Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Регистрация яхт в Панаме

#Международная юридическая служба

Если вы решили отправиться в путешествие, вам необязательно быть профессиональным яхтсменом или же обладать специальными знаниями и навыками в этой области. Достаточно купить наиболее подходящую для ваших целей яхту и зарегистрировать её. А далее дело техники: нанять профессиональный обслуживающий персонал, определиться с маршрутом путешествия, и, как говорится, «В добрый путь!».

После приобретения яхты необходимо своевременно определиться с вопросом её государственной регистрации. Если вы, гражданин Украины, на свои честно заработанные и оставшиеся после налогообложения средства приобрели яхту, уже привезенную кем-то в Украину, или построенную в Украине, или же украинское предприятие хочет сделать это за счёт своих собственных средств, то вопрос регистрации не будет вызывать сомнений — Украина. Но если яхта приобретена за рубежом или покупателем/заказчиком строящейся яхты выступает ваша компания, зарегистрированная за рубежом (может быть, даже в оффшорной зоне), то возникает возможность (а порой и строгая необходимость) регистрации яхты вне Украины.
Например: если яхту покупает гражданин и честный налогоплательщик Украины в Украине, то в цену обязательно будет включен налог на добавленную стоимость (НДС). Если же такой гражданин Украины покупает яхту за рубежом и ввозит её на территорию Украины для последующей регистрации, то необходимо будет оплатить все таможенные платежи, связанные с импортом дорогостоящего объекта, а это ни больше ни меньше – 30% от стоимости яхты. Вы готовы нести такие расходы?..
Если нет, то оптимальный вариант – зарегистрировать яхту в одной из оффшорных юрисдикций на оффшорную компанию. Кстати, одно из немаловажных преимуществ регистрации яхты на оффшорную компанию – это отсутствие налоговых и бюрократических издержек при последующей перепродаже яхты.
Итак, что же подразумевается под регистрацией яхты? И почему выбор «национальности» становится наиболее важным вопросом при покупке яхты, а все другие процедуры, даже включая регистрацию права собственности, имеют несравнимо меньшее правовое и практическое значение?
Регистрация яхты предполагает предоставление ей права плавания под флагом какого-либо государства (т.е. определение национальности яхты), а также регистрацию права собственности и другие процедуры. Осуществление регистрации означает, что правительство государства, чей флаг будет нести данная яхта, проверило правовые аспекты приобретения и техническое состояние яхты, убедилось в их полном соответствии своим национальным и международным требованиям и свидетельствует об этом перед всеми заинтересованными лицами.
Любое государство, даже не имеющее выхода к морю, имеет право предоставлять судам право плавания под своим флагом. Государственные судовые реестры бывают «национальные» (или «закрытые»), регистрирующие суда, которые принадлежат только резидентам – физическим или юридическим лицам (например, Государственный судовой реестр Украины), а также «открытые», предоставляющие право регистрации судна (яхты) всем желающим (например, Панама, Белиз, Британские Виргинские острова и др.).
При выборе страны регистрации вашей яхты следует руководствоваться следующими мотивами: финансовым – начиная от стоимости регистрации и перерегистрации яхты на нового владельца, заканчивая величиной налога на зарплату персонала яхты; операционным – необходимость присутствия яхты при регистрации, а также необходимость прохождения всякого рода проверок, предусмотренных законодательством; международно-правовым – участие государства регистрации во всевозможных двух- и многосторонних договорах об избежании двойного налогообложения, по предоставлению благоприятного режима в морских перевозках и др.
Один из наиболее «удобных» мировых открытых реестров – Панамский. Начать следует с того, что на сегодняшний день Панама занимает ведущее место в мире по количеству судов, зарегистрированных под её флагом. Через Панаму проходят важнейшие международные торговые пути; страна также представляет собой крупный центр финансовых, банковских услуг. Законодательство страны обеспечивает строжайшее сохранение банковской и финансовой тайны (Панама не заключила ни одного соглашения об обмене налоговой информацией в рамках Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР).
Открытый реестр Панамы предусматривает, что собственником яхты может быть любое лицо – физическое или юридическое – независимо от национальности. Преимущества Панамского реестра известны своими умеренными регистрационными пошлинами, отсутствием налогов при продаже яхт, отсутствием налогообложения прибыли, полученной от коммерческой деятельности яхт; никаких ограничений по возрасту, тоннажу или размерам в отношении яхт, которые могут быть зарегистрированы. Ещё одно значительное преимущество при регистрации яхт под флагом Панамы – это отсутствие требования предоставлять Сертификат сюрвейера о техническом состоянии яхты (Certificate of Survey).
Необходимо отметить, что в соответствии с панамским законодательством «яхта» – судно для спортивной деятельности или для частного использования без цели получения прибыли. Таким образом, прогулочная яхта не может осуществлять коммерческую деятельность, в частности, сдаваться в чартер. В связи с этим Морская администрация Панамы предусматривает возможность зарегистрировать яхту в качестве прогулочной или коммерческой. Только коммерческая яхта может осуществлять коммерческую деятельность, так как она рассматривается как пассажирское судно. К коммерческим яхтам применяются отличные от прогулочных яхт требования, связанные прежде всего с соблюдением международных морских конвенций.
Интересно, что уже во время Первой мировой войны в Панаме были приняты законы, устанавливающие условия регистрации яхт и упрощающие порядок регистрации иностранных морских яхт, которые позволяли судовладельцам получить преимущества перед конкурентами при регистрации своих яхт в Панаме. Кроме того, такие судовладельцы получали преимущества, позволяющие обойти конкурентов, поскольку законодательством Панамы упрощались или намеренно занижались правовые стандарты в сфере трудовых отношений. Наконец, законодательство этого государства предоставляло льготы в области налогообложения. Такие правовые послабления оказались столь удобными для судовладельцев, что они стали предпочитать регистрацию своих яхт в Панаме регистрации в экономически развитых государствах.
Процедура регистрации прогулочной или коммерческой яхты в Панаме достаточно проста и предусматривает временную и постоянную регистрацию. Предшествуя постоянной, временная регистрация позволяет должным образом подготовить все необходимые документы. Оформление временной регистрации заключается в выдаче судовладельцу временного сертификата регистрации яхты (Provisional Patent of Navigation) и лицензии на пользование радиосвязью (Radio License) сроком на 6 месяцев.
Административная процедура регистрации яхты – как для временной, так и для постоянной – производится Управлением торгового флота (Directorate of Merchant Marine) путём выдачи регистрационного сертификата на яхту и лицензии на радиооборудование яхты.
Постоянная регистрация яхты оформляется на основании подачи следующих документов:

  • заявления судовладельца яхты;
  • правоустанавливающих документов: Купчей (Bill of Sale) или Сертификата судостроителя на яхту (Builder′s Certificate), если яхта новая;
  • доверенности на имя агента для осуществления регистрации яхты в Панаме;
  • заявления о (не)коммерческом использовании яхты (Sworn Declaration);
  • перечня радиооборудования яхты и её основных характеристик;
  • общего вида и/или попалубного плана яхты.

После подачи вышеуказанных документов подаётся Сертификат об исключении яхты из предыдущего Реестра (Deletion Certificate) – в случае, если яхта не новая.
Постоянные документы выдаются сроком на 2 года, с правом продления при оплате соответствующих регистрационных сборов.
Итак, вывод: в случае приобретения яхты за рубежом регистрация её в Судовом реестре Панамы экономически выгодна и целесообразна. Вы сможете осуществить процесс регистрации с наименьшими затратами времени и денежных средств.