Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Черкасская «пиранья» – Bora 550

#Bora

Среди изобилия водоплавающей техники на бот-шоу «Столица 2008» этот катер был едва ли не самым малым (из каютных – наверняка). Но, безусловно, выделялся «из толпы»: нарядный бело-синий «кадди» с вызывающей погибью палубы и «зализанным» ветровым стеклом резво взлетал над волнами и уносил очередных любопытствующих на фарватер… Ни дать, ни взять – дерзкий молодой рысак горячих кровей!
«Приезжай к нам под Черкассы – и верфь посмотришь, и лодку обкатаешь основательно», – пригласили его создатели. Уже еду…

Берег реки Ольшанки (с.Лозивок), территория предприятия «Бора-яхт». Наш катер мирно «отдыхает» на одноосном прицепе. Общий вес с двигателем – 1300 кг, т.е. для переброски (на озеро, в отдалённую реку, на море – нужное подчеркнуть) совсем не обязателен тяжёлый джип. А прицепами верфь комплектует, при необходимости.
Самое время глянуть под днище: классическая комбинация «глубокого V» с продольными реданами, из которых наружный, что на скуле – расширенный (на ходу он работает на динамическую остойчивость).
В транец врезаны две трубы внушительного диаметра – слив из кокпита. «Проект катера утверждался Регистром судоходства Украины, они же контролируют производство, – говорит директор «Бора-яхт» Олег Череванёв. – Отсюда и обязательный самоотливной кокпит, и гарантированная непотопляемость – в корпус заформованы блоки плавучести».
(Позвольте лирическое отступление. На первый взгляд «наш Регистр нас бережёт»: сертифицированные по его Правилам суда гарантировано не утонут от обильных дождей, как бывает с импортом. Но днище самоотливного кокпита всегда выше ватерлинии, что в малых катерах неизбежно означает невысокий комингс, а это небезопасно, если на борту дети. Несамоотливные кокпиты почти всегда глубже. Далее: импортные катера строятся по «своим» Правилам, которые не считают самоотливной кокпит обязательным, а украинский Регистр сертифицирует их по «Протоколу взаимопризнания». Получается, что отечественный производитель поставлен в заведомо худшие условия: самоотливной кокпит – это ведь ещё и дороже…)
Но вернёмся к катеру. Глядя на широкие раструбы в транце, подумал: а при резкой остановке вода не хлюпнет в кокпит? Олег уловил мой взгляд: «Здесь будут обратные клапаны, чтобы вода не заливала. Конкретно эта лодка ещё не доведена – на выставку торопились».
Спуск на воду много времени не занял – швартуемся к понтону и продолжаем изучать корму. В центре, конечно же, рецесс – просторный (в него откинутый мотор «головой» входит), наверняка удобный при мелких регламентных работах с двигателем. По правому борту – шкиперский рундук («мокрый», со сливом), в палубу левого борта «притоплен» забортный трапик. Здесь же – заливная горловина штатного бензобака (пролитый бензин стечёт в рецесс или за борт, но не в кокпит), для доступа под палубу – пара герметичных ревизионных лючков.
«Парадный» вход с кормы в кокпит не предусмотрен, приходится шагать на диван. Зато последний – во всю ширину, это полноценное мягкое сидение на троих. А если перед ним ещё и столик установить (в опциях их два вида предусмотрено) – отличная «кают-компания» получается.
Каждое «сидение» дивана – крышка рундука. В центральном – бортовой аккумулятор, а бортовые можно загружать «отдыхательной» поклажей. Аналогично в трюме, куда ведёт большой люк в центре кокпита – вокруг штатного бензобака полно места для шкиперских принадлежностей.
В передней части кокпита — пара солидных поворотных кресел на толстых стойках. Оба разворачиваются «лицом» в корму (соответственно, к столу), позволяя организовать «кают-компанию».
Ещё о креслах: они большие, очень удобные, в них так и хочется «развалиться». Одно плохо – без больстера, полусидя не порулишь. Зато конструкция уникальная: внутри кресла, под сидением, тоже оказались рундуки!
Пост управления прост и лаконичен: полукруглая панель для ходовых приборов, ниже – штатная «плоскость» для фишфайндера и клавиши электроразводки, под правой рукой – рукоятка газа-реверса. Ходовые приборы стоят хорошо – глаз их «цепляет», не отвлекаясь от курса, а вот с фишфайндером хуже – его дисплей будет частично перекрыт рулевым колесом. Чем меньше лодка, тем больше на ней компромиссных решений – аксиома.
Вот чего на торпедо пока не хватает – полочек для мелочёвки типа ключей-мобилок. Впрочем, об этом мне сам Олег и сказал, а значит – дело времени.
В комингсах кокпита есть длинные полки-карманы достойного объёма. Они весьма удобны для сидящих в корме, а вот передним приходится просовывать руку далеко за кресло – неудачно.
В ветровом стекле – центральный проход на бак, поднимаюсь туда по двум узким ступеням. Сразу скажу: детям и непривычным на носовую палубу лучше не ходить – уж больно она покатая. Безопасность повысил бы релинг, но он принесён в жертву эстетике – лишь невысокий поручень. Правда, ситуацию сильно улучшит запланированный здесь большой люк (не успели врезать). Но, к примеру, выбирать якорь с носовой палубы я не на всякой волне решился бы…
Поручень «правильной» высоты – нога в нём не застряёт, проверяли. И якорный ящик хорош – вполне достаточной ёмкости и с большой крышкой под замком.
Дверь в каюту – «раскладушка» из двух половинок на петлях, откидывается влево и там прищёлкивается. А люк при входе поднимается и поддерживается пневмоопорой. В итоге имеем большой и удобный, как для малой лодки, «парадный вход».
Каюта традиционной компоновки: Л-образный диван с закладной центральной частью – для двух-трёх взрослых или семейства с двумя детьми места вполне хватит. Вдоль бортов – полочки для мелочёвки и одежды, в подволоке светильник. Под лежаками дивана – рундуки. Все поверхности зашиты ворсолитом.
Напоследок шагнул на борт – остойчивость (читай, безопасность и комфорт на стоянке) оказалась лучше, чем я ожидал от столь небольшой лодки с «глубоким V».
Мотор прогрет – отдаём швартовы. На борту 2 человека и пол-бака бензина, на реке средний ветер и незначительная волна. «Пиранья» (кстати, это означает кадди-компоновку, а на базе этого же корпуса верфь готовит боурайдер Bora-550 «Марлин») споро стартует и летит по Ольшанке до выхода в Днепр. «Петух» в кильватере незначительный, из-под днища по сторонам разлетается не слишком много брызг – признаки рациональных обводов. На кормовом диване сидеть очень приятно: свежий ветерок не «сносит скальп» тугим напором, его ровно столько, чтобы освежать и уносить далеко за корму выхлоп. На сидении пассажира комфортно, если сесть «глубоко». Но если выпрямиться, то попадаешь лбом в ветровую струю. Летом – освежает, а вот осенью будет неуютно.
От «пассажирских» наблюдений переходим к «капитанским» – принимаю управление. Проверяем динамику разгона – стартуем с положения «полный стоп». Выход на глиссирование – 4 секунды, разгон до 50 км/ч – за 11 секунд, ещё через 5 секунд GPS показал 60 км/ч. Триммование на максимальных оборотах – 69 км/ч (напоминаю: на транце – 4-тактник 115 л.с.). Раскладку скоростей при разных оборотах смотрите в отдельной таблице. Жаль, Mercury не укомплектован электронным расходомером – высчитать крейсерскую скорость и «пробег на литре топлива» не представляется возможным.
Лодка удивительно слабо задирает нос при выходе на глиссирование. На небольшой волне идёт мягко, гребни повыше принимает без больших ударов – ход достаточно комфортный. На полном дросселе не любит сильно «отжатого» мотора – начинает слегка дельфинировать. Чуть «поджали» тримм – пошли ровно. При малых скоростях на руле ощущается тенденция увода с курса (неизбежный реактивный эффект одинарного винта), при выходе на 4500 оборотов она пропадает (кстати, если хотите забыть об этой проблеме – оговаривайте при заказе гидравлическую систему управления. Не экономьте на этом пункте – на кону не только удобство, но и безопасность).
Лодка маневренная, как и полагается небольшому «заряженному» глиссеру. Воду «держит» хорошо, на поворотах проскальзывания кормой я не заметил. По ощущениям – спокойно, без больших кренов (работают приличная ширина и развитые реданы). Даже при резком вывороте руля на полном ходу экстрим умеренный – лодка не стремится выбросить седоков за борт. С точки зрения лихачей – это минус, а вот для начинающих водителей и семейных экипажей это громадный плюс.
Мы снова швартуемся на базе «Бора-яхт». Катер так же быстро выкатили на берег, а я осматриваю верфь, где формуется новая «Пиранья». Производство небольшое, но вполне самодостаточное: здесь и формуют корпуса, и варят-шлифуют нержавейку, и делают кресла (вот откуда необычная конструкция!), и обшивают диваны (именно так – есть и своя мастерская по коже!). Для клиентов это означает гарантированные возможности для модернизации, ремонта и обслуживания заказанной лодки.
Корпуса формуют ручной прикаткой полотнищ, применяется и напыление. Олег: «Обычно берём стекломат, это дешевле. Но под заказ формовали и из ткани, получается легче и прочнее. Конечно, и дороже. Словом, что кому нужно».
Начальник производства Игорь Олегович Череванёв показал болван (макет), с которого и была снята матрица (никаких копий, полностью своя разработка). «Только сначала мы сняли с него не матрицу, а слепок для ходовых испытаний. Обкатывали сезон, корректировали обводы днища. А уж потом – матрица и серийные корпуса». Очень основательный подход. Уверен, что к следующему катеру мне уже на порядок сложнее придираться будет…

Подытожим
Могу поздравить черкасских умельцев: их «Пиранья» – весьма удачный катер-уикэндер в своём размере. Мобильный – его легко перебросить на любую акваторию. Достаточно комфортный: в распоряжении семейства или дружеской компании – просторный кокпит днём и каютка ночью. Динамичный – скорость и маневренность похвальны. Относительно недорогой в покупке и обслуживании. Из найденных недостатков – ни одного неисправимого.
Добрый путь тебе, Bora-550 «Пиранья»!

«Фарватер» информирует: изготовитель катеров Bora-550 – черкасское предприятие «Бора-яхт».