Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Дайвинг на Мальдивах

#------

Спешите посмотреть мир,
он прекраснее любой мечты.
Рэй Брэдбери.

Предложение понырять в Индийском океане поступило от киевского дайв-клуба "Катран". Гипнотизирующие слова – экватор, атоллы, рифы, лагуны – сыграли свою роль. К тому же старт десятидневного дайв-сафари был назначен на 3 декабря. А это еще одно маленькое чудо – перенестись из зимы в лето.
…5 часов в воздухе – и мы в аэропорту Дубаи. Обилие пассажиров в восточных экзотических одеждах и температура за бортом плюс 26. Ещё некоторое время – и наша группа уже летит в Мале – столицу Мальдивской Республики. Комфортабельный аэробус авиалинии EMIRATES, 300 пассажиров на борту. Четыре часа полёта. Полный набор услуг.
Шестнадцатый канал персонального бортового телевизора (есть даже в эконом-классе) ведёт прямую трансляцию посадки. Камера установлена в носовой части самолета. На экране голубой океан. В океане появляется точка. Она растёт, но всё равно кажется ужасно маленькой для посадочной полосы. Столица настолько мала, что в ней не нашлось места для аэропорта. Самолёты приземляются на соседний остров Хулуле. Длинный узкий остров, напоминающий авианосец, будто специально создан для разбега самолета – это единственная в мире полоса, начинающаяся и заканчивающаяся в воде. Когда кажется, что снижающийся самолет вот-вот упадёт в море, колёса ударяются об асфальт.
Страна мусульманская. Таможня контролирует в основном наличие спиртного, в том числе и пива. Всё спиртное, имеющее оригинальную упаковку, дружелюбно изымается и помещается в камеру хранения (на обратном пути вы его получите в целости и сохранности). Услуга бесплатная. Нам предстоит отметить как минимум одно важное событие – пересечение экватора. Поэтому часть виски и коньяка переливается в бутылки из-под кока-колы. Приём полуофициальный. Все знают, что провозится, но никто этого "не замечает".
При желании, конечно, можно воспользоваться гидросамолётом или вертолётом. Но самый естественный и традиционный вид транспорта – это "дони", небольшой баркас, некогда парусный, теперь моторизованный. "Дони" не так быстроходны, зато более демократичны. Нам предстоит семидневный переход на моторной яхте "Хандху" вдоль многочисленных атоллов, обитаемых и необитаемых островов, через экватор к самой южной точке государства – острову Ган. Общая протяженность перехода около 500 морских миль. Это, по сути, и есть Мальдивы.
Размещаемся по каютам. Они двухместные, с кондиционером, душем и туалетом. Неожиданный приятный сюрприз: на яхте в качестве тендера – харьковский "Corvette С360А". В дальнейшем мы по достоинству оценим эту маневренную и быстроходную лодку в сложных условиях коралловых рифов. Приятно, что эта красавица сделана в Украине (наши тоже кое-что могут!). Переполненные чувством гордости за державу, идем оформлять необходимые документы, предъявляем пластиковые карточки – сертификаты подводных пловцов и снимаемся с якоря. Водружаем флаг незалежной Украины, на борту закрепляем транспарант "На экватор" и отдаем якорь.
Пожалуй, Мальдивы – единственная в мире страна с таким обилием разрозненных клочков земли, что подсчеты никогда не сходятся, и до сих пор нет единого мнения, сколько же в архипелаге островов. На английской навигационной карте показано около 1100. Недавний подсчет, проведенный местным правительством, дал цифру 1196, туристский путеводитель утверждает, что их 1983. Да и как тут угадаешь, если какие-то островки возникают на месте подводных рифов, а другие тем временем исчезают, разрушенные океаном. Самые высокие поднимаются на неполных два метра над уровнем моря, их свободно захлестывала бы волна, не будь образуемых рифами естественных барьеров. Постоянное население есть лишь на 202 островах, еще кое-где сохранились следы прежнего обитания. Все эти островные курорты практически идеальны.
Одна из особенностей дайвинга на атоллах – это сильное течение. Вся группа аквалангистов должна "упасть" на глубину 30 метров, а затем планировать, отдавшись течению, в лагуну. Первое погружение. Слушаем инструктаж местного инструктора, звучит команда GO – и первый пошёл. Моя персональная задача – не "упасть в грязь лицом" перед опытными коллегами, быстренько вспомнить всё, чему учили два года назад. Не "перепутать педали". На снаряжении довольно много всяческих кнопочек и клапанов. Желательно находить и управлять ими на автомате. Задача оказалась непростой, и только с помощью дайв-инструктора удалось погрузиться на 30 метров, первый раз в жизни. При этом потратил много сил и кислорода. Но для первого раза впечатлений более чем достаточно.
Ночевать остаёмся около острова. Вечера нет, сразу наступает ночь. Вешаем на крючок внушительный кусок рыбы – и начинается ночная рыбалка. Ловится какая то непонятная экзотика, команда консультирует, что съедобно, что ядовито. Неожиданно – сильный рывок, мощное морское удилище изгибается дугой. Снова рывок. После двухчасовой борьбы под вспышки фотокамер из глубины показывается акулий плавник. Это акула-нянька, килограммов на 200 и длиной около двух метров. Она тоже устала. Подводим ее к корме. Удар хвостом – и она, перекусив двухмиллиметровый стальной поводок, уходит в океан.
Утром идём дальше к экватору. Сегодня предстоит высадка на небольшой остров. Там живут родственники нашего гида Хасана, и он обещает экскурсию по острову.
Коралловые острова чуть-чуть возвышаются над океаном. Когда подходишь к ним, сначала видны только перистые кроны пальм. Прямо под пальмами – белое кружево прибоя. Словно в немом кино, пена взлетает ввысь и исчезает из виду. Ещё ближе – и слышен глухой рокот прибоя. Через проход в коралловом рифе (канал) попадаем в лагуну с безмятежной зеркальной поверхностью. Архипелаг назван по главному атоллу Мале. Английское "атолл" произошло от мальдивского "атолу", что означает "кольцо из островов".
Мальдивцы красивые, хорошо сложенные, но невысокого роста. Говорят на языке дивехи, называя себя "дивехи" – "островитянами", а свою родину "Дивехи Рааджаре" – "Царство островов". Нас встречает небольшой грузовичок, едем смотреть остров. Он небольшой, объезжаем его минут за десять. До археологической экспедиции Тура Хейердала мальдивцы не очень-то интересовались своей историей. У них была история ислама. Вот как она звучит: давным-давно каждый месяц остров посещал грозный джинн и требовал дани в виде девственницы. Очередную жертву отправляли на берег в специально приготовленную хижину. На другой день девушку находили мёртвой. Эта напасть продолжалась до тех пор, пока на Мальдивы не прибыл благочестивый бербер-мусульманин из Северной Африки. Он спрятался вместо девственницы в хижине и всю ночь громко читал Коран. Это заклинание оказалось таким сильным, что джинн больше не появлялся. Говорят, что именно после этого мальдивцы и приняли мусульманскую веру. А вообще Мальдивы – страна со сложной и весьма древней историей. Хейердал доказал, что в домусульманские времена здесь побывали индуисты и буддисты и оставили следы своей культуры. Но раньше всё, что касалось язычества и буддизма, безжалостно уничтожалось.
…Каждое погружение по-своему удивительно и прекрасно, это захватывающее приключение, в каких бы местах оно ни происходило – среди коралловых рифов или там, где морское дно сродни бескрайнему плато, ровному и гладкому, над которым паришь, будто птица над неоглядной равниной. Каждое новое погружение несравнимо с предыдущим, даже если ты совершаешь его в тех местах, где уже побывал. На Мальдивах вы встретитесь с шустрыми цветастыми, как радуга, рыбками, с крупными акулами, мантами, похожими на инопланетные корабли, и безобидными обитателями рифов. Все они играют свою роль в чудесном спектакле, который разворачивается перед вами. Но что уж точно ни с чем не сравнить, так это дайвинг в открытом океане.
Бортовой GPS показывает 0 градусов …… Это Экватор. Яхта ложится в дрейф. Вместо украинского флага подымаем "Весёлый Роджер". На глубине 15 м устанавливаем импровизированные ворота с надписью "экватор". Каждый желающий пройти этот ритуал облачается в гидрокостюм с аквалангом. Минуты, нужно сказать, волнующие и запомнятся на всю жизнь. Дайвинг в открытом океане похож, наверное, на полёт в открытом космосе. Вода удивительно прозрачна. Голубая бездна по мере погружения превращается в синюю, потом темнеет, темнеет и вот уже чёрная пучина. Под нами два километра мирового океана. Чувствуешь себя потерявшейся песчинкой в бесконечном космосе. Проходим ворота с надписью "экватор" и попадаем из Северного полушария в Южное. Вечером устраиваем праздник "всех за борт".
Утром подходим к острову Ган, крайнему острову архипелага. Последний раз любуемся экзотикой тропического подводного мира, прощаемся с командой "Хандху". За время путешествия мы подружились, а расставаться с друзьями всегда немного грустно. Во время Второй Мировой войны на острове Ганн, который был важной военной базой, британские ВМС соорудили взлетно-посадочную полосу. База прекратила своё существование в 1976 году, но аэродром остался и используется для перевозки туристов по круговому маршруту из Мале. Маленький, почти игрушечный самолётик местной авиалинии "Экватор" поднимается в воздух, и точки на карте ожили. Из иллюминатора они смотрелись, точно разложенные на синем бархате нефритовые ожерелья и изумрудные броши. Каждый островок кажется драгоценным камнем в оправе пляжного песка. Широкое кольцо бутылочно-зелёной воды обрамляет цепочку коралловых рифов, вздымающихся из бездонной синевы. Мальдивские острова – украшение нашей планеты.
У нас есть еще полдня на знакомство со столицей. Она – не для приезжих (для них океан и острова). Два километра в длину и один в ширину. Дефицит земли. 600 такси, 20 тысяч мопедов. Президентский дворец, дом парламента, рыбный базар, телевидение, две газеты. Днём туристы могут приезжать в Мале для посещения магазинов, но после 22 часов столица для них закрыта. В Мальдивскую Республику запрещено завозить собак, свинину, спиртное и фотографии обнажённых красоток. Но на отведенные иностранцам острова запрет ислама не распространяется. Покупаем сувениры и "дони" доставляет нас в аэропорт.

P.S. Буквально через неделю после нашего приезда в Киев на Мальдивах разразилась страшная трагедия – цунами. Хочется надеяться, что с нашими друзьями всё в порядке, а гостеприимные Мальдивы в веках продолжат свою замечательную историю.