Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

The 32th International Istanbul Boat Show

#------

Ничто так не отравляет настроение на европейских выставках, как постоянное напоминание о кризисе. Да, экспонентов всё меньше, многие верфи на грани банкротства, клиентура всё прижимистей… Но какой диссонанс с основной миссией яхт и катеров — доставлять радость и удовольствие, вызывать яркие и добрые эмоции!
Между тем, за позитивом необязательно летать в далёкие Китай или Бразилию. Он «живёт» и совсем рядом, на стыке континентов, в самой экономически благополучной стране Европы — в Турции.

Сразу оговорюсь: я не о валовом доходе в целом или на душу населения — это не моя «парафия». Но рынок малых плавсредств в Турции действительно самый «живой» из всех европейских (и не только). Об этом говорит статистика, об этом рапортуют дилеры, об этом говорит и стабильное стремление доминирующих в мире верфей непременно «выставиться» в Стамбуле, на самом большом бот-шоу восточного Средиземноморья.
Хотя цифры из официального отчёта от организаторов вроде и не впечатляют. Прошлый раз я гостил здесь в 2011-м, с этим годом и сравниваю:

  • компаний экспонентов — те же 300, что и были;
  • выставленных брэндов — ровно столько же, а именно 650;
  • экспонируемых плавсредств — на 140 меньше, чем два года назад.

Регресс? А вот и нет. Просто бот-шоу разделилось на «новое» и «сэконд-хенд»: первое, как и прежде, проводится осенью в модерновой марине Marinturk (городок Пендик к юго-востоку от столицы Оттоманской империи), а второе перенесли в Золотой Рог, самое «сердце» исторического Стамбула (следующая выставка подержанных судов — с 30 апреля по 4 мая 2014-го). Соответственно, разделился и флот. Но его «сливки», конечно же, остались в Marinturk: 240 мега-, супер-, и просто яхт (парусных и моторных), катеров, катамаранов и мотолодок длиной от 3 до 70 м и общей стоимостью около 1 миллиарда US$! Осмотрели всё это великолепие 33090 посетителей.
Бруно Кьянчи, пресс-менеджер организатора бот-шоу — NTSR Exhibition Company: «У нас представлены все главные мировые брэнды, теперь за ними необязательно лететь в Канны или Геную. Удобное авиасообщение, мягкий климат, ещё тёплое море, близость туристической «Мекки» — все условия совместить приятное с полезным. Немного мешает лишь погода, переменчивая в это время года».
Действительно, в течение одного дня бывают и солнце, и тучи, и короткий дождик. Впрочем, пока тепло, даже осадки не портят настроения. Гораздо больше проблем от главной стамбульской «головной боли» — дорожных пробок. Мегаполис ведь огромный, даже Москва ему не ровня… Но лично я решение нашёл: «морские автобусы», быстрые комфортные катамараны, регулярно курсирующие от Бакиркёя (возле аэропорта Ататюрк) до Бостанджи (недалеко от Пендика), с остановкой в самом центре Стамбула. А за год-два вместо старой железной дороги (которую разобрали) к Пендику пойдут поезда метро европейского типа — строительство уже началось.
Само бот-шоу скомпоновано классически: на берегу — палатки со снабжением и малыми лодками, а также переговорные офисы крупных компаний, чьи лодки пришвартованы неподалёку. Деловая часть выставки — на уровне пирсов. Красная дорожка ведёт посетителя сначала через павильон со снабжением, а затем последовательно мимо всех палаток — что-то пропустить практически невозможно. Этажом выше — кафе и ресторанчики с террасами, откуда замечательный вид на всё действо. Турки — народ «водный» (как и в Италии), на выставку ходят активно и целыми семействами. А праздно прогуливающиеся могут посмотреть на флот с террасы — авось кто и заинтересуется, зайдёт (вход на уровень лодок платный).
Итак, что же здесь выставлено? Уже упомянутый мною «мэйнстрим» стройными рядами: Atlantis, Azimut, Bavaria, Beneteau, Cranchi, Dufour, Elan, Fairline, Jeanneau, Lagoon, Regal, Sea Ray, Sunseeker… Действительно почти все «гранды», за небольшим исключением (к примеру, «американцев» относительно немного).
Но «мэйнстрим» — лишь одна из «интересностей» бот-шоу. Гораздо более значимый пункт — просто–таки парад люксовых «кастэм яхт» местного производства, от небольших до «мега–».
Особая статья турецкого судостроения — дерево. Даже на скромных пластиковых катерах для среднего класса дерева больше, чем у европейских аналогов (про американские молчу — там им вовсе не пахнет). Более того: очень многие верфи и корпуса делают деревянными, «под лак» — этакие «скрипочки» на воде, высокая поэзия для ценителей.
Деревянная яхта совсем не означает ежегодные шпаклёвки и покраски, как в былые времена. Почти все местные верфи практикуют защиту корпуса стеклотканью на эпоксидной смоле. Одно из турецких ноу-хау: «Мы не красим корпус под водой. Оклейка ведь прозрачная и поднятую на берег яхту очень легко инспектировать — потемневшее дерево означает проникновение воды и необходимость местного ремонта». Как просто и толково!
Даже не знаю, где в мире ещё увидишь столько деревянного «кастэма» в одном месте. Вот небольшой флот (2 парусных кэча и моторная яхта) от Su Marine, верфи из Тузлы. «Флагман» — 34 м длины, «младшие» тоже за 20 м. Все три напоминают загородные виллы, в разном стиле, но одинаково уютные. Дерево выполнено и «в тёмной классике», и в лёгком светлом «вестерне», и в современном итальянском модерне — как говорится, «можем всё». И не только в деревянных работах. Капитан «флагмана» поделился: «Я почти 40 лет работал на моторных яхтах, но такого экономичного судна, как это, ещё не встречал. Два мотора Scania в крейсерском режиме потребляют всего 50 л/ч, чуть не вдвое меньше, чем на «одноклассниках»!»
Рядом — 36-метровый «Big Boss» от US-Group, верфи из родного для яхтсменов Фетие. Здесь создатели сделали явный акцент на размере и убранстве каюты владельца — не каждая квартира такая. И салон поражает объёмом и освещённостью (рубка — с панорамным остеклением). Самое любопытное: турки построили замечательное люксовое судно, но при этом не удосужились сделать в Интернете даже простенький сайт! У нас зачастую наоборот. (Это я к тому, что здешний рынок нужно изучать «живьём», а не в Сети.)
Чуть не каждая вторая яхта на «люксовом» понтоне «А» — деревянная. Создатели одной из них (со «знаковым» названием: «Акватерапия»): «Дерево очень хорошо подходит для корпусов порядка 20-30 м. А для судов побольше предпочтительна сталь».
Стальных яхт здесь тоже хватает. Вот 23-метровый Anemos 78, моторная яхта неограниченного класса. Последнее — не простая декларация: даже невооруженным глазом видны, например, узлы повышенной штормовой защиты — нержавеющие «ставни» с мощными задрайками на каждом бортовом иллюминаторе. Вот стенд Mengi-Yay (ещё одна верфь из Тузлы, самого судостроительного региона Турции): её построенный флот (сталь-алюминий, длиной 16-42 м) насчитывает уже 18 «вымпелов», один из которых ошвартован рядом.
А это судно (от Merlin Yachts) наверняка узнают все, кто бывал в одной из «чартерных Мекк» Турции. Узнают по большой серой полукруглой (в профиль) рубке и размеру — 36-метровый кэч невозможно не заметить. Умно распланированная яхта особенно выделяется оунерской каютой в самой корме — высоким просторным помещением с большими окнами в транце. Представляю, как романтично здесь на якорной стоянке или на переходе — на уходящий к горизонту кильватерный след можно любоваться, не вставая с кровати… В свободное от странствий (владелец — заядлый путешественник) время красивое стальное судно сдаётся в аренду.
Вышеупомянутые суда интересны не столько сами по себе, сколько как образец работы верфи — ведь каждый заказ оговаривается индивидуально. А ниже — заинтересовавшие меня проекты, невиданные ранее. Самый «яркий» из них — конечно же, «Curvelle», 34-метровый люксовый катамаран, венец современнейших дизайнерских и технических инноваций.
Рассказывает Люк ван Зантен, коммерческий директор проекта: «Мы постарались соединить всё лучшее: голландский менеджмент, австралийское морское проектирование, итальянский дизайн, британское умение распланировать внутренние объёмы и турецкое качество постройки. Готовое судно, которое вы видите — лишь «вершина айсберга» проделанной огромной подготовительной работы. Концепт разрабатывался 5 лет, было создано более 300 промежуточных вариантов и построено около 30 моделей разных планировок в натуральную величину. Для ходовой части позаимствованы передовые технологии быстроходных коммерческих катамаранов. Лёгкая карбоновая конструкция позволяет 34-метровому судну глиссировать со скоростью 20 узлов, при этом потребление топлива на 1/3 меньше, чем у аналогов. Подъёмная кормовая площадка удобна и для спуска/хранения бортовой лодки, и как «пляж». Объёмы внутренних помещений — как у монокорпусника длиной 40-42 м. Ширина проходов на жилых палубах позволяет даже инвалидной коляске проехать. В тёплую погоду в столовой распахиваются слайдерные двери с двух (!) сторон, открывая помещение природе. Шесть гостевых кают с большими окнами можно объединять попарно, сделав 3 двухкомнатные — команде нужно всего 1 час, чтобы превратить «оунерскую» планировку в «чартерную» или наоборот. Причём, кровати можно как сдвинуть, так и раздвинуть…» Увиденное действительно впечатлило. Не удивлён, что именно это судно завоевало престижнейший титул «The most innovative yacht» (в категории 24-50m).
Траулер от Goose Yachts забавного дизайна и оригинальной внутренней планировки. Выраженный «подскок» передней части рубки позволил сделать салон не просто двухуровневым, а «полутораэтажным» — и обзор с поста управления шикарный, и пассажирам (на диване рядом) интересно, и объёмы в носовых каютах небанальные, и вообще «такого нет ни у кого»! Большой флайбридж и просторный кокпит — в комплекте (турки очень ценят открытое пространство на яхте).
Очень рекомендую это бот-шоу любителям лобстер-ботов и стилизаций (под буксир, пароход и пр.) — турки и по этой части мастера. Снова таки, в «сэми-кастэм»-варианте.
Напоследок — о маленькой польской лодочке, мимо которой пройти не смог. S-850 от S-Yachts, «Польская яхта года 2013» по версии коллег из Zagle. Очень уютный кокпит — комингсы выше, чем у большинства современных «взрослых» круизеров. Автоматический стаксель, стационарный мотор, быстрый завал мачты, убирающийся бушприт для геннакера. Салон в полный рост, изолированный гальюн, полноценный камбуз, две каюты в оконечностях и конвертируемая кают-компания (4 + 2 спальных места) — поляки виртуозно используют небольшое жилое пространство. Ноу-хау проекта: большой рундук с двустворчатым люком. Представляю, насколько удобен в пользовании. И эргономика в кокпите завидная — по всем параметрам отличный семейный круизер!

Стамбул — один из моих любимых туристических объектов, фантастическая смесь истории, архитектуры, колорита, вкусной пищи и прочих «интересностей». А если ещё и «в комплекте» с самобытным бот-шоу… Словом, постараюсь через год снова быть здесь. И всем очень рекомендую.