Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Les Salons du Multicoque – 2015

#Multihulls boat-show #Огляд

И снова я в курортном Ла Гран Мот (Франция) на бот-шоу многокорпусников: 1870 выставочных кв.м на берегу, 350 кв.м на воде, 135 экспонентов и (главное!) около 50 «живых» катамаранов и тримаранов! Воистину «многокорпусная фиеста», аналогов которой в мире больше нет.

«Фарватер» презентовал эту выставку в №3/2013. Родилась она совсем недавно (в 2010-м) в ответ на потребность «многокорпусных» верфей в собственном, специализированном бот-шоу. Нынешняя – уже шестая. Да, на фоне могучих выставок Дюссельдорфа или Канн её масштабы не впечатляют. Особенно посещаемость, которая за год даже немного снизилась: 12000 человек против 15000 в 2014-м. Регресс? Это с какой стороны посмотреть. Ведь на нынешнем бот-шоу продано около 40(!) многокорпусников на общую сумму около 25 млн. евро!!! (Эти суда весьма дороги: в среднем 400-500 тыс. евро, и уж никак не меньше 200 тыс.) Все верфи мира за год строят около 1000 катамаранов и тримаранов, а всего лишь за 5 дней в маленьком курортном городке своих владельцев обрели целых 4% этого флота! Не удивительно, что топ-менеджеры верфей в один голос говорят о Multihulls boat-show, как о главном для себя событии года, а половина(!) посетителей – иностранцы. В чём же прелесть выставки? Рассказывает Кристина Годд, бессменная «хозяйка» пресс-офиса:

– Во-первых, посетители здесь «качественные». В Каннах, Генуе и Дюссельдорфе катамараны/тримараны – небольшая группка в армаде однокорпусников. И среди посетителей, осматривающих стенды, больше просто любопытствующих – нужно ещё «разжевать» им преимущества многокорпусников. И не факт, что «проникнутся». К нам же приезжают уже давно определившиеся в предпочтениях, которым эти любопытствующие ничуть не мешают.

Во-вторых, визитёры у нас не просто осматривают, но и активно тестируют. Поэтому верфи пригоняют сюда по два «борта»: один – на стенд, а другой – на ближний к выходу из марины понтон. Осмотрел судно, понравилось – можешь на таком же выйти в море: менеджеры на стендах постоянно комплектуют «тест-экипажи», суда выходят по нескольку раз в день, клиенты получают полноценное представление о плавсредствах.

Для самих же верфей участие здесь не столь обременительно, как на других выставках. Перегнать многокорпусник (а большинство верфей – недалеко) в нашу марину на порядок дешевле, чем доставить его по суше в Париж или Дюссельдорф. И стоимость участия не «зашкаливает». Потому у нас активно выставляются даже небольшие верфи, не могущие позволить себе, к примеру, Канны. А крупные верфи привозят несколько «бортов». Соответственно, посетители получают максимальное количество «живой» техники в одном месте.

Вы помните, мы первоначально задумали проводить выставку то здесь, то в Лореале? Но практика показала, что на атлантическом побережье выставка не столь эффективна – посетителей гораздо меньше. Аэропорт там маленький, за день принимает лишь один международный рейс – не сравнить с более людным Монпелье, где работают, в частности, «бюджетники» Ryanair и Easyjet. Да и погода там похуже и море посуровее – столь активное, как здесь, тестирование не всегда возможно. И сам городок тот несколько мрачный, а ведь всякое бот-шоу предполагает атмосферу праздника и хороших эмоций – люди же приехали покупать мечту! Словом, Les Salons du Multicoque окончательно «прописался» в Ла Гран Мот.

Но – пора на понтоны с «техникой»! Самые большие экспозиции, конечно же, выставили «киты» катамараностроения, брэнды которых у всех на слуху: Fountaine Pajot, Lagoon, Leopard, Nautitech (онже Bavaria), Catana, Bali, Outremer. «Фарватер» протестировал 7(!) моделей этих торговых марок – читайте подробные материалы в этом (Leopard 40) и последующих номерах.

Верфь Catana выставила оба революционных Bali. В числе ноу-хау (напомню): громадные кокпиты (столы с диванами плюс солярий) в носу; открываемое широченное ветровое стекло (вентиляция плюс прямой доступ в салон); солярии на крышах рубок, к которым ведут комфортные ступени; в корме – откидная платформа, увеличивающая площадь кокпита. Но если кокпит Bali 4.5 («Фарватер», №1/2015) привычно отделен от салона переборкой, то на Bali 4.3 эти пространства объединены. А в холодную погоду нажимаем кнопку – и гидравлика опускает (из-под подволока) сплошную кормовую переборку со стеклянными окнами и раздвижной дверью. Боковины кокпита закрываются слайдерными «форточками» – получаем сплошной салон. Весьма практичный «трансформер». Протестировать удалось Bali 4.5 (ждите отчёт).

Альтернативный проект с открытым кокпитом – Nautitech Open 40 («Фарватер», 5/2014). Эта верфь всегда ставила «во главу угла» общие прочность и жёсткость, потому переборку между кокпитом и салоном сохранила. Но сдвинула её максимально в нос, упразднив в салоне обеденную группу. По задумке, странствующей паре (и даже четверым) просторного штурманского стола для обеда более чем достаточно (с камбузом здесь никаких «экспериментов» – он большой и удобный). Зато обогреть небольшую кают-компанию не в пример проще. Даже владельцы 50-футового катамарана позавидуют размеру здешнего кокпита, а ещё – комфорту в нём в плохую погоду: всё прикрыто сплошным хард-топом, плотно затентовано по периметру – на «дождевом» тест-драйве я воочию убедился в редком для катамарана уюте, даже без кормового полога. Ещё одна особенность – бортовые рулевые посты, столь удобные для одиночной швартовки.

Теперь – об «интересностях», малоизвестных украинскому читателю.

O-Yachts, образец современной транснациональной компании: французский менеджмент, латвийская постройка. Строит под заказ, причём у клиента широкий выбор проектов (не просто теоретических – матрицы уже готовы к формовке!). Выставленный Class 4 – «перфоменс-круизер», очень близкий к «чистым гонщикам»: энерговооружённость – фантастические 5,44, а в исполнении «премиум» – 5,73! Ещё бы: при длине 14 м всего 7,5 т «лёгкого» водоизмещения! Именно в угоду скорости мебель на яхте предельно упрощена, сквозные крепления палубного оборудования и путенсов не скрыты зашивками, а в платяном шкафу «живут» трубы с электропроводкой. Все корпусные конструкции – карбоновый сэндвич на эпоксидном связующем. Исполнение, несомненно, качественное. Ведь это работа Клиффорда Денна, известного, в частности, проектами люксовых Sunreef. Очень жаль, что нелепая случайность не позволила его испытать…

SC48 от Garcia Yachting. Эта почтенная (основана в 1974-м) верфь ныне входит в Grand Large Yachting, наряду с Allures Yachting (алюминиевые парусные яхты) и Outremer Yachting (пластиковые перфоменс-катамараны). Строит, в частности, кастэм-парусники из алюминия (SC48 именно из их числа). Этакий «танк» для путешествий по всему миру, без ограничений: из АМГ выполнены не только корпус, но и палуба с надстройкой; мощные «корабельные» двери, толстенное остекление… Два кокпита (с прямым выходом из салона в оба), просторный салон, 3 каюты (правый корпус – «оунерский»). Полный вес – 18 тонн. Тяжёлое судно, очень устойчивое и комфортабельное на ходу (кстати, медленным его тоже не назову – именно после полноценного тест-драйва). Полный «фарш» для жизнеобеспечения и безопасной навигации, дублированные системы автопилота, спутниковая связь… Планировку кают «расписал» владелец, потому подробно на ней останавливаться смысла нет. Отмечу другое: этот 48-футовый индивидуальный(!) проект из алюминия(!) со столь богатой комплектацией и профессиональным строительным надзором (нанятый руководитель проекта был «глазами и ушами» владельца) обошёлся заказчику в весьма скромные 900 тыс. евро! При том, что несоизмеримые по долговечности и качеству 50-футовые пластиковые «штамповки» на соседних понтонах стОят больше миллиона!

Swiss: ёмкие карбоновые корпуса на эпоксидном связующем, карбоновые мачты, шверты, богатая комплектация, индивидуальное исполнение интерьеров. Максимально возможный комфорт сочетается с повышенной скоростью (карбон – именно для лёгкости на ходу). Такая лодка – для жизни и путешествий по всему миру. Коммерческий директор: «Мы комплектуем яхты стандартными системами и механизмами, но только от высококачественных (в основном, скандинавских) производителей. Каждое новое судно я лично «гоняю» не менее 500 миль, и если что-то мне не понравится, то владельцу не сдаём – переделываем». 5-летний Swiss 65 выглядит удивительно свежо – суда действительно качественные.

Slyder 47. Ещё один перфоменс-катамаран, конкурент для Catana и Outremer. Строится в Италии, хотя менеджмент германский. Корпус формуется одним «куском» в здоровенной матрице, ламинация – с инфузией (вакуумированием), на винилэстеровой смоле, с усилением нагруженных участков днища карбоном. Массивные элементы сосредоточены вблизи центра масс для уменьшения продольной раскачки (бич катамаранов). Для безопасности носовая часть поделена на пять(!) водонепроницаемых отсеков. «Вы можете отрезать передние 3 метра – вода в жилые помещения не пойдёт. Предосторожность на случай пробоины от плавучего контейнера». Высокая энерговооружённость, «квадратный» топ грота, шверты – всё для ходкости. Богатая комплектация, отделка – под клиента. В «базе» – 540 тыс. евро, в выставленной комплектации – 700 тыс.

Comet Cat 37. Итальянская верфь Comar Yachts, давно известная своими качественными монокорпусниками, теперь строит и катамараны. Корпуса формует из стеклопластика на винилэстере. Comet Cat 37 – проект Марка Ломбарда, любителя скорости и мастера грамотных планировок. Чего стоит только широкий редан чуть выше ватерлинии: смоченная часть корпуса довольно узкая (для ходкости), а «сухая» часть достаточно широка для просторных апартаментов. Заодно редан добавляет и жёсткости корпусу. Благодаря длинным бортовым окнам помещения светлые и психологически комфортные. А в отделке удивительно много дерева – интерьер вообще в благородном стиле «скандинавов». Клиренс 65 см – отлично для 37 футов. Базовая цена – 250 тыс. евро.

В отчёте о выставке 2013-го я уже представлял ёмкие Aventura 33 верфи STGI. На сей раз тунисские катамараностроители выставили ещё одну модель: Aventura 43. По задумке – быстрый катамаран с румпельным управлением. Удивили «катерные» мягкие кресла рулевого с боковой поддержкой. Карбоновая поворотная мачта, эффективное парусное вооружение – судно, по идее, должно просто «летать». Понравилась планировка салона – с оригинальным двухостровным камбузом. А вот интерьер не впечатлил ни расцветками, ни качеством исполнения. Базовая цена – 320 тыс. евро. (Выставленный стоил 350 тыс.)


Прошлый раз (в 2013-м) я сетовал, что заглянул сюда лишь на пару дней. Ошибку повторять не стал и на Les Salons du Multicoque-2015 отработал все 5 дней, собрав уйму материала. Слов нет: это бот-шоу – действительно «событие года» в многокорпусном мире. И всем неравнодушным к катамаранам и тримаранам я горячо рекомендую в следующем году запланировать поездку не в Дюссельдорф и не в Канны, а именно в Ла Гран Мот.

Богдан ПАРФЕНЮК.