Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Viva 700

#------

Вот в чём польские яхтостроители наверняка «впереди планеты всей» – так это в малых яхтах. Причин тут две: их чрезвычайная популярность на польских ВВП (в основном, на Мазурских озёрах) и «неплотность» именно этого сегмента яхтенного рынка в Европе (крупные евроверфи «стартуют» с 7-9-метровых моделей). Результат – множество предприятий, собирающих парусники длиной до 7-9 метров, и просто-таки виртуозное умение местных конструкторов вместить максимум в небольшой корпус.
Потребность в небольших семейных яхточках с каждым годом растёт и в Украине (Днепр обязывает!) – отсюда очередь на покупку новых «Ориян» и массовые модернизации «полуживых» «Корморанов», «Карин», «Револьверов» и пр. И, конечно же, интерес к заезжим модерновым «полякам» недюжинный: своих покупателей быстро нашли новые TES (см. материал в №1/2007), затем появилась первая Viva… Вот её мы и протестировали в начале июля.

Итак, Viva 700 (постройка верфи Sasanka Yacht). Спроектирована Анджеем Скжатом (одним из самых опытных польских конструкторов) как недорогая прогулочно-туристическая трейлерная яхта, безопасная в управлении даже малоопытным экипажем (обычно семейным). Выпускается в двух вариантах внутренней планировки – с 4 или 6 спальными местами (у нас 4-спальная). Цена в Украине – от 21957 Евро, с максимальными «наворотами» – 24000 Евро.

Экстерьер
Корпус и палуба, конечно же, пластиковые – отсюда невысокая стоимость, простота в обслуживании, изящные формы и… специфический запах в каюте (никуда не денешься – стирол).
Корпус высоко «сидит» на воде (высокий борт – это мореходность), при этом ватерлиния на ровном киле достаточно узкая. «Зализанная» в носовую палубу пропорциональная рубка, элегантные иллюминаторы и частично открытый (в корму) кокпит.
Вооружение яхты типа «3/4» (ванты с краспицами развёрнуты в корму, без бакштагов). Стаксель с закруткой и грот с системой быстрой укладки (Lazy Jack) – и то и другое, увы, опция (если в семействе яхтой управляется один папа, то эти устройства обязательны). В разрыв штага вставлены мощные блоки, которые в комплекте с трубчатой рамой образуют систему завала мачты – удивительно полезная штука, например, в Днепропетровске или Кременчуге, где низкие мосты имеются.
«Умный» широкий бушприт с асимметрично открытым релингом значительно упрощает вход на лодку с носа. Прочные леера плюс нескользящая (рифление), без чрезмерной погиби палуба вполне гарантируют безопасность перемещения по ней. Мы, например, неспешно идя бейдевинд, спокойно отпускали малых (3,5 и 5 лет) детей «гулять» на бак (в спасжилетах, конечно).
Якорный рундук (со сливом) кроме 10-килограммового «плуга» вместит и добрую бухту троса. Сверкающие нержавейкой швартовочные утки «спрятаны» под леерные дуги, не загромождают палубу.
Погоны стаксель-шкота – по бокам рубки; сами шкоты уходят, вместе с мачтовыми проводками, через блоки на клавишные стопора справа-слева от капа; их обслуживают добротные нержавеющие лебёдки (кстати, было неожиданно увидеть на яхте экономично-семейного класса относительно дорогие Andersson’ы).
Кокпит прекрасен. Широкий и длинный (под 2 м!), в нём отформованы две невысокие банки (сидения): спина удобно лежит на комингсе, при этом ногами упираешься в противоположную банку – безопасно, уютно и в поясницу не дует. А на гонке в сильный ветер можно откренивать, сидя сверху на комингсе – он достаточно широкий.
Палубный блок гика-шкота встроен аккурат в центре кокпита – загромождающего погона здесь нет.
В кокпите два ахтерпика: небольшой самоотливной и вентилируемый – под кормовым сидением и «боцманский» – под сидением справа; оба закрываются на замочек. Кормовой, конечно же, «газовый»: там поместится четыре 5-литровых баллона. У нас баллон один, поэтому рядом легко стала 20-литровая канистра с бензином (на транце же мотор висит. Транец, кстати – опция), да и для прочей бортовой химии место осталось.
«Боцманский» ахтерпик весьма объёмен: помимо аккумулятора и 30-литрового бака питьевой воды, закреплённых штатно, пространства остаётся ещё этак литров 200-250, сюда наверняка влезут и кранцы, и троса, и якорь, и вёдра – всё, что нужно.
В центре транца прикреплена стойка-упор для заваленной мачты, а справа – откидная лестница для спуска/подъёма из воды.

Интерьер
Высокий борт, развитая рубка и разумная планировка обеспечили 7,3-метровой яхте все атрибуты настоящего круизёра – вплоть до изолированной туалетной комнаты (!).
Тиковая планка на пороге – и глаз радует, и ноге не скользко! А стандартный интерьер Viva 700 весьма приятен: ламинированные под дерево переборки и полочки-шкафчики гораздо «теплее» пластика.
Высота подволока в центре каюты около 1,65 м: в полный рост не станешь, но одеваться/раздеваться вполне удобно. И треугольная носовая «пулька», и подкокпитный двуспальный лежак широкие и длинные (под 2 м) – даже рослому человеку длины хватит. Правда, ногам сразу двух рослых будет маловато места в самом носу, а кормовая двуспалка несимметрична по высоте – если у борта можно сидеть, то нависающая подкокпитная часть низковата (с полметра) и наверняка не понравится склонным к клаустрофобии.
Круглый носовой люк (открывается к мачте) – для работы с геннакером, проветривания и освещения салона; «дверью» он может служить только детям.
Подняв и зафиксировав полукруглые половинки столешницы (они на петлях, в походном положении прилегают к стенкам швертколодца), получим метрового диаметра стол, вокруг которого на мягком круговом диванчике вольготно рассядутся пятеро, а уж плечом к плечу – и 7 человек (смотри фото). Пожалуй, именно большой удобный стол с диваном – основной плюс четырёхместной планировки.
Чуть в корму, ограничивая сиденье дивана, к левому борту приформована большая пластиковая тумба, дополненная сверху трёхсекционным навесным шкафчиком (дерево). Это – камбуз. В тумбу вделаны двухконфорочная газовая плита (без кардана) и умывальник с краном, внутри – большой отсек для посуды и продуктов.
Туалетная комната весьма объёмна. Сразу у входа – биотуалет (можно и прокачной унитаз заказать), вдоль борта – практичная глубокая полка, правее – небольшая овальная тумба с краном/раковиной в верхней части. Есть освещение, пассивная вентиляция, треугольное оконце… В полный рост тут тоже не постоишь – гальюн «сидячий». Зато глубокую нишу, что справа от входа, можно использовать для сушки непромоканцев: достаточно прикрутить туда скобу для вешалок. В целом – очень даже неплохо.
Плафонов освещения три: над столом-швертколодцем, в гальюне и слева от камбуза. А рядом с ними в подволок вмонтированы решёточки пассивной вентиляции.
Питьевая вода в краны (камбуз/туалет) качается электронасосом из 30-литрового бака. В переборку, что позади входного трапа, встроен электрощиток.
Из обстановки стоит упомянуть ещё и рундуки под подушками диванов, и глубокие вещевые ниши вдоль обоих бортов, и небольшие навесные шкафчики в носу и у туалетной переборки… Пространство спланировано действительно удобно.
Мы не акцентировались на отделке яхты, хотя её предусмотрено несколько вариантов. В целом исполнение яхты понравилось. Правда, на уровне деталировки нюансы есть – «подгулявшие» местами шурупы, кое-где торчат провода… Но гораздо значимее то, что на Viva 700 мы не обнаружили технологических ляпов, вроде вопиюще-опасного крепления вант-путенсов и фальшкиля на «Неве»: корпус, оснастка, крепление – всё сделано вполне добротно (насколько это можно судить без «вскрытия» пластика, конечно).

Впечатления и оценки
Перед выходом выясняем: шверт и руль – поворотные, при выходе на мель они просто поднимутся (отличие от потенциально-аварийной кинжальной конструкции).
В слабый ветер визуально лодка кажется недогруженной парусами. Однако при этом она хорошо держит ход, уверенно маневрирует и совсем не беспомощна, как иные семейные крейсерки (например, «Ассоль» со штатным вооружением или польский «Корморан»). Вот тут и вспоминается узкая ватерлиния и то, что Анджей Скжат специализируется именно на скоростных судах.
Жаль, нам не удалось проверить яхту в сильный ветер. Но с берега, раньше, замечали: Viva 700 и при 4-5 баллах ведёт себя вполне уверенно, кренясь меньше популярных у нас «Ориян»: важный «плюс» для семейного яхтсмена и новичка. А вот ещё, для них же: в любой момент можно повернуть оверштаг без переброски стакселя и отпустить румпель – судно с небольшим креном будет устойчиво дрейфовать полным бейдевиндом.
Трубчатый, полированной нержавейки румпель хорош: как рукой удобно контролировать, так и ногой придержать (святое дело при нехватке квалифицированных рук).
Спорное решение – проводка стаксель-шкотов: по задумке их явно нужно проводить через клавишный стопор, а уж затем на лебёдки (как и фалы, оттяжки и пр., заведённые рядом). Однако стаксель-шкоты работают постоянно, в стопорах они быстро разлохматятся. А брошенные поверх клавишников тоже трутся…
Зато система завала мачты – чудо: достаточно вытащить один (!) шплинт – мачта спокойно валится при помощи шестиблочных талей. Знающий да оценит!

Резюме
Эргономику и «семейные» качества яхты превосходно проверили носящиеся друг за другом дети: им было удобно и интересно, а нам за них спокойно. Плюс остойчивость (на швартовке пол-экипажа на борт стало – крен мизерный), поднимающиеся перья (мель не страшна), средства быстрой уборки парусов (т.е. резкий шквал при недостатке рук – не проблема), удобство кокпита и вместительность каюты – яхта действительно отлично соответствует своему назначению. Тем более, при столь незаурядном отношении цена/качество.

Фото – Богдан ПАРФЕНЮК.