Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Свет маяка неугасимый…

#------

«Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца».

Арсений Тарковский.

Анатолий Васильевич Гайдамака – наш земляк и наш современник, художник, архитектор, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченко, человек, творящий монументальные мгновения вечности.
Его трудно заманить на борт парусного судна:
Однажды, шли под парусом к Триполью, ну до чего же медленно! Хотелось выпрыгнуть и побежать!…
Не путешественник, он побывал во многих местах:
— Много видел… Бывший Союз так точно – весь объездил! Самое точное рождение замысла и решение о его воплощении происходит не в кабинете, но когда видишь место будущего своими глазами, сам ощущаешь…
По образованию художник-монументалист и создатель музейных экспозиций, он проектирует и строит храмы:
— Предлагают. Не знаю, как так получилось… Получается!.
Совсем недавняя война в Югославии отнимала у жизни свою привычную добычу, а он в Радовице построил самый крупный в Македонии (да и не только!) православный храм:
— Материалы везли с Украины. Кованные ограды, фонари, даже краску… Иногда на военных самолетах… Художники тоже наши…
Со времени открытия и освящения храм стал одним из наиболее посещаемых:
— Даже туристы ходят! И это — в Македонии, где большое количество церквей и культовых сооружений еще с 12-го века! Они маленькие, но сохранились, несмотря на 500-летнее правление Османской империи! Сейчас разрушают больше! Но отношение к сохранности уцелевшего очень внимательное. Они не перестраивают! Сохранившуюся часть разрушенного очищают и надстраивают, проводя между прежним и новым линию, сделанную черной краской. Простой прием, но очень точный, позволяет смотрящему не обманываться. Я и у нас предлагал не восстанавливать, а строить церковь рядом, в память о разрушенной. Нельзя восстановить «от фундамента»! Дух не тот, материалы не те! Оставят дырку в полу – загляните, там… Что?! Успенский собор в Киевской Лавре. Я предлагал: сделаем Храм-памятник всем разрушенным церквям Украины! Оставшееся от взрыва накроем каркасом, вроде чертежа, очень ажурно…
Из созданного и создаваемого им в наши дни – мемориал в Крутах, Тарасова церковь в Каневе, Запорожская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы запорожского казачества, и Церковь-маяк в Малореченке, под Алуштой. О ней:
– Сначала, как обычно, у заказчика было простое желание: поставить церковь! Они выбрали место, заказали несколько проектов. В их числе и я направил своё предложение. Оно было принято, и я поехал смотреть место. И только там, увидев совершенно удивительную площадку, мыс, высокий обрыв, – придумал все заново, минут за 15-ть! Заказчик ахнул не столько от восторга, сколько от объема предложенных работ – один вопрос землеотвода в Крыму чего стоит! Но, выслушав идею, взялись за дело …
Он предложил поставить церковь в память о всех погибших на водах моряках и путешественниках. Строительство, начатое в октябре 2004 года, близко к завершению:
— Строили быстро. Несмотря на сложности, связанные как с погодой, так и с чисто инженерным решением. Восставшая на высоту 56 метров, церковь связана с бетонной платформой-основанием специальными конструкциями. Построенное в сейсмической зоне, сооружение должно выдержать землетрясение до 9-ти баллов.
Главной особенностью нового храма стал маяк, установленный в ажурном куполе. Много ли подобных церквей в мире?
— Есть на Соловках и, говорят, где-то в Марселе. Я не видел, идея пришла сама, но я и не претендую на новаторство, не это главное! Храм должен стать духовным памятником всем морякам, погибшим на водах во все времена! Вокруг основания, на стене бетонной платформы, будут установлены памятные якоря – те же кресты! – с поминальными списками. В целом же храм должен удивлять открытостью, простором, связью с морем, лежащим здесь же, под стометровым обрывом. Внутреннее убранство храма, окна, входные двери – все, сделанное нами, подчинено этому замыслу…
Якорь – крест? Оказалось: да и с давних времен! Одно из подтверждений тому – герб Ивана Мазепы. Символика креста во много раз древнее нашего представления о ней. Ставшее знаменитым изображение Мальтийского креста обнаружено на керамике Трипольской культуры… И над церковью-маяком не совсем обычный крест, случится там побывать – присмотритесь…
Торжественное открытие планируют в текущем году, к празднику Троицы.
— Хотим пригласить руководителей государств России и Украины. Может, еще кто-то приедет…
Не хочется вспоминать и увязывать данное событие с «войной за маяки». Но вспомнят и увяжут. Пусть это будем не мы…
Анатолий Васильевич с благодарностью и не скрывая восхищения говорит об инициаторах строительства церкви: о людях казачьей общины «Малореченская» и казачьем обьединении «Большая Алушта», входящим в Крымский казачий союз, о финансирующих строительство российском Национальном резервном банке и банке НРБ-Украина, об алуштинском пансионате «Море», о мастерстве строителей из Турции…
В общении с Анатолием Гайдамакой нас восхитила его способность в одном моменте объединить и выразить космическое разнообразие деталей, историй, кажущихся такими разными мировоззрений, элементов памяти, форм мышления. И, оставляя как в телескопе времени запечатленное мгновение, приступить к созданию следующего.
— Болит, когда долго. Жаль времени на пустое… Хочется выскочить и бежать!

Он не спешит – он торопится. Многое надо успеть. Он перечисляет задуманное и, не скрываясь, смотрит на часы, совершенно справедливо полагая: рассказывать – не его занятие.
Но мы обязательно расскажем о других проектах этого замечательного художника, негромко творящего искусство, о котором и спустя столетия будут говорить. С открытием навигации, идя по Днепру, мы ещё не раз встретим на берегу его творения…
На просьбу сфотографироваться для нашего журнала он отшучивается:
— На фотографиях я обычно выгляжу, как чёрт! Скажут еще: «Черт! А Храмы строит!»…
Приходится снимать «врасплох». Вот он, рядом с нами – Анатолий Васильевич Гайдамака, наш земляк и наш современник, художник, архитектор, лауреат Государственной премии им. Т.Г.Шевченко, человек, творящий монументальные мгновения вечности.

Олег ЕРШОВ,
Ирина НАКОНЕЧНАЯ.
Материал подготовлен при содействии
ТРК «ТВ-5 «Про-За».