Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Подводные камни» при покупке новой яхты

#------

Непростое это дело – покупка собственного плавсредства, моторного или парусного, нового или уже бывшего в использовании. Но «подводные камни» для каждого из перечисленных вариантов – свои, поэтому и напарываться на них всяк будет по-своему.
Сегодня в центре внимания – покупка новой парусной яхты, серийной или исполнения «кастэм». А поможет нам опыт американских коллег Lin и Larry Pardey (опубликовано на сайте «SailNet»).

Главред.

Вряд ли кто забудет радость восхождения на борт новёхонького, под заказ, оффшорного круизёра. Особый запах новой ткани, отделка и оборудование, сделанные только для вас, в комплекте опции, которые именно вы хотели. Нет необходимости заниматься доводкой или ремонтом – всё оборудование «с нуля». Если повезёт, то в течение 3-4 лет не придётся тратить много времени на изменения или ремонт. «Новьё» даёт возможность сразу же по загрузке провизии уйти в круиз. Если вы можете позволить себе такую роскошь, то важно быть уверенным в покупке и действительно получить удовольствие.
Что и говорить, такую возможность имеет не каждый. Мы побеседовали с пятью известными яхтенными конструкторами, а также с дилерами, производителями, страховщиками, финансистами из США и Великобритании. Все согласились, что приобретая новую яхту, вы переплачиваете по сравнению с лодкой возрастом 2-3 года не менее 30%, а то и больше, если учесть стоимость «нажитого наследства» (такелажные скобы, кранцы, концы и т.д.), получаемого вместе с уже обжитой «бэушной».
С другой стороны, для многих людей «новое» – это часть круизной романтики. Однако и психологически, и в денежном плане такое приобретение рискованно, если вы ещё не имели яхты и сами не ходили под парусом. Все из привлечённых нами конструкторов подтвердили, что многие, купившие оффшорный круизёр в качестве первой парусной яхты, нашли процесс приобретения и последующую её подготовку затруднительными. Люди, никогда ранее не владевшие яхтой, после покупки обычных 10-12-метровых яхт часто ошеломлены тем, как много времени и сил уходит на доведение до ума новой лодки.
Даже опытные яхтсмены имеют достаточно проблем при покупке новой лодки. Трудно поверить, порой даже представить, что можно напороться на жёсткого дельца. А их в морской индустрии не меньше, чем где-либо, и как многие продавцы, они на порядок больше заинтересованы в своих комиссионных, чем в осуществлении вашей мечты.
Проблема в том, что, в отличие от авиационной и автомобильной промышленности, в сфере яхтостроения не существует профильных организаций по защите прав потребителя и государственной организации, занимающейся тестированием конструкций и оборудования. В США и Великобритании любой желающий может создать компанию по производству или конструированию яхт – не требуется ни квалификации, ни финансовых обязательств. Один из британских конструкторов сравнил ситуацию с введением новинок в яхтенном мире с временами Дикого Запада. Поскольку сама индустрия очень небольшая, то производители не могут тратить значительные средства на тестирование корпусов и оборудования. Поэтому покупатели яхт фактически становятся бесплатными испытателями. По идее, если что-то сломалось на борту, вы должны сделать заявку на гарантийный ремонт или вернуть недоброкачественное изделие производителю. Это неприятность, если вы недалеко от последнего, но на Фиджи или Таити она превратится в огромную проблему.
Теперь о финансовой стороне дела. Не существует схем защиты покупателя от недобросовестных продавцов, как это принято на рынке недвижимости. Максимум – плохая сделка попадает в передовицу яхтенных журналов вроде американского Practical Sailor или британского Practical Boat Owner. В них рассказывается о дилерах, скрывшихся с большими суммами; производителях, использующих деньги покупателя на завершение предыдущего заказа; о юридических баталиях между покупателем, конструктором и производителем; о компаниях на грани банкротства или о подъёме цен в ходе выполнения заказа.
Мы не можем предвидеть всех обстоятельств, могущих возникнуть в процессе покупки новой яхты, но наши советы помогут вам отнестись внимательнее к наиболее важным моментам.
Итак – caveat emptor (пусть покупатель будет бдителен – лат.).

Серийные яхты

  1. Проведите поиск и оцените различные конструкции, производителей и дилеров предлагаемых на рынке яхт (как вы бы действовали при покупке подержанной яхты). Поинтересуйтесь также пятью-шестью последними покупателями. Обязательно переговорите с людьми, которые имели дело с агентом по продажам, и производителями предлагаемых яхт в последние годы. В парусном мире всё быстро меняется, иногда в лучшую, иногда в худшую сторону.
  2. Не покупайтесь на лозунги типа «наибольшая яхта за наименьшие деньги». Попытайтесь сделать оценку стоимости единицы водоизмещения, разделив цену базовой комплектации на проектный тоннаж. Это наиболее эффективный способ оценки действительной стоимости конструкции (и гораздо информативнее, чем стоимость единицы длины). Если яхта имеет очень низкую стоимость единицы водоизмещения, будьте осторожны и постарайтесь понять, отчего так: иногда «провал» по цене достигнут снижением качества и/или привлечением низкооплачиваемого труда. Если вы объективно оцените схожие по качеству яхты, построенные для выполнения одинаковых задач, то увидите, что стоимость за единицу водоизмещения у них практически одинаковая.
  3. Будьте готовы переплатить за репутацию компании. Хотя параллельно стоит убедиться, что компанией управляют те же менеджеры и производством занимаются те же люди. Так, в 90-х годах производитель многих известных проектов британская Westerly Yachts обанкротилась дважды. Права и матрицы перешли к другим людям. Обычно в такой ситуации конструкторские бюро не могут проследить, насколько качественно работает фактически новая компания… Хотя при смене владельца может и ничего не измениться. Но тенденция справедлива и в мировом масштабе.
  4. Любым доступным способом постарайтесь выяснить кредитное положение и финансовое состояние компании-производителя. Не секрет, что взлёты и падения компаний могут в разной степени отражаться на качестве производимых яхт. Например, когда дела идут хорошо, закупается лучшее оборудование, проплачивается лучшее качество; и наоборот – при ухудшении рынка возможно урезание затратной части. А покупатель может и не разобраться в отличиях продукции.
  5. Рассмотрите возможность привлечения сюрвейера или профессионального производителя, чтобы «пробежаться» по заинтересовавшей модели, вместе с ним пройдите каждый пункт спецификации. Это важно даже для яхт элитного диапазона цен. Если вы не выявите имеющихся проблем до подписания документов на покупку, стоимость по их исправлению ляжет на ваши плечи. На одном из лучших выставочных оффшорных круизёров лондонского бот-шоу можно было обнаружить слабую конструкцию кингстона, которую любой толковый сюрвейер потребовал бы заменить.
  6. Не спешите покупать. Если вы определились с лодкой и базовым оборудованием, потратьте несколько дней на продумывание плюсов и минусов вашего выбора, а также пунктов спецификации.
  7. Не стоит стремиться к насыщению стандартной комплектации. Это не только резко взвинчивает цену, но и может просто загромоздить лодку: например, смещение банки всего на несколько сантиметров даст вам больше простора для сна, но вместе с тем перекроет доступ к двигателю.
  8. Постарайтесь избежать соблазна стать владельцем прототипа новой серийной яхты от начинающей компании или рекомендованного производителя. Компания может «рассыпаться» ещё до получения вами яхты. Во втором случае вы станете тестером будущих яхт. У нас был опыт доставки двух разных первенцев производства для двух разных компаний-владельцев. В обоих случаях пришлось отправлять большой лист дефектовки (с проблемами по установке и собственно оборудованию). Позднее мы узнали, что только с порядкового номера четыре лодки стали делать с учётом наших предложений по модификации.
  9. Избегайте яхт, построенных специально для бот-шоу. Демо-версии обычно должны быть на месте в определённый день, готовы они полностью или нет. Поэтому зачастую при их завершении спешат, некоторые технические детали могут быть опущены или же установленные опции окажутся совсем не теми, на которые вы рассчитывали.
  10. Не стремитесь покупать больше оборудования с установкой его производителем – лучше сэкономить деньги и при этом раньше оказаться на воде. Установка на верфи дополнительного оборудования практически всегда заметно дороже, чем та же работа, выполненная местным сервисом. Более того, после выхода на воду ваши взгляды и предпочтения могут измениться, может измениться и само оборудование. Особенно это характерно для электроники, дешевеющей день ото дня. А с момента покупки до выхода в море может пройти достаточно времени. Яркий пример: за 3 года цены на GPS с двух тысяч у.е. за громоздкие энергоёмкие блоки упали на порядок – до $200 за миниатюрные и экономичные приборчики.
  11. Наймите сюрвейера для проверки укладки слоёв корпуса, крепления переборок, прикручивания палубы. Многие производители возражают, поскольку это притормаживает рабочий процесс. Но именно эти операции – основа надёжности и долгой жизни корпуса.
  12. Ваш сюрвейер обязательно должен проверить установку всех систем, оборудования до заключения договора купли-продажи или момента передачи денег. Сложность систем обеспечения современных яхт означает, что даже самые профессиональные производители и дилеры могут просмотреть плохо выполненную герметизацию, проводку и парусное оборудование. Как-то во время доставки прекрасно построенного 39-футовика прослабленный жгут электропроводки расплавился, коснувшись коллектора двигателя. Двумя днями позже «выстрелила» кипа гик-оттяжки, вырвав кусок стеклоткани 4 на 6 дюймов. Оказалось, что кто-то на верфи забыл наложить шайбы и(!) гайки на болты кипы. Оба эти ляпа могли быть вовремя замечены сюрвейером или производителем, который бы знал, что яхту перед окончательным расчётом будут инспектировать.
  13. Постарайтесь провести первые испытательные выходы вблизи места расположения дилера или как можно ближе к производителю. Ни одна фирма, даже с самой высокой репутацией, не может 100% гарантировать поставку яхты без возможных проблем. Дилер и производитель с неохотой согласятся оплатить сторонней верфи за сотни миль от них работу по устранению выявленных неполадок. И дело не только в переплате, но и в возможном подрыве их репутации. Несколько лет назад мы перегоняли новые яхты для одного агента. Две из них были только что с верфи, и мы прошли на них под парусами от Майами до Пуэрто-Рико. По прибытию у нас была двухстраничная дефектная ведомость: от забытых фиксаторов дверей и ржавых хомутов до неудачно спроектированных вант-путенсов и некоторых пропусков в парусном вооружении. Третью лодку владелец в течение месяца довёл до ума, вернув дилеру на доработку, – только потом мы перегнали её в Нью-Йорк. По словам владельца, он сэкономил больше, чем стоимость нашего перегона вдоль побережья США, благодаря тому, что все доработки решил с дилером.
  14. Когда вы заключаете договор о продаже, постарайтесь, чтобы последние 5-10 % стоимости яхты вы оплатили после завершения испытаний на воде. Это даст вам возможность «аргументации» в случае потенциальных проблем, требующих устранения.
  15. Перед тем, как выйти в море на первые испытания, проведите хотя бы один день, осматривая яхту с дилером или представителем производителя. Перед выходом сделайте фотографии всех подозрительных узлов и т.п. Иначе дилера трудно будет убедить, что поломка произошла после выхода.
  16. Не планируйте круиз слишком скоро после доставки вашей яхты. Возможны задержки, начиная от пожара на верфи до вопросов по транспортировке. Некоторые фирмы предлагают трёхмесячную инспекцию по устранению последних недостатков новых яхт. Добавьте к этому время, необходимое вам для ознакомления с яхтой, её снаряжением. И только тогда спокойно, с уверенностью за матчасть – в поход.
  17. Но при покупке новой лодки всё же будьте ещё более осторожны с финансовыми вопросами. Все дилеры, все производители, с кем мы общались, предлагают к рассмотрению различные схемы расчёта: от 10% в момент заказа, 85% по доставке и 5% после устранения дилером замеченных неисправностей до трёх прогрессирующих проплат с завершением оплаты всей суммы перед спуском яхты на воду. Конечно, никто не гарантирует возврат денег в случае банкротства производителя или отказа в доставке вашей яхты по какой-либо причине. Некоторой защитой может стать кредитное письмо, хотя большинство американских и британских производителей яхт работают в таких жёстких рамках, таких плотных графиках производства, что, скорее всего, откажутся от подобного соглашения. Но всё-таки вы можете себя защитить. Первое: убедитесь на верфи, что у вас есть назначенный номер корпуса, – все платежи и счета должны содержать его! Убедитесь, что номер прикреплен к корпусу, сфотографируйте его. Заведите официальную документацию, чтобы по завершении каждого промежуточного этапа быть уверенным, что яхта останется в вашей собственности в случае банкротства производителя. Второе: следите, чтобы ваши последовательные оплаты подтверждали завершение соответствующих этапов строительства, а не просто определённые даты. Привяжите оплату к чётко определяемым работам, например, завершению наложения слоёв корпуса с установкой переборок и палубы. Перед оплатой этапа проинспектируйте, что все работы выполнены надлежащим образом. Если что случится с производителем, соответствующие этапы и ваша документация – это максимум, чем вы можете застраховать себя и защитить свои инвестиции.

О яхтах, строящихся или проектирующихся на заказ
Покупателю нужна особая, единственная в своём роде яхта, обладающая всеми свойствами и качествами, коих ему не хватало на предыдущих. Покупателю хочется, чтобы процесс проектирования и постройки доставлял удовольствие, был интересным и беспроблемным, ему хочется получать удовольствие от общения с конструктором и производителем.
Конструктору же, безусловно, хочется доставить удовольствие заказчику, но ему также хотелось бы сделать проект, который можно было бы потом продать другим, он заинтересован в максимальной публичности работы – в рекламных целях. Работа по спецзаказу всегда может привлечь клиентов. Кроме того, обычно конструктору хочется попробовать несколько новых идей и испытать их в жизни. И, в конце концов, он должен зарабатывать на жизнь.
Ну а производитель заинтересован в работе, что обеспечит его команду загрузкой, например, на зиму. А если удастся убедить заказчика строить его яхту так, как строились предыдущие яхты, то производитель сможет и подзаработать дополнительно.
К сожалению, в строительстве под заказ, более чем в каком-либо ином, каждый участник процесса имеет собственные планы, которые зачастую конфликтуют между собой. В данном случае особенно важно, чтобы заказчик уже имел парусный опыт и полностью представлял реальные цены строительства яхты. Для грубой оценки умножьте человеко-часы, требуемые для строительства, на цену нормо-часа на верфи, добавьте стоимость материалов и ещё 10-20 % на прибыль верфи. Полученная цифра даст оценку стоимости производства 30-45-футовой круизной яхты, строящейся на заказ. Проектирование в среднем составляет 5-15% от затрат на производство (уже готовые проекты – меньше).
Любопытно, что четыре из пяти конструкторов, с которыми мы беседовали, считают возможным спроектировать и построить под заказ яхту длиной свыше 35 футов стоимостью всего на 8-10% выше аналогичной по качеству новой серийной яхты. Однако мнение пятого конструктора было более категорично – 30-50%, если вам не повезёт на удачном обмене валют при заказе за рубежом.
Но все опрошенные были единодушны: с суммой менее 400 тыс. у.е. и без предыдущего парусного опыта строительство под заказ не имеет смысла. У вас должен быть серьёзный яхтенный опыт, чтобы на равных говорить на техническом морском языке с проектировщиками и производителями, необходима коммуникативность, чтобы втолковать свои идеи и пожелания. Только тогда построенная яхта будет хороша на ходу и – когда придёт время продавать – её остаточная стоимость останется высокой.
Многие клиенты, строящие под заказ, не хотят слушать мнения конструкторов и производителей, с которыми они работают. А должны бы. Зачастую конструктор видит, что продвигаемая клиентом идея уже была ранее опробована, особенно в части интерьера, и она не будет работать, однако, если заказчик упрямится, то приходится с этим мириться. Если заказчик не в состоянии понять задумку, предложения конструктора, то переделки приходится порой вести на стадии строительства, что очень дорого. Лучше потратить больше времени на проектирование и выбор производителя, тем самым сэкономив деньги и избежав ненужных проблем впоследствии. Большинство переплат по заказам идёт из-за изменения чертежей и планов на строящейся яхте. Помните – если вы требуете внести изменения после начала работ, производитель может «задрать» цены и время на выполнение переделок намного выше предварительно оговоренной контрактной цены. Вносимые изменения могут означать удвоение работы, поскольку производителю надо устранить ошибку, изменить пространство вокруг модифицируемого элемента перед воплощением нового.
Часто при раскладке стоимости проекта забывают о бюджете, который необходим для затрат на инспектора проекта. Даже если заказчик сам берёт на себя такие функции, надо принимать во внимание затраты на транспорт и проживание. На свете немного людей, которые живут рядом с хорошей верфью.

На что ещё обратить внимание

  1. Не стремитесь стать первым клиентом нового конструктора, если вы не ходили на одной из его яхт. Это не означает, конечно, что мы рекомендуем работать только с известными конструкторами. Плюс не разрекламированных дизайнеров в том, что они смогут уделить вам больше времени. Если вы договорились с известным конструктором, убедитесь, что проектом будет заниматься именно он, а не встающий на крыло один из его учеников.
  2. Если вы строите круизную яхту, не стремитесь за кратковременной модой, не старайтесь быть в авангарде. К примеру, водяной балласт и кили с крылышками лишь разрекламированы как прекрасные решения для оффшорного круизинга, но практика показывает, что в реальной жизни всё не так безоблачно.
  3. Хорошо подумайте перед тем, как использовать композит в постройке круизёра. Цена в производстве станет выше на 25% и вдвое возрастут затраты на возможный ремонт. По мнению наших конструкторов композит оправдан только с целью снижения веса. Для круизной яхты это несущественно: когда владелец загрузит на борт всё необходимое снаряжение и провизию, которую он считает необходимой для комфортного круиза, все скоростные преимущества лёгкого корпуса будут сведены на нет – он ещё будет, как и вооружение яхты, испытывать дополнительную перегрузку. Умеренно тяжёлая или тяжёлая круизная яхта не только более мягко идёт и более безопасна, но и достаточно быстра, поскольку вы сможете нести больше парусов, вести яхту с большей нагрузкой и при этом быть спокойным за судно.
  4. Будьте внимательны при выборе производителя – стоит переговорить с несколькими из его предыдущих клиентов. Если при визите к будущему производителю вашей яхты вы увидите, как один из клиентов живёт в трейлере неподалёку и продвигает завершение своей яхты, стоит насторожиться – может, это единственный действенный способ подгонять производителя? С другой стороны, с большой осторожностью относитесь к рекомендациям этого клиента: он может видеть в вас своё спасение, поскольку ваши деньги помогут верфи закончить его яхту.
  5. Не думайте, что иностранные производители построят вам яхту лучше и дешевле. Выбирайте из тех, кто поблизости, и сравнивайте предложения. Помните: фрахт и таможенные сборы за импорт снаряжения, плюс наем иностранного сюрвейера для контроля производителя «съедят» экономию за счёт привлечения более дешёвого труда. К тому же вам не удастся самому наблюдать за воплощением вашей мечты в жизнь. Но если за границей умеют внедрять технологии строительства, которые вы предпочитаете, и вы имеете преимущества на обмене валют, то зарубежный вариант может стать хорошим выбором.
  6. Как только ваша яхта начала строиться, навещайте её почаще, но не прерывайте процесс производства своими визитами. Блок пива после работы для строящей команды может ускорить процесс. А вот получасовой трёп во время рабочего дня отвлечёт всех рабочих, но потом вас могут заставить оплатить получившийся перебор по времени, если верфь работает по договорной цене.

В заключение ещё раз напомним наиболее важные факторы, которые позволят вам грамотно приобрести яхту:

  • у вас должен быть опыт и понимание того, что вы хотите;
  • будьте реалистичны относительно действительной стоимости новых яхт;
  • держите цену строительства в достижимых вами пределах;
  • выбирайте производителей, дилеров и яхтенных конструкторов, заслуживающих вашего доверия. Будьте терпеливы, рациональны, проницательны и бдительны.

Только так вы сможете получить удовольствие от планирования до приобретения, спуска на воду и последующей эксплуатации.