Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«De Alm» Грянет буря – мы поспорим!

#De Alm

Почти 2000 миль предстояло идти с самого юга Голландии до порта Хельсинки. Маршрут интересный, хотя и непростой. На пути много городов, десятки шлюзов, реки Германии, Северное море, Кильский канал, Балтика. Поэтому я особенно пристально смотрел на сверкающее темной лаковой сталью чудо – свеженький шедевр голландской верфи «De Alm». Компактный 13-метровый Alm Trawler 1220 с флайбриджем – младший в линейке верфи (по длине), но это абсолютно взрослое, настоящее морское судно, готовое к дальнему походу.

Я верил в эту лодку. Годом раньше мне довелось на чуть большем Alm 1320 пройти от траверза Стокгольма до Москвы через Питер, Ладогу, Онегу и Волго-Балт с Рыбинским водохранилищем и реками. И я знал, что эти стальные лодки, построенные для суровых условий Ла-Манша и Биская, могут многое. Приходилось попадать в шторм на Онеге и пробиваться через трехметровые волны кипящей Рыбинки. Поэтому, несмотря на дурную репутацию Северного моря и Балтики, я надеялся, что мы сможем пройти уверенно, минуя опасности, и довести лодку до финских берегов, целой и невредимой передать владельцу. И было интересно, как поведет себя траулер в этих морях: метр разницы в длине, влияющий не только на объемы и обитаемость, не пустяк. К моему удивлению, ступив на борт корабля и осмотревшись в салоне, каютах и отсеках, разницы я не почувствовал. Как умудрились голландцы на таком компактном корабле создать великолепные условия для 8-9 человек – для меня до сих пор загадка. Четыре каюты, три туалета-душа, просторный салон и огромный флайбридж – было на что посмотреть. Корабль, внутри отделанный красным деревом махагони, выглядел дорого и роскошно. Набор и размещение навигационного оборудования, доступ к судовой электрике, моторам и генератору, трюмным помпам и судовому имуществу были близки к идеалу. Огромный моторный отсек – в полкорабля, с отдельной дверью из кокпита, позволял без затруднений работать с системами (если такая нужда возникнет).
Необходимость в таком судне на рынке морских экспедиционных яхт ощущалась давно, и то, что траулер «компакт-класса» воплотился в металл именно на этой верфи, – отнюдь не случайность. Верфь «De Alm», одна из старейших в Голландии, лидер в постройке судов экспедиционного класса для моря и океана, реализовала на своей младшей лодке весь полувековой опыт строительства мореходных судов. При этом ни одним из важнейших параметров не пожертвовали. Дальность хода на одной заправке – 4000 км, скорость – честные 10 уз, мореходность позволяет ходить на судне практически в любую погоду. Ну, и невероятно прочный стальной корпус с мощным балластным килем и почти ледовым набором, допускающим зимовку на реке (для тех, кто не смог или не захотел «выйти» на берег в конце сезона).
…Честно говоря, несмотря на любопытство, искушать судьбу не хотелось, и погоду мы выбирали тщательно – выпавшую нам часть Северного моря удалось пройти на максимальной скорости по почти штилевой дороге, вообще без приключений. Когда погода начала портиться, мы были уже в уютной гавани Бремерсхафена, а на следующий день гордо заходили в Кильский канал, избавляющий нас от лишних сотен миль пути и штормового циклона, накрывшего побережье Германии. День хода по каналу – и мы вышли на свободу из ворот шлюза в Киле, и свежий балтийский ветерок ударил в скулу вместе со стальной холодной волной. Карты погоды, полученные из Интернета, говорили, что у нас есть больше суток в запасе, чтобы проскочить морем в Аландские шхеры. Мы решили использовать этот шанс и уверенно пошли к Борнхольму и потом к Готланду, меняя гостевые флаги с немецкого на датский и вскоре – на шведский. Под Готландом все и случилось…
Циклон поменял направление и понесся в нашу сторону так быстро, что стало ясно: до Аландов нам по тихой воде не дойти. Кораблик был новый, и мы решили, что трепать его в шторме, когда владелец даже еще не обмыл его как следует, неправильно. До Стокгольмских шхер по расчетам тихой воды было на 6 часов ходу. И мы поменяли курс.
Шквал на то и шквал – разрешения он не спрашивает. В считанные минуты море закипело волнами, больше похожими на солнечные протуберанцы; яхта вздрагивала от ударов и окнами рубки почти ложилась на воду. В такой свистопляске на этих кораблях нам еще не доводилось бывать: волна из-под борта и с кормы, сбивающая автопилот с курса, сумасшедший дрейф и выматывающая бортовая качка с амплитудой, предельной даже для килевого парусника. Вот тут мы и вспомнили про наш тяжелый киль, наполненный почти тонной свинца. Кораблик вел себя, как ванька-встанька: неизменно вставал на ровный киль, хотя каждый раз палуба вздыбливалась стеной, подволок становился бортом, и только мертвая хватка за все, что можно, удерживала нас от полетов по салону. И так до глубокой ночи – с дождем и шквалами, c кренами до горизонта.
Такая погода в считанные часы способна выявить в корабле все недостатки, и если что-то сделано халтурно – сломается непременно. На любой лодке. Наш траулер этого не избежал. Набитый продуктами и бутылками холодильник вырвало из бортовой ниши (не выдержало болтовое крепление), и его пришлось ловить и привязывать. Больше ничего не сломалось. Мерцали дисплеи плоттеров и радара; работала гидравлика автопилота, который хоть и с трудом, но держал нас на курсе; ровно гудели моторы, выбрасывая белую пену от винтов. Мы жили и шли, и с каждой минутой все больше доверяли нашей лодке. Она, родная, оказалась удивительно мореходной и крепко сбитой – то, что ей пришлось испытать, способен выдержать не каждый корабль. В эту ночь приемник «Навтекс» принес известие о затонувших литовских и финских сейнерах и сухогрузах, штормующих в Ботническом заливе. Они посылали в эфир «Mayday», а мы ехали и разваливали волну за волной. Какие же молодцы ребята из «De Alm», сколько опыта и знаний вложили они в этот корабль – без преувеличения одну из лучших моторных яхт, на которых нам доводилось ходить. А нам, профессионально занимающимся голландской морской «сталью» и перегоном яхт по всему миру, есть с чем сравнивать.
Поэтому, когда мне позвонили с верфи и пригласили на презентацию новой яхты – старшего в линейке траулеров Alm Delfino 65, я ни минуты не сомневался, что увижу настоящий корабль. Вообще, смелости строителей этого корабля можно позавидовать. Ниша стальных экспедиционных яхт так называемого «карманного» класса раз и навсегда занята такими первоклассными мировыми брэндами, как «Feadship», «Moonen», «Lurssen», «Amels-Krupp Marin Systems». Идти в проекты длиной 65, 72 и 84 фута – именно такова линейка кораблей ближайшего года, заложенная на верфи «De Alm», – означает решиться на жестокую конкуренцию и тяжелые проверки и формальности, которыми морские регистры обкладывают смельчаков, как флажками. Это накладно, технически очень трудно и говорит о классе верфи и уровне ее кораблей. Это тот оселок, на котором проверяется судостроитель. Но и покупатели этих лодок – люди серьезные, с большими возможностями и претензиями к качеству постройки и репутации верфи.
«De Alm» на такое решилась и, похоже, не прогадала. Программа постройки этих яхт стартовала недавно, но уже два судна длиной 23 и 27 м строятся на верфи для русских заказчиков. И это только начало. Спрос на лодки этого класса во всем мире обгоняет предложение, а если еще и цена вдвое ниже, чем у лидеров рынка… И это – без единого компромисса в качестве…
Так что же в итоге получилось? Получилась океанская яхта категории «А» с флайбриджем, напоминающим поле для мини-футбола. Первый корпус для британского заказчика имеет длину 22 м, ширину 6,2 м, осадку 1,75 м и дальность хода с двумя Perkins или Caterpillar в 3500 миль – более 350 часов со скоростью 11 уз. Размеры и объемы корабля поражают воображение и восхищают традиционным для «De Alm» качеством отделки и вниманием к деталям. В общем, не будет преувеличением сказать: эта лодка действительно может все. Ходить по морям, океанам, рекам, озерам, предоставляя владельцу комфорт роскошной загородной виллы. Может избавить в свежую погоду от тяжелой бортовой качки – предусмотрены новейшие системы ее гашения. Может принять 2-3 десятка гостей на вечеринку или «приютить» более дюжины человек. И все может быть собрано в десяти вариантах, как конструктор «Лего». Настоящий «custom made», когда число кают, их размеры, назначение и отделку человек выбирает сам, как и весь пакет оборудования из невероятно длинного списка. Вспомните, что смог маленький 13-метровый Alm 1220, и умножьте это на 10. Получите новый Delfino 65 – мини-линкор, воплощение мечты о кругосветном плавании или трансатлантическом переходе на Карибы и в Штаты. А можно и дома, в России, сразить наповал всех, устроив такие походы и сафари по Белому морю, Енисею и Волге, по океанским волнам на Сахалине и Камчатке!.. Везде, где есть вода, этот стальной корабль проложит себе дорогу.
В добрый путь! И 7 футов всем, кто его полюбит.

Александр РЫСКИН, журнал «Капитан Клуб».

«Фарватер» информирует: официальный представитель De Alm на территории России и Украины – Торговый дом «Настоящие Корабли».