Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Так все же, что такое яхта?

#------

ЯХТА… Как много в этом слове для сердца нашего слилось!…
А что, собственно, слилось? Какая картина предстает в нашем воображении, когда мы слышим это слово? Парусник, огибающий в штормовых условиях мыс Горн, или роскошный плавучий бордель, крейсирующий вдоль злачных мест французской Ривьеры?…

Современный «бюрократический» язык в общем случае определяет «яхту» как судно, предназначенное для отдыха и развлечения людей на воде и не вовлеченное в торговое судоходство — вне зависимости от движителя. Как термин, так и класс судна вышли из Голландии XVII-го века — первой страны победившей буржуазии — уже тогда среди разбогатевших торговцев и банкиров стало престижным иметь суда для увеселительных прогулок «в морях». Знатоки морской истории утверждают, что этот тип суден возник из малых голландских торговых парусников, «поставленных под ружье» во времена войны с Испанией за независимость и доказавших свою ценность в качестве крейсеров. Возможно, что именно тогда они получили имя «яхта», что с голландского языка означает «преследовать», «догонять», «охотиться» (сравните с немецким словом «jagen», имеющим такое же значение).
В независимой Голландии XVII века прогулочные суда-яхты приобрели такое распространение, что стали весьма популярным «государственным подарком». Когда английский король Карл II возвращался на отцовский престол после окончания кромвелевской эпохи, богатые граждане города Амстердам (где он обретался, пребывая в изгнании) преподнесли ему в подарок яхту «Мэри» (хотя, может быть, как раз в благодарность за то, что, наконец-то, уезжает). Эта яхта послужила англичанам образцом для постройки других подобных суден, два из которых предназначались королю Франции Людовику XIV (опять же, в благодарность за поддержку Карла II в трудные времена). А так как англичане во все времена были настоящими спортсменами, то вскоре (в 1661 году) состоялись гонки между королевской яхтой «Катерина» и яхтой герцога Йоркского. На результаты этой гонки были сделаны ставки — опять же древняя английская традиция. Победила, разумеется, королевская яхта, и Карл II с чувством глубокого удовлетворения забрал деньги себе (может, это была всего лишь форма взятки «должностному лицу при исполнении служебных обязанностей» — история хранит молчание…).
Лет через пятьдесят — в начале XVIII века — в Англии стали образовываться первые яхт-клубы, членами которых, разумеется, были сплошь аристократы и «джентльмены». Но по-настоящему спортивно-развлекательное хождение под парусами — т.е. яхтинг — стал развиваться только во второй половине XIX века, после окончания эпохи наполеоновских войн и других революционных событий. И не только в Европе — по ту сторону Атлантического океана также не были чужды парусному спорту.
В Северо-Американских Соединенных Штатах, как и в «старушке» Европе, прототипами спортивно-прогулочных суден послужили малые быстроходные торговые парусники. Американцы достигли значительных успехов в их строительстве и в 1851 году знаменитая «Америка» завоевала так называемый «Кубок 100 гиней» (ставший впоследствии знаменитым «Кубком Америки»).
Но в североамериканском яхтинге была одна весьма любопытная особенность — парусные спортивно-прогулочные суда американцы называли не «яхтами», а по парусному вооружению. Так, например, та же «Америка» всегда была «шхуной», а знаменитый американский капитан Джошуа Слокам свой «Спрей» называл не иначе как «шлюп» (даже когда перевооружил его иолом).
В старинные времена единственным «достойным» движителем был парус (весла — только для каторжников), а яхта, соответственно, — парусным судном. Но к концу XIX века механические двигатели достигли такого уровня технического совершенства, что их стали размещать на относительно небольших судах. Первой «взошла на борт» паровая машина, а затем и двигатели внутреннего сгорания — бензиновый и дизель.
Естественно, что такие двигатели стали устанавливать и на яхты. Во все времена богатеи (а только они и могли позволить себе владеть прогулочными судами) старались оснастить свои любимые дорогостоящие «игрушки» по самому последнему слову техники и роскоши. Поначалу сохранялось полное парусное вооружение (вспомним хотя бы бриг «Дункан» из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», который, по сути, был яхтой шотландского лорда Гленарвана). Но с повышением надежности механических двигателей все больше строилось чисто моторных яхт. Вершиной же такого «моторного яхтостроения» можно считать яхты, предназначенные для царствующих, королевствующих и других правительствующих особ. Эти суда входили в состав военно-морских сил государств, которыми эти особы и правили — вспомним, хотя бы, яхты английских королев и королей под одним и тем же именем «Британия» или яхту русских царей «Штандарт». За королями-президентами тянулись и богатеи «попроще», больше всего которых было (что и не удивительно) в самой богатой стране — Северо-Американских Соединенных Штатах.
По видимому, как раз здесь и стало складываться «простонародное» понятие термина «яхта» — дорогущее моторное судно, оборудованное с неслыханной роскошью и предназначенное для увеселительных «покаталок» богатеев. Любопытное подтверждение этой версии я нашел в весьма неожиданном месте — детективном романе известного американского писателя Рекса Стаута о приключениях гениального сыщика-эксцентрика Ниро Вульфа и его верного помощника Арчи Гудвина. В одном из эпизодов, где Арчи Гудвин проверял показания подозреваемого в преступлении мультимиллионера, было сказано: «Я проверил, это была действительно яхта, а не просто лодка с мачтой и мотором…».
С тех пор Новый свет стал расходиться в понятиях со Старым. Это неплохо иллюстрирует сравнение двух журналов с одинаковым названием «Яхтинг» (Yachting) — английского и американского. Если первый в основном посвящен парусным лодкам, то второй — исключительно моторным. А в другом американском журнале, освещающем дальние крейсерские плавания под парусом, несколько лет назад возникла дискуссия — как правильно называть парусные лодки. И скромное предложение одного из участников этой дискуссии называть их «парусными яхтами» (sailing yacht) вызвало прямо лавину «возмущенных» ответов — никаких «парусных яхт» не бывает, потому что быть не может — только «парусное судно» (sailing vessel)!
Увы, но сейчас именно Северо-Американские Соединенные Штаты диктуют моду буквально на все. И в головах «простецов», особенно «сухопутных», уже плотно укоренилось приведенное выше понятие яхты. Поэтому для подавляющего большинства людей яхта — это «роскошная плавучая вилла, крейсирующая вдоль злачных мест французской Ривьеры», и только для очень немногих, не побоюсь этого слова — избранных, яхта — это «парусник, огибающий в штормовых условиях мыс Горн»…

Сергей ПОДГОРОДЕЦКИЙ, г. Одесса