И она, бесспорно, должна быть лучшей из лучших. На Fairline это хорошо понимали. Недаром журналисты, сопровождавшие принца Эндрю на открытии новой верфи Fairline, отметили, что больше половины новых производственных мощностей отданы 58-й модели. Она не просто заняла место в ряду эксклюзивных круизных яхт длиной от 52 до 72 футов. По мнению многих специалистов Squadron 58 – большая удача английских яхтостроителей.
Концепция яхты сформировалась из опыта эксплуатации Squadron 56 и его увеличенного собрата – Squadron 59 (производились с 1993 и 1996 годов соответственно). Оставив почти неизменным архитектурно-планировочное решение внутренних помещений, команда дизайнеров Fairline полностью изменила внешний облик новой яхты. Элегантные формы надстройки больше похожи на автомобильный дизайн в стиле «soft line»: иллюминаторы в форме сильно вытянутых глаз словно вглядываются в вас.
Конструктор яхты, знаменитый Бернард Олесински, модифицировал и форму корпуса. Мы видим «глубокое V» с углом килеватости у транца 18°, остроскулые обводы с брызгоотбойниками вдоль всей скулы. Днище снабжено несколькими продольными реданами вдоль каждого борта. Винты утоплены в полутуннели, отформованные в кормовой части.
Более просторным стал флайбридж. Его планировка – очередная "изюминка" дизайнеров. Основной фон – тёмная полоса остекления носовой части судна. А на нём – два изящных белых росчерка: один связывает носовую часть флайбриджа с кормой судна, другой зрительно объединяет невесомую часть «летящего мостика» с носом судна. Этот приём создаёт иллюзию абсолютной невесомости конструкции и подчёркивает её динамичность.
Верхний пост управления яхты с тремя сиденьями размещен по центру. Между постом управления и прозрачным ветрозащитным козырьком — два места для загорания. Справа от поста — сиденье, которое при желании превращается в кресло-шезлонг. Так что вокруг штурвала могут с удобством расположиться шестеро, включая рулевого.
Пост управления по-настоящему эргономичен и комфортабелен. Экраны основных навигационных приборов (картплоттера, радара, эхолота, лага, аксиометра) постоянно находятся в поле зрения рулевого и штурмана. Датчики контроля за режимом работы двигателей помещены над штурвалом. Положения штурвала и сиденья рулевого легко регулируются и при любом положении солнца приборы бликовать не будут.
Слева от стандартного навигационного оборудования ещё достаточно места. Нелишним здесь будет приёмник погоды и навигационных сообщений NAVTEX; кроме его антенны на радарную арку просится антенна сотового телефона с усилением сигнала. С ней почти никогда не понадобится спутниковая связь, пригодится она и на внутренних водоёмах. Полезно вместе с обычным эхолотом установить вперёд смотрящий сонар, а при частых швартовках в незнакомых местах — и эхолот с кормовым обзором.
От кормовой части флайбриджа зону управления отделяет функциональная H-образная радарная арка, чем-то напоминающая архитектуру буддийских храмов. Правда, желание помедитировать мигом пропадает от вида встроенных в основание арки бара, холодильника для напитков и барбекю-гриля.
Площадь платформы для купания настолько увеличена, что, кроме разъездной лодки и гидроцикла, в кормовой части флайбриджа выделено место для обедов на свежем воздухе. Регулируемый по высоте стол окольцован диванами. Эта «терраса», расположенная над водой на высоте 4 м, – точка притяжения для всей путешествующей компании в тёплые летние ночи.
Отчаянные любители загара получили большой дополнительный пляж в носовой части верхней палубы. А спрятаться от палящего солнца или дождя можно в тени флайбриджа, удлинённого почти до кормы. С флайбриджа встроенный трап ведёт в покрытый тиком кокпит с удобными диванами — еще одно уютное место, где может собраться вся компания.
В машинное отделение внушительного размера вход через люк из кокпита. Между двигателями — высокий проход, позволяющий обслуживать их, не сгибаясь. При установке двигателей Caterpillar или MAN подход со стороны бортов затруднителен. Более компактные по ширине Volvo Penta в этом смысле предпочтительнее. Следует учитывать также, что MAN потяжелее, а Caterpillar — шумнее. Какому двигателю отдать предпочтение — самый главный вопрос при выборе опций. Если в планы владельца входят большие переходы – Греция, Хорватия, Сицилия, Западная Италия, Сардиния, Корсика, Балеары, – в этом случае следует выбрать 700-сильный Volvo Penta: на круизной скорости он обеспечит наибольшую экономию топлива при достаточном запасе мощности. При скоростных выходах на week-end лучшим будет 800-сильный MAN или Caterpillar (данные независимых испытаний: с ними яхта идёт со скоростью 34 узла).
Из кокпита через два прохода по бортам – спуск на платформу для купания. Здесь, кроме трапа для купания, имеются другие, очень полезные, приспособления и помещения. Во-первых, большие рундуки для хранения швартовых, кранцев и т.д.; во-вторых, выдвижной, регулируемый по длине и высоте трап (не надо карабкаться на высокие стенки набережных, если швартуешься где-нибудь в центре Ялты или Ниццы). Его, кстати, можно использовать, как подкидную доску для ныряния. А ещё – превратить в кран-балку — чтобы спустить на воду тяжёлую надувную лодку с жёстким днищем и подвесным мотором или водный мотоцикл. Вообще палуба не загромождена лишними механизмами и приспособлениями: якорная цепь проходит сквозь корпус, оставляя палубу чистой; кранцы и швартовы убраны в рундуки; даже запасной гребной вал, вещь такая же нужная, как запаска в автомобиле, нашёл своё место в специальном рундуке.
Squadron 58 более короткий, чем его предшественник 59-й. Зато стал почти на полметра шире. Это улучшило пропорции внутренних помещений и позволило уменьшить время выхода на глиссирование. Конечно же, изменилась энерговооруженность: предлагаются к установке два двигателя общей мощностью до 1600 л.с.
Цель всех этих усовершенствований – совместить высокую мореходность с еще большей скоростью (до 34 узлов), понизить сопротивление при выходе на глиссирование, уменьшить ходовой дифферент и брызгообразование, увеличить дальность плавания без захода в порты.
Всё ли удалось? Совершим короткий тест-драйв. И для начала оценим широкие проходы по бортам судна, высокие релинги (0,8 м) и боковые поручни. Это удобно и особенно важно для впервые попавших на борт гостей.
Выходим. Короткая крутая волна около метра. Ветер узлов 20 (7-10 м/с). Разворачиваемся ему навстречу. Газ на «полный». В первый момент яхта слегка задирает нос, через 10 сек. уже выходит на глиссирование, а через 20 -– 33 узла и устойчивый ход! Понятно, что Squadron 58 – серьёзное мореходное судно: оно легко идёт через нерегулярную встречную крутую волну, слегка подрагивая. При большем волнении сильно заостренная носовая часть лишь иногда соприкасается с водой. Сейчас на флайбридж не попадают даже брызги, хотя уже стоит надеть защитные очки. 30 узлов хода и 20 узлов встречного ветра — как на мотоцикле.
С усилителем руля Teleflex и электронным управлением одновременно газом и реверсом чувствуешь себя уверенно. При повороте на обратный курс возникает ощущение, что движешься по овальному треку с углом наклона градусов 15: чёткий поворот на скорости больше 20 узлов – и только откатывающаяся наружу высокая волна напоминает, что управляешь яхтой в неспокойном море.
Встречный ветер и начавшийся дождь заставляют спуститься в нижний пост управления. Яхта идет на автопилоте, отклоняясь от курса на волне не более, чем на 1-2 градуса. На нижнем посту тот же набор навигационных приборов: GPS-картплоттер, экран радара, эхолот и лаг, датчик температуры воды за бортом, автопилот, индикатор положения пера руля, компас, многочисленные датчики. Шум от двигателей здесь слышнее, чем на флайбридже, но не превышает громкости обычного разговора. Видимость по курсу и по сторонам для нижнего поста отличная. Яхта легко слушается рулей и быстро отвечает на разницу в оборотах двигателей. При работе их «враздрай» и помощи носового подруливающего устройства уверенно разворачивается на пятачке. Даже при 20-узловом ветре легко подходит к бую со всех курсов кормой.
Эта удивительная послушность в управлении очень пригодится при швартовке в тесных, переполненных судами средиземноморских маринах. Недаром еще недавно на Балеарских островах из яхт такого класса только Squadron 58 можно было взять в чартер, не имея шкиперской лицензии. Один пробный выход с инструктором — и вперед!
Итак, ошвартовались. Теперь всё внимание – интерьеру яхты. Как в ней жить? Ведь общая концепция Fairline — строить яхты, на которых комфортно принимать гостей и жить самим.
Начнём с кокпита. Как открытая часть судна, он позволяет наслаждаться стремительностью движения и любоваться прибрежными пейзажами. Козырёк защищает от палящего солнца, удобный диван завален мягкими подушками. Их расцветку можно выбрать по своему усмотрению: элегантную полоску, однотонный синий, серый или бежевый цвет.
Главное помещение – это салон. От кокпита отделён стеклянной перегородкой с ритмичным шагом металлических никелированных стоек. Часть перегородки отодвигается, образуя вход в салон. Остекление, в которое стилистически включены иллюминаторы правого и левого бортов, образует мощный полукруг. Его форму подчёркивают декоративная розетка на потолке салона и игра источников искусственного освещения. Если на перегородке задёрнуть тяжёлые портьеры, прозрачный полукруг превращается в стену и два оконных проёма динамичной горизонтальной формы. Пространство салона приобретает чётко очерченные границы и создаётся ощущение целостности внутреннего пространства судна.
Интерьер салона делится на несколько разных функциональных зон, причём как в горизонтальной плоскости, так и вертикальной. Этот приём позволяет разместить на довольно ограниченном пространстве и зону отдыха, и кухню, и обеденную зону, и центральный пульт управления, не говоря уже о многочисленных приборах, шкафах и прочем. Решается эта задача настолько мастерски, что помещение кажется большим и просторным.
Итак, по порядку. Гостевая зона салона включает в себя полукруглый кожаный диван, журнальный столик красного дерева и бар. Обивка мягкой мебели может быть замшевой (однотонной или с цветной выделкой) или тканевой. Многообразие цветов, расцветок и фактур позволяет использовать в интерьере самые изысканные и экстравагантные сочетания.
Очень красив и необычен овальный стол – из стекла в деревянной раме. Благодаря этому, он не угнетает массивной горизонтальной поверхностью, а подчёркивает игру овальных доминант интерьера.
Напротив гостевой зоны – невысокий шкаф для теле- и видеоаппаратуры, оборудованный также секцией со множеством полок и ящиков. Искусные дизайнеры выполнили этот габаритный и функциональный предмет мебели настолько деликатно, что он производит впечатление гибкой волны, легко обогнувшей правый борт судна. Для изготовления мебели и отделки предметов интерьера можно заказать разные породы дерева — клён или вишню.
Немаловажный элемент гостевой зоны салона – бар. Его стеклянные дверцы обрамлены массивом дерева. Функциональная часть бара обращена к дивану, а боковая поверхность плавно переходит в массив мебели для кухни.
Зона кухни расположена в правой части салона, несколькими ступенями ниже уровня гостиной. На небольшой площади очень разумно расположены плита, мойка, холодильник, рабочий стол, масса шкафчиков. Совершенно фантастическим образом в этих изящных шкафах размещается не только посуда, но и поварская утварь, и запас продуктов, и моющие средства.
Ещё одна особенность Squadron 58 – подсобное помещение (попасть в него можно, спустившись из кухни). Там и стиральная машина, и гладильная доска, и багажное отделение, и огромный холодильник для запаса провианта. Ещё там поместятся складные тиковые стулья и столик, обычно занимающие своё место в кокпите. (Главное, чтобы об этом «чуланчике» не знала женщина, и тогда хоть какая-то часть подсобки будет оставаться свободной!)
Чтобы перейти из гостевой части салона в обеденную зону, необходимо подняться на пару ступеней. А визуально функцию разграничения этих пространств несёт вертикаль трапа, ведущего из салона на флайбридж. И если общий стиль интерьера яхты более всего близок к викторианскому модерну, то именно в решении трапа (металл + дерево) чувствуется попытка дизайнеров привнести в композицию дуновение свежего ветерка современной эклектики.
Итак, мы в обеденной зоне салона. Кресла здесь более строгой формы, стол — правильный овал, а его высота позволяет комфортно принимать горячую пищу. Диван огибает стол полуовалом. Центральный пост управления находится на подиуме. Он оборудован двумя эргономичными креслами Recaro, положение спинок которых регулируется. Это самое высокое место в салоне.
Все помещения на судне кондиционированы, причём каждое «обслуживает» в желаемом режиме свой компрессор. Выводные отверстия кондиционеров мастерски задекорированы изящными решётками красного дерева.
Следующая зона судна — спальни.
Мастер-каюта в носовой части яхты имеет форму шестиугольника с округлыми гранями, в который вписана полноценная двуспальная кровать. Дверь от кровати на приличном расстоянии, что весьма добавляет объёмности пространству, а его комфортность увеличивается, благодаря обилию совершенно незаметных, но очень функциональных ящиков и шкафчиков. Бесспорно: это место на судне – самое романтичное и уютное.
Рядом с мастер-каютой санузел с прекрасной отделкой и санитарным оборудованием высшего качества. Он имеет круглую душевую кабину, умывальник, унитаз. Вертикальные поверхности помещения отделаны пластиком, пол — тиком в элегантную полоску, а горизонтальные поверхности умывальника — из искусственного мрамора. Гостевой санузел имеет такую же площадь и оборудование, как и санузел мастер-каюты. Попасть в него можно из коридора между каютами.
По правому борту судна расположена гостевая спальня. Здесь две кровати и платяной шкаф. Потолок каюты имеет сложную форму. Мягкая обивка стен и потолка имитирует фактуру кожи и прекрасно «обволакивает» все выступы, создавая ощущение приятной защищённости и интимности пространства. В нижней части кроватей находятся вместительные ящики, так что при минимальном объёме помещения оно содержит максимум полезной площади.
VIP-каюта находится по левому борту судна. Большая двуспальная кровать, платяной шкаф, ящики под кроватью и прекрасный рабочий стол — не возникает сомнений в том, что под шум волны в полночный час прекрасные музы оспаривают друг у друга право присутствия в этой каюте. И здесь потолок имеет сложную форму, но эта технологическая особенность блестяще обыгрывается.
Спорным может быть исполнение бра спальных кают. В них используются два вида металла — белый и жёлтый. Декор кают настолько изысканный и фешенебельный, что необходимость применения жёлтого металла в дополнение к белому весьма сомнительна.
В целом хочется отметить: яхта лишена недостатков, нередко присущих лодкам, в проекты которых пытаются внести архитектурно-планировочные и конструкторские решения яхт другого класса. Squadron 58 отличают соразмерность форм, отличные мореходные и скоростные характеристики, повышенное внимание к комфорту и, конечно же, безупречное качество от киля до радарной арки.
Вердикт
Squadron 58 – блестящий пример эволюционного развития конструкций и стайлинга, свойственных Fairline. В то же время новые дизайнерские и технические решения, реализованные при создании этой лодки, оказались настолько удачны и были так высоко оценены владельцами яхт, что нашли своё достойное продолжение как на больших, так и на меньших собратьях по семейству.
Текст и фото предоставлены компанией "AG MARINE Ukraine".