Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Minor Offshore 36

#Minor Offshore

Брэнд для меня совсем новый, потому прошу о нём рассказать исполнительного директора Sarins Boats Ltd Томаса Сарина. Скромный финн традиционно немногословен: «Строим всепогодные безопасные лодки. Ценимые ещё и за комфорт. В частности, мы самые «тихие» на рынке. Эта модель — наш флагман. Остальное — смотрите сами…»

Забегая наперёд: действительно, такой тихой лодки я ещё не испытывал. Пару изрядно свистящих Volvo Penta при закрытых люках и дверях салона было слышно очень слабо, и мы разговаривали, совершенно не повышая голос. В такой атмосфере даже ребёнка убаюкать можно. Откровенно впечатлён.
Но начну с самого судна. Высокий (особенно в передней трети) борт, острый у ватерлинии форштевень скомбинирован с "морским развалом" носа, длинная приземистая рубка с козырьком и "траулерным" (обратным) скосом ветрового стекла – сразу видно, что перед нами не средиземноморский "франт", а крепкий северный "труженик". Это подтверждают и глубокие палубные проходы (walk around), защищённые мощным сплошным фальшбортом с релингом поверху – вывалиться за борт ещё умудриться надо. И – сюрприз! – Minor Offshore 36 соответствует требованиям водоотсечной непотопляемости: герметичная переборка предотвратит заливание всего судна, если (не дай Бог!) пробоина.
В тиковом настиле большого кринолина – два люка для доступа к поднятым колонкам (например, намотанный на винт трос срезать). Здесь же "гнездится" кормовой якорь – в Финляндии, как и на Днепре, часто подходят к берегу носом. Проход в кокпит закрывает калитка высотой по пояс – не "подножка", как на "американцах" или "итальянцах".
Самое сильное впечатление при первом шаге на борт – до чего же основательно! Толстенные пластиковые отформовки (а днище – до 3 см сплошного пластика!), тиковые планки сидений – толщиной в большой палец, а за нержавеющие трубы поручней, кажется, и судно поднять можно! И ещё сразу видна продуманность лодки: глубокие ниши под сидениями возле уток – для швартовов, основательные откидные ступени для выхода через борт, съёмные столешницы кокпита ставятся в штатные "карманы" рундуков, из козырька над кокпитом одним махом выдвигается пластиковый хард-топ (прикрыть стол с сидящими), к борту прикручен барабан для быстрой подачи длинного конца на берег, холодильник для напитков под сидением, держатели открытой двери… Я оценил.
Кокпит оборудован для "посиделок" (за съёмными столами семеро сядут), а рыбу удить удобнее прямо с кринолина – он-таки широкий. Как оказалось, секцию кормовых сидений можно "отстегнуть" и вынести на берег, если в кокпите нужен простор. В носу лодки есть сидение на двоих, а на широкой плоской полурубке можно разложить матрацы солярия – этим, пожалуй, и исчерпывается функциональность палубы.
В салон ведут трое дверей – из кокпита и с боковых проходов. А, значит, и удобство передвижения по лодке, и вентиляция на высоте. В "зачёт" к последнему есть ещё большое окно над диваном и длинный (1,85 м!) широкий хард-топ – северяне ценят любую возможность "открыться" природе в погожий день.
В корме салона – большой стол с мягкими диванами на 5 человек и линейный камбуз у противоположного борта. Плита и мойка в нерабочем положении закрыты сплошной деревянной столешницей, а микроволновка, холодильник и полки/ящики встроены в тумбу. Любопытная подробность: чтобы в шторм ящики не выпрыгивали самопроизвольно в проход, они закрываются одной сплошной дверцей – так надёжнее.
В передней части салона – три удобных кресла: рулевого и пассажиров (одно из последних можно развернуть к столу). Перед "штурманом" (кресло рядом с рулевым) открываются два шикарных пенала для карт и атласов (в столешнице и стенке) плюс полки для подручных мелочей. На посту управления удобно размещены приборы (часть – у подволока), а основные рукоятки и штурвал врезаны в откидную панель, положение которой можно "подстроить под себя". Ну и двери с обеих сторон – неоценимый плюс на швартовках.
На Minor Offshore 36 две двухместных каюты. Вход в кормовую (гостевую) – под кормовым диваном салона, легко откидываемого вверх (он, как и все остальные лючины на судне, поддерживается пневмостойками). Несколько ступеней, поворот и – пара широких удобных кроватей (односпальная + двуспальная, их можно объединить), дополненных собственным изолированным санузлом. Последний, правда, без душа и умывальник там очень маленький – только руки помыть. А над кроватями нависает подволок – не всем взрослым здесь будет психологически комфортно. Зато в качестве детской – каюта почти идеальная.
Носовая каюта и высотой "в полный рост", и с душевой кабинкой в санузле (в последней ещё сидушка есть тиковая). На переборке телепанель, хватает шкафов и полок – словом, тут комфорт полный.
В машинном отделении покоится пара Volvo Penta по 370 л.с., колонки Duo Prop. Энерговооружённость, близкая к максимально возможной: предусмотрена установка либо одного 400-сильного двигателя, либо пары по 300-400 л.с. Завелись, поехали.
О действительно незаурядной шумоизоляции я уже сказал. Второй пункт – удобство рулевого: гидравлическая ("одним пальчиком") рулёжка, удобная подножка, эргономичное расположение органов управления, большой экран чартплоттера перед глазами, ходовые приборы тоже в поле зрения. Яркое солнце не слепит и не бликует (одно из преимуществ траулерного ветрового стекла), на малом ходу удобно рулить, открыв дверь – обзор круговой. Впрочем, с последним есть нюанс: в корме салона боковые окна у’же, чем в носу, и когда к левому борту швартовалась лодка, я её не видел вообще – это минус.
И ещё один минус обнаружился на полном ходу: даже при небольшом повороте руля судно чувствительно кренится. Установленная система автоматического выравнивания крена частично компенсирует этот эффект, но повышать энергоёмкость и понижать надёжность системы на ровном месте (чем больше оборудования, тем больше вероятность отказа) – это неправильно. Впрочем, на других ходах такой валкости нет.
Видимо, слишком "глубокое V" для данного корпуса (19 градусов на транце). Но эти же обводы позволяют очень мягко идти на волнении: на открытых участках акватории (напомню: мы в Турку-архипелаге) судно проявило себя во всём блеске – волну до 0,7 м оно просто "не замечало".
Динамика: выход на глиссирование – 10 сек., разгон до 30 узлов – 17 сек., максимальная скорость – выше 40 узлов (отличный результат для 36 футового 8-тонного "корабля"!).
Остаётся отметить богатую "стандартную" спецификацию судна (вся выше описанная ходовая и камбузная техника, плюс боу-трастер, эхолот, инвертер 12/220В, обогреватели и многое другое) – и "портрет" судна будет полным.

В заключение
Очень уютное быстрое семейное разъездное судно: на дачу, на природу и в путешествие, причём в любую погоду и почти до морозов. Добротность и надёжность – на высочайшем уровне. И так думаю не только я: Minor Offshore 36 уже выдвинут на соискание «European Powerboat of the Year 2013» в категории "до 45 футов".

Фото автора и Kari Wilen / Oy Sea-Kari Ab.

"Фарватер" информирует: по вопросам приобретения моторных яхт от Sarins Boats Ltd звоните +380677627464.


Sarins Boats Ltd
Ботнический залив может быть спокойным и ласковым, а может вдруг разразиться жестоким штормом даже в летние месяцы. А в межсезонье к ветру и волнам добавляются холод и льдины. Сама природа подсказывает, какими должны быть лодки настоящих ценителей "солнца, воздуха и воды", коих в Финляндии никогда не переведётся.
Ostrobothnia – область на побережье Ботнического залива, где сейчас строится порядка 70% финских лодок. А в 1967-м Sarins Boats Ltd начала там работу одной из первых. Бизнес по сей день остаётся семейным, "у руля" верфи уже третье поколение Сарин – братья Йохан и Томас. И третье поколение исповедует философию, подсказанную природой: строить суда исключительно крепкие, мореходные, функциональные и уютные, которые "вывезут" из любой передряги.
Толстенные корпуса – цельный пластик, никакого сэндвича! Мощные двери, люки, столы – даже падения с волн не грозят поломками. Глубокие "корабельные" бортовые проходы, солидные нержавеющие поручни, одноуровневые (салон/кокпит) нескользящие поверхности – безопасность на палубе высочайшая. Закрытая рулевая кабина, "траулерное" (реверсивное) ветровое стекло, штатные обогреватели – экипаж надёжно защищён от любой непогоды. Функциональные камбузы, удобные каюты – на стоянках комфорт гарантирован. Кормовые и боковые двери, большие люки в подволоке и палубе – лодка быстро "открывается" в погожий день. Наконец, мощные двигатели и мореходные корпуса – строгие северные квалификационные общества выпускают Minor-ы даже в шторм, присвоив им категорию B-Offshore.
Суда с такими характеристиками не могли не заметить профессионалы – полиция, спасатели, патрульные службы. Для них верфь кастомизирует проекты, насыщая оборудованием согласно условиям работы. Учтены и специфические запросы тружеников открытого моря – специально для них строятся версии WR (25-34 фута, с валовыми приводами и даже водомётами).
Но основные потребители Minor-ов – просто любители отдыха на природе, не желающие зависеть от её причуд. В первую очередь, конечно, скандинавы: они знают толк в лодках. Много Sarin-катеров и на севере Европы. С недавних пор "присмотрелись" к ним россияне, в частности, с сурового Байкала. Импортируют к себе требовательные японцы.
Удивительно, но внушительная флотилия этих "северян" уже собралась и на юге – в Греции, Италии, Франции, Португалии. А последние годы самыми большими ценителями качественных "мореманов" оказались турки – активно покупают, в первую очередь, в Стамбул, на босфорские виллы.

P.S. Пару слов о несколько странном имени (англ. minor – "младший", "незначительный"). Тут вся соль в традиционной скромности жителей Остроботни, у которых не принято превозносить плоды своего труда. Настоящий финн, построив добротное и самобытное судно, упомянёт о нём как о «небольшой лодочке, ничего выдающегося…»