Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Viknes 1030

#------

Из всех Viknes, «обкатанных» мной в норвежском Бергене («Фарватер» №3/2007), напоследок было решено описать именно флагман. Причина проста: он настолько популярен, что уже в апреле заказы были расписаны до конца года, посему, чтобы не «дразнить» потенциального покупателя понапрасну…
А «дразнить» есть чем: этот катер оказался самым

  • быстрым и комфортным на ходу;
  • просторным и удобным внутри;
  • солидным и презентабельным снаружи.

Теперь – всё по порядку.

Даже эстеты средиземноморской закваски, которым «рабочий» вид Viknes покажется диковинным, наверняка признАют, что по дизайну 1030 – весьма гармоничный и пропорциональный. На эту характеристику работают и борт с имитацией клинкерной обшивки, и самая длинная в семействе рубка, и плавный зализ носовой палубы, и динамичный штрих кормовой арки (исполнение «Sjark»). А специалисты сразу распознАют в катере потомственного морехода: острый штевень, широкий бак (носовая палуба), высокий борт, закрытый рулевой пост (пайлот-хаус), самоотливной кокпит, «траулерное» (с обратным наклоном) ветровое стекло… Этакая смесь солидности и надёжности, такой лодке доверяешься сразу.

Шагнём на борт
С кормовой площадки это удобно даже неопытной женщине или ребёнку: кринолин широкий, на мокром тике нога не скользнёт (гарантировано!) и где бы ни стал – под руками поручни. Снизу можно выдвинуть забортный трапик, а к транцу снаружи привинчен мощный держатель для кранцев – весьма практично. Наш катер дооснащен ещё и кормовым якорем в штатном роульсе и с лебёдкой – скандинавы, как и мы, часто швартуются носом в берег.
В кокпит ведёт мощная дверь с солидной защёлкой – за безопасность навалившегося на неё пассажира можно не переживать. В открытом положении дверца устойчиво лежит на мягких упорах просто за счёт гравитации – транец наклонный. При переходе в кокпит сделан «подскок»: даже серьёзная волна, бухнувшая в транец, не брызнет из-под двери. Зато всё, что в кокпит попало, выливается без задержки – конструкция самоотливная.
Кокпит очень большой – бОльших я на аналогичных катерах ещё не видел. Оборудован очень просто: в корме Г-образный диван и два рундука (с вентиляцией – для газового баллона, и со сливом – для рыбы или швартовов). В носу справа – дублирующий пост рулевого (предельно лаконичный: штурвал, газ/реверс, джойстик подруливающего устройства), а слева – высокий рундук-сушилка для одежды (туда и горячий воздух можно подать!), сверху рукомойник (наживку на крючок насадил – тут же руки сполоснул). Диванные подушки можно убрать, а его секции – поднять, освободив доступ к большим люкам машинного отделения. Не скажу, что при этом корма освобождается «по-рыбацки» – если бортовая «сидушка» откидывается вплотную к комингсу, то кормовая становится «на попа» и будет мешать, к примеру, забросу спиннинга. Правда, в модификации «Sjark» рыбаку гораздо сильнее помешает кормовая арка (о ней – ниже).
Открываем два больших люка (с солидными водостоками): под ближним к рубке стоит Yanmar (6LY3-UTP, 369 л.с.), а под кормовым – солидного объёма «шкиперская» кладовая. Именно здесь можно складировать раскладной столик со стульями, барбекю, оборудование для пикника или дайвинга – всё поместится. А ещё здесь смонтировано одно из ноу-хау верфи Viknes: колодец доступа к гребному винту. Т.е., на этом катере не страшно даже сеть на винт намотать – как бы ни кидало на волне, изнутри всегда можно быстро и безопасно срезать с движителя лишнее. Чтобы отверстие колодца не работало тормозом, предусмотрена штатная заглушка.
Второе ноу-хау можно разглядеть по кормовым углам этого же трюма – специально отформованные полости, в которых прячутся гидроцилиндры транцевых плит. Т.е., последние стоят не на транце, как обычно, а занесены под корпус. Такая конструкция, во-первых, защищена от ударов кормой, а во-вторых, за её элементы не цепляются сети и рыбацкие снасти.
А теперь вспомним о кормовой арке – на неё с крыши рубки заведены продольные алюминиевые профили-рельсы. Это направляющие для кареток верхней тентовки – в сложенном положении она собирается гармошкой у арки, а с первыми каплями дождя растягивается над кокпитом (процедура – задвинуть и пристегнуть зиппером – занимает меньше минуты, сам проверил). Конечно же, эта «крыша» логично дополняется штатными пятью боковинами, пристегнуть которые тоже много времени не занимает (сделано солидно, с большими прозрачными окнами, вентиляционными отдушинами и клапанами напротив уток). Если в дождь нужно швартоваться – для манёвров и доступа на палубу достаточно лишь снять передние бортовые фрагменты.
Я специально перепробовал все возможные конфигурации тентовки, прикидывая, когда каждый из них может пригодиться:

  • комфортная для загорания погода – полностью открытый кокпит;
  • ярый солнцепёк или мелкий дождик – верхняя тентовка задёрнута в режим «бимини»;
  • дождь усилился, поднялся ветер – поставили боковины тента;
  • стало холодно – поставили кормовую часть (в ней и «дверь» есть, тоже на зипперах), включили обогрев кокпита (да, в кокпит по-штатному выводятся трубы обогревателя);
  • светит солнце, но дует холодный ветер – периметр оставили затентованным, а крышу убрали, теперь можно и загорать. Этот вариант норвежцы вовсю используют на швартовке в людных местах: затентованный периметр психологически отделяет компанию, попивающую в кокпите кофеёк, от зевак, а открытый подволок не мешает редкому (в это время года) ласковому солнышку.

Только позавидуешь команде судна с кокпитом-трансформером, где столь оперативно можно организовать столовую, или развернуть шезлонги, или разложить детские матрацы и бассейны (любое оборудование ведь под руками – в «шкиперской»), или превратить его в плацдарм для ныряльщиков или рыбаков… И тут же тентовкой организовать комфорт «по погоде»!
Последнее, что здесь достойно внимания, – галогенный осветительный плафон под козырьком рубки. Вечером света более чем достаточно. Причём, яркость регулируется диммером: ночью можно убавить, чтобы только наживку видно было, но не слепило рыбаков.
Пара штатных ступеней, хват за поручень – я на боковой палубе (подобно любому «породистому» катеру-скандинаву, наш – с walk-around). По проходам и по баку ходишь быстро и безопасно: мЕста под ногами достаточно и не скользит, под руками везде мощные нержавеющие поручни и релинг (разрезной, с приваренными продольными скобами – чтобы выходить на берег с носа). Рядом с носовыми утками – объёмистый якорный ящик. В центре бака – герметичный люк в каюту. Он достаточных размеров, чтобы при необходимости служить аварийным выходом.
На каждой из 3-х секций ветрового стекла – свой солидный дворник, на крыше рубки – 2 больших сдвижных люка, а металлическая антенно-радарная стойка легко заваливается для прохода под низким мостом или транспортировки.

…А теперь – в рубку
Очередной раз констатирую (это свойство очень яркое для всех Viknes): после прагматично-пластикового (любую грязь достаточно водой смыть) кокпита салон – воплощение домашнего уюта и комфорта. Масса тёплого дерева, мягкие сиденья, ажурные занавесочки в тон. Высота в рубке – 1,9 м, очень светло: остекление почти по всему периметру плюс пара больших подволочных люков.
Справа, прямо у двери, начинается камбуз: солидная двухконфорочная плита с духовкой, большая раковина, обилие ящичков и шкафчиков. Оригинально выполнен холодильник – выдвигается из-под кресла рулевого. А само это кресло на стоянке запрокидывается вперёд, обнажая дополнительный разделочный столик.
Пост рулевого лаконичен, но вполне функционален, приборов – достаточный минимум. В отличие от «младших братьев» на 1030 картплоттер крепится не к подволоку, а в нише торпедо. Но, как и на других лодках, его можно наклонить под любым углом, чтобы контролировать показания с обоих постов управления. А под подволоком укреплён большой матричный телеэкран – на стоянке он откидывается вниз и виден почти всем сидящим за большим столом.
Обеденный стол здесь по-настоящему большой, с откидным фрагментом и барным рундуком в пилоне. Его с трёх сторон охватывает удобный диван, 4-5 человек там сядут комфортно. Под диваном – ящики для судовой мелочёвки.
А в корму от обеденного уголка – вход (по трапику) в гостевую каюту. При входе (уже в каюте) кушетка, на которую можно сесть, с удобством раздеться и юркнуть на двуспальную кровать. Большого шкафа здесь нет, зато полок для одежды и личного снаряжения более чем достаточно. Местное освещение – само собой. И полная приватность от остальных кают, которые привычно расположились в носу.
Самая большая – каюта владельца (в крайнем носовом жилом помещении – кубрике): большая симметричная двуспальная кровать на подиуме (вход по ступеням вдоль бортов), шкафчик для одежды, полочки вдоль бортов.
По левому борту – вторая одиночная каюта, с кушеткой и полками. По правому – санузел: большой, с двумя кабинками. В первой – умывальник и полочки, во второй – душ и унитаз (вакуумный, по стандарту). Кабинки разделены дверцей, а сантехника вполне «взрослая» (смесители даже с терморегулятором).
О чём ещё не сказал? О здоровенных люках в подволоке, которые фиксируются в любом положении, о сдвижных форточках в боковинах остекления каюты, о декоративной ночной подсветке окон, о дефростере, о стационарном отоплении, которое согревает катер за каких-то 10 минут.

Отдаём швартовы
На борту 3 человека плюс полный бак горючего, плюс полбака воды – загрузка ниже среднего. «За бортом» преддождевая обстановка, ветер на порывах 7-8 м/с, короткая волна до полуметра (на снимках этого не видно – их сделали накануне).
Viknes 1030 выходит на глиссирование очень плавно – при разгоне приподнимается нос и больше с набором скорости дифферент не меняется, момент смены режима определить непросто. Приблизительно за 14-15 сек. из положения «полный стоп».
Разогнались до 27 узлов (максимум при данном двигателе), на ровной воде узел точно добавим. Ход ровный и комфортный, с мягкой встречей волны, лодка очень дружественна к экипажу – отметили все. Даже высокие гребни встречаем очень спокойно: небольшой толчок плюс куча разлетающихся брызг (сочетание «морских» обводов и солидного водоизмещения).
Обзорность хороша («мёртвые зоны» появляются только при постановке боковин тента в корме). Ветровое стекло с обратным наклоном меньше забрызгивается, вода не течёт вниз сплошным потоком, гораздо меньше слепятся солнцем глаза и стекло не отражает переднюю часть торпедо. На приборах информации предостаточно, контролировать их удобно (не хватает лишь датчиков положения транцевых плит).
Катер почти без крена входит в резкий разворот на полном ходу, винт ни разу не «схватил» воздух, никакого заноса кормы и полное отсутствие «экстрима» на борту. Вот в чём преимущество вальной схемы – судно абсолютно безопасно на манёврах даже с новичком на руле. Плюс гораздо меньший риск при движении задним ходом или наскоке на мель: винт занесён под корпус, защищён килем и мощной нержавеющей шпорой.
Правда, у вальной одновинтовой схемы есть и недостатки: занос кормы на заднем ходу и слабая маневренность на малых оборотах. Чтобы швартоваться в сложных условиях (боковой ветер и дефицит свободного места), катер нужно очень хорошо прочувствовать. Настоятельная рекомендация капитанам-новичкам: ваш Viknes должен быть оборудован как носовым, так и кормовым подруливающим устройством.
Зато именно на швартовке владельцы наверняка оценят второй пост управления. Особенно при подходе в одиночку: в корме у борта гораздо проще «прицеливаться», а когда кранцы катера коснутся причала, достаточно, перегнувшись за борт, завести швартов на ближайший рым и заложить за одну из швартовных уток, которые тоже под рукой. Не рассчитал – поджал катер к причалу джойстиком трастера. С поста на пост можно переходить, не меняя режима движения, что не всегда возможно даже на люксовых яхтах.
А ещё кормовой пост наверняка понравится любителям ловли троллингом: под руками как управление, так и спиннинги.
На всех режимах движения в кокпите и салоне не было надоедливого дребезга лючин, дверец и т.п. И шум в салоне при закрытой двери сравним с шумом на люксовых судах.
Небольшие отформовки по бокам крыши рубки на ходу работают «вентиляторами» кокпита: поток воздуха оттуда ликвидирует разрежение за каютой и в кокпите совсем не ощущается выхлопа.
Что касается каюты, то двух больших люков, каждый из которых можно зафиксировать в любом положении, и кормовой двери с избытком хватает для хорошей вентиляции внутренних помещений.
Очень практична и рундук-сушилка в кокпите: вода с мокрой одежды не заносится в салон, как обычно. И даже если ненастная погода не прекращается, тёплый воздух обогревателя быстро приводит непромоканцы в нормальное состояние.

Резюмируем
Очень прагматичный, безопасный и комфортный катер для семьи и дружеских круизов. Надёжный катер-друг, который вывезет из любой передряги и станет хранителем уюта в любую погоду. Вместе с тем – достаточно просторный и солидный, чтобы пригласить на борт бизнес-партнёров. Хорош своей универсальностью – совсем немного функций, для которых он не подходит. Наконец, это отличное долговременное вложение денег: мощный, качественный и не подверженный колебаниям корабельной моды, такой катер с годами очень медленно теряет рыночную стоимость.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Viknes в Украине – компания «Фьорд-Марин».