Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Откуда яхта пошла?

#------

Действительно: откуда взялся этот небольшой кораблик под парусами, служащий для туризма, спорта и отдыха? Кто был первым гонщиком? Ответы можно найти, немного порывшись в Истории…

Небольшое, маневренное судно встречается ещё во флоте римских патрициев. В мирное время оно выступало как прогулочное, а в военное же время на яхте устанавливались пушки.
Несомненно, на появление и развитие яхт и парусного спорта в середине – второй половине XVII века оказала влияние конкретная историческая ситуация. Передовые морские державы региона – Англия и Голландия – находились на пути формирования буржуазного общества с его обязательной острой конкурентной борьбой. И Англия, и Голландия активно боролись за господство на море, что выразилось в серии англо-голландских войн третьей четверти XVII века.
Рождение парусного спорта за рубежом можно датировать 1662 годом, когда в английском городе Вульвиче состоялись первые в мире официальные гонки между яхтой короля Карла II и голландской шхуной. Победу в гонке одержали англичане, как, впрочем, и в англо-голландских войнах. Немалую роль в этих победах сыграл подход англичан к кораблестроению и кораблевождению. В отличие от голландцев, потомственных корабелов, строивших свои суда "по навыку", англичане пользовались достижениями науки и вскоре ушли далеко вперед в кораблестроении. Спортивный интерес, возникший в процессе улучшения ходовых качеств таких судов, проведение гонок между ними привели к созданию специальных судов, предназначенных только для любительского плавания, которые стали называться яхтами.
Яхта даже спасла жизнь королю Карлу II: в 1651году он бежит во Францию от Кромвеля на яхте "Сюрпрайз". Немного позже, после реставрации монархии, мэр Амстердама дарит этому же королю яхту "Мэри", которая и послужила моделью для первого поколения круизных лодок. Если определять первого гонщика – несомненно, это был тот же неугомонный Карл II: в 1661 году он "гоняется" с Герцогом Йоркским от Гринвича до Грейвсленда – и выигрывает гонку уже на яхте "Катерина"!
Дальше – в 1720-м – организованы первые яхт-клубы — "Клуб Залива Корк" и "Флот Камберленда", ставший впоследствии Королевским Клубом Темзы. В это же время появляется первый клуб в России, немного позже – в США (в Детройте и Нью-Йорке). Результатом очень тесных отношений яхт-клубов Англии и Военно-Морского Флота стало присвоение с легкой руки лордов Адмиралтейства одному из клубов титула "Королевский" (Royal). Это название стало своеобразным "брэндом", которым пользуются и поныне.
Первые гонки были "товарищескими матчами" между двумя лодками и только в 1870-м превратились в гонки целых флотов за специальный приз. Вскоре были написаны правила гонок, а яхты классифицированы – так родился парусный спорт!
Но кроме спортивного интереса есть еще и яхтенный туризм (Cruising) – т.е. хождение на лодке, доступной практически каждому человеку. В отличие от короля и герцога, английские горожане переоборудовали для туристических целей небольшие рыболовные суда, превратив грузовой трюм в элегантный небольшой салон. Команды на первые такие яхты нанимались из рыбаков. Возвращаясь из подобного найма к себе в деревни, они старались усовершенствовать яхтенное снаряжение и оборудование. Лучших "конструкторов" местные кораблестроители приглашали для постройки яхт. Этот процесс наблюдается и сейчас: к примеру, классический британский круизёр "снят" с шотландской рыболовной лодки. Американские моторные яхты с квадратной кормой базируются на рыбацких пранах Гудзона и сейнерах Аляски, а узкие скандинавские яхты берут своё начало от драккаров викингов. Так что внимательно присмотритесь к собственной лодке – и вы найдёте в ней черты древнего легендарного судна…
Счастливого плавания!