Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

«Водный джип» Askeladden 805 Commuter

#------

 

Прежде всего – о самой компании. Основанная норвежским семейством Асквик в далёком 1909-м, она и сейчас под их контролем. Лишь третья часть фирмы (её полное название: Henrik Askviks Sönner A/S) принадлежит совладельцу, американской Brunswick. 
За почти столетнюю работу верфь из Хагавика спустила на воду более 95000 лодок. Она – почётный катеростроитель Норвегии. А её Askeladden – это опыт поколений скандинавских корабелов плюс полное соответствие новейшим нормам безопасности морского судна.

Первая, испытательная, модель Askeladden 805 отформована в феврале 2004 года. Георг Асквик лично контролировал процесс производства. 
Это судно – отличный пример всепогодного катера для выполнения самых разнообразных задач, в том числе патрульных. Между бортом и высокой, длиною в полсудна (!), «траулерной» рубкой оставлены боковые проходы (walk around); мощный двигатель быстро разгоняет катер до 39 узлов, причём килеватый, с многочисленными реданами корпус уверенно входит в повороты даже на полном ходу; толстый хайпалоновый привальник (так называемый «RIB-кранец») специально такой: он должен выдерживать весьма жёсткие удары (при спасательных работах, например)… Однако давайте пройдёмся по лодке. Итак:

Палуба
Во-первых, палуба сплошь тиковая, по всему периметру судна защищена высоким бортом. Она двухуровневая (баковая часть выше кокпита), поэтому на шкафуте имеются ступеньки – снижение в корму. На палубе нет ни кресел, ни каких-либо диванов в корме – ни-че-го! Опционально – только объёмистые вертикальные рундуки со спасательным снаряжением, приформованные к бортам по углам кормовой переборки (кокпит).
Во-вторых, толстый трубчатый релинг также опоясывает всё судно, «разрываясь» лишь у кормовых уток, напротив боковых дверей рубки и у бушприта (последний для удобства посадки на борт специально сделан достаточно широким, причём его слани, обрамленные трубчатым каркасом, тоже тиковые: так меньше вероятность поскользнуться).
В-третьих, плоскость носового треугольника, где якорные шпиль и рундуки (их два), находится вровень с бортом (что-то около полуметра). А значит, баковому матросу так и с якорем работать удобнее, и безопаснее. Из тех же соображений безопасности все швартовочные утки на судне стационарные – не утапливаются в палубу, как сейчас на круизёрах принято. А якорный блок над плоскостью бушприта и шпиль над палубой тоже «торчат» специально: вдруг что не так (с блоком, якорной цепью…), аврально исправить заедание – тем же ломом хотя бы! – будет гораздо проще, чем при традиционном исполнении.
И в-четвёртых – кормовая площадка. В центре её под откидной крышкой смонтирован небольшой трап – для удобного спуска в воду (аквалангистов, например). Площадка на добрую ступень ниже уровня кокпита и тоже вымощена тиковой рейкой. Выход-спуск на неё закрыт плотно подогнанной дверцей: такое впечатление, будто из кормовой переборки лобзиком аккуратно вырезали центральную часть, а затем, снабдив ту щеколдой и дверными петлями, «вставили» обратно. Польза очевидна: меньше щели – меньше воды в кокпите при случайной волне в корму…
Как видим, безопасность и ещё раз безопасность – прежде всего!

Рубка и внутренние помещения
Хороший обзор на патрульном катере обязателен, поэтому рулевая рубка его полна и окон, и дверей. «Окна» – сплошное (в том числе и в дверях), разделенное лишь стойками жёсткости, остекление по периметру – от уровня пояса и почти до подволока; при случае его можно задёрнуть шторами. А дверей трое: кормовая (в кокпит) и две боковых (на шкафут), в передней части рубки. Все двери слайдерные (то есть сдвижные), фиксируемые, снабжены замками.
Рубка высотой 1,9 м – можно стоять в полный рост! Для хорошего обзора это немаловажно. Впереди – два кресла (рулевого/штурмана) с высоченными спинками. Позади них, в кормовой части рубки – деревянный стол на невысокой ножке, а также 4 плоские сидушки вдоль стен, с мягкими валиками на уровне спины. Это пассажирские места, ничего более.
Рулевой пост, как обычно, справа: регулируемый штурвал с гидроусилителем, крупные приборы контроля двигателя, имеется полный набор навигационного оборудования с большим многофункциональным дисплеем (всё это – «в стандарте»). Лобовое стекло установлено с обратным наклоном (это исключает блики) и снабжено двумя дворниками-стеклоочистителями: не только рулевому, но и штурману дождь – не помеха. К тому же крыша рубки выступает вперёд этаким козырьком, дополнительно прикрывая вперёдсмотрящих от прямого солнца и дождевых струй. А ещё в ней имеется большой слайдерный люк (с электроприводом): очень полезная вещь в жару или когда надо быстро проветрить помещение…
Между креслами рулевого-штурмана – занавешенный плотной шторой проход в носовую каюту. Каюта небольшая, однако внутри достаточно места для комфортного ночлега 2-х человек: обширные носовой лежак плюс широкая кушетка по левому борту. По правому – туалетная комната: зеркала, тёплая вода в умывальнике, стационарный унитаз, тиковый настил… Комната, заметим, что надо: отгороженная от каюты деревянной дверью с переборкой, она и внутри украшена деревянными панелями, вся сверкает полировкой.
Осталось добавить, что камбузный мини-уголок – тоже «в стандарте». Он укомплектован одноконфорочной плитой и симпатичным плетёным чемоданчиком – для мягкого хранения тарелок-чашек-ложек. Пол в каюте – всё тот же тик. В подволоке каюты есть круглый люк (освещение/аварийный выход). Под лежаками-сиденьями и вообще везде, где позволяют объёмы, эргономика и требования безопасности, оборудованы рундуки. А электроосвещение на судне – повсюду.

Корпус и двигатели
Хагавикские корабелы формуют пластиковые корпуса по собственной технологии. Они настолько уверены в качестве своей продукции, что сохраняют 5-летнюю гарантию на корпус даже в случае его перепродажи (для всех Askeladden так!). Единственное условие: катер приобретён у одобренного фирмой дилера и не использовался коммерчески.
805 Commuter, как и прочие лодки «от Askviks Sönner», разработан и построен в первую очередь с упором на личную безопасность. Палуба и кокпит его потому так высоко над водой, что оборудованы системой самоосушения. Причём в случае чрезмерной осадки можно вручную перекрыть специальный клапан – вода на палубу не пойдёт. То же и на стоянке. Преимущества налицо: система энергонезависима, автоматическая трюмная помпа лишний раз не включается, не подсаживает аккумуляторы…
«От добра добра не ищут»… Поэтому, наверное, Henrik Askviks Sönner ставит на все Askeladden хорошо испытанные ею MеrCruiser-ы. На 805 Commuter устанавливается Cummings MerCruiser Diesel 4,2 ES 320 Bravo III мощностью 306 л.с. (передача на движитель по вальной схеме Z).
Катер начинает глиссировать при 13,5 узлах (25 км/час), что соответствует цифре «2500» на тахометре. При испытании у южного побережья Норвегии (Арендаль) лодка показала отличную мореходность.
…Высокий борт, высокая «серьёзная» рубка, скоростные характеристики – 805 Commuter и вправду чем-то смахивает на этакий водный джип.

Резюме
Henrik Askviks Sönner A/S не изменяет дедовским традициям – строит катер с огромным запасом прочности. В его трюме – надёжнейший дизель, на приборной панели – новейшая электроника. Судно полностью соответствует требованиям СЕ 98 и прочим морским евростандартам безопасности.

По материалам официального дистрибьютора Askeladden в Украине – компании «Фьорд-Марин».