Середина ноября, прохладно. Мы стоим на мокром от осенней моросипонтоне, рук из карманов вынимать не хочется. А к понтону пришвартован Sonic 330 от "Skorgenes Boats AS", которую в Украине представляет компания "Адамант". Всесторонне обследовать и погонять этот катер по Днепру – основная сегодняшняя задача редакционной группы "Фарватера". Ну что ж, приступим.
Наш фотограф Владимир Владимирович делает первые снимки – с берега. Ракурс даёт отличное представление об эстетике судна: прямые линии высокого борта, стремительные скосы форштевня и кабины, вписанные в борт иллюминаторы. Развитые релинги и поручни, невысокое стекло-брызгоотбойник флайбриджа. Всё просто, даже несколько аскетично. Но с достоинством, которое неизменно сопутствует всем скандинавским судам.
Шаг на кормовой кринолин – я на лодке. Осматриваюсь: две швартовочные утки, телескопический забортный трапик (в сложенном состоянии прячется под фрагментом кринолина), объёмистый рундук для кранцев, швартовов и других полезных вещей (маски, ласты и пр.). Тиковый настил – даже босая нога скользить не будет. Распахиваю одну из двух небольших дверец, прохожу в кормовой кокпит.
Здесь просторно, под ногами всё тот же тик. Большая сдвижная тонированная дверь в каюту, слева – тиковые ступеньки ведущие на флайбридж. По одной "утопленной" ступеньке справа и слева от каюты – для удобного выхода на палубу. Лючки в комингсах скрывают элементы электрооборудования (обслуживание аккумуляторов, подача 220 В с берега и пр.). Из ниши вынимается душ – милое дело после купания в солёной или сомнительной чистоты водичке. Посредством штатных брезентовых тентов кокпит превращается в уютную каюту – дождь и ветер уже не помеха.
Большие люки кормового кокпита скрывают машинное отделение. Главный двигатель ИВЕКО SAB 370 л.с., рядом – место для генератора. Никаких колонок – классический вал, уходящий сквозь днище. Аккумуляторов 2 батареи: стартерная (170 АЧ) и сервисная (190 АЧ).
По борту прохожу на бак (поручней, чтобы при этом держаться, хватает). На лобовом стекле – дворники (сегодня они пригодились). В самом носу – люк в якорный ящик, из него в форштевне цепь проходит по роульсу. На роульсе и якорь по походному крепится – обычная схема. Две швартовные утки, по центру носовой палубы – круглый тонированный люк. В хорошую погоду на палубе можно загорать – размер вполне достаточный. И даже держатели для пивных бутылок к хэнд-релингу приварены. Но удобство этих опций сегодня проверять не с руки – не май месяц.
Поднимаюсь на флайбридж, откидываю входной люк (это чтобы кормовой кокпит дождь не мочил). Второй пульт управления, рядом двойной диван. Посадка рулевого довольно низкая – вроде позы гонщика карта. Обзор великолепный – главное для водителя. Сзади – "сан-дэк", который одним движением превращается в диванчик со спинкой (впервые столь оригинальное решение вижу!). На невысокой элегантной арочке укреплены антенны (GPS и радиостанция) и клаксон.
Заходим в салон. Сразу слева – хорошо вписанный в интерьер и вполне удобный обеденный уголок из стола и диванчиков. В стойке стола – бар, под одним из диванчиков запросто расположилась духовка. Рядом – камбуз с мойкой и плиткой. Газовая плита не простая, а с полным контролем пламени (если пламя погасло или его не зажигать – газ автоматически перекрывается!). Мне рассказали, что есть вариант плитки на керосине – это безопаснее, чем газ. Тоже полный контроль, управляется электроникой, выхлоп за борт, не пахнет вообще. Впрочем, я отвлёкся.
Рабочее место водителя оборудовано с толком: сиденье удобное, всё под рукой, обзор – что надо, а если хочется выглянуть на свет божий, то боковое стекло опускается, как в автомобиле. Компас, приборы и подсветка – всё на месте. В левой части "торпеды" рундук для штурманских причиндалов.
По ступенькам вниз, в каюты. Их две: носовая и по левому борту, обе с двуспальными диванами. Рундучков и шкафчиков вполне достаточно, чтобы удобно разложиться, иллюминаторы и люк (в носовой) обеспечивают хорошее освещение, а занавески и шторки дополняют уют обстановки. По правому борту изолированный санузел с унитазом и мойкой (полочки для принадлежностей – само собой разумеется). Сюрприз: горячая вода, причём, как оказалось, для её выработки есть две системы – одна от работающего мотора, а другая путём электроподогрева (от сервисного аккумулятора).
Вообще ощущается нордическое исполнение – много внимания уделено отоплению. Оно здесь тоже двухконтурное: через радиатор мотора (как в автомобиле) и от автономной печки МИКУНИ (работает на солярке, воздух гоняется "по кругу"). Опционально устанавливается электрический кондиционер.
Однако, пора и в действии катер проверить. Мотор прогрет, швартовы отданы – вперёд. Спокойный разгон, плавный выход на глиссирование. Лодка на ходу ведёт себя очень солидно, ход очень устойчивый, руль можно бросать на длительные промежутки. Небольшую волну катер почти не замечает, большой волны в этот день мы просто не обнаружили.
Для меня очень необычно электронное управление газом-реверсом: рычажок двигается очень легко – там никаких тяг, просто реостат. Реагирует с задержкой в долю секунды, зато от контроля "пальчиками" получаешь редкое удовольствие. Если с места дать "до упора", то пассажиров вжимает в кресла – мотор мощный. Точно так же резко катер останавливается – при сходе с глиссирования корпус резко замедляется. Контроль хода – очень уверенный.
Кручу рулём вправо-влево, сначала осторожно, затем – как можно резче. Никаких особых последствий – катер на полном ходу плавно входит в поворот, крена безопасные, боковых нагрузок почти нет. Уверен: даже новичок не сделает опасного манёвра на этом катере, за неопытных пассажиров можно быть спокойным.
Очень интересная опция – транцевые плиты. После серии экспериментов быстро осваиваю этот полезный инструмент. Компенсировать крен от асимметричной загрузки, оптимизировать ход в разных режимах, убрать дифферент – вот его возможности. Один замеченный недостаток: нет приборов положения плит, приходится действовать "на ощупь". Не думаю, что будет неразрешимой проблемой ими доукомплектоваться.
Подходим к городскому причалу (чтобы временно высадить на берег фотографа). Очень неприятный факт: катер отвратительно управляется на заднем ходу. Ничего удивительного: одинарный винт на валу, а руль, в отличие от колонки, хорошо работает только на переднем ходу. Вот только маневрировать как?! Всё оказалось очень просто – на манёврах главный двигатель используется только для "грубой пристрелки". А дальше – сказка: на лодке два подруливающих устройства (носовое и кормовое)! Два рычажка, с помощью которых корпус можно ворочать как угодно, вплоть до разворота на месте. Плавно поджаться к стенке бортом сможет и начинающий.
С флайбриджа управлять так и не попробовал – прохладно и мокро, знаете ли. Т.е., что лодка управляется, я и так не сомневаюсь, а вот описать мироощущения в таких условиях объективно не получится.
По пути на базу походил по помещениях, оценивал уровни шума и вибрации. Убедился: семья и друзья в круизе наверняка уставать не будут, ход комфортный во всех отношениях.
…
Так что же такое Sonic 330 в целом? Добротность и ещё раз добротность. Этим катером хочется пользоваться, ему хочется доверить своё время и жизнь своих близких, ибо после знакомства с ним проникаешься спокойной уверенностью в его безопасности и удобстве. Это как хороший друг, надёжность которого сомнений не вызывает.
Рекомендую эту лодку всем, кто таковыми интересуется. Делаю это со спокойной душой: скандинавское происхождение ("Skorgenes Boats AS", Норвегия) – безусловная гарантия прочности и высоких мореходных качеств. Убеждался в этом неоднократно.