Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

International Multihull boat-show

#------

Это было похоже на многокорпусную фиесту: катамараны и тримараны, большие и малые, «мэйнстрим» и «кастэм», практически «квартиры» и откровенные «гончаки», классика и модерн, свежайшие новинки и «живая история»… А к ним прилагались сопутствующие шоу, выставки и события — словом, настоящий фестиваль, посмотреть который безусловно стоило.

 

Прошёл он в середине апреля в симпатичном курортном Ла Гран Мот (пригород Монпелье, Франция). Нынешняя выставка — уже четвёртая вообще и вторая на юге Франции. За почти 2 месяца до её начала все выставочные места уже были выкуплены, а к открытию (10 апреля) в марине, у дополнительных понтонов и у «капитанерии» были ошвартованы более 60 катамаранов и тримаранов! Как говорится, «почувствуйте разницу»: даже в самых удобных для многокорпусников Каннах более полутора десятка таковых не выставляется.
Чтобы понять причину, возвратимся на несколько лет назад. Ещё в 2009-м французские строители многокорпусников озадачились необходимостью «собственного» бот-шоу. Которое должно быть, во-первых, на воде — по суше возить громоздкие суда очень дорого. Во-вторых, со свободным выходом на тест-драйвы (большинство «раскрученных» водных выставок слишком громоздки для этого). В-третьих, на территории Франции, где производится 60% всего мирового многокорпусного флота. И вообще: вполне логично собрать пока небольшой, но динамично развивающийся сектор отдельно от армады монокорпусников, разные подвиды которых в нынешние кризисные годы в лучшем случае не сокращают производство.
Чтобы угодить и «южной», и «западной» группам верфей (чем ближе выставка, тем дешевле участие), для бот-шоу выбрали сразу две «базы»: Лорьян и Ла Гран Мот. На побережье Биская — по чётным годам, в Средиземноморье — по нечётным.
Статистика посещения International Multihull бот-шоу не идёт ни в какое сравнение с Генуей или Дюссельдорфом: всего 15000 визитёров (40% — зарубежных). Но! Обособленность маленького Ла Гран Мот — эффективный «фильтр»: за подвесным мотором, каяком или спасжилетом в такую даль не едут, здесь собираются именно и только почитатели многокорпусников. Три прошлых выставки дали хороший коммерческий результат, наверняка и на нынешней продаж хватало.
Лучший «индикатор» веры производителей в бот-шоу — презентации новых судов. В этом году впервые на воде (или в Европе, или в мире) были показаны Aventura 33 Hybrid, Fountaine Pajot Cumberland 47 LC, Lagoon 39 и 52, Leopard 48, Nautitech Ocean Voyager 53, TAG 60, VA 32 — целое созвездие! А ещё тут экспонировались (лодками или чертежами) верфи, которые на других выставках не появляются: LeBreton Yachts, Tan Catamarans, O-Yachts catamarans, Tag Yachts, Jaguar Power Catamarans… Ещё один эксклюзивчик: Multihull Club Design — своеобразный «слёт» ведущих мировых катамаранно-тримаранных дизайнеров.
Под стать событию и антураж. На берегу под тентами более 150 экспонентов выставили снаряжение, оборудование и услуги чартера. Местное телевидение два дня вело между экспонентами и визитёрами дебаты на разные темы: конструкция и вооружение многокорпусников, их дизайн, оборудование, особенности путешествий и бизнеса… Ассоциация «Golden Oldies» выставила на обозрение 4 судна-легенды знаменитого Дика Ньюика: ветераны OSTAR тримараны Fleury Michon IV и Moxie, 50-футовый PAT’S и проа Godiva. Вечерами же многочисленные зрители наблюдали за этапами Multihull Cup — гонок на монотипах Multi 23 с экипажами компаний-экспонентов (в этом году победили парни из Leopards Catamarans).
Франция — страна безусловно парусная, и популяризация водного досуга здесь на высоте. На набережную люди стекались, привлечённые шоу воздушных змеев, там их «готовили морально» выставками фотографий и картин (в т.ч. о яхтсмене-легенде Эрике Табарли), а окончательно «покоряли» водными прогулками вдоль красивого города на парусных и моторных катамаранах, специально для этой цели ошвартованных у «капитанерии». И, думается, не один из «завлечённых» таким образом послезавтра станет клиентом яхтенной верфи…
Но возвратимся к выставленным судам. Как по мне, самое интересное здесь — уникальная возможность «вживую» сравнить катамараны разной идеологии, от «комфорт за счёт скорости» до «скорость за счёт комфорта». На длинной линейке между этими двумя крайностями, пожалуй, самые близкие к «комфортной» стороне Privilege — неторопливые, зато с уютом загородного дома. Совсем недалеко от первых — Lagoon, Leopard и Nautitech, а где-то в середине «линейки» — более спартанские, но и более быстроходные Fountaine Pajot. У «скоростного полюса» — Catana и Outremer. Разные приоритеты — разные конструкции, планировки и исполнение. Даже мне, завсегдатаю бот-шоу, штатному тест-пилоту и практикующему капитану, только в Ла Гран Мот удалось «разложить в голове по полочкам» особенности каждого брэнда.
К примеру, Privilege — самые ёмкие, и эту ёмкость используют сполна: даже в отформованном от мостика «клюве» маэстро дизайна Марк Ломбар вмещает каюту! Lagoon — это хороший жилой простор и прагматичная планировка за разумные деньги (плюс индивидуальные особенности, о которых — в отдельной статье номера). Их прямые конкуренты (Leopard) предложили удивительно функциональную замену носовому кокпиту — крытую «террасу» с прямым входом из салона; для семьи — просто сказка! Catana — практически эталон «морского стайера», где всё подчинено скорости, безопасности и ходовому комфорту. А у их прямого конкурента (Outremer) своя «изюминка», приводящая в восторг парусных снобов — румпельное управление и шикарные рулевые кресла.
Впрочем, вышеупомянутые брэнды — у всех на слуху, и «Фарватер» большинство из них уже представлял. Потому остановлюсь на судах уникальных, в Украине пока не виданных.
SIG 45 (верфь LeBreton). Это уже пол-пути от быстрого круизера до «чистого» гонщика: карбоновые корпуса, мостик без надстроек (там только сетка!), низкие обтекаемые кабины над каютами, углепластиковая поворотная мачта, румпельное управление. Комфорт, мягко говоря, «урезанный»: сидения и съёмные столик с тентиком на мостике, функциональный камбуз, гальюн с душем и спартанские спальные места с минимальных объёмов матерчатыми (на зипперах) платяными шкафчиками. Но как же он носится! Как мы на Catana 47 лихо обгоняли тяжёлые катамараны-круизеры, так и SIG 45, не напрягаясь, объезжал нас… Не зря получил в США почётное звание «Most innovative new sailboat 2012».
Tag 60 (южноафриканская верфь Tag Yachts) — ещё один карбоновый «экстремал». Фотки идущего на одном поплавке 18-метрового (!) катамарана просто шокируют — это ведь круизное судно с люксовым интерьером! Тем более, управляется всего двумя яхтсменами… Но планировка кают мало отличается от Catana 42 с общими на корпус санузлами (на 60-футовике!) — такова плата за скорость.
Aventura 33 (верфь STGI из Туниса). Хай-тэк дизайн: «китовый» выгиб палубы, «ломаный» обратный наклон форштевней, ступенчатые корпуса… И очень ёмкий для своего скромного размера: полноценный салон с камбузом и штурманским столом, 3 двуспальные каюты; санузел, правда, один, зато с отдельной душевой кабиной. Благодаря румпельному управлению кокпит очень просторен. Модель была презентована здесь же (в Ла Гран Мот) в 2011-м, а теперь её снабдили гибридным двигателем, что станет «стандартом» для всех последующих моделей.
VA 32, катамаран для инвалидов от верфи Voil’Avenir, спроектированный самыми VPLP! Мостик с широким заездом и «столом» в центре, на который выведены все проводки (чтобы оперировать ими, сидя в коляске). На бот-шоу судно испытал местный паренёк-инвалид. Любопытно, что строили катамаран «трудные» подростки в исправительной колонии — французы совместили сразу две благотворительные программы…
Катамараны на выставке доминировали, но были и тримараны. В первую очередь упомяну хорошо «раскрученный» Dragonfly 28, поплавки которого «поджимаются» к центральному корпусу для экономии места на стоянке. Алюминиевый С329 тунисской постройки также можно «сложить» перед длительной стоянкой, причём без перестройки стоячего такелажа. Правда, дизайн у последнего откровенно угловатый…
Но самым интересным тримараном на выставке был, безусловно, Neel 45 (верфь Neel-Trimarans из Ла-Рошели), победитель номинации «Best Boats 2013», учреждённой американским изданием Sail. Главное его достоинство — ходовые характеристики, которые даже выше, чем у катамаранов сходного размера и комфорта. Длинные переходы со средней скоростью 10 узлов — нормальное явление для этого неординарного судна. Месье Жубер Нивель втиснул в центральный поплавок и развитые «крылья» кают-компанию, камбуз, удобный штурманский стол, 2 санузла и 3 двуспальные каюты. Если спальных мест не хватает — есть ещё 4 в поплавках!
С каждым годом появляется всё больше новых моторных катамаранов. Причём, не только «беспарусных» версий известных брэндов (типа Fountaine Pajot или Leopard), но и вполне самобытных верфей, которые исключительно их и строят. Например, Flash Catamarans (Испания), выставившая Flashcat 44 — судно с шикарным флайбриджем и четырьмя каютами…
Словом, в многокорпусном мире бот-шоу в Ла Гран Мот явно претендовало на событие года. Я откровенно пожалел, что приехал всего на пару дней — наверняка провёл бы с пользой для разума и души все пять. Надеюсь вернуться и наверстать…