Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Сидней-Хобарт 2008

#------

Нельзя сказать, что Австралия скучает без крупных парусных событий. Но ничто не может сравниться с невероятно заряженной атмосферой, которая царит в Сиднее в декабре. Здесь собирается самый сильный IRC флот в мире. Старт гонки Сидней-Хобарт в 2008 году не был исключением!

«На старт этой гонки собирается самый сильный IRC флот в мире», – говорят профессионалы Еще лет двадцать тому самыми быстрыми считались лодки длиной в 40 футов. С появлением Cookson’s TP52 и Georg Ross’ 55 Yendys наметилась тенденция к «удлинению» победителей. Сегодня лодка в 60 футов – это крепкий участник, но не претендент на победу. Моду в скорости диктуют лодки от 70 до 100 футов.
Безусловным фаворитом Почётного Строя (Line Honours – лодка, которая приходит первой по неисправленному времени) считалась австралийская 30-метровая Wild Oats XI Боба Отли. Единственным достойным соперником для неё была Skandia Гранта Варрингтона. Австралийская 30-метровая гоночная макси-яхта стала победителем Сидней-Хобарт-2003, но в следующих регатах её все время преследовал злой рок.
Самые спортивные в гонке – 50-футовики с внушительным количеством яхт ТР52. Среди них: Quantum Racing, Quest, Raggamaffin, Wot Now и другие. С этими гонщиками будут соревноваться новая Farr 55 Living Doll и всегда демонстрирующая хорошие результаты Yendys. Кроме них – меньшая в размерах, но быстрая Cookson 50 Shogun.
В регате принимают участие 11 яхт из других стран. Среди них достойным претендентом на победу в гандикапе считается Beneteau First 45 Lady Courier из Франции (Джерри Трентезо), которая в 2008-м выиграла Bell Lawrie Scottish Series. Но настоящей сенсацией станет участие и результат единственной яхты из США Spencer 65 Ragtime. Построенная в 1964 году, она с тех пор прошла 150 000 морских миль, большинство из которых – оффшорные гонки. Её нынешний владелец – Крис Вэлш.
Двадцать лет здесь не было участников из СССР. В 2008-м клуб «Transat» решил вывести на стартовую линию 85-футовую яхту Фёдора Конюхова «Торговая сеть Алые паруса». Фёдор не планировал участвовать, шкипером был назначен австралиец Кен Макри, но большую часть команды должны были составить всё-таки россияне. Однако в конце ноября, при осмотре перед доставкой из Окленда в Сидней, на лодке была обнаружена трещина в киле. 2 декабря на официальном сайте регаты появилось сообщение: «Торговая сеть Алые паруса» не будет принимать участие в гонке. Остаётся только гадать, какой была бы борьба Wild Oats XI, Skandia и «Алых парусов»…

Старт
26 декабря доки Австралийского круизного яхт-клуба были в полной иллюминации. В специальной зоне Вандорского залива, прямо напротив известнейшего Сиднейского оперного театра, команды проходили инспекцию гоночного комитета, перед тем как войти в стартовую зону.
Гиганты Skandia и Wild Oats XI выбрали противоположный от судейского судна край линии. Shockwave, Quantum Racing и другие 50-футовики прижались к судейскому судну. Грянул залп пушки. Наиболее известная австралийская регата стартовала.
Wild Oats XI на правом галсе получила чистый ветер и начала набирать скорость. Проиграв старт, Skandia, преследуемая Ichi Ban, увалилась на левый галс, петляя между лодками зрителей. Впереди неё шла Loki.
В классе ТР52 борьба разгорелась с первых минут. Cougar II была на корпус впереди Quest, проигрывая два корпуса Wot Now. Ragamuffin выбросила протестовый флаг. На более широкой траектории набирала скорость перед выходом в открытую акваторию Quantum Racing.
К вечеру северо-восточный ветер посвежел до 22 узлов. Skandia и Wild Oats XI шли вдоль побережья Нового Южного Уэльса, стабильно показывая 19 узлов. За ними, не уступая в скорости, – Black Jack с Марком Брэдфордом на руле. Дальше от берега, но примерно на одной линии с Брэдфордом, – Ichi Ban. Loki и Limit пристроились сзади.
«Мир прекрасен!» – восклицал 26-разовый участник Сидней-Хобарт Брюс Тейлор за рулём IRC 60 Chutzpah в сумерках первого дня. Навигатор Quantum Racing Питер Меррингтон полностью поддержал мнение коллеги: «Условия великолепные. Я также рад, что мы обгоняем Yendys».
Но ситуация быстро поменялась, и через несколько часов уже Yendys лидировала в IRC флоте. Выход в Басов пролив ожидался ночью, и было критически важно, на каких позициях участники достигнут его, так как в проливе можно поймать сильный открытый ветер. Фактором «икс» было также мощное южное течение, которое, однако, не везде было одинаково ощутимо. Усложнял задачу и прогноз погоды: к утру ветер в проливе должен был ослабнуть.
Поздним вечером 26 декабря получен «Мэй-Дэй» с яхты Georgia (Farr 53). Она принадлежала двум ветеранам Сидней-Хобарт: Джону Вильямсу (25 гонок) и Грамэму Эйнли (24 гонки). После столкновения с предметом яхта потеряла руль и начала набирать воду. В миле от Georgia находились Volvo 60 Merit, а также старинная Ragtime – единственный участник из США. Оба шкипера поспешили на помощь. Команда Georgia покинула судно на плотах. Её в полном составе приняла на борт Merit. Отправив соответствующее сообщение на судно обеспечения, Merit направилась в Батеманский залив, чтобы передать потерпевших на полицейский катер. Ragtime получила предписание продолжать гонку.
Проигравшая старт Skandia на 70 секунд позже Wild Oats XI обогнула знак Зулу на выходе из залива, и все ожидали, что расстояние между лодками будет только увеличиваться. Но случилось немыслимое: утром в субботу, на выходе в Басов пролив, Skandia была уже на 7 миль впереди Wild Oats XI.
Навигатор Skandia Граэм Тейлор: «Это была долгая и тяжёлая ночь. Но в итоге нам удалось удачно отработать изменения ветра. Также мы поймали выгодное течение в четыре с половиной узла. Это, безусловно, отличный локомотив для нас».
Во флоте 50-60-футовиков карты тоже смешались. Cougar II, Quest и Yendys ещё вечером выбрали северо-западный румб от острова Монтаг и к утру оторвались на 25 миль от Quantum Racing, фаворита по гандикапу, компанию которой составила только отставшая Black Jack.
В субботу невероятные события продолжались. Фаворит гонки Wild Oats XI всё ещё отставал от Skandia на 5 миль. Далеко оторвавшись от всего флота, две супер-макси устроили матч-рейсинг. Яхты шли через пролив, меняя галсы в сильном северном ветре порядка 25 узлов.
За спинами команд макси-яхт разгорелась борьба между ТР52. Прогноз перед стартом регаты практически не давал никаких шансов этому классу на победу в гандикапе, и резкое изменение ветра значительно воодушевило флот. Cougar II, Quest, Yendys безостановочно перемещались в пределах первых трёх мест по гандикапу на протяжении всего дня субботы.

Акула помогает Wild Oats XI вырваться вперёд
Вечером 27 декабря в 20 милях от острова Шутен у побережья Тасмании Wild Oats XI ударила плавником двухметровую акулу. Удар был настолько сильным, что акула «впала в кому» и «намоталась» на задние плавники. В результате команда была вынуждена остановить яхту, переставить паруса и пойти задним ходом, чтобы освободить животное.
После завершения гонки шкипер Wild Oats XI Марк Ричардс комментировал инцидент: «Ещё на старте в Сиднее мы почувствовали, что яхта вибрирует на ходу. Вероятно, что-то налипло на плавники. Это не позволяло яхте набрать максимальную скорость. И тут появилась эта акула! Пытаясь сбросить её с плавников, мы одновременно очистили их от того, что мешало нам идти ранее в полную силу!».
На расстоянии 90 миль от финиша Wild Oats XI уже набрала скорость в 28 узлов и наконец-то оторвалась от Skandia. Прогноз обещал 30 узлов ветра в Штормовом заливе и много ветра на входе в реку Дюрвент. Настала последняя ночь регаты.
В воскресное утро флот из лодок зрителей уже встречал победителя в устье реки. Северный порывистый ветер достигал 25 узлов. Wild Oats XI неслась к финишу с двумя рифами на гроте и под генуей №2. Skandia отстала на 5 миль, Ichi Ban – на 7. Wild Oats XI провела на дистанции сутки, 20 часов и 34 минуты. Это на два часа хуже её же рекорда в 2005 году. Однако в истории Сидней-Хобарт ни одна лодка не приходила первой из всего флота четыре сезона подряд! Wild Oats XI это удалось.
После финиша команды Skandia и Wild Oats XI единодушно выразили мнение, что это был яхтинг наивысшего калибра. Марк Ричардс: «Кроме прочего, за время гонки мы совершили около сотни смен парусов. Не думаю, что любая другая команда могла бы выдержать такое…» Грант Варрингтон: «Будь у нас столько парусов на борту, возможно, мы бы могли как-то повлиять на результат».

Борьба за Кубок Тоттерсолз
Этот кубок вручается победителю гонки Сидней-Хобарт по исправленному времени. В ночь с субботы на воскресенье зрители прикипели к плотной группе яхт, которую составляли Quest, Yendys, Black Jack, Quantum Racing, Ragamuffin и Cougar II. Борьба между ними длилась уже 11 часов подряд.
На входе в Штормовой залив Quest заняла наиболее выгодную позицию и уверенно шла к своей победе. Имея значительный запас по времени до рассчитанного финиша, Боб Стил шёл спокойно и уверенно. И, несмотря на то, что по чистому времени Quest пришла только девятой, 29 января эта яхта была названа победителем регаты по исправленному времени, а также победителем в группе IRC1. К этому моменту в море находилось ещё более 50 яхт.
Решением судейского комитета яхта Shogun была дисквалифицирована вследствие инцидента на старте. Протест подали Ragamuffin и Loki. Комитет также заслушал заявления шкиперов яхт Ragtime и Merit о компенсации времени, которое было потрачено на спасение экипажа яхты Georgia. Судьи скорректировали время обеих яхт, вследствие чего 40-летняя Ragtime стала победителем в дивизионе IRC 2, а шкипер Merit получил специальную награду «За демонстрацию хорошей морской практики».
Последними финишировали участники круизного дивизиона. Раньше случалось, что многие шкиперы встречали Новый год ещё на дистанции, но благоприятный ветер и течение сделали всем подарок: участники попали на грандиозный карнавал в Конститьюшн Доке. Начался 2009-й парусный год.

Что изменилось с 1998-го года?
Отмечая 10 лет со времени той ураганной гонки, многие задаются вопросом: может ли такая трагедия повториться? Шкипер Sword of Orion Роб Котэ тогда выжил в шторме, но потерял друга Глена Чарльза. Он сказал: «Качество прогнозов погоды сейчас намного улучшилось. Кроме того, технические средства защиты также значительно развились. Но самое главное: правилами разрешено предупреждать яхты, которые идут сзади, о ветре, если его скорость превышает 40 узлов. В 1998-м прогноз сообщал о 50 узлах ветра в Басовом проливе, в то время как мы ощущали не менее 70 узлов. Правилами было запрещено сообщать сзади идущим яхтам о ветровой обстановке впереди них. Но мы решили нарушить правила. Благодаря нашему сообщению, порядка 40 яхт прекратили участие и укрылись от шторма».
Но, как бы то ни было, океан всегда остаётся хозяином положения. Правила хороши только тогда, когда их знают и им следуют.

И последнее
Хотите участвовать в Сидней Хобарт? Шкипер Ragtime Крис Вэлш перечисляет, что потребовалось для соответствия его 50-футовой лодки требованиям организаторов регаты. Итак:

  • усиленные иллюминаторы, так как обычные не выдержат ударов волн;
  • новый грот с рифлением до 40%. Также новый комплект штормовых парусов ярко-оранжевого цвета;
  • замена газовой плиты на соответствующую требованиям законодательства Австралии;
  • 11 новых EPIRB: по одному для каждого члена команды и один на плот;
  • два члена команды должны иметь сертификат подготовки к предоставлению первой медпомощи и пять членов команды с сертификатом ISAF Первой категории по безопасности на воде;
  • двое участников должны быть сертифицированными радистами;
  • страховка на значительную сумму;
  • порядка 20 морских карт, общей стоимостью 500 USD;
  • документ, подтверждающий техосмотр состояния яхты от специальной судоремонтной компании;
  • проверка всех навигационных приборов и особенно термометра, так как течения возле Австралии имеют разную температуру;
  • сертификаты IRC обмера и соответствия подготовки команды;
  • бесчисленное количество личных данных команды, включая вес каждого участника – для расчёта веса на спасательном вертолёте.

И это кроме гостиниц, переездов, перелётов, международных телефонных звонков, работы с таможней, и т.д., и т.п.