Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Открываем острова

#------

Прошлым летом экипажу спортивно-туристического швертбота «Ямаха» в буквальном смысле повезло осваивать азы яхтинга в районе г. Украинка (см. «Фарватер» №1, 2013 «Неизвестная известная «Ямаха»»).
Об особенностях парусного туризма в родных водах и замечательных природных местах мы и расскажем.

 

Подготовка к выходу и снаряжение
Часто бывает, что сборы и подготовка к небольшому переходу занимают намного больше времени, чем сам парусный поход. Даже получасовой переход у яхтсменов считается крейсерским плаванием. Погода и другие внешние обстоятельства могут меняться очень стремительно. Поэтому на швертботе жизненно необходимо хорошее и надёжное снаряжение. Обязательно наличие якоря с якорным концом длиной 25-30 м, компактного тента на случай дождя, весла, черпака. Выход на воду членов экипажа и пассажиров без страховочных жилетов не допускается!
Желательно распечатать из Интернета прогноз погоды, оцените развитие погоды и сами. Для неопытного экипажа бывают ситуации, когда выход лучше отложить или вообще отменить.
Укладываем вещи в водонепроницаемый багажный отсек или гермомешки. Документы, бинокль, мобильные телефоны желательно поместить в водонепроницаемый пакет. Создаём максимальный комфорт на небольшой палубе швертбота.
Проверяем всё: шкоты не перепутались, латы вставлены в грот, руль привязан к корпусу.
И очень важно, чтобы лодкой управлял сытый и позитивно настроенный экипаж!
Уходим в плавание
Постановка парусов, отходы и подходы к берегу, управление лодкой — рулевой и шкотовый действуют в точности с рекомендациями «Справочника яхтсмена» Боба Бонда. Какие бы «самодеятельные» маневры начинающий яхтсмен ни производил, всё равно придётся всё проделывать по этой своеобразной «библии» яхтсмена!
Пока лодка не вышла «мористей» от берега, важно контролировать речные мели —летом они легко просматриваются по водорослям над водой. Осенью «трава» уплывает вниз по течению.
Слабые ветра и безветрие — погода, очень характерная для лета на Днепре. Поэтому самый простой признак присутствия ветра, кроме его физического ощущения — это наличие облаков на небе. Есть облака — значит ветер будет! И стоит только облаку прикрыть солнце — ветер существенно усиливается.
По наличию или отсутствию ряби на воде можно быстро определить, где над поверхностью воды ветер есть, а где парус попадёт в ветровую тень. Чуть выше по течению от Украинки русло Днепра «зажато» островами по обе стороны от фарватера. И стоит только подойти очень близко к подветренному острову — сразу попадаешь в ветровую тень. Результат — потеря скорости, остановка лодки и, считай, новая настройка парусов. Также важно следить за волнами от идущих с большой скоростью катеров. Набегающую волну нужно «отрабатывать», преодолевая под углом и даже перемещаясь по палубе для выравнивания швертбота.
Вообще переход в хорошую солнечную погоду со слабым и стабильным ветром — это сплошное удовольствие. Но движение на воде бывает зачастую интенсивным, особенно много шныряющих под разными углами малых судов с подвесными двигателями. Поэтому не расслабляемся и соблюдаем все правила плавания по ВВП. И хотя управление лодкой существенно отличается от управления автомобилем, действуют те же принципы — постоянный круговой обзор меняющейся навигационной обстановки, чувство дистанции и времени при обгоне и расхождении, своевременное замедление или ускорение его движения, изменение курса. Здесь, как и в управлении автомобилем, важна практика.
«Открываем» остров
Очень важный пункт похода — поиск места для стоянки.
Прежде всего, выбирая свой «необитаемый» остров, необходимо обратить внимание на его высоту над уровнем воды. Чем выше остров, тем он комфортнее для отдыха. А высоту острова довольно просто определить по высоте деревьев над уровнем воды.
Практически все острова по берегам поросли камышами. Зачастую они образуют естественные подходы и лагуны, но ещё это — убежище кровожадных комаров. Не хотите быть «съеденными» — держитесь от них как можно дальше.
Вообще места для стоянки можно разделить на «пляжные» и «рыбацкие». В «рыбацких» местах неуютно, много тени и мало солнца, глубокий и резкий вход в воду часто перегорожен корнями деревьев и корягами.
«Пляжные» места — это выходящие на воду песчаные косы шириной от 3 до 30 м, с большой и расчищенной от кустов и зарослей поляной, с кострищем посередине. Иногда здесь имеются разнообразные временные сооружения в виде навесов, примитивных домиков и просто дощатых настилов под палатку.
Замечательных мест на островах возле Украинки предостаточно (см. карту). Но в последние годы свободных становится всё меньше. Особенно сложно их найти во время пятничного послеобеденного «аншлага», когда масса судов разных водоизмещений ищет «место под солнцем».
Но вот обнаружено отличное место с прекрасной песчаной косой и лодка устремляется к суше. Ваш остров «открыт»!
К швартовке и закреплению лодки на берегу нужно подойти очень ответственно. При относительном спокойствии днепровских вод волны от проходящих мимо больших моторных яхт могут быть сопоставимы по высоте с морскими. Причём и направление, и угол прихода волны не всегда можно предусмотреть. Также не следует недооценивать неожиданные шквалы, от которых на водохранилищах пострадал уже не один десяток яхт. Если позволяют силы экипажа, то швертбот надо как можно дальше вытащить на берег. Другой способ — оставить швертбот на плаву, используя с носа якорь и якорный конец, а с кормы бросить две растяжки на корни или стволы деревьев и кустов. От береговой кромки воды лодка должна быть на расстоянии 1-2 м — для компенсации ночных отливов при сбросах воды на плотинах водохранилища.
Итак, лодка надёжно ошвартована, туристическое снаряжение выгружено, и вы, как первый «официальный» яхтсмен Джошуа Слокам, ступаете на новую территорию. Здесь нет смысла давать какие-то рекомендации, кроме банальной просьбы: не мусорить на природе.
Смело устанавливайте свой «куринь», купайтесь и загорайте, жарьте шашлык и варите кулиш, рыбачьте и просто отдыхайте. А ночью над вами — бескрайняя Вселенная (великолепная возможность преподать детям азы астрономии).
И главное — побольше небольших прогулок под парусом. В таком случае днепровская «робинзонада» наверняка запомнится надолго!

 

Владимир ДОЛЯ.