Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Vendee Globe 2012-2013: «80 дней вокруг света»

#------

10 ноября 2012 года в акватории провинциального Ле Сабль д’Олон ровно в 12.00 WЕТ (Western European Time) стартовала изнурительнейшая гонка одиночек – Vendee Globe 2012-2013. Проводимая ассоциацией IMOCA раз в 4 года, это уже седьмая по счёту кругосветка. И «Фарватер», конечно же, не оставил её без внимания. Для начала – о предыстории и правилах гонки, некоторых моментах прежних шести регат.

Начало гонки
10 ноября 2012 г. Тихий Ле Сабль д’Олонн переполнен: 20-кратная (против 15 тыс. местных жителей) армия болельщиков-провожающих съехалась со всей Европы посмотреть начало седьмой Vendee Globe — атмосфера грандиозная!
В этот раз при лимите 25 на старт заявилось всего 20 лодок («всего» — по сравнению с прошлым сезоном, конечно).
В небе вертолёт с телеоператором и двумя комментаторами: Алан Блок и яхтсменка Ди Каффари (пришла 6-й в предыдущей гонке) уже ведут репортаж, хотя до стартовой сирены ещё около часа. Сотни катеров и яхт, полные зрителей/журналистов, снуют по заливу, уворачиваясь от выходящих на акваторию Open60 и лодок сопровождения…
И вдруг, за 25 минут до главного выстрела, в лодку Бертрана де Брока (Votre Nom autour du Monde) влетает командный RIB. Ч-чёрт! Пробоина мелкая, но надо возвращаться на базу. Не фартит ему в этой гонке: в 1992-м проблемы с килем, в 1996-м — переворот…
Проревел над Гасконским заливом предстартовый отсчёт, в 12.02 грянул выстрел — одиночная нон-стоп кругосветка началась! (Здесь и далее время исправлено на GMT, Greenwich Mean Time — Авт.).
Но что это?! Все Open 60 столпились у створа так, будто участвовали в портовой «3-мильке», а не шли в Океан на три месяца. В итоге, вовремя не притормозив (а сворачивать некуда — вокруг сплошные борта!), поляк Гутковски (Energa) пересекает стартовую «линию» за 30(!) сек. до гудка, 15 секундами позже за ним поехал Франсуа Габар (Macif), затем — Groupe Bel, PRB, Banque Populaire. В результате пятеро «выскочек» крутят штрафные, остальные бодреньким бейдевиндом потянулись в Бискай…
В 16.45, лидируя в 52 милях от старта, Марк Гийом (Safran) услышал звонкий «Бэнг!», после чего яхта резко накренилась. С трудом выровняв лодку, Марк сообщил о проблеме и отправился в порт — разбираться с килем. Теперь лидирует Франсуа Габар — молодой (29 лет), но опытный гонщик, с большим стажем одиночных, хоть и без кругосветок, плаваний. Де Брок же, «подлатав» свою лодку, в час ночи берёт старт повторно — уже в воскресенье…
День 2-й
Утром лидеры обогнули мыс Финистерр и в усилившемся до 35 узлов ветре спускались вдоль Португалии. Франсуа Габар шёл с 10-мильным отрывом, второй — PRB, в миле от него — Banque Populaire.
Тем временем обескураженный Гийом давал пресс-конференцию: «Я так и не понял, что случилось. За два года Safran побывала в 4 серьёзных регатах, без малейших упрёков отработала более 23.000 миль — и тут вдруг такое!».
Как оказалось, сломался титановый пилон киля. А это значило, что 53-летнему призёру прошлой «Вандеи», победителю Tour of Spain и Transat Jacques Vabre 2009, рекордсмену плавания вокруг Британии (2011) уже не вернуться в гонку.
День 3-й
Шквалистый Бискай так всех измотал, что у некоторых яхтсменов, видимо, притупилось внимание. И вот радиосообщение: «В 9.00 Groupe Bel столкнулся с траулером». У яхты оторван бушприт, повреждены правый борт и крыша рубки. 51-летний Кито де Паван решает прекратить гонку. Не везёт ему! В предыдущей «Вандее» тоже пришлось сойти.
Вот уже сутки Габар лидирует. К утру Винсен Риу и Армель Ле Клиш его почти нагоняют, но к вечеру разрыв снова около 30 миль.
День 4-й
Обогнув Финистерр, гонщики продолжали «облизывать» Португалию. Но здравый смысл всё же взял верх: яхты одна за другой поворачивают к SW, «удирая» в менее запруженный судами океан.
Габар пока первый, вторым и третьим идут Армель ле Клиш и Бернар Штамм, замыкают первую пятёрку Винсен Риу и Жан-Пьер Дик. Опытный Майк Голдинг умудрился за сутки «прыгнуть» с 10-го сразу на 4-е место!
А Збигнев Гутковски, идя в арьергарде, в поисках низкого давления ещё от Финистерр свернул в Атлантику. Но прогадал: развивавшийся циклон быстро «заполнился» и Гутек въехал уже в штилевую зону…
День 5-й
В 400 милях от Лиссабона Bureau Vallée ночью сталкивается с «рыбаком». Утром, увидев побитую ванту, 27-летний Луи Бартон решает возвращаться в Ле Сабль одним галсом, думая там быстро отремонтироваться. Но в Бискайском заливе правым галсом никак не получалось. Пришлось ему направиться в Ла-Корунью, известив штаб-квартиру регаты о сходе с дистанции.
День 6-й
На траверзе Канарских островов Macif залетел в «кисляк» и притормозил, чем немедленно воспользовались Ле Клиш и Штамм: к вечеру, идя всего 30 милями западнее, они практически «достали» Габара, плетущегося на востоке 5-узловым ходом.
Тем временем Саманта Дэвис (Savéol), пересекая холодный фронт близко к центру депрессии, просто-таки изнемогала от шторма: ветер на порывах до 40 узлов, волна 3-4 м…
День 7-й
В ночь с 15-го на 16-е ноября гонку возглавил Армель Ле Клиш, продолжая и дальше наращивать отрыв. Macif и Cheminees Poujoulat делят 2-3 места.
Кстати, как бы там ни иронизировали по поводу морских суеверий, но пятница и вправду выдалась «чёрной» — две яхты сходят одна за другой!
Первым «порадовал» Хавьер Сансо: шкипер Acciona 100% EcoPowered сообщил, что срочно идёт в Тенерифе — его грота-фалу нужен ремонт. (Забегу наперёд: быстро починившись, Хавьер уже в субботу был на дистанции). Второй оказалась Саманта, бедствовавшая в 130 милях северо-западнее Мадейры: у неё сломана мачта…
«Ветер менялся быстрее, чем я успевала к нему подстроиться… И тут, беря третий риф, я слышу, как мачта, проломив крышу рубки, с треском бьёт о дно лодки… Ужас!!! Стремглав лечу вниз — задраивать переборки. Есть! Теперь быстро влезть в спаскостюм…» — писала позже гонщица в своём блоге.
Саманта, единственная в этой гонке женщина-яхтсмен, так мечтавшая улучшить своё достижение (в Vendee Globe 2008-2009 она пришла третьей, по пересчёту 4-я), «Яхтсменка года 2009» (за рекорд одиночного плавания вокруг Британии) — и вдруг вне регаты?.. Какая досада!
На своей Savéol Саманта прошла две (!) Vendée Globe, в 2005-м выиграла Calais Round Britain Race, в 2006-м — Route du Rhum… Но «закон подлости» неумолим: «Любая вещь ломается в самый неподходящий момент!»
День 8-й
В 12.00, ровно неделю спустя после старта, первые позиции таковы:

  1. Армель Ле Клиш (Banque Populaire) — 22072 миль до финиша;
  2. Бернар Штамм (Cheminees Poujoulat) — …+30 миль;
  3. Франсуа Габар (Macif) — …+57 миль.

Но в ночь на воскресенье Жан-Пьер Дик (Virbac Paprec) обходит Штамма и становится третьим; Габар, проигрывая лидеру уже 60 миль, пока второй…
Пара слов о яхтсменах:
Армель Ле Клиш, 35 лет: двукратный победитель Transat AG2R (2004, 2010 гг.), чемпион в классе Open 60 (2008), второе место в Vendee Globe 2008-2009.
Бернар Штамм, 49 лет: победы в Around Alone и Velux 5 Oceans (2003 и 2007 гг.), 2 рекорда перехода Атлантики (соло и командный). Выиграл Velux 5 Oceans с отрывом более 1000 миль, за что назван «Реактивный Штамм». Это его третья попытка в Vendée Globe (две первые закончились сходом).
Жан-Пьер Дик, 47 лет: в гонку идёт третий раз. На своей Virbac Paprec 3 успел дважды выиграть Transat Jacques Vabre, один раз — Barcelona World Race, 2-е место в Rolex Fastnet 2011. Признан «Яхтсменом года» (2011), установил 24-часовой рекорд скорости для яхт класса Open 60 (506,33 мили).
День 9-й
К этому часу регату 100% покинули 4 лодки: Safran, Groupe Bel, Bureau Vallee и Saveol. Зато «чопорный» англичанин Алекс Томсон не только починил рули, но даже умудрился «вскочить» в лидирующую группу! К слову, на своей Hugo Boss (бывшая Estrella Damm, Veolia Environnement и BT) 38-летний Томсон дважды улучшал рекорд суточного перехода (468 и 501 мили), в 2012 году с запада на восток пересёк Атлантику соло (фееричные «8д 22ч 8м»). А Vendee Globe — это уже третья его попытка. Первые две закончились сходом.
Теперь о группах. К девятому дню их чётко определилось три: «головная» (Banque Populaire, Macif, Virbak Paprec, Cheminees Poujoulat, PRB, Hugo Boss); «догоняющая» (Maitre CoQ, Gamesa, Mirabaud, CynerCiel) и «слабачки», растянувшиеся по океану на добрых 500 миль. (Последняя — Energa — не в счёт: бедный Гутек со старта чинит авторулевое, а тут ещё и геннакер на штаг намотал. В итоге за одни только сутки поляк отстал с 890 до 1250 миль!).
День 10-й
Днём ранее на Maître CoQ «полетела» гидравлика киля и Жереми Бию изрядно потрудился, выкачивая воду из корпуса. Он пробовал сам устранить поломку, но, поняв, что это ему не под силу, заспешил к мысу Верде: времени на ремонт и рестарт оставалось чуть больше двух суток, после чего 10-дневное «окно» закрывается и любой заход в порт означает автоматическое снятие с гонки. Однако чуда не произошло: 19 ноября Бию прекратил борьбу.
Коротко о яхтсмене: 36 лет; чемпион в гонках 60-футовых тримаранов ORMA (2005), двукратный (2005 и 2011 гг.) победитель Solitaire du Figaro, победитель Transat Jacques Vabre… В Vendee Globe 2008-2009 пришёл вторым.
Между тем авангард регаты, войдя в труднопрогнозируемые doldrums, уже «подъезжал» к экватору: Ле Клиш всё так же впереди, за ним — Габар и Дик. Но если ночью Banque Populaire отстоял от второй / третьей яхт на 55-60 миль, то к полудню отрыв уменьшился вдвое, да и вся первая шестёрка уплотнилась.
…День 12-й
Рекорд отрезка «старт — экватор», установленный Жаном Ле Камом восемь лет назад, устоял: Banque Populaire до южного полушария ещё около ста миль, а рекордное время (10 дней 11 часов) уже превышено.
Збигнев Гутковски в полдень сошёл с дистанции: авторулевой и бортовая электроника таки доконали поляка! Но 39 — не «пятьдесят с хвостиком», будут ещё у него гонки. А покамест достижение Гутека: №2 в Velux 5 Oceans (2011).
Тем временем Жюри регаты, изучив схему разделения траффика (TSS) у побережья Португалии, решило: «За безосновательное осложнение судоходной обстановки у мыса Финистерр яхты Synerciel, Mirabaud, Acciona…, Initiatives Coeur и Energa наказать 2-часовыми штрафами; яхту Gamesa — 30-минутным штрафом; яхту Virbac Paprec 3 — 20-минутным штрафом…». Узнав новость, ветераны яхтинга Жан Ле Кам и Доминик Вавр без лишних пререканий тут же развернулись на север — отрабатывать наказание.
Жан Ле Кам, 53 года: в Vendée Globe стартовал два раза (в 2004-2005 гг.. был вторым). Трёхкратный победитель Solitaire du Figaro (1994, 1996 и 1999 гг.). За опыт, мастерство и манеры имеет прозвище «Король Жан».
Доминик Вавр, 57 лет: его Mirabaud прошла Vendée Globe 2008-2009, Barcelona World Race (2008 и 2011), Route du Rhum, Round Britain Race, Fastnet Race. В общем, где его только ни носило!.. В Vendee Globe уже был три раза.
День 13-й
Пара слов о Голдинге: 52 года, семь Transat Jacques Vabre (лучшее место — №2), Route du Rhum 2002 (тоже №2). Это уже его четвёртая Vendee (лучший приход — третье место). И Gamesa — далеко не новая яхта. Она выдержала прошлую Vendée Globe, год назад была модернизирована…
Когда Голдингу по радио напомнили, что он скоро в 22-й раз пересечёт экватор, тот даже переспросил: «В двадцать второй?! Ну, я не думаю, что это так уж важно. Однако счастлив, конечно… А что — достану шампанское, наряжусь Нептуном!»
В отличие от шкиперов Mirabaud и Synerciel, отбывших штраф тотчас же, Хавьер Сансо и Тангай де Ламотт схитрили: перезвонили Жюри с просьбой уточнить, не ошиблись ли там, вынося им «…такое наказание». Поступивший вскоре ответ был чёток: «До завтрашнего полудня, то есть до 12.00 23.11.2012 штраф должен быть отработан». Сансо мигом развернулся на 180 градусов.
Кстати: для 43-летнего испанца это уже вторая Vendée Globe. Первая (12 лет назад) была неудачной — сход. Посмотрим, какой будет вторая…
А вот лодка у него необычная: ни двигателя, ни генератора — ничего такого здесь нет. Зато привычные на Open60 гидрогенераторы дополнены массой «зелёных» устройств: ветрогенераторами, солнечными батареями, водяными турбинками, зарядными устройствами и, конечно же, солидными батареями аккумуляторов, копящих всю эту дармовую электроэнергию впрок. Название у яхты соответствующее: Acciona 100% EcoPowered!
…День 15-й
24 ноября. Ночью изучавший морскую карту Винсен Риу вдруг вскакивает от грохота: его PRB с чем-то столкнулся! Выйдя на палубу, он увидел уплывающий от лодки портовый буй (видимо, сорванный с муринга). Убедившись, что яхта не тонет, Риу передал свои координаты, чтобы другие не поймали «железку». А в 6.00 гонщик убедился, что надо сходить с дистанции: в правом борту солидная вмятина и деламинация корпуса протяжённостью более метра!
В момент столкновения Риу шёл третьим, всего в 69 милях от Ле Клиша. Но теперь 40-летний победитель Vendee Globe 2004-2005 и Fastnet Race 2011 о гонке мог забыть — надо поскорей идти к берегу!
…День 18-й
Из штаба гонки сообщили: «В связи с тем, что ледовые поля движутся на север быстрее расчётного (13-14 миль/сут. вместо предсказываемых нами 10…), оргкомитет решил несколько передвинуть «ледовые ворота №1», а именно: на 1 градус к северу и на 7 градусов к востоку».
Кстати, о «воротах». В этом сезоне их беспрецедентно много — целых семь:
1. Aiguilles gate (410S 12-200E). Задача этих — не дать яхтам идти слишком близко к мысу Доброй Надежды, увести их от опасного Агульясова течения.
2. Kerguelen (500S 40-500E) — чтобы гонщики не шли чересчур к югу.
3, 4, 5. AMSA West, AMSA East, New Zealand (460S 103-1130E; 500S 136-1470E; 520S 180-1700W) — препятствуют удалению яхт от Австралии и Новой Зеландии более 1200 миль, чтобы легче было оказывать помощь, вдруг что…
6, 7. Pacific West, Pacific East (520S 145-1350W; 520S 110-1000W) — делают невыгодным спуск лодок в «быстрые», но ледовоопасные широты.
Все «ворота» строго широтные, протяжённостью 480-600 миль. Кроме того, опасаясь усиленного движения льдов, 21 ноября оргкомитет Кергеленские разбил на двое: теперь это Crozet (39°S 42-50°E) и Amsterdam (40°S 77-84°E). Таким образом, дистанция регаты возросла на 300 миль.
…Тяжёлая ночка выдалась у Габара, отброшенного сразу миль на сто. Шкипер Macif, вероятно, догадывался, что его ветровой прогноз может не сбыться, но, надеясь на чудо, до последнего выдерживал взятый курс. Габар и Дик, такое впечатление, рискнули «по-крупному»: взяли строго на юг, стремясь во что бы то ни стало первыми ворваться в южные ветреные широты. И развязка этого «триллера» — на днях!
День 19-й
К утру лидер (Banque Рopulaire) «въехал» в зону высокого давления и сразу же тормознул до 4-х узлов. Западная семёрка гонщиков обходила «кисляк» по краешку, хотя тоже рисковала: 700-километровое барическое пятно, смыкаясь и разрываясь, могло двинуть куда угодно…
…День 24-й
Первая пятёрка (Macif, Virbac Paprec, Banque Populaire, Cheminees Poujoulat и Hugo Boss) миновала Агуильские ворота и устремилась к новосозданному «Крозету». Габар пока лидирует, однако надолго ли?..
…День 29-й
Ле Клиш, пройдя вдоль 40-й параллели, пересёк Crozet прямо у западного «столба» (39°S 42°E), в то время как ближайшие к нему лодки, «толпившиеся» 3-5 градусами южнее, дружно подымались NE — к восточному «столбу» Crozet (39°S 50°E). В субботу, сразу после полуночи, поворачивает Macif, следом за ней — Virbac Paprec и Cheminees Poujoulat, в 7 утра — Hugo Boss. Теперь этой четвёрке, стиснув зубы, надо как-то выбираться на ветер, тогда как Banque Populaire 200 милями южнее бойко шла 13 узлов.
…День 32-й
Авангард регаты миновал Амстердамские ворота, а Алессандро Ди Бенедетто только-только «подгрёб» к Aguilles Gate — 3000 миль разделяют 1-ю и 13-ю яхты! 1500 миль — 1-ю и 9-ю. Голдинг, Ле Кам и Вавр (№№6-8) ещё имеют шансы настигнуть лидеров, но с каждым днём всё более призрачные. Томсон цепко держится пятой позиции. Ле Клиш с Габаром «бодаются» за первое место.
Если в Индийском океане Томсон, идя пятым, 11 декабря отставал от лидера на 160 миль («Амстердам-ворота»), то уже через три дня идущий третьим Дик отставал на 247 миль, а ставший пятым Штамм — на 525… Всему «виной» быстро движущаяся на восток ветровая система, в которую первые двое успели войти, а третий уже нет. В итоге на 15.00 субботы, 15 декабря, отставание от лидеров: Дик — 490 миль, Томсон — 801, Штамм — 859 и обогнавший Ле Кама, ставший седьмым Голдинг — на 1672 мили.
Армель Ле Клиш: «Мы следим друг за другом, несомненно. Такая игра захватывает, хотя хотелось бы, конечно, оторваться побольше вперёд. Но дайте только пройти мыс Горн — уж там посмотрим, кто чего стоит!».
…День 38-й
Двойку лидеров, только что миновавшую Восточно-австралийские ворота, разделяет 18 миль — там борьба идёт по-крупному. Третий, Жан-Пьер Дик, пройдя за сутки более 400 миль, подтянулся к этим двум на целых 70, однако вынужден был теперь идти севернее, чтобы миновать те же «ворота».
Идя курсом ESE с разницей в 40 миль, Габар и Ле Клиш так увлеклись соперничеством, будто позабыли об очередных «воротах»: к East Australia яхты повернули, будучи от их западного «столбика» 200 миль к югу… В 21.00 Габар пересёк черту и теперь был свободен в выборе курса, Ле Клиш «отметился» на воротах шестью часами позже.
…День 41-й
Хавьер Сансо (Acciona 100% EcoPowered): «Я по-прежнему не могу пользоваться гидрогенераторами, хорошо хоть солнечные панели выдают 100% — только они и спасают!».
Тем временем «сладкая парочка» миновала Оклендские острова, находясь на расстоянии всего в 2 мили. Ле Клиш: «Мы видели друг друга в тумане…»
День 42-й
У Штамма опять «слетела» главная лебёдка, а после недавней починки снова сломался гидрогенератор, проработав едва ли 10 минут…
На 51-й широте, уже в Тихом, Томсон всё возится с гидрогенератором (барахлит уже вторую неделю); у него так мало энергии, что не запускается даже дизель: «Я написал жене, что у меня всё ОК, только маловато энергии — на всём экономлю…»
Подобно «неразлучной» парочке впереди, отставшие на 880 миль Томсон и Штамм тоже рядом, идут в 16 милях друг от друга.
«Я могу видеть Армеля, — говорит Габар в камеру. — Это фантастика! Однако я не повторяю его маневры — у меня своя гонка».
Ле Кам, идя 6-м, отставал от первой двойки на 1708 миль, за ним Голдинг (+171 миля), следом Доминик Вавр (+89…) и, наконец, Хавьер Сансо (№9), отставший от Вавра на 75 миль. Далеко в хвосте штормуют Тангай де Ламотт (Initiaves Cœur) и Алессандро Ди Бенедетто (Team Plastique).
…День 44-й
Утром Штамм стал на якорь в Сэнди-Бэй, к югу от Эндерби (один из Оклендских островов, 250 миль к югу от Новой Зеландии), намереваясь в спокойных условиях починить гидрогенераторы. Перед 4000-мильным переходом до мыса Горн это последнее место, где можно укрыться для ремонта. Центральная лебёдка тоже поломана, но главное для Штамма сейчас — гидрогенераторы, «забастовавшие» ещё на траверзе Португалии.
Томсон, с которым Штамм бок-о-бок шёл 2 недели, теперь на 205 миль впереди, да и Жан-Пьер всё обновляет свои рекорды — «пролетев» за последние сутки 462,5 мили, сократил отставание от лидера до 443-х.
Штамм пока №5, но скоро может стать шестым: находящийся в 290 милях Ле Кам (SynerCiel) идёт стабильно 15 узлов. Ле Каму, ухватившему «ошмётки» недавнего шторма, скажем, дико повезло. Зато чуть поотставшие Голдинг, Вавр и Сансо к югу от Тасмании «влипли» в зону высокого давления — их Gamesa, Mirabaud и Acciona 100% EcoPowered волоклись теперь позорными 5-ю узлами.
Потери оказались даже ужаснее, чем они могли вообразить: ещё в пятницу «банда» шла вчетвером, а теперь Ле Кам — на 400 миль впереди!
…День 46-й
В рождественскую ночь в головной двойке снова сменился лидер (в 20-й раз с начала декабря!) – Ле Клиш «отскочил» на 3 мили; Дик, подтянувшись к лидерам на 50 миль, ещё более упрочил своё третье место; то же самое можно сказать и о Томсоне, показавшем лучший ночной переход; Штамм двинул к Дандину (Новая Зеландия), надеясь хоть там найти тихую бухту и починиться, тогда как Жан Ле Кам вот-вот займёт его место. Остальная регата, растянувшись на 3000 миль, одержимо огибала планету.
…День 50-й
Оба лидера, приторможенные слабым ветром, миновали восьмые, последние «ворота безопасности» и теперь были 100% свободны в выборе курса. Зато шкипер Virbac Paprec 3, показав ночью лучшую скорость, сократил дистанцию к лидерам до 344 миль. Да и Томсон подсократил расстояние. А везучий Ле Кам, «оседлав» гребень низкого давления, всё отрывался от Голдинга…
День 51-й
Вернувшийся в гонку Штамм в первые же сутки делает 300 миль — вроде бы всё хорошо… Однако Гоночный комитет, разобрав случай с Cheminées Poujoulat, вынужден дисквалифицировать швейцарца. Судите сами: 24.12.2012 в 04.53 Штамм бросил якорь в Сэнди-Бэй. Вскоре он заметил, что яхту несёт на российское судно «Профессор Хромов», вахтенный которого по рации предложил помощь Бернару. Штамм дал «добро» и, поднявшись из рубки на палубу, видит человека на носу своей лодки — тот закрепил швартовый конец и сразу покинул яхту. Закончив ремонт и без чьей-либо помощи снявшись с якоря, швейцарский яхтсмен продолжил гонку.
Запросив отчёт также и с российского судна, изучив нюансы, Гоночный комитет признал действия Штамма отвечающими духу хорошей морской практики, но поскольку он трижды виноват (пришвартовался к другому судну, допустил постороннего на борт, принял помощь извне), дисквалифицировали Cheminées Poujoulat в соответствии с § 3.2 декларации о гонке и п.11.2 гоночной инструкции. Решение комитета вступает в силу с 18.00 01.01.2013. На обжалование вердикта у швейцарцев есть 1 сутки.
…День 53-й
В 18.20 (UTC), спустя 52 дня 6 часов и 18 минут с момента старта, Франсуа Габар огибает мыс Горн. Ле Клиш второй (через 1 час и 15 минут). После мыса оба шкипера, не сговариваясь, пошли проливом Ле Мэр, избегая встречи с айсбергами, плававшими восточнее Огненной Земли.
Габар: «Впервые миную мыс Горн, и даже первым. Супер‼! В Атлантике уже будет поспокойнее, а вот у Новой Зеландии многим досталось: ветер до 35 узлов, дикие волны…»
Ле Клиш: «Мой второй мыс Горн… Погодка сейчас суровее, чем 4 года назад, к тому же первые сутки надо быть очень бдительным — айсберги…»
Всего в 120 милях от Горна «тормознул» Жан-Пьер Дик, зато Томсон в 405 милях позади него продолжал выдавать 17 узлов.
…День 56-й
Этим утром, идя 17 узлов при 25-узловом ветре, обогнул мыс Горн и Алекс Томсон. А вот тройка лидеров рвала на себе волосы, колдуя над погодными сводками, дабы избежать сюрпризов Южной Атлантики. Габар взял на юго-восток, Ле Клиш предпочёл путь прямее — каждый по-своему вычислял, как ему быть с зоной повышенного давления, «приклеившейся» к Фолклендам.
Рваный переменчивый (от 15 до 35 узлов!) ветер так измотал Ле Кама (№5), что тот еле выползал на палубу — в который раз менять паруса…
А посреди Тихого океана разгоралась другая битва: пять Open60 двигались весьма кучной группой, и каждый из шкиперов пытался улучшить позицию.
…День 58-й
Хавьер Сансо: «Нелёгкая выдалась ночка! Только я взял два рифа, как погнуло лик-паз. Пришлось майнать грот, откручивать гнутые «рельсы»… Оно бы ничего, но всё это ночью, при +8, да ещё одной рукой (второй я держался за мачту). Хорошо хоть ветер скис — не так шатало».
Армель Ле Клиш: «Ветер скис, антициклон. Сводки погоды всякий раз совершенно другие — с прогнозами тут всем нелегко».
Арно Бвасьер: «У меня все ладони в волдырях, болят постоянно. Мажу кремом — немного помогает… А швейцарец и вправду реактивный!»
Доминик Вавр: «Думаю, дней через пять я обогну мыс Горн. В который уже раз? Да вроде в 10-й…»
Алекс Томсон: «У меня всё ОК, только вот с гидрогенератором никак не разберусь. Впрочем, второй не подводит — и то хорошо!»
Ночью Cheminées Poujoulat столкнулась с каким-то объектом, сорвавшим левый гидрогенератор. Правый цел, но Штамму теперь надо жёстко экономить: заряд батарей «5%», а топлива почти не осталось, до Горна же 1000 миль…
Сообщив в центр, что он отключает практически всё оборудование, а на связь будет выходить коротко и редко, Штамм продолжал идти к мысу — ближайшему месту, где можно получить топливо и прочую помощь.
Следующей ночью, теперь уже на Virbac Paprec 3, не выдерживает крепёж форштага (ветер был 30 узлов, лодка шла бейдевинд с двумя рифами) и Жан-Пьер, мигом развернув яхту и смайнав паруса, занялся авральным ремонтом.
Томсон же тем временем отремонтировал свой гидрогенератор и теперь был полон энергии бороться за 3-е место.
…День 60-й
Утром обогнул мыс Горн и Ле Кам. 4 года назад (Vendee Globe 2008-2009) он бедствовал в этих местах, ожидая помощи внутри перевёрнутой лодки, но теперь у него всё ОК: SynerCiel твёрдо шёл №5, можно было подумать и об улучшении позиции… Голдинг (№6) цепко держит дистанцию, пытаясь не отстать от француза; неплохо идёт и дисквалифицированный Штамм — его Cheminées Poujoulat уже №8.
Зато у Тангая проблемы: ночью отдался фал и геннакер упал в воду, 3 часа ушло на возню с мокрым парусом, благо, хоть ничего не сломалось…
…День 62-й
Бернар Штамм официально известил оргкомитет, что снимается с гонки, так как получал помощь извне (заправился топливом прямо в океане — с борта своего баскского друга Унаи Басурко). Тем не менее швейцарец идёт до конца.
Проблемы и у идущего последним итальянца: на Team Plastique поломался верхний подшипник правого руля, а на гидрогенераторах много водорослей — приходится заряжать батареи дизелем.
Шедший вблизи бразильского берега Томсон обошёл «закисшего» в океане Дика и занял третью позицию, однако впереди у него сплошной бейдевинд и экваториальные долдрамс в придачу, путающие, как известно, все карты.
…День 64-й
Штормуя к югу от Фолклендов, Доминик Вавр не сразу заметил «траблы» с автопилотом и слишком затянул галс на восток. А когда разобрался, было уже поздно: Сансо и Бвасьер нагло обошли его «на повороте». Лихо поработал и Голдинг, сокративший расстояние к Ле Каму до 122 миль. Томсон, как и предвиделось, «тормознул» в области повышенного давления — вернулся на 4-е место. Но главная новость гонки — конечно же Габар, «уехавший» от Ле Клиша более чем на 200 миль. И расстояние между ними увеличивается!
Обескураженный Армель оправдывается: «У Франсуа чуточку лучше ветер — вот он и едет… Не думайте, что я отсыпаюсь или рыбачу — вкалываю, как папа Карло! Но, видимо, не совсем точен в прогнозах».
…День 67-й
Тангай де Ламотт (№11) только-только миновал мыс Горн, а у последней оставшейся в Тихом океане яхты (Team Plastique) снова ЧП: лопнул форштаг, закрутка со стакселем волочится позади лодки. Но Алессандро храбрится: «Ничего страшного, всё под контролем! Как-нибудь отремонтируюсь…»
Тем временем Габар в 13.41 UTC пересекает экватор, побивая ещё один рекорд перехода. Вся морская пресса предвкушает падение 85 дней Дежуа и даже эпических «80 дней…» Жюля Верна. Ушлые журналисты, глянув в архив, поведали такие цифры: в Vandee Globe 1989-1990 последняя лодка была на финише через 53 дня после первой; в 1993-м разница составляла 43 дня; в 1997-м — 34; в 2001-м — 64; в 2005-м — 38; в 2009-м — 42. А теперь большинство пишущей братии сходилось на том, что Алессандро Ди Бенедетто финиширует никак не позже 20 дней… Ну, коли с замыкающим Vandee Globe 2012-2013 «шакалы пера» порешили быстро, оставалось узнать, кто же всё-таки в ней станет первым. Ведь за минувшие сутки Армель отквитал у Франсуа 70 миль и останавливаться на этом явно не собирался! Зато Жан-Пьер Дик заметно поотстал и теперь «решал» с Томсоном судьбу третьего места.
День 68-й
Banque Populaire пересёк экватор на 15 часов 6 минут позже MACIF. Двое суток назад Габар лидировал с разрывом 274 мили, теперь же преимущество MACIF всего 79 миль, и оно продолжает таять… Что поделаешь — штилевая зона! И хоть Франсуа вроде бы покинул «долдрамс», но тут же вошёл в зону слабых ветров, тогда как Армель и на экваторе имеет свежий ветер.
…День 70-й
После 68 дней 14 часов и 53 минуты гонки Алекс Томсон (Hugo Boss) пересекает экватор, устанавливая новый рекорд Британии в этой гонке.
Team Plastique наконец-то миновала мыс Горн (вчера, в 17.31 UTC). Учитывая, что старейшая в этой регате лодка — единственная с фиксированным балласт-килем, это очень даже неплохой результат.
День 71-й
В полночь «везучий» Де Ламотт (Initiatives Coeur) налетел на деревянный брус. К счастью, без повреждений. Алессандро (Team Plastique) докладывал, что ждёт ослабления ветра, чтобы крепить на мачте новые фалы (при поломке форштага штатные фалы упали внутрь мачты). Томсон не нарадуется на лёгкость прохождения «долдрамс» (ну да, тут ему повезло, а как он недавно «висел» у Бразилии!). Голдинг в его давней и непримиримой дуэли с Ле Камом (в Vandee Globe 2008-2009 они так же соперничали большую часть дистанции, тогда француз отобрал 3-е место) снова стал №5. И на острие регаты борьба нешуточная: за последние 4 часа Франсуа «выцарапал» 1,2 мили, доведя разрыв до 141-й, но он прекрасно знал, как Армель умеет отыгрывать…
…День 73-й
Насколько легко лидеры миновали «долдрамс», настолько труднее было им сейчас: что делать с «приклеившимся» к Азорским островам антициклоном — то ли ломиться бейдевинд напрямую, то ли обойти архипелаг с запада, имея в парусах попутный и более свежий ветер? Габар, верный своей мятежной натуре, взял западнее — ведь за сутки Ле Клиш и так «достал» его на 60 миль!
«Альпинист» Алессандро недолго радовался: ночью яхту неестественно накренило, итальянец вылез посмотреть, что случилось и, отброшенный гротом на банку, сильно забил грудину. Итог: сломано ребро, порезан нос…
День 74-й
В 500 милях к СЗ от мыса Верде теряет балласт Virbac Paprec 3. Спасаясь от переворота, шкипер тут же стал по ветру и заполнил водой все танки, затем взял дополнительный риф и двинул к Азорам. Вот так: третий киль «подарен» Атлантике в одной лишь регате! И третья, вновь неудачная, «Вандея» Жан-Пьер Дика (в прошлой гонке яхтсмен из Ниццы повредил рули и вынужден был сняться с дистанции, в 2004-05 гг. он финишировал, но только шестым…).
Технически Дик всё ещё на третьем месте, но идти 2000 миль без киля… Хотя как сказать: в 2005-м Голдинг потерял балласт за 50(!) миль до финиша, в 2009-м Гильом — за 1000. Но оба дошли же!.. Многие гонщики хают верфь VPLP — мол, её супероблегчённые лодки не для кругосветки. Однако смотрите: из четвёрки новых Open60 от тандема «Гильом Вердье–VPLP» две (MACIF и Banque Populaire) уверенно лидируют всю гонку, PRB просто не повезло (столкнулась с буем) и лишь Virbac Paprec 3 теряет киль «на ровном месте» (пройдя почти всю дистанцию!). Кстати, водяные цистерны (общим объёмом 5…6 куб.м) на такой Open60 неспроста — именно на случай утери балласта!
…Видимо, шкипер Initiatives-Сoeur (№11) неправильно закрепил фалы, поскольку огромный «Код зеро» вскоре оказался в воде — очередная авария. И Тангай снова полез на мачту…
Доминик Вавр: «Один из автопилотов заглох, второй пока держится.
Алессандро Ди Бенедетто: «Я утратил геннакер, спинакер, несколько фалов…»
…День 77-й
Габар и Ле Клиш, лихо миновав Тершейру, взяли курс на Бискай. Между ними около 100 миль — то больше, то меньше…
Жан-Пьер Дик: «Третий день яхта без киля… Можно стать на Азорах, можно дотянуть до Испании, но я всё же попытаюсь закончить гонку».
В свою очередь Томсон, шедший в 15-20 милях от Дика, сообщил, что будет идти вблизи Virbac Paprec 3 — пока не стихнет шквалистый ветер.
День 78-й
Несмотря на то, что Армель сократил отставание на целых 30 миль (со 137 до 107), шансы его на победу уменьшаются с каждым часом — MACIFу до финиша остаются какие-то 350 миль!
День 79-й
И вот Франсуа Габар пересекает финишную «черту» (14ч 08м 40с UTC), улучшая достижение Мишеля Дежуа более чем на 6 суток!
Новый рекорд — 78д 2ч 16м 40с! Теоретически дистанция Vendée Globe 2012/2013 равна 24 393.41 мили, реально пройдено 28 645.55 миль, то есть средняя скорость MACIF составила 15.3 узла. По ходу гонки пали многие другие рекорды, есть и личные достижения яхтсмена на лодках типа Open60 (как вам, например, суточные 545 миль, показанные MACIF 10 декабря 2012г.?!!).
Франсуа Габар (пресс-конференция вскоре после финиша): «Изначально моя команда не имела амбиций типа «Только победа!»… Потому своё короткое лидерство у Испании я воспринимал как сюрприз, не более… Но когда MACIF в Индийском океане вновь вышла вперёд, подумалось — чем чёрт не шутит?!.»
…Ле Клиш, финишировав в 17.36 GMT, тоже установил своеобразный рекорд гонки — наименьший разрыв между 1-м и 2-м местом (3ч 17м 12с).
…День 83-й
Финишировавший вчера в 08.25 Алекс Томсон занял третье место.
Тем временем Жан-Пьер Дик, став на муринг близ Сан-Киприана (север Испании), навлёк на себя новые неприятности: в Интернет ушла информация, что он включал двигатель. Комитет гонки, естественно, потребовал у шкипера объяснений. Дик поведал, что просто валился с ног от усталости, потому и решил стать на якорь: отоспаться, заодно переждать непогоду. А мотором пользовался пару минут — чтобы привязаться к бую (запруженность портовой акватории не позволяла это сделать под парусами).
…День 86-й
Около двух часов ночи (UTC) в 440 милях к ЮЗ от мыса Верде Тангай де Ламотт ощутил удар. Осмотрев Initiatives Coeur, он обнаружил повреждённым правый руль и трещину в швертколодце, дававшую течь. Тангай сообщил о происшествии, успокоив диспетчера, что пока справляется…
Алессандро (Team Plastique) потерял все свои ветрила, но упорно двигался к северу, выдавая под латаным-перелатаным геннакером (единственный уцелевший парус) 11,5 узлов!
Зато Дик, трое суток ждавший тихой погоды, в 7 утра отвязался от буя и пошёл наискосок через Бискай — свои последние 300 миль. Тем же вечером выяснилось: «…Международный комитет нашёл нарушение п.п. 13.2 и 13.3 «Положения о регате», но признал использование двигателя «хорошей морской практикой» и не налагает на Virbac Paprec 3 никаких штрафов».
В то время, как Жан-Пьер шёл к своему эпическому 4-му месту, у Хавьера Сансо кошмар только начинался — этим утром теряет киль и его лодка. Приняв SOS из точки 31°59.00N 27026.24W, штаб спасения на Азорах выслал ближе к вечеру вертолёт, который обнаружил там опрокинутую ACCIONA… и активно машущего им шкипера со спасательного плота возле яхты.
…День 89-й
Как и ожидалось, четвёртым был на финише Жан-Пьер Дик (4 февраля в 15ч 05м 40с). 2500 миль без балласта, притом в бурной зимней Атлантике — редкий даже для профи опыт! Но Жан-Пьер с честью выдержал испытание.
Зато сегодня Ле Сабль д’Олонн встречал сразу три Open60. После принципиальнейшей двухмесячной дуэли пятым стал Жан Ле Кам (SynerCiel), 6 часов спустя прибыл Майк Голдинг (Gamesa). А уже при свете фонарей чествовали дисквалифицированного сразу по нескольким пунктам Бернара Штамма (Cheminées Poujoulat). Швейцарец хорошо стартовал, ровно шёл всю дистанцию, ни разу не упав ниже 5-го места (07.12.2012 он даже 15 часов лидировал в гонке!). Жаль, что так получилось.

8 февраля завершил дистанцию «дедушка» Вавр. В истории Vendee Globe это его третий финиш из четырёх стартов. В послужном списке 57-летнего яхтсмена 10 проходов мыса Горн, 8 кругосветок, а сколько было других регат, наверное, он и сам точно не скажет… 9, 10, и 17 февраля пришли к месту старта и остальные яхтсмены (см. итоговую таблицу). Последним прогнозировано пришёл итальянец Бенедетто…
Вот такая она, Vendee Globe, кругосветная «нон-стоп» гонка одиночек.