Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Преимущества армированного ПВХ

#------

Современные надувные лодки делают из многослойного армированного поливинилхлорида (ПВХ) – долговечного, прочного и износостойкого материала, который не боится влаги и не подвержен гниению.

Поливинилхлорид – синтетический материал (впервые получен в 1835 году), в чистом виде на 43% состоит из этилена, продукта переработки нефти, и на 57% – из связанного хлора, получаемого из поваренной соли. Одно из свойств ПВХ – большой запас прочности на растяжение (2100/1900 H/5см) и на разрыв (250/200H). У этого материала очень медленное время горения, что позволяет применять его вблизи опасных объектов.
Армирование позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики ПВХ. Процесс армирования заключается в том, что на полимерную сетку, которая обеспечивает прочность и устойчивость к повреждениям, с обеих сторон приклеиваются слои ПВХ, который обеспечивает водо- и воздухонепроницаемость. В качестве сетки чаще используют полиэстерную нить, хотя применяется и полиамидная, капроновая, лавсановая, даже хлопчатобумажная. Здесь важную роль играет адгезия – взаимопроникновение материалов на молекулярном уровне. При хорошей адгезии склеиваемые материалы принимают вид единого целого – монолитного, но в то же время эластичного. Обязательное условие хорошей лодки – клей, применяемый для её производства. Он должен иметь высокую адгезию.
Рыбак на надувной лодке из армированного ПВХ может не бояться пробить камышом баллон или прожечь его сигаретой. Лодки же из неармированного ПВХ в принципе нельзя рассматривать как серьёзное плавсредство, а «надувнушки» из тентовой ткани и самопальные «резинки» вообще советуем обходить стороной: резина плохо переносит воздействие ультрафиолетового излучения, солёной воды и агрессивных сред, быстро преет и гниёт. Такие лодки имеют слабую механическую стойкость и требуют тщательного ухода: сушки, чистки, использования талька. Часто лодка из резины более тяжёлая, чем из ПВХ. Ну, а поговорку про дешёвую рыбку и поганую юшку все знают…
Преимущества лодок из «правильной» ткани перед другими плавсредствами следующие: такие лодки могут храниться в гараже, сарае, кладовке, на балконе, имеют большую грузоподъёмность, остойчивость, практически непотопляемы, в линейке наверняка есть недорогие модели. Важная потребительская характеристика надувной лодки, которая напрямую зависит от материала – огромный ресурс ткани «на излом», что делает возможной транспортировку лодки в разобранном виде, её многократную сборку и разборку. Для надувной лодки важно, чтобы ткань не расслаивалась (иначе будет травить по самой ткани) и была достаточно эластичной (выдерживать большое количество перегибов). Тентовая ткань, из которой производят дешёвые лодки, содержит мало пластификаторов, поэтому она не предусматривает постоянных сворачиваний, так как на лодке в этом случае в местах постоянных сгибов ткани появляются дефекты. Требования к безопасности таких лодок также значительно ниже.
Стоит сказать, что все современные водные и парковые аттракционы, которые легко выдерживают ежедневную нагрузку, тоже производят из специального ПВХ.
Есть ли какая-то альтернатива армированному ПВХ? На сегодня – только Hypalon, ткань на основе каучука. В Украине лодки из хайполона заказывают редко из-за высокой цены, хотя он более эластичен, чем ПВХ. У хайполона очень большой температурный предел, поэтому эта ткань оправдана при эксплуатации в жарком климате или при низких температурах. В нашем же климате разница в цене с ПВХ – неоправдана.
Коротко процесс создания надувной лодки выглядит следующим образом. После раскроя ткани производится подготовка для склейки баллона – вклейка внутренних перегородок, клапанов, склейка отдельных элементов баллона. Затем выклеивается весь баллон. После этого закачивается воздух и дальнейшие операции (вклейка транца, приклейка днища и фурнитуры) производятся уже на накачанном баллоне. Это первый этап контроля герметичности лодки. Таким образом, уже на первом уровне производства видно, держит лодка давление или нет. После полной сборки готовые лодки ставятся на отстой, чтобы проверить, как они держат давление.
Разные производители по-разному соединяют ткань – внахлёст или встык (на качество лодки это не влияет). Спор о том, что лучше – сварной шов или клееный – тоже давно не актуален, так как время доказало право на жизнь обеих технологий. Откуда лодочная ткань – из Европы или Азии – не принципиально, главное – её свойства, поэтому при покупке просите сертификаты качества.
Одно из стойких заблуждений потребителей – уверенность, будто прочность баллонов пропорциональна плотности ткани, из которой сделана лодка. На самом деле это не совсем так: прочность больше зависит от плотности самого ПВХ-покрытия и его адгезии к армирующему слою. К примеру, ПВХ с плотностью 900г/кв.м может иметь толщину 0,7мм, а может и 0,9мм, при этом более тонкая ткань будет прочнее.
Гарантию на материал обычно даёт производитель. Сроки бывают разные: например, у лодок Brig это 5 лет. Некоторые производители дают гарантию на швы, но шов у надувной лодки, как правило, и так самое прочное место.
Что делать тем, кто всё же умудрился пробить баллон? Небольшие проколы баллонов можно отремонтировать с помощью ремкомплекта, который входит в стандартную комплектацию лодок. Более серъёзные повреждения обычно без проблем устраняются производителем.
У надувных лодок высокая ремонтопригодность (это касается как небольших гребных и моторных лодок, так и более дорогих моделей с жёстким днищем). Место дефекта пластика вырезается из днища, взамен вставляется латка и вскоре получаем отполированный борт, без малейших изъянов.
Но вернёмся к ПВХ. Главный совет: поскольку материал теряет эластичность при отрицательных температурах – не трогайте лодку, уложенную на зимовку в гараже или сарае, до весны! Пожалуй, это единственный недостаток ПВХ, который никак не влияет на потребительские характеристики надувных лодок.
На сегодня армированный ПВХ – универсальный материал для производства самых разных товаров, идеальная ткань для надувной лодки. Вот так.