Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Helsinki Boat-Afloat show 2013

#Finnboat Floating Show

И снова я в Хельсинки, на втором из двух крупнейших в Скандинавии бот-шоу. Первое (хронологически) — в феврале, в павильонах. А летом катера и яхты в родной среде, климат дружелюбнее (даже если дождь) и обстановка привычнее: марина… Итак, что у финнов новенького?

Подробно это бот-шоу я презентовал в «Фарватере» №6/2011. Нынешнее — уже 36-е по порядку, причём последние 16 лет оно проводится в «Хельсингфорс яхт-клубе» (HSK), на острове Лауттасаари (западный микрорайон столицы). Бессменный организатор — конечно же, Finnboat! Очень эффективная (работают всего три человека!) Федерация маринистической индустрии Финляндии.
Кстати, вот несколько цифр от этой педантичной организации. Кризис «подкосил» местный рынок на 19,5% — это даже меньше относительно благополучной Германии. Однако всё равно ощутимо для экономики: хоть почти все финские судоверфи небольшие, но в общей выручке произведённого страной за год более 40% — лодки, яхты и катера, 80% которых (от совсем малых до 200-футовых) уходит на экспорт (более чем в 40 стран).
А вообще вдумайтесь: страна с населением всего 5,2 млн. человек (Киев с окрестностями!) только с января по май 2013 отправила зарубежным клиентам 4246 плавсредств общей ценой на 58 миллионов евро! При этом и «сама себе» продала порядка 2846 яхт/лодок/катеров! (И это без учёта самых малых — до 5,5 м, регистрация которых необязательна…) Ещё и импортировала 1270 единиц на 19,3 миллиона евро. Финляндия — одна из самых «водоплавающих» стран в мире (третья после Норвегии и Новой Зеландии) и самая «судостроительная» в пересчёте на население…
Но возвратимся на бот-шоу, флот которого ошвартован вдоль двух длинных бетонных пирсов марины (для удобства посетителей их «мористые» концы соединены переходным мостиком) и трёх относительно коротких понтонных линий. Сухая статистика: выставились 144 компании, за 4 дня работы их стенды посмотрели 12200 посетителей. Собранный флот: 263 единицы, из которых 31 парусник, остальные — моторные суда.
Смотреть и выбирать приходили семьями, с жёнами и детьми. Безопасность посетителей была организована отлично: при входе на пирсы детей бесплатно снабжали спасжилетами (взрослые размеры тоже имелись, кстати), так что родители могли без «нервов» осматривать суда, не беспокоясь о крутящейся поблизости ребятне. Тем более, что детей попутно учили (бесплатно!) вязке узлов: на простеньком деревянном стенде разложены концы — тренируйтесь, кто смел! Два «боцмана» без устали показывали (взрослым и детям), как закрепить швартов за пал или за утку, связать стопорный узел или «беседку». А с отдельного понтона непрерывно стартовали мотолодки — тест-драйвы, также бесплатные для посетителей, очередной раз организовал журнал №1 на водном рынке Страны Суоми — Kippari. И это отлично работает не только на популяризацию боатинга в целом, но и в качестве рекламы конкретных брэндов: компании с радостью идут на расходы (водитель весь день работает + бензин), а их руководители сокрушаются (сам слышал!), что позволено выставить лишь одну лодку от каждой верфи.
Местный рынок — «на карандаше» у очень многих судостроителей, поэтому на выставке присутствовали яхты, катера и лодки из Франции, Германии, Италии, США, Польши, Швеции… Но доминировали, конечно же, изделия местных верфей.
Большинство брэндов украинскому читателю хорошо известны. К примеру, Targa, которая из года в год выставляет большую часть своего флота в самом людном месте бот-шоу — на стенке между пирсами. В начале одного из пирсов — длинная линейка таких же завсегдатаев: Aquador, Bella, Flipper, Buster, Silver, Faster, AMT, XO, Yamarin, Minor, Finnmaster, Grandezza, Nauticat. Для внимательных читателей нашего издания «знакомые всё лица», не так ли?
Но я позволю себе остановиться подробнее на новом для себя и, уверен, для большинства читателей. Ибо конкретно ЭТО новое можно увидеть только здесь — до Дюссельдорфа и, тем более, Украины оно не доезжает. Как минимум, пока.
Ari Shuttle 32 Cabin (длина 9,00 м, ширина 2,80 м, производство Ariboats Ab). Создатель судна и компании Ари Юккола уверен: «Это лодка будущего. Максимально ёмкий корпус, предельно практичная планировка, плюс надёжность и долговечность алюминиевого корпуса. И подвесной мотор, который при необходимости легко заменить на более современный». С последним точно согласен: сама лодка будет передаваться по наследству и наверняка несколько двигателей переживёт. И само судно интересно: «корабельные» бортовые проходы (с мощными калитками для доступа на низкий понтон или в воду), носовой кокпит со столом и сидениями, компактный камбуз — в кормовом (с точки зрения вентиляции — идеально), отапливаемая кабина с толковым постом управления и боковыми выходами на палубу, изолированный санузел… Одна беда: за лодку с подвесным двигателем и единственной (хоть и удобной) каютой 200 тысяч евро — не слишком ли? Ари разводит руками: «Сделано в Швеции. Дёшево быть не может…»
K-24 (длина 7,66 м, ширина 2,48 м, производство Trafical Oy) — чистой воды «дэй-круизер» или разъездная лодка для супер-яхты. Сверкающий глянцем пластик, тиковые поверхности палубы и кокпита, четыре удобных сидения, сан-дэк на кормовом подиуме, в носу — кадди-каютка и откровенно компактная кабинка санузла. Функциональность относительная: покататься, лыжника потягать… Но на уровне деталей лодка очень продуманная. Особая примета — мягкая крыша над кокпитом (ставится/убирается рукой за секунды!). В качестве кареток и направляющих — хорошо знакомые яхтсменам системы Harken, идеально работающие в столь «лёгком» для них режиме. Об уровне исполнения сам за себя говорит факт: эта же компания много лет формует детали для Baltic и Nautor’s Swan. Но и цена соответствующая: 123 тысячи евро.
Barchetta 27 (длина 8,4 м, ширина 2,65 м, производство Luvia Boats Oy) — ещё один шедевр ручной работы. Смотрится классической цельнодерёвой «скрипочкой под лаком» — красота! Но на самом деле корпус пластиковый, а наружный шпон (на эпоксидке) — буквально 4 мм, разве что для эстетики… Панорамное остекление делает кабину очень светлой и воздушной, обстановка минималистская, зато с «умными» решениями: откидные сидения, камбуз выдвигается из днища кокпита, под сдвинутым рулевым креслом — раковина, в хорошую погоду вход раскладывается… Позабавило, что менеджер всё время извинялся: мол, «Это прототип, ещё не всё доделано…». Например, отсутствовал фиксатор откинутой «сидушки» или неидеально прилегала подушка дивана. Хотя в Италии это считалось бы отличной «финальной» продукцией. Вот такие они, финны…
Венец мастерства краснодерёвщиков на этой выставке (достойный посоревноваться даже с Targa) — пожалуй, Albatross 35 Aves (длина 10 м, ширина 3,5 м, производство Veneveistamo Syrjasuo Oy). Даже сами финны щёлкают языком: хорошая работа. По планировке напоминает Aquador 32, но интерьер — сплошное дерево. На ценителя.
Антиподы предыдущих «красавчиков» — сплошь утилитарные алюминиевые Arronet (от Astrum Oy / Konewuorio Oy). Металл даже не покрашен, лишь кое-где оклеен ковриком, элементы конструкции внушают уважение солидностью. Самый визуальнотехногенный — Arronet 25 CXIP (длина 7,82 м, ширина 2,40 м) — чем-то железнодорожную дрезину мне напомнил. «Неубиваемая» рабочая лодка, какой она и должна быть.
Crystal 210 Esprit (длина 6,45 м, ширина 2,56 м, производство Crystal Marine) — небольшой семейный катерок. Очень широк для своей длины, при этом повышенной (19,1 градусов) килеватости — для хорошего хода против волны и одновременно высокой статической остойчивости. С MerCruiser 220 л.с. разгоняется до 45 узлов. В кокпите — диван и сидения, в носу — необычно просторная кадди-каюта и выдвижной биотуалет. 50 тысяч евро.
Но в семейном использовании в Финляндии вне конкуренции кабинные мотолодки. Уже испытанный мной TG 5.9 («Фарватер», №4/2012) — лидер по продажам среди «кабинников» за 2012-й. «Номер 2» — кабинный Yamarin, №3 — Buster, №4 — снова TG, но 6500-й. У обоих TG небольшие кормовые и солидные носовые кокпиты, уютная обогреваемая кабинка, где оперативно собирается двуспальная кровать, даже мини-камбуз. Столик поворачивается или переставляется в кокпит. Сделано просто, но очень практично; для всех элементов (даже для подушек кровати!) находится «штатное» место, конфигурация оттачивалась десятилетиями. Для небольшой семьи — отличная многофункциональная «плавбаза». «Старший систершип» TG 7200 был запущен в производство ещё в 1988-м(!), нынешняя модификация уже 6-я. Любопытный факт: разница в скорости при загрузке 2 и 10 человек — всего 2 узла! За всё время 7200-х продано порядка 700 бортов.
Cumulus 164 (длина 5 м, производство Aquantum Oy) — одна из «изюминок» выставки. Открытая лодка с «китовым» профилем (сильно выраженная обратная седловатость). Широкая, с четкой скулой и почти плоским днищем. Внутри — длинный кокпит со сплошным днищем (выше ватерлинии) и полукруглыми бортами (как на швертботах «470»), на которых удобно сидеть. Но у днища кокпита в бортах отформованы ниши во всю длину лодки. Швертколодец, подмачтовое гнездо, два пера руля, подуключины.
Лодка удивительно универсальна. Простейший вариант: взяли вёсла, навесили моторчик и — на рыбалку. Длинный самоотливной кокпит, высокая остойчивость формы, простота обслуживания — что ещё нужно?! Мотор может быть мощностью до 40 л.с.: лодка будет глиссировать даже со всем семейством на борту (нос специально занижен для обзорности в переходном режиме). В качестве «уикэндера» можно доукомплектоваться тентом (предусмотрено несколько его конфигураций, вплоть до жёсткой кабинки в носу), вещи складываются в днищевые рундуки, вёсла вкладываются в продольные ниши, вдоль всего борта — сплошной релинг («safety — first!»). Для любителей «полетать» — опциональная центральная рулевая консоль. А ещё в опциях телескопическая(!) мачта и парус — в сложенном виде всё вооружение укладывается в продольную нишу. Ставится и убирается быстро, на парусе берутся рифы, на низкий транец легко влезать, раздельные блоки плавучести обеспечат непотопляемость даже в случае пробоины, а для гарантии от переворота — опциональный самонадувной баллон на топе мачты. Ну и перевозить 5-метровое судёнышко проблем не будет. Замечательный семейный высокомобильный крейсер выходного дня. Цена: 12800-17800 евро, в зависимости от комплектации.
Следующая яхта напомнила хороший анекдот: «Если финны когда-нибудь запустят свой космический корабль, на нём будет сауна». Как минимум 40-футовый парусник с сауной у финнов уже есть: Sailjet 40 (длина 11,74 м, ширина 3,49 м, производство In Time Yachts Oy). Электрическая печка стоит в кубрике, прогревает помещение за 20 минут (время от уборки парусов до швартовки в марине), рядом предбанник-раздевалка и санузел — словом, полноценный банный комплекс на борту! Кстати, все бытовые приборы на яхте (включая плиту) — электрические. Для их питания — аккумуляторы (1000 А*час), солнечные батареи и мощный генератор на валу двигателя (винт можно механически отключить).
Но это не все «интересности» судна. Корпус отформован на эпоксидке, тяжёлый шверт поднимается гидравликой (осадка корпусом — всего 80 см), две углепластиковые мачты раскреплены только парой вант каждая («завалить» всё вооружение — полчаса), вооружение стаксельное + геннакер. Малый вес судна + плоское в корме днище + мощный мотор позволяют выходить на глиссирование и разгоняться до 20 узлов! Причём, под мотором лодка управляется небольшим штурвалом, а под парусами — классическим румпелем. Единственное, что не понравилось — низковатые и узковатые спальные помещения в корме. Впрочем, для странствующей четы (владелец намерен пойти в кругосветку) должно хватить.
Всё заметнее на рынке «недорогая альтернатива Hallberg Rassy» — парусники Saare. Эстонцы выставили две модели: 41 AC (12,50 м х 3,92 м) и Saare 38 (11,40 м х 3,66 м). Визуально — почти всё как у шведов: классический дизайн, умеренная ширина транцев, уютный глубокий кокпит, один штурвал, ветровое стекло, защищённые трубчатыми конструкциями вентиляторы «дорадо», внутри — консервативные симметричные планировки и много дерева хорошей выделки. Явная ориентация на прагматичные северные рынки.
Увидел Finngulf 33 SP и обрадовался — не «умер» после банкротства добротный брэнд! Оказалось, теперь он принадлежит… Castello Yachts OY! («Фарватер», №5/2009). Компания, совсем недавно строившая только небольшой ряд крепких семейных «хард-топов» Castello, теперь производит и моторные яхты Tresfjord, и совершенно необычные 3.5 Tender, и парусники Finngulf. Мой старый знакомый, всегда полный идей и энергии Тукка Хакканен, рассказывает: «Да, это новый вызов для нас и мне это нравится! Верфь нам пришлось вынести в Эстонию — там уже строятся первые корпуса. Но я намерен сохранить репутацию «solid performance», идеология яхт меняться не будет». Потом подвёл меня к кабинному СВП: «А ты в курсе, что мы ещё и это строим?» Сюрприз за сюрпризом! «…Кабина позволяет обогреться и шум резко уменьшает: внутри мы свободно общаемся и наушников не нужно. Выпускаем 2 модели: 5 и 9–местную».
– А как дела с симпатичными мне лодками Castello? — спрашиваю.
Тукка: «Востребованный брэнд с надёжной репутацией, но о расширении пока речи быть не может. Чай, не 2008-й — кризис на дворе, рынок «просел» в принципе. Но развиваемся, заменяем старые модели на новые. Кстати, обнаружил в России точную копию своей 633-й модели, снятой с производства. Странные ребята: всё сделали «с нуля» — что, не могли мне позвонить?! Я бы им матрицы подарил. Мне ведь самому приятно, что этот проект ещё востребован. И средства бы сэкономили, что я потратил на утилизацию матриц…» (Украинские судостроители — возьмите на заметку!)
Напоследок — о Securmark, международной системе предотвращения краж. Её мне представил ещё один старый знакомый, Тапио Эккола: «Идея — маркировка всех частей судна в тысячах мест, чтобы всегда можно было его опознать. Пистолетом-пульверизатором наносятся пятнышки невидимой глазу краски с индивидуальными для каждой лодки метками — снаружи корпуса, изнутри, в рундуках, на лючинах, консоли, двигателе, его «колпаке» и «сапоге»… Закрасить всё это физически невозможно, где-то да останется. Обнаруживают и идентифицируют метки небольшим дешёвым приборчиком типа фонарика. По нашим законам, полиция возвращает краденую лодку владельцу — покупать ворованное становится невыгодно, люди заинтересованы проверить его происхождение. Система давно и успешно работает в США и Латинской Америке, в Норвегии — ещё с 1999-го, в Швеции — с 2004-го, сейчас и до Финляндии добралась. Думаю, скоро вся Европа подключится».

Скандинавский рынок сильно отличается от южно-европейского — система ценностей у здешних пользователей другая. Кому близок консервативный прагматизм «нордических» плавсредств, тот посещать северные бот-шоу просто обязан. А самые большие и представительные суда показывают, несомненно, в Хельсинки. До встречи на следующем «параде мод»!