Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Очарование каналов Голландии, или Aquanaut-чартер
Тема: Aquanaut; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 62;

Продолжение. Начало – в №1/2011.

Итак, мы на борту взятого в чартер Aquanaut Privilege 1250 AK (см. "Фарватер" №6/2010). Мотор прогрет, концы отданы – в путь! Перед нами первый разводной мост на входе в центральный городской "проспект" Шнейка. Сейчас пройдём и...

Хм, не всё так быстро. У моста ни намёка на обслуживающий персонал, только рыбаки. Тычут пальцем в белую табличку с номером телефона – звоните, мол. Оказалось, на 2 моста – один диспетчер, его "будка" в квартале отсюда. Позвали. Приехал на велосипеде, перекрыл движение и поднял мост. Мы гордо дефилировали по "главной водной улице" города, а параллельно по тротуару степенно (тут вообще никто никуда не торопится – счастливые люди эти голландцы!) колесил наш диспетчер.
Дошли до второго моста. И тут выяснилось, о чём ещё повествовала табличка: при входе в город с плавсредства разово взымают 2 евро "мостовых" – и напрягай себе диспетчеров, сколько вздумается, "гуляя" по центральным каналам туда-сюда.
Вот они, "ворота" города (те самые, двухбашенные, постройки 1613 года). Красивые, но низковатые – нам не просунуться. Да и мелко за ними. Словом, ворота символические…
Погода неважная – сорвался холодный дождь. Конец октября, однако… Впрочем, Aquanaut замечательно подходит и для ненастья: команда любуется пейзажами прямо из тёплого салона (окна – как в автобусе!), дождь с окон смахивают дворники – благодать! «Капитан, чайку?» – это мне на мостик. «Не откажусь!» Тут сухо и комфортно, для полного кайфа разве что обогрева не хватает. Штурвал в центре (так габариты лучше чувствуются), обзор круговой, в ухо не дует – что ещё надо для комфортной рулёжки?! Расходимся с коллегами-парусниками (в такую погоду им можно лишь посочувствовать) – плотно упакованный в "непромоканец" рулевой то и дело меняет руку на румпеле, отогревая свободную в кармане.
Потрясающе: в Голландии плавсредства и автомобили – на равных правах. Просто у каждого своя дорога. На "перекрёстках" обычно разводной мост и светофоры. Для диспетчера приближение яхты или катера – сигнал опустить перед машинами шлагбаум и поднять мост. А иной раз нам приходится пережидать слишком плотный поток автомобилей. Водители (как "колёсные", так и "водоплавающие") ждут зелёного сигнала: светофоры одинаковые. Красный – стоим!
А ещё есть судоходные акведуки – это когда дорога "проныривает" под каналом. Непривычное зрелище: ты на плавсредстве сверху, а автомобили снизу!
Вдоль канала – интуитивно понятные "дорожные знаки". Только запрещающих гораздо меньше, в основном информационные (стрелки вправо-влево, знаки парковки...). На развилках – указатели направления. Периодически встречаются ответвления (под прямым углом, как на дороге!) к маринам и стоянкам. А иной раз – "карманы", как на остановках автобуса. Возле каждой виллы, примыкающей к каналу, – непременно причал. Кстати, домики и плавсредства зачастую очень скромные, хотя не верится, что в столь шикарных местах бывает дешёвое жилище.
Но вернёмся к разводным мостам, которые мы в первый день только учились проходить. Пару раз было совсем непросто: пролёты иногда очень узкие (буквально на толщину 1-2 кранцев с каждого борта!), а сильные порывы ветра забрасывают корму притормозившей лодки. Приходилось всерьёз напрягать подрульки... Всё встало на свои места, когда мы поняли, что для оплаты моста совсем не нужно останавливаться: диспетчер опускает в нашу сторону длинную удочку, на конце "лески" – маленький кломпен (деревянный башмачок, символ Голландии). Задача матроса на палубе – поймать башмак, бросить туда монетки и отпустить. Просто, удобно и – главное! – всё делается на среднем ходу, при котором судно уверенно контролируется рулём. В итоге мы "рычать" подрульками в пролётах перестали совсем.
Ценовая политика очень разная. От Шнейка до Воркума (наш первый переход) "мостовики" брали за каждый проход 1,25 евро. А (сильно забегаю наперёд) от Харлингена до самого Доккума платить не пришлось вовсе. Универсальное правило: держите на полочке возле выхода стопку мелочи, чтобы не тормозить в ожидании сдачи.
За что люблю речной яхтинг – глазу не скучно, пейзаж всё время меняется. Но в узеньких каналах Голландии всё гораздо динамичнее, чем на родном Днепре: сходил, пардон, в туалет – уже пропустил несколько "интересностей". Вот целая "флотилия" уток, которые здесь не боятся ничего – чуть не в иллюминатор лезут. А вон на мостике забавный муляж бурёнки – ну симпатяга! Расходимся с колоритным тьялком (традиционная речная баржа) под всеми парусами (в узком канале!), со шверцами и бородатым капитаном, будто бы оставшимся с "той" эпохи – такое только здесь и увидишь. Или, наоборот, среди рыбацких судёнышек вдруг ошвартована современная узкая яхта, наверняка ACC класса ("гончак" Кубка Америки)… Над нами проплыла очередная ветряная мельница, чуть не веками перекачивавшая "лишнюю" воду с полей – этих великанов здесь много, некоторые до сих пор работают.
Но на чём глаз действительно отдыхает – на архитектуре. Почти вся увиденная нами Фрисландия (исключение – лишь столица Леуварден) – 1-2-этажная, кирпичная, с аккуратными цветничками перед фасадиками, часто с радующими глаз декорациями (кораблики, бурёнки, ветряные мельнички…) возле входа и на подоконниках. Центры городков украшены крутоскатыми крышами магистратур и острыми шпилями кирх. Улочки неширокие, аккуратные, мусор – только природный (листья, ветки…), и тот быстро уберут. Впечатление этакого сплошного музейчика, где вокруг – экспонаты. Как там у Задорнова: «Это не деревня, это декорация! Так живут гномы и феи, люди так жить не могут!» К Фрисландии очень подходит. При этом никакой выхолощенности или искусственности – голландцы предпочитают органично "вписываться" в окружение.
Вот "проплыл" мимо маленький симпатичный Эйлст (IJlst) – почти 950-летний городок с красивыми ветряными мельницами и нависающей над каналами буйной зеленью. Когда-то здесь делали знаменитые на всю Голландию коньки (в Нидерландах до сих пор бегают по льду все, от мала до велика) и отличные тьялки (даже на флаге города – кораблик). Решили не останавливаться, а наверное – зря.
Следующий город – Воркум – и был целью нашего первого перехода. Известный уже в Х веке, он через пару сотен лет превратился в большой торговый и рыбацкий порт, а в XV-XVI веках – в мощную базу китобоев с многочисленными верфями. Город стал настолько важным торговым "перекрёстком", что даже постоянное заиление гавани не останавливало его работу – дно регулярно чистили. Но вот в XVIII столетии от борьбы с заносами отказались, и судьба порта была предрешена: к 1875-му почти полностью заилило и гавань, и водные пути к ней…
Сегодня город – один из центров водного туризма и гончарного ремесла (край богат хорошей глиной). Интересна и архитектура: старый городской центр и гончарная мастерская, производившая практичные изделия в зелёной или коричневой глазури; недостроенная церковь Святой Гертруды с колокольней и ратуша XVI века (её в XVIII веке подновили), "Городской дом" XVII века (в нём сейчас музей истории и таможни), историческая верфь De Hoop, церковь Святого Веренфрида с музеем церковной живописи, музей местного художника-философа (Jopie Huisman)...
А именно в эти дни в Воркуме начался международный фестиваль Strontrace – большой праздник, на который съехалось великое множество зрителей и участников, и не только из Нидерландов… Впрочем, всё по порядку.
Первым "звоночком" для нас, ничего не ведавших о предстоявшем действе, стали дети. Точнее, детская "регата": по команде судьи молодёжь запускала в плавание через канал потешные парусные кораблики с деревянными корпусами в виде… правильно, всё тех же кломпенов! Яркие, разноцветные, с парусами разной формы, иные с конструктивными "изюминками" (был даже тримаран!), они бойко сражались с волнами, иногда почти ложась на воду от сильных порывов. Никакого электронного управления – как уцентровал и настроил свою лодку, так она и поплывёт. Надо было видеть, как активно болели дети и их родители по обе стороны канала! Причём, всё "по-взрослому": главный судья с мегафоном, лодка на дистанции (зарулившие в камыши кораблики вызволяли), работал гоночный комитет с компьютером (даже протест разбирали!), результаты распечатывались… Победителей торжественно награждали в зале близлежащей кирхи, в их честь даже пели моряцкие песни.
А вечером в зале побольше (даже с балконом) было действо для взрослых: международный фестиваль шантименов. И следующим утром, и следующим вечером... Атмосфера на таких концертах потрясающая: публика вслушивается в каждое слово, подпевает, иной морской волк обронит скупую слезу – равнодушным отсюда уйти невозможно, даже если не всё понял (много песен на голландском). Скажу больше: уходить не хочется вообще.
Возвратившись на Aquanaut с массой потрясающих эмоций, мы немедленно и безоговорочно пересмотрели свои дальнейшие планы. Ибо праздник только начинался – "расписание полётов" мы уже знали. Как и то, что нам невероятно (нет, НЕВЕРОЯТНО!) повезло оказаться именно в это время в Воркуме…
Утром наконец (кажется, впервые со дня старта) выглянуло солнышко. Вообще-то в конце октября в Нидерландах уже слишком дождливо и неуютно, солнечных дней – мизер. Но сегодня тучки почти разбежались – видимо, чтобы не портить вторую часть фестиваля, морскую ярмарку. Старая гавань Воркума расцветилась рыбацкими сетями, буйками, поплавками, парусами, тросами и спасательными принадлежностями с многочисленных лодок, которые прибыли на Strontrace. А вдоль берега выросла цепочка палаток с моряцко-рыбацким крамом и сувенирами. Чего тут только не было! Деревянные тали и гини, кручёные канаты, плетёные из них маты и кранцы, фуражки с "крабами", вязаные свитеры и рыбацкие сапоги, поплавки большие (для том-буя) и совсем маленькие (нетонущие брелки), колоритные галстуки… И кломпены, как же без них! Кстати, многие в них и ходили – оказывается, это не только декор. А в одной палатке мастер "строгал" башмак за башмаком прямо на глазах у публики.
И иные ремёсла на ярмарке можно было увидеть (и даже поучаствовать). Вот два кузнеца с мини-горнами, выковывают наконечники для флюгеров и другие поделки. А огонь раздувают... дети! Под каждым горном механизм с педалью (как на старинных швейных машинках) – чем быстрее нажимаешь, тем сильнее пламенеют угли. Возле каждого горна очередь ребятишек. Им интересно, а кузнецам – помощь.
Неподалёку – занятный стенд "смастери себе корабль". Всё просто: в большом ящике куча обрезков дерева самых разных форм и размеров, рядом – гвозди, молотки, катушки с нитками. Мальчишки и девчёнки выискивают подходящие (как им кажется) деревяшки, сколачивают гвоздиками, втыкают палочки-мачты и привязывают ниточный такелаж. Плата – копеечная. Зато дети ходят по выставке гордые, выставляя напоказ придуманный и сделанный лично (!) кораблик.
А вот два такелажных умельца в лавке со всевозможными вязаными и плетёными поделками. Один растянул рядом машинку для свивки и: «Кто хочет трос своими руками сделать?!!» Добровольцы крутят и с удивлением смотрят, как из мотка бечёвки свивается самый настоящий канатик. Ну интересно же! А хитрому мастеру польза – он потом из этого канатика очередной мат или кранец на продажу сплетёт. Ещё раз вспомнилось давно услышанное: «Голландцы знают толк в организации дела».
Ещё пример: в соседней палатке собирают пожертвования на реставрацию вековой давности боттера (запалубленый деревянный "рыбак"). Только не как обычно, типа: «Пода-айте на хорошее дело!» – это малоэффективно. А предлагают тарелку супа за 5 евро, объясняя, что деньги пойдут на вон то старинное судно, которое рядом ошвартовано. Сварить такой суп – копейки, а съесть порцию на открытом воздухе – за счастье. В итоге на сдачу пожертвований целая очередь. До чего же деликатно и остроумно!
В центре площади – большой чан, обложенный кирпичом и с топкой снизу. Огонь горит, в чане побулькивает, парень периодически что-то мешает веслом. Вот в чём, оказывается, секрет голландских парусных мастеров – пошитые и обликованные тросами полотна они проваривали с семенами (кажется, конопли) – чтобы не гнили! Потому-то все их паруса и коричневые.
Где рыбаки, там и рыба – её здесь не только продавали, но и коптили. Запах стоял, м-м-м…
И (представьте!) аккомпанементом ко всему описанному снова были шанты (песни моряков парусного флота): задорная и колоритно разодетая группа пол-дня их распевала, переходя с места на место – даже на палубе боттера побывала. А над всей ярмаркой, казалось, царила некая аура, одухотворявшая людей и добавлявшая им оптимизма – сразу столько радостных лиц редко где доводилось видеть.
Но ярмарка – только предыстория самого главного – собственно "Стронт-рейса", ради которого в Воркуме и собрались все эти тьялки, скучи, лемстер-аки, блазер-аки и прочие колоритные парусники. Это регата, главный маршрут которой: Воркум – Вармонд (на юго-запад от Амстердама) – Воркум. Когда-то этим путём из Фрисландии в "тюльпановый край" перевозили… жидкое удобрение для выращивания очень дорогих в то время цветов. Быстрее доставишь – раньше и лучше продашь – вот и повод для соревнования. А что груз был уж больно зловонный, то и назвали гонку Strontrace (или Shitrace, ежели по-английски) – "дерьмовая".
Strontrace проводят с 1974 года. Гонка славится строгостью правил: всё должно быть, "как тогда". Несмотря на то, что часть пути проходит по каналам, пользоваться мотором запрещено – команда орудует футштоками или "бурлачит", буксируя за канат по берегу. Суда, как и раньше, грузят удобрениями (только высушенными и брикетированными), старт даётся с положения "ошвартованы, паруса убраны". Кто первый отдал швартовы, развернулся на футштоках и поставил паруса – получает ощутимую фору. Впрочем, небольшую: дистанция солидная, гонка длится целые сутки… Тут больше значат умение управляться с судном и выносливость команды.
Понятно, что на столь серьёзное испытание идут только самые ярые фанаты традиций. Таковых в этом году 11 экипажей. Каждое судно (история, ТТД, команда, фото капитана) описано отдельным документом, которые получают все зрители и болельщики – словом, почёт и уважение. А для остальных (ещё 22 яхты) – дистанция (Beurtveer route) попроще: серия дневных гонок по озёрам Эйсселмер и Маркермер.
Но и это, как оказалось, не всё! В день старта первыми неторопливо выходили на дистанцию… рыбаки! Да, у них (29 лодок) – своё соревнование: кто больше рыбы наловит за одинаковое время и одинаковыми снастями. Это их сети и россыпи поплавков украшали зелёный газон у старой гавани – пока народ ярмарковал, судьи проверяли орудия лова на соответствие правилам. Место лова – Эйсселмер, первая рыбалка с понедельника по среду, вторая – до пятницы. Самое любопытное: оценивается не только количество/вес выловленной рыбы, но и сумма выторга за неё! Т.е. в среду и пятницу члены экипажа торгуют на базаре в Воркуме, и это – тоже соревнование!
Вечером после ярмарки наши Саша с Алексеем подружились в пивбаре с рыбаками, в итоге те пригласили украинцев поучаствовать в старте – свои же люди, парусники! У оставшихся на борту Aquanaut-а свои привилегии: мы посмотрим на старт вблизи и с разных точек, благо, имеем собственное маневренное судно.
...Это была настоящая феерия паруса! Сначала из длинного входного канала в озеро степенно пошли "рыбаки". Большие и малые, деревянные и стальные, старые (большинство постройки начала 20 века, а один – даже 1890-го!) и относительно "свежие", палубные и даже практически открытые (а ведь предстояли две ночёвки, да с холодными дождями!)... Шли, казалось, нескончаемой вереницей, и было что-то трогательно-мужественное в этом массовом уходе в море. Шкиперы – трубка, окладистая борода, потёртый свитер и ухарски распахнутый бушлат – ну классические морские волки! И наравне с седовласыми бородачами – их дети и внуки, молодёжи хватает. Удивительное, очень яркое и колоритное зрелище, которое запомнится навсегда.
А после недлинной паузы стартовали "дерьморейсеры". Тут уже никакой вальяжности: рулевой сосредоточился, выдерживая курс, экипаж споро таскает шкоты, звучат отрывистые команды… Канал подвернул вправо – рулевой выкручивает на ветер, матросы быстро убрали заполаскивающий кливер. Прошли выходной маяк, курс по ветру – ставь всю дополнительную парусину! Старые парусники – не для лентяев, матросы с современных крейсерских яхт даже не подозревают, насколько больше обязанностей у их коллег с тьялка или скучи…
Судьи на дистанции (2 катера) чётко следят за отсутствием помех для гонщиков, при этом весьма толерантны: дали нам (торчащей в центре канала моторной яхте) возможность и поснимать с минимального расстояния, и пройти "в строю" с гонщиками. Лишь однажды нам сделали замечание, посчитав, что будем мешать. Со стоящего далеко в стороне журналистского судна нас провожали откровенно завистливыми взглядами (меня тоже туда приглашали. Ха!).
Надо же, а ведь всего этого мы могли не увидеть! Всего лишь выбрав другой маршрут или проскочив Воркум, не останавливаясь… Следующий Aquanaut-чартер буду уже сознательно планировать под одно из таких ярких действ – их в голландском календаре хватает!
Лемстер-ак со счастливыми Сашей и Лёшей мы нашли мирно стоящим посреди озера на якоре – сети уже выметаны, можно и по пиву. Саша долго восхищался: «Девчонку видели? Внучка капитана, 15 лет. На равных со всеми и троса тягает, и сети ставит – вот это да!» Перерыв у них, правда, короткий – капитан решил одну сеть перезабросить. А мы, тепло попрощавшись, уходим своим курсом – искать новые голландские приключения…

(Окончание – в следующем номере).

Консультацию по чартеру в каналах Фрисландии готов дать по адресу bogdan@fairway.net.ua или по телефону +380504411177.