк: эта лодка любит скорость и одаривает ходовым комфортом. А ёмкости бака хватит на 200 миль без дозаправки – достойный показатель.
Впрочем, на стоянке здесь тоже есть, чем похвастаться. Начнём с кормовой платформы V-формы (в центре – мотор), необычно большой, как для мотолодки. С борта на борт здесь можно ходить по мостику над двигателем (он поднимается, если нужно), на ступенях удобно сидеть (под ними – шкиперские рундуки), в комплекте забортный трапик и душ, а под ногами (как и на носу) – не требующий обслуживания (только раз в несколько лет наждачкой потереть) синтетический заменитель тика Aikona. Всё это – в стандарте, как и носовая "подрулька", транцевые плиты, плита Wallas, холодильник, унитаз... Комплектация богатая.
Переступаем через "транец" (на самом деле это крышка, под которой "живёт" ходовой тент со стойками) – мы в кормовой части кокпита. По задумке это – открытая кают-компания с диванами по периметру и изящным тиковым столом (он снимается и прячется в рундук – на нашей лодке именно так), который складывается пополам (если проход нужен). У двойного водительского сидения спинка откидывается к штурвалу и теперь это тоже часть кругового дивана кают-компании, за столом которой рассаживается до 7 человек. А если стол опустить и замостить штатными подушками, получаем большой сан-дэк со спинками по большей части периметра.
Кают-компания дополнена вэт-баром по левому борту: плита, мойка, большой холодильник и выдвижные ящики для подручной утвари. До почётного звания "камбуз" сей комплект не дотягивает, но для разогрева приготовленного дома вполне годится.
Между вэт-баром и входом в каюту – остроумно встроенное в борт кресло. А по правому борту – уже упомянутое двойное сидение рулевого (с девушкой), с индивидуальными больстерами и удобными профильными спинками. У водителя перед глазами большой экран чартплоттера и пара универсальных приборов, на которые выводятся желаемые параметры – функционально, и глаза по множеству "циферблатов" не разбегаются.
На носовую палубу ведут ступени и "американская" калитка в центре ветрового стекла (отмечаю массивную нержавеющую окантовку по его периметру – безопасность). А рядом со ступенями – вход в каюту.
Как и положено Day Cruiser, помещение относительно небольшое и предназначено лишь для эпизодических ночёвок. Тем не менее здесь просторнее и уютнее (лодка таки большая), чем в обычных "кадди". Привычная в носу "пулька" столь же привычно закладывается до одной кровати во всю ширину. А столик с парой подстаканников у правого борта оказывается крышкой прокачного унитаза (со сточной цистерной). Всё это дополняют мягкие спинки, бортовые иллюминаторы и большое зеркало в таранной переборке.
Остаётся упомянуть светодиодные светильники в каюте и кокпите – портрет флагмана от Yamarin готов. Думается, он придётся по вкусу любителю быстрой езды в хорошую погоду, ценящему комфорт и отдых семейством или с друзьями. Размер лодки, конечно, не имиджевый, но её убранство и характеристики таковы, что на борт не стыдно и деловых компаньонов пригласить.
www.yamarin.com

Nord Star 31 Patrol Hybrid
Принципиально модель давно знакома читателям "Фарватера" (см. №5/2006), а один из Nord Star 31 Patrol имеет украинскую прописку. Но именно это судно – особенное: оно может часами идти бесшумно, подобно паруснику!
...Отдаём швартовы и отходим от понтона как обычно – под мерное урчание пары Volvo Penta D3 (по 190 л.с. каждый). Эти двигатели разгоняют траулер до приличных 33 узлов, крейсерская скорость – 26 узлов (при этом потребление топлива – чуть меньше литра на морскую милю). Солидный ход, великолепная работа с волной – привычные характеристики траулера.
Но вот двигатели смолкли, капитан нажимает на небольшом пультике пару клавиш – и теперь слышно только шуршание волны о форштевень. Смысл определения "Hybrid" – в дополнительном тяговом электромоторе, работающем от аккумуляторов повышенной ёмкости. Время работы очень резко меняется со скоростью. На максимальных оборотах электромотора судно разгоняется до 5 узлов, но таким ходом пройдёт лишь 5-6 часов. А на крейсерских 3 узлах мотор проработает порядка 15 часов. Вдумайтесь: 15 часов спокойной (без рёва и вибрации) жизни на борту с плавно меняющимся пейзажем за окнами! Блажен, кто понимает...
На крыше рубки нашего траулера (флайбриджа нет) – большая плоскость солнечной батареи. Она полностью зарядит "опустошенные" аккумуляторы примерно за 3 дня – другими словами, если выходить только по выходным и недалеко, дизеля можно вообще не включать. От генератора (пристыкован к левому двигателю) зарядка длится 10-15 часов, в зависимости от яркости солнца (мощная "солар-пенель" включена в сеть постоянно и выдаёт до 20 ампер).
Панель управления электроприводом напоминает такую же от магнитолы: несколько клавиш, индикация потребления и заряда аккумуляторов да рукоятка "громкости" (скорости хода). Переключение с привода на привод занимает секунды – всё легко и удобно.
В моторном отделении – зрительно несущественные изменения: компактный электродвигатель легко поместился между дизелями, он вращает отдельный вал, на котором – винт со складными лопастями. Яхтсмены-гонщики знают: такой винт заметно слабее "гребёт" на заднем ходу, зато он не тормозит судно на глиссировании.
Остаётся "освежить" в памяти компоновку Nord Star 31. Как и положено траулерам – это "walk-around", с глубокими безопасными бортовыми проходами, развитой рубкой с выходами к обоим бортам и обратным наклоном ветрового стекла. В центре кормового кокпита – съёмный тиковый стол с откидными «ушами», вдоль борта – откидная тиковая лавочка. На большом кринолине (кормовой площадке) – объёмный "мокрый" рундук-сидение.
Салон занимает практически всё пространство рубки, по объёму – для 4-х человек в многодневном походе (или 5-6 в уик-энд) в самый раз.
«Центр тяжести» салона – конечно же, обеденный уголок. В дополнение к Г-образному дивану (на нём поместятся трое) к столу разворачиваются кресла рулевого и штурмана (итого пятеро). А если откинуть вниз уголок стола, то мимо компании можно свободно ходить. На ходу столик поднимают по пиллерсу к подволоку, чтобы не мешал.
Пульт управления вполне функциональный, всё нужное – под руками, всё важное – перед глазами. Штурвал регулируется под рулевого, управление мотором электронное (перекладка «пальчиками»), рядом – джойстик носового подруливающего устройства.
Перед сидением штурмана (или пассажира) – откидной столик, под которым ниша для бумаг и пособий. У сидений рулевого и штурмана – столь ценимые капитанами боковые сдвижные двери выхода на палубу (подвёл лодку бортом к пирсу, шагнул через дверь на палубу и тут же заложил швартовы).
В корме салона – камбуз (у двери в кокпит): шкафчики, ящички, мойка, плита (Wallas, дизельная). Холодильник вынесен под сидение рулевого.
Напротив камбуза – вход в санузел (унитаз-мойка-душ, всё в полный рост) и кормовую каюту (вниз по ступеням). Полноразмерный двуспальный диванчик, светильник-бра, открывающийся иллюминатор – вот и всё. Вход задёргивается шторкой ("американский" вариант приватности).
Носовая каюта: большое двуспальное ложе (со ступенями-заходами у бортов), приличных размеров шкаф, ниша для постелей, небольшое сидение, зеркало, полочка для штурманского инструмента, матерчатый карман-обвес. Для естественного освещения и вентиляции – большой палубный люк, два бортовых иллюминатора и вытяжка-дефлектор.
Катер удивительно практичный и очень мореходный. Идеальная загрузка – две пары или многодетная семья. Назначение – морская рыбалка, длительные круизы, причём в самых разнообразных условиях. А исполнение "Hybrid" резко расширяет его КПД. Быстро "отскочили" на комфортное расстояние от мегаполиса, включили электромотор – отдыхаем, степенно двигаясь по красивым заводям. Или ловим рыбу "в проводку". Или "кайфуем" за кормой, держась за канат (любимое развлечение яхтсменов-парусников)...
www.nordstar.fi

Marino APB 27
Вот чего от финнов не ожидаешь, так это дизайнерских изысков. Именно поэтому новое творение OY Marino AB стало откровением – просто итальянский стиляга среди скандинавских работяг!..
Впрочем, сначала о верфи, которая пару лет назад отметила полувековой юбилей. Она относится к самым почтенным (по возрасту) и опытным производителям стеклопластиковых судов Финляндии. До сих пор остаётся семейным бизнесом Фагерстрёмов (основатель – Тор-Бьёрн, сейчас "у руля" его сыновья Кристер, Ян и Бен). Само производство работает возле городка Якобстад (недалеко от Коккола, залив Ботня), в цехах трудятся 30 рабочих. Офис и сервис – в пригороде Хельсинки, именно отсюда лодки доставляют клиентам.
"Поднявшись" и наработав технологию на небольших (4-6 м) мотолодках, в новом тысячелетии верфь сконцентрировалась на кабинных семейных круизерах. Люксовых, по скандинавским "эталонам": внутри по-домашнему уютно, много дерева, дизельные плиты и обогреватели, отличная теплоизоляция. В линейке – 5 моделей, длиной от 7,1 (Rocca) до 9,7 м (Barracuda). Все – "хард-топы", а Barracuda выпускается ещё и в исполнении Fly. Концептуально эти проекты – "северная" классика, и местный рынок стабильно их потребляет.
Но Marino APB 27 – не "ещё одно" судно почтенной верфи, оно принципиально другое. И по дизайну, и – самое важное! – по назначению. Инженеры компании явно рассчитывали на "южную" клиентуру, скомпоновав своё детище в средиземноморских традициях, но с финской основательностью и прагматизмом. Заодно насытив остроумными трансформерными решениями. Результат описан индексом APB – "All Purpose Boat" ("многофункциональная лодка").
Итак: перед нами 8-метровый катер с рубкой плавных очертаний и визуально массивным привальником. Он – одно из ноу-хау проекта: это круговой кранец (пенополиуретан с закрытыми порами, обёрнутый материалом наподобие "морского" войлока). В привальник врезаны нержавеющие полуклюзы, через которые швартовы уходят каждый в свой рундук (с утками внутри) под массивными лючинами – после швартовки по палубе не валяются концы, вид весьма опрятный, и гости о рога уток штаны не порвут.
Конфигурацию палубы можно описать, как "почти walk-around": вдоль бортов в нос ведут глубокие и удобные бортовые проходы (плюс поручень по верху борта – здесь действительно безопасно), но до кормового кокпита они не доходят, заканчиваются у дверей (сдвижных, на оба борта) в рубку. Все горизонтальные поверхности палубы (и кокпита, конечно) – тик ручной укладки. Лобовое стекло рубки цельное, обслуживается одним большим дворником. На нержавеющей радарной арке – фара-искатель... В общем, всё по делу.
Кокпит солидной площади и без стационарной меблировки – простор! Если нужно, в корме поднимается мягкая "лавочка" во всю ширину, а к бортам оперативно пристраиваются сидушки с откидными ножками – получаем диван по всему периметру. Из-под люка извлекается раскладной стол – вот и кают-компания под открытым небом. А если всё это убрать и – сюрпри-из! – транец откинуть в сторону кормы, то кокпит по площади вообще напоминает танц-площадку. Просто и эффективно!
Раздвижная дверь ведёт в рубку (в её центральном проходе – почти 2 м высоты). Кормовая часть: два дивана у бортов, между которыми тоже ставится столик. Двойное сидение рулевого движением руки (спинка перекидывается в сторону руля) "конвертится" в ещё один диван кормовой кают-компании – в сумме на 8 человек. Полноценного камбуза на судне нет, но чтобы быстро разогреть или сделать салат – все условия: под левым диванчиком обнаруживается мойка, а под подушками рулевого сидения – компактная плитка и разделочный столик. Здесь же, в тумбе – холодильник.
Оба бортовых дивана поднимаются, обнаруживая спальные места в нишах. Честно скажу – они для не страдающих клаустрофобией. Но в семейном варианте использования эти кровати с большим удовольствием займут дети (по себе помню...).
Садимся на сидение рулевого со стороны штурвала. Не беда, что его тумба высокая – внизу откидываются подножки, сидеть весьма комфортно. Рулевая консоль симпатичная и вполне функциональная, с поднимающимся "пюпитром" (для карты, например) и ёмкой полкой (сюда складывают ручные радиостанции, мобилки, ключи...). Единственное "но": к этой же полке прикрутили и универсальный дисплей (на него и ходовые приборы «выводят», и чартплоттер) – как-то неизящно смотрится...
Каюта отделена от салона сдвижной дверью. Её размеры и простейшее обустройство (V-кровати с закладным проёмом, прокачной унитаз под матрацем, открытая вешалка для костюмов), столь же откровенно, как и камбуз, сигнализируют: по большому счёту это уик-эндер, а не круизер. Но переночевать – вполне комфортно.
Однако самое интересное впереди. Гостеприимный и общительный Бен Фагерстрём (СЕО компании) нажимает на одну клавишу – над рулевым плавно открылся большой люк хард-топа. Вторая клавиша – навстречу хард-топу от кормы придвинулся люк над кормой салона (уже почти кабриолет). Третья клавиша и – главный сюрприз! – вся кормовая стенка каюты (вместе с раздвижными дверями) на глазах ушла под "привставший" пайол кокпита.
Вот теперь понятно, почему "All Purpose Boat". Светит солнышко и дует приятный ветерок – долой люки и заднюю стену, на "разложенном" кокпите стелим матрацы – наслаждаемся природой! Вместо матрацев на корму пару лёгких кресел – ловите рыбу с комфортом (корма абсолютно открыта – рыбаки оценят). Вечером в кокпите ставим стол и сидения – романтика чаепития на закате. На ходу или в сильный ветер верхние люки закрываются – и снова комфортно. Закапал дождик – кают-компания легко переносится в по-прежнему открытую с кормы кабину. Стало прохладно – подняли заднюю стенку кабины и нажали кнопку обогревателя... Изготовитель предлагает даже вэйкборд за катером буксировать (видимо, фал к радарной арке крепится) – возможно и так, тут уж надо пробовать.
На ходу судно ведёт себя, как и полагается моторной яхте (даже маленькой) – максимально возможный ходовой комфорт и никакого экстрима. Волну режет легко, на манёврах не "заваливается", надоедливый дождик сметается со стекла дворником – в общем, у нас в кабине благодать.
Если моё повествование показалось несколько восторженным, то вот вам обоснование: эту лодку избрали "Boat of the Show (серебряная медаль) – 2009" на Helsinki Boat Show,
"Boat of the Show (золотая медаль) – 2009" на выставке в Стокгольме, "Motor Boat of the Year – 2010" на London Boat Show, в августе сего года Marino APB 27 вписывают в "World’s top 100 design products"...
Лодка – действительно явление, снимаю шляпу. Тем более, что стоит она совсем не заоблачные 120-140 тыс. евро (смотря какой мотор), при том, что вся увиденная мною "фаршировка" – в стандарте. Единственное: я бы чуть уточнил определение: "All Purpose Pleasure Boat" ("...для удовольствия..."). Бен Фагерстрём со мной согласился.
www.marino.fi

(Продолжение – теперь о финских парусных яхтах – в следующем номере)

Компаниям, которые заинтересованы в налаживании партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, редакция журнала «Фарватер» готова помочь консультациями и связями на высшем уровне.