Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Водитель, нажми на тормоза

#------

Здравый смысл не про нас. И невозможно покорить воображение постсоветского человека законодательными актами и экономическими расчётами. Ему необходимо дать пищу для размышлений…

Говоря о нашем менталитете в стиле Михаила Задорнова, согласитесь, что только наш человек, поменяв тормозные колодки, не прокачав тормоза, едет и думает, с какого раза они схватят, а адреналин в мозжечке так и плещет. Только наш человек может ехать на автомобиле с прицепом со скоростью 180 км/час, хотя по правилам разрешается только 80. (Он просто не знает или забывает о том, что тормозной путь находится в прямой зависимости от скорости движения и наличия тормозов на прицепе. При скорости 50 км/час средний тормозной путь будет составлять около 15 м, а при скорости 100 км/час – около 60 м, т.е. длиннее в четыре раза). Только наши люди покупают прицепы без колёс, потому что в гараже есть десяток «лысых» 20-летней давности. А тормозной путь также зависит от состояния шин и дорожного покрытия). Только мы приобретаем прицеп грузоподъёмностью 500 кг, а рассчитываем перевозить на нём 2 т. И только наш человек для перевозки дорогого катера покупает самый дешёвый прицеп и автомобильный фаркоп…
Над такими примерами можно смеяться долго, если бы не горькие факты. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн. человек и около 50 млн. получают травмы. Украина занимает 5-е место в Европе по количеству жертв в результате ДТП. Каждые 16 мин. в Украине происходит ДТП, а каждые 2 часа гибнет человек. И огромная доля этих случаев происходит с участием автопоездов.
Предотвратить несчастный случай намного проще, чем устранять его последствия. Достаточно лишь соблюдать правила дорожного движения и пользоваться транспортом в соответствии с его техническими характеристиками, в первую очередь – всегда помня о тормозах. Ведь тормоза придумали совсем не перестраховщики. Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и/или остановки транспортного средства. Она также позволяет удерживать транспортное средство от самопроизвольного движения во время стоянки.
Первые тормоза применялись ещё на гужевом транспорте. С тех пор тормозной механизм прошёл серьёзную эволюцию. Наибольшее развитие в разработке тормозных систем произошло с появлением автомобиля. Уже в начале XX века серийные легковые автомобили стали развивать скорость более 100 км/час, что сделало жизненно необходимым наличие эффективной тормозной системы. Кроме ABS, можно назвать такие сравнительно недавние новшества, как ESP, TCS, EBD… Израиль, Канада (для пассажирских авто), Австралия (для пассажирских авто), страны Евросоюза (для всех продаваемых автомобилей), США (для пассажирских авто) законодательно утверждают необходимость использования системы ESP (электронный контроль устойчивости) на автомобилях.
Что касается рынка прицепов для легковых автомобилей, то с каждым годом число прицепов с тормозом непрерывно растёт. Ежегодно в Европе производится порядка 1,1 млн. прицепов, из которых 50% тормозные. А Италия законодательно утвердила эксплуатацию прицепов исключительно с тормозом. Обратная ситуация – на рынке прицепов Украины и России, где ежегодно производится порядка 45-50 тыс. прицепов, но всего лишь 1-2% с тормозом.
Каждому судовладельцу следует помнить, что при перевозке плавсредства торможение автомобиля с прицепом без тормоза означает остановку суммарной массы автомобиля и прицепа. Обратная ситуация – при торможении автопоезда с тормозным прицепом, где менее 10% полной массы прицепа воздействует на тягач в процессе торможения. Далее. Согласно закону, полная масса прицепа без тормоза не может превышать 750 кг. Сам прицеп весит 250-300 кг. Значит, независимо от автомобиля допустимо перевозить всего 450-500 кг груза. Маловато будет. Иная ситуация – с тормозным прицепом, где разрешённая полная масса прицепа равна полной массе автомобиля. То есть, с тормозным прицепом можно перевозить в 2-3 раза больше груза. Например: весит автомобиль 1,5 т, значит и груза можно перевозить более 1 т.
Лидирующую позицию в Европе по производству осей с тормозом и без, а также комплектующих и аксессуаров для автомобильных прицепов до 3,5 т на протяжении многих лет по праву занимает немецкий концерн AL-KO. В прошлом году концерну AL-KO исполнилось 80 лет.
Ещё в далёком 1952 году концерн начал производство рычагов ручного тормоза, а в 1961-м запустил производство осей и инерционных тормозов наката для тормозных прицепов. Прицепное направление было и остаётся основной деятельностью AL-KO. Его технические инновации основаны на идеях, которые определяют пути развития. Ориентированные на запросы потребителей конструктивные решения обеспечивают повышенную безопасность движения в сложных ситуациях и надёжную перевозку любых грузов.
Концерн AL-KO добился рекордных тормозных параметров, которые значительно превышают рамки, предписанные законодательством. Испытания прицепов с тормозом и без тормоза – яркий тому пример (Таблица 1).
Кроме того, тестируемый автопоезд с прицепом без тормоза испытывает на повороте боковой занос и не может остановиться. А автопоезд с тормозным прицепом даже при аварийном торможении на поворотах остаётся точно в полосе движения.
Основные узлы тормозного прицепа – инерционный тормоз наката, тормозная ось или оси.
Инерционные тормоза наката: под прямые (Рис. 1) и V-образные (Рис. 2) дышла, с замковыми устройствами под шар (1 на Рис. 1_1) и петлями под палец к ТСУ (тягово-сцепное устройство) различного диаметра (2 на Рис. 2_1) отличаются простотой конструкции и высокой надёжностью.
Принцип его работы (Рис. 3) основан на использовании силы инерции прицепа при замедлении тягача. Конструктивно он состоит из замкового устройства (1), которое закреплено на штоке (2), газового амортизатора (3) и передаточного рычага (4).
В процессе торможения сила инерции генерируется на сцепном устройстве, задвигает шток и посредством передаточного рычага, тормозной тяги (5) и тросов (6) приводит в действие тормозные колёсные механизмы (7). Ассортимент тормозов наката AL-KO закрывает ряд прицепов любой грузоподъёмности и с числом осей: одноосных, двуосных и т.д. Для тяжёлых тягачей с высоким расположением ТСУ предлагаются тормоза наката с регулировкой по высоте.
Концерн AL-KО разработал и запатентовал оптимальный по своим рабочим характеристикам шестигранный профиль резино-жгутовой оси и саму ось (Рис. 4), которая обладает рядом важных преимуществ, а именно:

  • оптимальная амортизация при номинальной нагрузке;
  • увеличенный ход подвески в сравнении с четырёхгранными резино-жгутовыми осями, где жгуты (1) не только сжимаются, а и перекатываются по шестигранному профилю (2);
  • высокая стабильность хода за счёт оптимального развала и схождения, установленного в заводских условиях;
  • независимая подвеска колёс (3), как в автомобиле, т.е. каждое колесо работает отдельно;
  • шестигранный профиль не допускает проворачивания жгутов и рычага (4) даже при многократных перегрузках;
  • высокая антикоррозионная защита (горячее цинкование опоры оси);
  • наличие тормозной системы при полной массе прицепа от 750 кг до 3,5 тонн;
  • увеличенный дорожный просвет при низком центре тяжести в сравнении с рессорной подвеской.

Концерн AL-KO постоянно разрабатывает новые системы активной безопасности, такие как: замковые устройства – стабилизаторы (Рис. 5) и ATC Trailer-Control (Рис. 6_1,2).
Замковое устройство-стабилизатор AKS™ эффективно предотвращает виляние и продольную раскачку прицепа. Позволяет быстрее восстановить курсовую устойчивость автопоезда в критической ситуации; увеличить критическую максимальную скорость движения автопоезда. Например, в Германии разрешённая скорость для автопоезда с AKS – 100 км/час.
ATC Trailer-Control – это система противодействия боковому заносу. Непредвиденные резкие манёвры, боковой ветер, ударное давление воздуха при обгоне большими грузовиками и многие другие дорожные факторы оказывают воздействие на прицеп, заставляя его "вилять" по дороге. Возникает опасность, что прицеп начнёт раскачиваться, войдёт в резонанс и станет неуправляемым. Как и система ESP легкового автомобиля, система ATC непрерывно контролирует поведение прицепа в процессе движения. При помощи датчиков и механизмов АТС прицеп притормаживается без вмешательства водителя и всего за несколько секунд возвращается в состояние безопасного движения.
В завершение стоит отметить, что основное требование на дорогах – безопасность и жизнь людей. И в этом вопросе не должно быть компромиссов. Поэтому концерн AL-KО рекомендует прицепы с тормозом.

По материалам АЛ-КО Кобер Украина.