Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Buster XXL / XXL AWC: ода прагматизму и универсальности

#------

Я снова в промозглом Бергене, средневековой цитадели викингов и сегодняшней родине «Викнесов». Здесь нам, журналистам ведущих «водных» изданий Европы, предстояло осмотреть и обкатать две «горячие» новинки от Inha Works Ltd. Почему финны организовали всё это именно в Норвегии? Мне пришли на ум два объяснения: во-первых, лучшие качества прочных, основательных и предельно прагматичных «Бустеров» ярче всего раскрываются именно в суровых условиях; а во-вторых, почему бы 1 апреля не пошутить именно таким образом?!

Впрочем, рождение каждого нового «Бустера» предваряет совсем нешуточный объём работ. Читатели «Фарватера» со стажем наверняка вспомнят (№6/2006), что для предыдущего «новичка» – модели Х – было испытано 20 различных вариантов обводов и конфигураций корпуса! Каждое придуманное новшество испытывалось месяцами, дорабатывалось на уровне мелочей. Итог – выдающаяся по простоте и эффективности инженерных решений лодка-трансформер, «шестнадцать в одном» по схемам планировки кокпита плюс возможность оперативно подстроить внутреннее расположение под конкретный выезд самим пользователем.
Быстрота смены моделей – одно из самых эффективных оружий в конкурентной борьбе на плотном европейском (и не только) рынке. Большинство новых яхт и катеров уходит на конвейер в виде лекал и инструкций по сборке прямо с компьютера дизайнера, на всесторонние испытания экспериментальных образцов зачастую просто нет времени. И лишь немногие верфи в мире позволяют себе долгий и скрупулёзный процесс доводки и «вылизывания» каждого проекта. Практически все эти верфи расположены в Финляндии, Швеции и Норвегии, а их изделия нечасто появляются на вторичном рынке, ибо высоко ценимы хозяевами.
Но вернёмся в Берген и обратим пристальный взор на первого из новичков «от Бустер».

Buster XXL
Двухконсольник шести с лишним метров под таким названием Inha Works Ltd. производила уже много лет. Но размеры и конфигурация новой модели – единственное сходство с предшественником, лодка, по сути, спроектирована заново.
На новом XXL консоли установлены чуть ближе к носу – передний кокпит стал меньше, зато в кормовом места ощутимо добавилось. Настолько, что в его центре теперь штатно ставится круглый столик с подстаканниками. Впрочем, размерами он слишком мал и всерьёз не воспринимается. Гораздо важнее то, что новая лодка оснащена по несомненно удачной «модульной» технологии Buster X. Лишь пара кресел (за консолями) – привычные поворотные на мощных стойках, а остальные – быстросъёмные сидения-рундуки, посредством которых лодка «подстраивается» под конкретные задачи.
Основа сидения – герметичный полиэтиленовый ящик с большой крышкой на резиновой застёжке. В верхней части крышки – мягкий и тёплый сотовый пластик, поверх него можно пристегнуть (на кнопках) подушку.
Полиэтилен, как материал для ящиков – практически идеален. Он лёгок, упруг, не маркий, легко моется. Сидения-рундуки запросто переносятся, не гремят, их можно чуть ли не ногами пинать – товарный вид не пострадает.
На XXL-ах ставят два типоразмера – одиночное сидение, с объёмом 45 литров и тройное, шириной от борта до борта. Каждое из них крепится к пайолам четырьмя гайками-«барашками» и при желании снимается за минуту.
Если хозяин лодки собрался на рыбалку или большую компанию на остров «забросить» – рундуки можно отстегнуть, больше оперативного пространства (для операций со спиннингами или рюкзаков/палаток) будет. На уик-энд, наоборот, лучше всё установить – сидячие места для семейства и гостей нужны. На месте отдыха сидения-рундуки можно прямо с припасами вынести на берег – вот вам и походные столы со стульями, и песок в продукты не попадёт. А мягкие подушки отстёгиваются и подкладываются под себя на каменистом грунте…
Отдельно – про широкий кормовой диван-рундук. Первая его особенность: он крепится к продольным рельсам, по которым может сдвигаться в центр кокпита. (Рыбаки оценят – можно следить за спиннингами, сидя на кормовом диване лицом к транцу.) Вторая особенность: он может комплектоваться (опция) откидной спинкой, вместе с которой образует раскладной сан-дэк. Процедура конвертации (диван/сан-дэк) занимает десяток секунд. Ширина в разложенном состоянии – для одного взрослого или пары детишек. Длина – как у стандартной полки купейного вагона (я со своими 176 см поместился впритык, а вот кто повыше – будет неудобно).
К комингсам кокпита, у которых крепятся рундуки-сидения, «прикноплены» подушки – спине удобно. А в нише за кормовым рундуком-диваном прячутся аккумулятор и выключатель бортового питания.
Теперь – консоли, которые тоже принципиально отличаются от таковых с XXL-предшественника. В новой конструкции творчески сочетается алюминий и полиэтилен (снова-таки, как на Buster X), в её верхней части – закрываемый «ролетной» дверцей рундучок, ниже (на уровне колен) – сетка-карман для карт/лоций, в самом низу – подножка. Перед лобовым стеклом – сопла дефростера. Правая консоль подготовлена (вплоть до заводской разводки проводов – только подключить) к установке обогревателя, а левая – к установке стереосистемы. Внутри верхнего рундука левой консоли – розетка 12 В. Оба хранилища закрываются на ключ, причём замки Assa-Abloy Exec locking system – всё (вплоть до замка зажигания) оперируется одним ключом.
Ещё одна любопытная опция – в верхнем рундуке правой (рулевой) консоли: пластина на петлях с двумя жёстко зафиксированными положениями (верхнее/нижнее). К ней прикручиваются приборы (фишфайндер, GPS и пр.). Перед отходом пластину поднимаем – дисплеи перед глазами. А после швартовки пластину опускаем, при этом приборы прячутся в рундук, который закрывается на ключ. Не нужно каждый раз снимать электронику, отсоединять провода – нежные дисплеи защищены от случайностей на стоянке. Весьма практичное решение.
Низкопрофильное ветровое стекло теперь (сравниваем с предшественником) обрамлено алюминием, на его правой секции – дворник. Секции акриловой двери прохода в носовой кокпит тоже в мощных алюминиевых рамах, верхняя откидывается наружу, нижняя прижимается (магнитом) к консоли, на стоянке не мешают.
Весьма практична и секционная тентовка кокпита – «крыша» на дугах плюс боковые и кормовая части (на кнопках и зипперах); при необходимости можно сконфигурировать «бимини-топ», «оупен», или «закрытую кабину». Прозрачных вставок хватает для кругового обзора, водителю вполне комфортно. Кстати, для водителя предусмотрен индивидуальный «люк» на зиппере – на швартовке можно рулить стоя (что мы и делали). По углам вшиты вентиляционные отдушины. А если тент не нужен, он быстро «исчезает» под откидными крышками просторного П-образного рундука на корме кокпита.
На корме нового XXL справа-слева от рецесса – весьма просторные участки палубы со «ступенькой», удобно будет как рыбакам, так и купальщикам (для последних установлен забортный трапик справа). Под «ступеньками» – рундуки для швартовов, в левом предусмотрена установка кормовой якорной электролебёдки (снова-таки, на заводе уже развели проводку с плавкими предохранителями в цепи), правый заодно прикрывает и заливную горловину топливного бака (стало быть, здесь не будет воды и грязи). А между рецессом и кокпитом высится «мини-тауэр» для буксира воднолыжника – он же эффективный «гарант безопасности» на корме (при съёмке на ходу я «заякорился» в этой конструкции ногами и не имел проблем даже на крутых виражах). Кстати, здесь же удачно пристроили и карман для фирменных кранцев – они под руками, при этом никому не мешают.
Обратим внимание на рундук для длинномеров (вёсла, спиннинги и пр.) с герметичной крышкой в проходе и двигаемся в носовой кокпит. Здесь обстановка лаконичная: пара сидений-рундуков (перед консолями), широкий нос с нескользящим покрытием, ступенью и дугами релинга (входить в лодку с берега вполне комфортно даже непривычным), один рундук под крышкой люка, второй (под ступенью) – открытый в кокпит. Непременные трубчатые поручни по всему периметру лодки (с безопасностью здесь всё в полном порядке), две пары полноценных швартовных уток.
Последний штрих – пара толстых пластин, приваренных у нижнего уреза транца внакладку справа-слева от ДП. Зачем? А чтобы при установке транцевых плит или датчика фишфайндера не делать в корпусе сквозных отверстий.
Впрочем, XXL – лодка новая по содержанию, но привычная для Buster по сути. Совсем иначе обстоит дело со следующим «подопытным»…

Buster XXL AWC
По факту – тот же корпус, только с рубкой. Но насколько же непривычно она смотрится! Всё дело в её «траулерном» дизайне: ветровое стекло с небольшим обратным уклоном, крыша рубки визуально нависает над носовой палубой, придавая лодке комично-«насупленный» вид.
Даже у нас, видавших виды журналистов, первый взгляд на судно сопровождался лёгким столбняком. А каково непривычным? Человек – существо социальное, всё, что выделяется «из толпы», воспринимает очень настороженно. Говорит Маркку Уотинен, директор по продажам: «Почти 30% потенциальных клиентов, которые видят лодку впервые, сразу уверенно говорят «Никогда!». И уходят. Но, что любопытно: у большинства из тех, кого таки уговорили зайти в рубку, впечатление столь же быстро меняется на противоположное».
Действительно, внутри лодка кажется намного больше, чем снаружи; сравнение особенно сильное, если перейти в кабину из затентованного XXL. От кресла водителя в сторону кормы – в полный рост. Обилие стёкол (кстати, они не царапаются) по периметру, большие сдвижные люки в подволоке – море света (в тёмное время суток включаются 4 экономичных светодиодных плафона). Сильно добавляет объёма и обратный наклон ветрового стекла – в лодке нет обычной «мёртвой» зоны над торпедо. У рулевого условия приближены к идеальным: круговой обзор, отсутствие бликов и мешающих отражений, от солнца – нависающий подволок, можно открыть люк и рулить стоя. Кстати, люки сдвигаются как в нос, так и в корму.
Из недостатков: ограниченный доступ к борту (ширина 2,4 м используется полностью, как на «американцах») и «эффект аквариума» жарким летом. Последнее для наших широт существенно – что хорошо в непогоду (круговое остекление), то станет проблемой при прямых солнечных лучах и для комфорта владельцу нужно изобретать шторки или жалюзи (как минимум, придётся затонировать плёнкой оба подволочных люка). Впрочем, абсолютно универсальных решений не бывает.
Относительно открытого XXL у «кабинной» версии консоль только одна (рулевая, правый борт) и она сдвинута в нос. К уже знакомой конфигурации (запираемый рундук с подъёмной пластиной для электроники, дефростер, штатное место отопителя) добавилась привычная приборная панель и платформа для компаса.
Рядом – выход по трапику (нормальный уклон, нескользящие ступени) на палубу, через подъёмный люк-дверь на пневмоопоре (открывается легко, надёжно удерживается в обоих положениях). Поручни на крыше рубки под рукой, а её (рубки) конфигурация позволяет даже присесть (к примеру, со спиннингом в руках). На носу рундук под люком, солидные скобы релинга да пара уток – исчерпывающий минимум.
Корма кокпита может быть в одной из двух версий. «Открытая» – свободный выход на корму. Плюсы: максимальные жилые объёмы и близость природы в тёплый летний день. Преимущества варианта «Кабина» (выход в открытую кормовую часть кокпита закрывается слайдерной дверью): уют в ненастье, лёгкий обогрев помещения в прохладную пору года и меньшая шумность на ходу. В обоих версиях открытую кормовую часть кокпита можно затентовать, сложенный тент хранится в П-рундуке, как и на XXL. Точно так же в обеих версиях на корму можно установить уже знакомый нам диван-рундук с опцией конвертации в спальное место (под тентом). Владелец-рыбак, вероятно, предпочтёт кабинную версию без тента и дивана, с парой одиночных сидений-рундуков по бортам, получив, в качестве бонуса, солидное П-образное хранилище для концов-кранцев-снастей. А на крыше рубки можно установить (ещё одна опция) держатель для 10-ти спиннингов.
(«Кабинная» версия может быть в двух исполнениях: лёгкая сдвижная дверь и мощные двери в алюминиевой раме. Второе предпочтительнее, если предполагается штатный обогрев и/или на стоянке существует риск взлома.)
Возвратимся к обстановке каюты. Торжество прагматичной «модульной» идеологии: быстросъёмные сидения-рундуки укреплены вдоль обоих бортов, классических кресел лишь пара (я бы и «штурманское» сменил на сидение-рундук, наверняка это можно оговорить при покупке – так конфигурация ещё «гибче»). Значит: и пассажиров всех рассадим, и припасы разложим, и, в случае чего, – быстро освободим объём для «большой грузоперевозки». Наибольшие возможности «разгуляться» получит владелец «открытой» версии…
Ещё одно элегантное решение – обстановка в носу. Как оказалось, секция из морской фанеры «ступени/подножка штурмана» откидывается в сторону кормы, открывая доступ под палубу. А здесь можно разложить матрацы и устроиться на ночёвку (одному – развалившись, двоим грузным будет тесновато). К борту и носовой переборке прилажены вещевые карманы и ниши, плюс полка под рукой у штурмана, плюс объёмный рундук в консоли, плюс плафон подсветки – полноценная одиночная каюта для неприхотливого рыбака.

Ходовые испытания
От «статики» переходим к «динамике». На просторе – ветрено, пасмурно, временами срывается дождь (Берген – этим всё сказано), волна 0,4-0,6 м. Для замера максимальной скорости мы уходили под защиту высокого берега – на относительно гладкую воду. Все лодки заправлены под завязку, но без какой-либо другой загрузки.
Общие для всех моделей впечатления. Лодки достаточно мягко берут волну, несмотря на собственную лёгкость и относительно малый размер (с привычными постсоветскими плоскодонками сравнивать просто некорректно). Отдельные сильные удары звучат гулко (алюминий), но чувствуется, что лодка – этакий «крепкий орешек», для которого это не нагрузки (общее мнение коллег: по ощущениям XXL прочнее даже других «Бустеров»).
Впрочем, у взятых «на вооружение» морских обводов обнаружился и «минус»: чувствительность к поперечной нагрузке на высоких (свыше 50 км/ч) скоростях. Человек пересел справа-налево – крен изменился. Ситуацию исправляют транцевыми плитами. Впрочем, если мотор не слишком мощный, то плиты не нужны.
Хорошая новость для любителей бешеных скачек на «максималке»: штатные кресла (водителя и «штурмана») подрессорены, демпфируют ощутимо – проверил. А на крейсерской скорости я бы ходовой комфорт охарактеризовал как вполне достаточный для выезда с жёнами и детьми.
Рулятся лодки вполне легко: одной рукой без напряжения, правда, в одну сторону штурвал поворачивается чуть туже (влияние одиночного винта). Руль «многооборотистый» – лёгкое и безопасное управление на скорости, но при манёврах на самом малом приходится бешено крутить руль туда-сюда (хорошо бы на него ручку, как на каре-погрузчике…). Попытки резко вывернуть руль на полном ходу к явному экстриму не приводят, но кренА и боковые усилия существенны. Т.е. ребёнка или абсолютного новичка я бы за руль не садил (что можно, к примеру, на тяжелых Aquador или Merry Fisher).
Попытки «прыгнуть за собственным хвостом» (выворот руля – резкий толчок газом) обычно приводят к захвату воздуха винтом даже на поджатом моторе. Но в остальных ситуациях моторы при корректном управлении воздух «не ловят» (исключение – ниже).
В любом месте лодки есть за что схватиться – с безопасностью тут порядок. И, конечно, нельзя не оценить разницу в ходовом комфорте при дожде и обильных брызгах – в кабинных лодках ты всего этого просто не замечаешь…

Buster XXL + Honda 150
На борту 4 человека. С положения «полный стоп» вышли на глиссирование за 6 секунд, до скорости 50 км/ч разогнались за 15 сек. Полный газ – 69,7 км/ч.
Минимальная скорость глиссирования – порядка 25-26 км/ч, при 2900 об/мин.
Комфортная крейсерская скорость при наших не самых спокойных условиях – около 50 км/ч. Два последних замера справедливы и для остальных лодок.

Buster XXL AWC (открытый) + Suzuki 175
На борту 4 человека. Выход на глиссирование – 7-8 секунд, за 11 сек разогнались до 50 км/ч. Максимальная скорость – 73 км/ч.
Кстати, выход на глиссирование достаточно плавный, ходовой дифферент почти не меняется (особо касается именно этой конфигурации «лодка/мотор»). На полном ходу здесь нужны транцевые плиты. И ещё: стандартный винт Suzuki для этой лодки легковат, на резких манёврах с ускорениями мы то и дело «ловили воздух». Зато на полном ходу – песня.

Buster XXL AWC (кабина) + Yamaha 150
На борту 3 человека. Выход на глиссирование – 6 секунд, разгон до 50 км/ч – 9 секунд.
Максимальная скорость – 67-68 км/ч.
Вот здесь стандартный винт прекрасно работал – обратите внимание на цифры приёмистости. И захватов воздуха практически не происходило.
При закрытых дверях в салоне эта лодка на ходу – самая тихая.

Резюме
Buster XXL – второй представитель семейства трансформеров, придуманного инженерами Inha Works Ltd. В отличие от Buster X в новом корпусе не запланировано 16-ти вариантов компоновки кокпита, зато появился новый уровень выбора – рубка.
В поисках эффективных (в рыночном смысле) инноваций большинство верфей предпочитает идти «от дизайна» – результат смотрится эффектно, но зачастую в ущерб пользовательским качествам. Buster XXL AWC –диаметрально противоположный подход: внешний вид этой лодки продиктован эргономикой и стремлением к максимальной практичности в использовании. Мне представляется, что именно за такой стратегией будущее.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Buster в Украине – компания «Яхтинг-Украина».


Основа основ лодок Buster
Вот что говорит руководитель дизайнерского отдела компании Яри Пелтола:
Алюминий традиционен для регионов, где тяжёлые условия эксплуатации (волна, камни) сочетаются с востребованностью рабочих лодок (главным образом для рыбалки и семейных пикников). «Клёпаная» технология проверку временем не прошла: если случается удар о камни (а их у нас множество), то расположенные рядом заклёпки начинают течь. Тот же эффект – от частых перевозок на трейлере (концентрированные ударные нагрузки). Наиболее долговечной оказалась сварка, причём двойным швом – снаружи и изнутри.
Все «Бустеры» сварные, из морского алюминия солидной толщины, с продольно(реданы)-поперечной(флоры) схемой обеспечения жёсткости. Борта двойные, с заполнителем из особого литого уретана гомогенной структуры, который не горюч, морозоустойчив, не напитывается водой и держит лодку на плаву, даже если она тяжело загружена и до краёв полна воды. Некрашеная поверхность «ужесточается» (против мелких вмятин) специальной пассивацией. В качестве готового корпуса производитель уверен настолько, что даёт 6-летнюю гарантию.
Критерии при проектировании обводов корпуса: комфорт на волне, устойчивый крейсерский режим при относительно небольшой мощности (для экономии топлива и увеличения пробега на одном баке), лёгкий выход на глиссирование и сохранение этого режима даже на небольших скоростях.
Покрытием кокпита избрана ударопрочная водостойкая фанера, на которой (в отличие от пластика) невозможно поскользнуться даже в дождь. По периметру кокпитов и ветровых стёкол, плюс ещё во многих местах – основательные поручни. Каждая деталь говорит о безопасности и прагматизме, дешевизне в эксплуатации и простоте в обслуживании.
Новичку Buster покажется грубовато сделанным: гайки с болтами не спрятаны, декора почти нет. Но, во-первых, болты на порядок надёжнее «спрятанных» саморезов, а во-вторых, «красуются» там, где нет шансов содрать кожу или удариться головой – в этом тоже мастерство проектировщика. Т.е. дело исключительно в эстетизме, а с точки зрения удобства пользования, надёжности и долговечности – всё в порядке.