Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Тактика огибания знаков на дистанции «петля»

#------

На гонке любого масштаба непременно будет огибание знаков №1 (верхнего) и №2 (нижнего) олимпийской дистанции ("петля"). Как это выполнить правильно технически – вы уже знаете (см. "Фарватер" №5/2004). Но огибание знака в одиночку – редкий (и счастливый) случай, гораздо чаще к знаку подходит сразу несколько яхт. Именно в скоплении на знаке возможен проигрыш или выигрыш 5-10 мест за очень короткий промежуток времени. Итак, рассмотрим ситуацию с точки зрения тактики.

Знак №1
С момента старта знак №1 — самый важный стратегический объект, и, как правило, выход на огибание «в людях», становится ключевым моментом гонки. На первой лавировке все яхты движутся плотным строем, таким же порядком они подходят и к знаку.
На рис.1 показана именно такая ситуация. Условия стабильные: ветер 2-3 балла, без волнения и течения, яхты движутся с одинаковой скоростью.
Описание ситуации: наша яхта подходит к знаку №1 на левом галсе, основной флот — на правом, причем, каждая следующая яхта находится чуть выше и чуть позади впереди идущей. Между В и С – небольшой зазор, С и Д связаны. По расположению на дистанции яхта А и В делят 1-2 позиции. Однако А находится в явно невыгодной ситуации – левый галс. Варианты действий рулевого А:

  1. По корме у яхты В (подвалившись и разогнавшись) сразу затянутым до левентика манёвром обогнуться, используя инерцию хода (вариант: повернуть за В на правый галс, разогнаться и, используя всё тот же зазор между В и С, втиснуться между С и знаком). Если сделано удачно – имеем 2-ю позицию. Если нет – помешаем С, и она вполне законно подаст на вас протест. Резюме: весьма рискованное решение.
  2. Увалиться, пропустив В, и, сделав поворот, поставить С в ВПП (верную подветренную позицию). Результат: паруса С в нашей отработке, она «упадёт» за нас – мы на знаке 2-е. Успех манёвра зависит от имеющихся в вашем распоряжении «зазоров» между яхтами (и расстояния до знака).
  3. Увалившись под корму всем, выполнить поворот оверштаг и чисто обогнуть знак. Риска никакого, но мы на 4-й позиции.

Лично меня устроил бы вариант №2. Риск умеренный, С не станет уваливаться с целью помешать моему маневру, так как на ней «висит» Д.
Выход 2-м на первый знак дистанции — очень неплохой задел на всю гонку!

Знак №2
Приближение к подветренному знаку не менее интригующее. Здесь, в отличие от №1, преимущество имеют яхты, идущие сзади (но недалеко! – 2-3 корпуса): ветровая тень от парусов позволяет им управлять скоростью передних.
Итоговая цель манёвра — занять внутреннюю позицию при входе в зону знака (окружность радиусом в 2 корпуса длины яхты). И здесь требуется хороший расчёт — манёвр нужно сделать вовремя!
На рис.4 к знаку №2 приближаются яхты (А, В, С и Д). Наша яхта по-прежнему А и, на первый взгляд, её позиция безнадежна, ибо она отстаёт от лидирующей тройки. Но мы достаточно близко, чтобы включить в действие ветровую тень. А ещё нам поможет связанность между собой В, С, Д – их манёвры ограничены.
Яхта В находится в стороне и на левом галсе, в данный момент она угрозы не представляет. Акцентируем внимание на С и Д. Мы должны связаться с Д (с подветра!) на момент входа в зону знака. Яхта С, сама не подозревая, нам в этом поможет – её присутствие делает невозможным защитные манёвры Д вправо. Поэтому А в определённый момент должна обезветрить паруса Д и связаться с потерявшей ход яхтой с подветра. Результат: все яхты (В, С, Д и А) связаны на момент входа в зону. Наша А – внутренняя, ей должны предоставить место для огибания все остальные. Соответственно, эту ситуацию она выиграла.
Выбор момента – самое важное. Если начать маневр слишком поздно, то Д успеет войти в зону знака, и мы потеряем право «всунуться» с подветра. А если начать его слишком рано то у Д есть возможность для защиты: совершить поворот фордевинд, сместиться в левую часть дистанции и уйти из ветровой тени А, оставшись чисто впереди. В нужный момент она снова может вернуться на правый галс в борьбе за внутреннюю позицию с яхтой С.