Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Buster: ода финской классике

#Buster

Знаете ли вы, что каждое третье судно, продаваемое в Финляндии, называется Buster? Что самый большой производитель алюминиевых судов в Европе – именно строящая их Inha Works? А по свету "катается" уже свыше 80000 (!) созданных на этой верфи лодок?
О "Бустерах", признанных классикой Суоми, мы писали немало. Но – давно, не грех и повториться.

Лодки с завидной репутацией
Северяне – народ неспешный и основательный. Прежде чем взяться за постройку лодок, Inha Works более сотни лет оттачивала технологию работы со сталью и алюминием. А корпорация Fiskars, в которую входит Inha, была основана (невероятно, но факт!) ещё в середине XVII века!.. Это самая почтенная компания Финляндии.
Начало истории брэнда Buster было положено в 1976 г., когда в цеха Inha Works перевели производство алюминиевых лодок с завода Kellokoski. Заодно основали новую серию, с "фамильной" идеологией Fiskars: долгоживучесть, простота в использовании, безопасность. Со следующего года появилось и знакомое нам название…
Самое главное: с момента закладки первой лодки и по сегодняшний день компания продолжает долго и скрупулёзно «вылизывать» свои модели. Каждое придуманное новшество испытывают месяцами в поисках максимальной эффективности и удобства в использовании. К примеру, перед запуском в серию производимого ныне Buster Х было "обкатано" 20 (!) различных вариантов обводов и конфигураций корпуса! А потом из года в год идёт "доводка" на уровне мелочей и дальнейшее усовершенствование.
Редкая основательность. Немногие верфи в мире находят время, деньги и ресурсы на подобную "идеализацию". Не секрет, что превалирующее большинство новых яхт и катеров уходит на конвейер прямо с компьютера дизайнера. Отсюда и откровенно неудачные модели, и "узкие места", и досадные "косяки"… Но лодки, построенные на берегу реки Инха, от всего этого свободны – репутация финнам дороже. Не забуду высказывание одного из тамошних судостроителей: "Мы – маленькая и небогатая страна, и чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, обязаны всё делать очень качественно…".
Итог: несмотря на приличную стоимость, Buster споро продаются новыми и нечасто появляются на вторичном рынке, ибо высоко ценимы хозяевами. И не только любителями отдыха на воде – им доверяют свои жизни экстремальные путешественники. На Buster обогнули Норд Кап, выйдя из Северного Ледовитого океана в Атлантику. Его "брат" прошёл древний путь "из варяг в греки": из Стокгольма через Таллинн и Санкт-Петербург, по рекам России к Черному морю и – в Стамбул.
Уважают Buster и профессионалы: государственные службы разных стран не раз избирали "рабочими лошадками" именно эти лодки. Самый свежий пример: нынешней весной полиция Германии устроила конкурс на "вакансию" речной патрульной лодки. Испытывались (и весьма серьёзно) 8 претендентов от очень достойных производителей, а победил Buster XXL Cabin.

Конструкция под микроскопом
Корпус – сварной, из "морского" алюминия солидной толщины (днище – до 4 мм!). Слово руководителю дизайнерского отдела компании Яри Пелтола:
– Алюминий традиционен для регионов, где тяжёлые условия эксплуатации (волна, камни) сочетаются с востребованностью рабочих лодок (главным образом для рыбалки и семейных пикников). «Клёпаная» технология проверку временем не прошла: если случается удар о камни (а их у нас множество), то расположенные рядом заклёпки начинают течь. Тот же эффект – от частых перевозок на трейлере (концентрированные ударные нагрузки). Наиболее долговечной оказалась сварка, причём двойным швом – снаружи и изнутри.
Применяемый сплав сочетает в себе высокую устойчивость к ударам, вязкость и высокую прочность на разрыв, не колется, не становится хрупким, не горит, устойчив как к низким, так и к высоким – до + 200 С! – температурам. Всё это – при небольшой массе: алюминий втрое легче стали.
Швы тщательно провариваются с двух сторон. Они намеренно не обрабатываются – эстетика принесена в жертву надёжности, что разумно, учитывая мощность современных моторов и подводные препятствия, о которых рыбаки и охотники в азарте часто забывают. Изнутри к листам днища приваривается система продольного (реданы) и поперечного (флоры) набора, повышающая общую прочность и жесткость судна. В качестве готового корпуса производитель уверен настолько, что даёт 6-летнюю гарантию. И это в стране, где лодки зачастую эксплуатируют "на убой" – гоняют в любых волновых условиях, грузят по самое "не могу" и швартуют к каменюкам!
Все алюминиевые поверхности, внутренние и наружные, «ужесточается» (против мелких вмятин) специальной пассивацией. Благодаря ей лодки даже спустя года весьма презентабельны, их легко содержать в чистоте (достаточно мыть с мылом), отпадает необходимость подкраски потёртых или поцарапанных бортов.
У большинства моделей (исключение – Magnum) борта изнутри также зашиты листами алюминия, образующими призматические (в разрезе) полости. В них закачан особый литой уретан гомогенной структуры, который негорюч, морозоустойчив, не растворяется маслом и бензином, не напитывается водой и держит лодку на плаву, даже если она тяжело загружена и залита до краёв. Этот же композит гасит вибрацию и усиливает борт.
Пайол (зашивка дна кокпита) делается из водоустойчивой фанеры. Она лучше стеклопластика "держит" концентрированный удар (вдруг кто якорь острием вниз уронит), а ещё лодка избавлена от проблем, возникающих вследствие различных коэффициентов расширения алюминия и пластика.

Buster – друг и помощник
Финны очень строго выполняют английскую морскую заповедь "safety first" ("безопасность – прежде всего"): на шероховатой поверхности пайола невозможно поскользнуться даже в дождь (пластик в этом смысле весьма проблематичен); металлические поверхности (носовая палуба, площадки на корме, ступени) – с крупной насечкой; по периметру кокпитов, ветровых стёкол плюс ещё во многих местах – основательные поручни. Несмотря на "глубокое V", даже малые лодки на стоянке не валкие, можно свободно стоять у борта (например, со спиннингами). Притупленный в плане нос, широкая палуба и обязательные релинги (начиная с "М") позволяют удобно и безопасно входить на борт с носа. И в других местах входа-выхода с лодки – нескользящие ступени и поручни.
Ходовым характеристикам придаётся огромное значение. Основные критерии: комфорт на волне, лёгкий выход на глиссирование, устойчивый крейсерский режим при относительно небольшой мощности (для экономии топлива и увеличения пробега на одном баке). Ещё одна интересная особенность – проектный режим в широком диапазоне продольной развесовки. Чтобы, во-первых, поведение судна мало зависело от положения (в носу или корме) сидящих, а во-вторых для лёгкого переконфигурирования кокпита (об этом – ниже). Как создатели умудряются всё это совместить в одном проекте – слово Яри Пелтола:
– Дело в том, что при создании новой лодки именно из алюминия очень просто экспериментировать. Дизайнеры начертили, мастера сразу раскроили, сварили – и на испытания. По их результатам «довели» – снова тестируем. Это не пластик, где дизайнер должен сразу «попасть»…
Практика показывает, что финские конструкторы заодно угодили и украинским водномоторникам, обожающим быструю езду: лодки очень устойчивы на ходу и предсказуемы на манёврах даже с моторами мощнее допустимых, а крепкие корпуса легко "прощают" подобное издевательство. Киевляне знают случай, когда Buster перескочил через стальной понтон. И что бы вы думали?! Так, поцарапался немного…
Детали, детали… Как же они важны! Это и вышеупомянутые поручни практически везде, и штатный фильтр для топлива на транце, и водостоки по периметру рундуков на консолях, и прочная закалённая петля в форштевне (лодку цепью на замок запереть), и отдельная ниша для тента вместе с дугами, и специальные рундуки для швартовов, и держатели для кранцев… Каждый такой пункт говорит о продуманности и удобстве в пользовании.
Качественное изделие дешевым не бывает – аксиома. Зато в эксплуатации финские лодки требуют минимальных затрат времени, сил и средств: грязь смывается водой (можно из ведра, включив трюмную помпу), пыль удаляется ветошью – всё. Металл с годами даже внешний вид не меняет (тем более не растрескивается, подобно стеклопластику), даже царапины на нём слабо заметны. А пластик консолей – небьющийся, упругий и немаркий полиэтилен, тоже будет жить долго. Лодка со временем очень слабо теряет стоимость, она – надёжное капиталовложение.

Модификации и трансформеры
На официальном сайте значится, что Inha Works производит 8 моделей Buster. Ответственно заявляю: это неправда. Речь идёт о корпусах, а моделей на их основе гораздо больше!
Самый "младший" Buster XS (4,15 м длины х 1,65 м ширины, мотор 6-20 л.с.) и то имеет 2 модификации. Базовая XS – это полностью открытая остроносая лодка с тремя поперечными банками (сидениями), управление мотором – румпельное. А на XSR добавлена компактная консоль со штурвалом и полочкой (для ключей и мобилок). Лодочка для небольших рек и озёр, но с удобством управления при частой эксплуатации.
На Buster S (4,58 м длины х 1,88 м ширины, мотор 20-30 л.с.) консоль (уже полноценная) идёт в "базе". Её расположили у правого борта – идеально с точки зрения перевозки людей (на всё тех же поперечных банках) и груза. Но для заядлых рыбаков есть модификация Scc: средняя банка ликвидирована, центральная консоль оставляет свободным борт по всему периметру.
Buster М (4,60 м длины х 1,86 м ширины, мотор 30-40 л.с.) – именно с этого размера лодка приобретает узнаваемый дизайн: цветная полоса по заваленному внутрь верхнему участку борта, притупленный в плане нос с небольшой палубой, отдельные сидения в носовом кокпите. Конфигурация может быть одноконсольной (у правого борта) и двухконсольной, с привычным центральным проходом (более семейная версия).
Ещё больше модификаций у Buster L (5,04 м длины х 1,98 м ширины, мотор 30-60 л.с.). L1 и L2 – это увеличенная версия Buster М: большой передний кокпит плюс 1 или 2 (соответственно индексу в названии) консоли перед кормовым диваном. Лодки явно рабоче-рыбацкие, с защитой от ветра на ходу одного или двух седоков. А вот в исполнении Lx обе консоли сдвинуты дальше в нос и дополнены отдельными сидениями – теперь в кормовом кокпите сядут пятеро, но размер носового существенно урезан. Семейно-отдыхательная версия.
Но и это не всё: есть ещё Lx Pro со сплошным алюминиевым пайолом (хоть в кирзовых сапогах на борт), центральной консолью, комфортным рулевым сидением и усиленными поручнями по периметру и на консоли. Для эксплуатации "на убой" (патрульная служба, техпомощь и т.д.).
Buster Х (5,15 м длины х 2,06 м ширины, мотор 50-80 л.с.). Как и на L здесь можно установить одну или две консоли, в корме или на миделе, изначально "запрограммировав" лодку для работы/рыбалки или отдыха.
Buster ХL (5,94 м длины х 2,17 м ширины, мотор 60-115 л.с.). Самый компактный из "спорт-круизеров" от Inha Works. Кормовой кокпит просторнее и лучше защищён от ветра на ходу, в корме ставится стойка буксировки воднолыжника, резко повышена допустимая мощность мотора.
Buster ХХL (6,35 м длины х 2,40 м ширины, мотор 90-150 л.с.). "Средний спорт-круизер". В первую очередь простора добавилось в кормовом кокпите – между кормовым сидением и креслами рулевого/пассажира здесь ставится небольшой столик, на стоянке получается мини-кают-компания на пятерых (тест-драйв этой модели – в "Фарватере" №3/2008).
Buster ХХL Cabin (6,60 м длины х 2,40 м ширины, мотор 115-175 л.с.). Единственная каютная лодка в модельном ряду, позволяющая продлить навигацию (помещение обогревается) и переночевать при необходимости (внутри раскладывается двуспальная кровать). При этом сохранён носовой кокпит, столь милый сердцу рыбака. Для него же – полезнейшая опция: второй пост управления в кормовом кокпите (для троллинга и удобной швартовки).
Buster Magnum (6,90 м длины х 2,40 м ширины, мотор 100-225 л.с.) – самый большой, солидный и люксовый "спорт-круизер". Мягкий и удобный кормовой диван, здоровенные складские объёмы, очень большой носовой кокпит (самое яркое отличие от "младших"). Впрочем, главное – максимальный ходовой комфорт и достижимая скорость.
Buster Magnum Pro (7,10 м длины х 2,40 м ширины, мотор 115-225 л.с.) – настоящий "профессионал" для работы "на износ" (тест-драйв этой модели – в "Фарватере" №4/2010).
Это – модификации, выбираемые при покупке. И то не догма – к примеру, к Buster Х, заказанному с одной консолью, можно позже докупить вторую (верфь предусмотрела возможность таких переделок дилерами на местах).
Но и это не всё! Вышеупомянутый Buster Х своим появлением открыл новую ступень свободы для водномоторников. Всё дело в сидениях-рундуках, придуманных для этой модели и распространённых потом и на другие. Основой каждого сидения служит полиэтиленовый ящик с большой крышкой на резиновой застёжке. Ящиков три типоразмера: две одиночные «сидушки» (пошире и поуже) и одна длинная. Каждый можно оперативно укрепить на штатном месте болтами с гайками непосредственно перед выездом – чем не тюнинг под конкретное использование?! К примеру, на уик-энд владелец наверняка установит все имеющиеся рундуки, получив большие полезные объёмы для припасов и много сидячих мест для семьи и гостей. На месте отдыха сидения можно прямо с припасами вынести на берег – вот вам и походные столы со стульями, и песок в продукты не попадёт. А мягкие подушки отстёгиваются и кладутся под, пардон, попу на каменистом грунте… Зато перед рыбалкой хозяин наверняка снимет большинство рундуков – для ловли на спиннинг важно иметь свободные кокпиты в носу и корме. Оставить можно парочку (например, перед консолями) – как садок для живца и ящик для пойманной рыбы…

Покупатели, как известно, "голосуют" кошельками. И, несмотря на хроническую "падкость" отечественных водномоторников на дешевые лодки, "Бустеры" замелькали на Днепре давно и с достойной частотой. Оценены, стало быть. Для тех же, кто ещё не определился, я продолжу в следующем "Фарватере" – результатами ходовых испытаний, проведенных в Хельсинки этим летом. Как говорится, оставайтесь с нами!

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Buster в Украине – компания «Яхтинг-Украина».