Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Очарование каналов Голландии, или Aquanaut-чартер

#Aquanaut

Идея вызревала давно. «Подогрел» её мой коллега (глав-ред голландского «водного» издания) Ганс Папенбург:
— К нам во Фрисландию?! Даже не сомневайся — приезжай! Не пожалеешь!
— А какой маршрут выбрать? Что и где посмотреть? Ты же там местный…
— В Нидерландах слишком много рек и каналов, чтобы я мог знать все!
Это целый водный мир, изучать который приезжают из года в год…
В итоге 21-го октября шестеро украинцев вылетели курсом на северо-запад. Где в далёком Шнейке нас ждал стальной красавец Aquanaut и невиданные ранее приключения…

Всё новое и неизвестное влечёт и будоражит кровь — таков человек. И предложение директора верфи Aquanaut Марка Баккера опробовать одну из его яхт в недельном круизе не могло не воодушевить — в тех краях я пока не практиковал, а тут ещё и на таком судне!.. Но хватало и вопросов. Удасться ли «с ходу» разобраться во всех правилах и нюансах ходьбы по весьма оживлённым каналам? Каковы особенности приёмки и эксплуатации в чартере моторной яхты? Как проходить несчитанные в Голландии мосты и шлюзы? И, главное: что там самое интересное, что нельзя не увидеть?
О чартере в Нидерландах И-Нет повествует не слишком много и… почти всё по-голландски. Впечатление эдакого закрытого клуба, в котором все всё и так знают (действительно, клиентура у местных операторов проката — почти сплошь голландцы с немцами). Пришлось задавать «тысячу и один вопрос» в офис Aquanaut-а. И — первое впечатление о его чартер-сервисе: даже на мелочные и порой наивные (как потом оказалось) вопросы отвечали быстро и подробно, без тени раздражения. Голландцы вообще считаются одной из самых терпимых в мире наций, о чём ещё не раз подумается по ходу путешествия.
Итак, первичная информация:
• Расписание чартерной недели? Приём лодки — в 17:00 пятницы (ещё одно отличие от средиземноморских чартерных традиций), возвратить её «в стойло» нужно до 17:00 следующего четверга, покинуть — до 9:00 пятницы;
• Расходы по лодке? Оплата чартера, израсходованное топливо (перед сдачей лодки) и гарантийный депозит (возвращаемый, порядка 500 евро);
• Расходы по дороге? Плата за подъём мостов (шлюзы — бесплатно) — 0,75-3 евро. Ночёвки в парковочных зонах городков (порядка 1 евро за 1 м длины, в «низкий» сезон может быть бесплатно) и яхт-клубах (1-2,5 евро за 1 м длины). Вне города есть немало оборудованных бесплатных парковок на природе;
• Карты ВВП? Будут на борту. Вкупе с рекомендациями по маршрутам. Последние есть и в И-Нете (действительно, мы выудили достаточно);
• Постели? Большинство привозит с собой, но можете взять у нас (12,50 евро за комплект). Просьба сообщать заранее, сколько комплектов понадобится. Полотенца — всегда свои;
• Камбузная утварь? Полный комплект — на борту. Продукты можно будет закупить в супермаркете и пополнить в любом городке (важно: в воскресенье даже супермаркеты не работают, закрыто всё, кроме баров и ресторанов!).
А за ответом на самый главный вопрос — в чём «цимес» этих каналов? — мы, собственно, и поехали. С намерением не только «распробовать», но и задокументировать. Ибо мы — это сьёмочная группа канала К1 (тот самый «Яхтенный сезон») и автор «Фарватера» (ваш покорный слуга).
Утренним рейсом финансово-приветливого WIZZ-Air — в Дортмунд, оттуда — электричками. В Германии и Голландии они быстрые и чистые (а туалеты — просто шик!), билет покупается «сквозной» (до конечного пункта, вне зависимости от количества пересадок), с билетом выдают распечатку пересадок — словом, почти без проблем. «Почти» — потому что на одной станции поменяли путь следующего поезда, а обьявляют ведь на ни разу не родном голландском… Вовремя среагировали на электронное табло. Доверяй, но проверяй.
Кстати, первый совет: берите билеты и «туда» и «обратно» в Дортмунде. На маленькой станции в Шнейке кассирша обилетила только до границы Нидерландов, в итоге обратная поездка обошлась на 55 евро дороже, чем «туда». Эти деньги — скидка за 6 человек сразу (типа, «опт») на таком расстоянии. Полный билет на одного — 32 евро в одну сторону.
Наша цель — Шнейк, второй по величине город Фрисландии. Название означает не что иное как «мыс» — во времена фризов (коренная народность, известная со времён римских походов против германцев) воды вокруг было намного больше. Мастера по отвоёвыванию у моря земель голландцы осушили окрестности, получив поля и пастбища. А воды всё равно хватает: Шнейк — один из центров водного спорта и туризма.
Любопытная подробность: местные жители подчёркивают, что они фрисландцы. Этакая страна в стране. Параллельно с основным для Нидерландов языком здесь в обиходе фризский, большинство вывесок и обьявлений — двуязычные. Название Шнейка на фризском звучит иначе: Сниич.
Город известен с 11 века, в средине 15-го получил право на самоуправление. Активно развивался как перевалочный порт на пути из Амстердама в Скандинавию — именно здесь товары перегружали на речные баржи («скучи»). С тех пор в городе осталась система облагороженных каналов, симпатичные здания средневековой архитектуры и двухбашенные водные «ворота» (постройки 1613-го года) — символ Шнейка. Есть ещё морской музей Фрисландии (нам не повезло — был на ремонте), археологический и музей железнодорожных миниатюр. В последнем, кстати, детям разрешают с моделями играть (!). Центр весьма приятен для прогулок, особенно вечером. Любители шоппинга разбредаются по множеству магазинов, хороший выбор и для чревоугодников. Хороший городок, лично у меня осталось чувство «недоисследованости», с удовольствием туда вернусь. Что ежегодно делают тысячи туристов, кстати…
Но нам — в чартерное отделение верфи Aquanaut. Собственная марина с заправкой, уютный офис, сервисный ангар — всё по-голландски основательно. Процедура приёмки не слишком отличается от таковой в давно освоенном украинцами средиземноморье: менеджер неторопливо показывает ключевые пункты в оборудовании яхты, рассказывает нюансы эксплуатации. На всех яхтах Aquanaut — низкооборотистые двигатели с большими винтами (с ними проще на манёврах в марине) и — главное! — мощные гидравлические подруливающие устройства на носу и корме. Любая ошибка при швартовке, прохождении узкого моста или расхождении тут же исправляется джойстиком «трастера» — для новичка просто находка! Вот почему голландцы столь спокойно отдают в пользование очень дорогостоящие суда, даже не спрашивая водительских документов. Впрочем, если клиент не умеет или сомневается в своих силах, ему дают инструктора — на денёк, например.
Забегая наперёд: первый раз, да без практики управления тяжелой моторной яхтой, лучше взять лодку поменьше — 9-10 м. Даже на ней неприятным сюрпризом станет вначале вялая реакция на руль при малых оборотах. Надо привыкнуть выполнять эволюции на минимум среднем ходу или энергичными толчками, а манёвры просчитывать наперёд с учётом инерции. На больших судах учиться труднее — габарит судна часто сравним с габаритом пролёта (моста, например), прав на ошибку у рулевого гораздо меньше.
Но — ещё раз: почти любую ошибку на чартерном Aquanaut-е можно исправить носовой или кормовой «подрулькой». Они гидравлические, т.е. допускают длительное использование, можно даже заводить судно на парковку лагом (боком). При швартовке в сильный боковой ветер — просто спасение.
Впрочем, повторяться смысла нет: яхту я более чем подробно расписал — в «Фарватере» №6/2010. Ещё раз отмечу лишь её комфорт и всепогодность: даже в сырости и мерзости позднего октября (поздновато для приятного круиза, честно говоря) лодка честно хранила поистине домашний уют. Даже в ветер и озёрную волну (способную повредить глиссирующий «пластик») на камбузе не прыгали кастрюли, а экипаж спокойно обедал, даже сок со стаканов не расплёскивался (вот прелесть тяжелого водоизмещающего судна). Большые стёкла по периметру салона позволяют любоваться проплывающими видами даже в дождь, вечером же шторы обеспечивают экипажу приватность. Широкие и защищённые «корабельные» бортовые проходы гарантируют безопасность даже резвящимся на палубе детям, а изменяя конфигурацию тента-палатки над «капитанским мостиком» можно обеспечить комфорт здесь в любую погоду. Aquanaut — симбиоз мореходного корабля с уютным загородным домом. Пожалуй, не назову больше чартерного судна, на борту которого вечером столь же уместны халат и шлёпанцы.
К вечеру марина почти опустела — опытные чартерники стремятся активно использовать даже несколько оставшихся световых часов. Наш экипаж не торопясь закупил провизию и всласть набродился улицами Шнейка — судно осталось на швартовах до утра.
Но в 8:30 следующего утра наш Aquanaut Privilege 1250 AK уже «гарцевал» перед первым мостом на входе в центральный городской «проспект». Команда вооружилась приподнятым настроением и ощетинилась фотоаппаратами — путешествие началось.

Продолжение — в следующем номере.

Консультацию по чартеру в каналах Фрисландии готов дать по адресу bogdan@fairway.net.ua или телефону +380504411177.