Сегодня ветер, беспокоясь,
Взрывается, как динамит,
И море, как товарный поезд,
Идущий тяжело, шумит.
И.Северянин. «Синее»
Чего мы хотим, уходя на лодках в море? Каждого манит своё: рыбалка, новые впечатления, возможность сменить городскую суматоху на безграничное спокойствие морской жизни, что-то ещё. Уходя в море вооруженные долгосрочными прогнозами и умными приборами, предупреждающими об изменении погоды, мы не знаем в точности, как оно нас встретит. Лазурной гладью, излучающей покой и тепло, или изнуряющими волнами под нахмурившимся небом. Путешествие по такому морю вместо безмятежного отдыха нередко оборачивается тяжёлой работой. Хотя… Многое зависит от лодки, в которой вы находитесь.
На выставке в Каннах я увидел небольшую флотилию яхт Selene (серийно строятся на верфи «Jet-Tern Marine», Китай) и младшую модель линейки – Selene 40. Особенный экстерьер заметно выделял их на фоне силуэтов «пожирателей топлива».
Как и у других моделей, характерный высокий борт и надстройка Selene 40, наделенная крупными иллюминаторами, высокий флайбридж и мачта свидетельствовали о мощи, прочности и надёжности судна. Крепкий высокий релинг на вертикальных стойках, широкие проходы вдоль бортов с открывающимися «портами», также огороженная релингом бушпритная площадка с якорным шпилем и якорем… Все эти конструкции и судовые устройства практичны и органично вписаны в облик яхты.
На флайбридже, ограждённом своим фальшбортом и ветровым стеклом не только с носа, но и по бортам, рулевая консоль организована по центру. Стоят два кресла на пилонах, нашлось место и угловому мягкому дивану со столиком. Доминанта флайбриджа, да и лодки в целом, – высокая мачта для несения огней и антенн. Но не только: на мачту можно установить стабилизирующий парус (нередко применяется на рыболовных судах), а гик с лебёдкой легко поднимает тендер с мотором или крупную рыбу (тендер, кстати, хранится на площадке за флайбриджем).
Ещё ниже – кокпит, в котором есть только диван. Чтобы спуститься в расположенный под кокпитом румпельный отсек, где стоят батареи, приводы кормового подруливающего устройства и может храниться шкиперское имущество, нужна определённая ловкость (съёмный трап не помешал бы). Кстати, всяких рундуков на Selene 40 повсюду множество: трудно представить, что их не хватит для кучи «барахла», которое обычно приносят на борт перед плаванием. Естественно, есть и кормовая купальная платформа.
Компоновка помещений традиционна для этого типа судов: каюты в носу и корме, между ними – высокий (почти 2 м) салон внушительных размеров. Он оборудован просто. Фигурный диван с кожаными подушками по правому борту огибает обеденный стол. Стол раздвижной и расположен так, что, выходя из-за него, не приходится протискиваться и втягивать в себя живот – пустяк, но он указывает на общий уровень комфорта. Тонированные открывающиеся окна превосходно обеспечивают свет, вентиляцию и видимость. Я также отметил обилие поручней для безопасного перемещения.
Напротив дивана расположена кухня. Не уверен, что здесь можно приготовить обед для президентского приёма. Однако… О каком президенте речь? Если о президенте компании, принимающем на борту своей яхты друзей, безусловно. «Нет более верной любви, чем любовь к еде», – утверждал Бернард Шоу. Кто знает, читали ли дизайнеры английского писателя-юмориста, но этой любви здесь можно предаться без оглядки. Не ограничиваясь кофе и горячими бутербродами из микроволновки, не страдая от нехватки места или оборудования. Одновременно функциональный и нарядный дизайн кухонного блока в тике с гранитным прилавком во всю длину позволил сформировать в салоне привлекательный уголок, поддерживающий классический стиль этого очень обитаемого интерьера.
В передней части салона устроен пульт управления, с диванчиком на двоих и классическим деревянным штурвалом – вовсе не «автомобильный» руль, который часто видишь на быстроходных круизёрах. При всей кажущейся простоте приборной панели здесь достаточный набор приборов и датчиков, включая навигационную электронику Raymarine, джойстики носовой и кормовой «подрулок» и пр. Рядом – стол для навигационных карт. Обзор отсюда хороший в широком диапазоне углов, хотя при швартовке кормой, наверное, лучше выйти через боковую дверь на палубу (вторая дверь из салона находится на левом борту за камбузом).
Каюты расположены несколько ниже уровня салона и закрываются сдвижными дверями. Кормовая мастер-каюта весьма просторна. Посредине установлена queen size-кровать со свободными проходами по бокам, много встроенной мебели, выполненной с элементами всегда модного «колониального» стиля. Туалетная комната устроена отдельно от душевой, из неё ведёт дверь в моторный отсек. Помимо бортовых иллюминаторов, есть прозрачный люк в кормовой кокпит.
В отличие от кормовой, носовая каюта выглядит очень по-корабельному. Размерами она несколько меньше, но и в ней достаточно и площади, и объёма. Два спальных места размещаются вдоль бортов и смыкаются в носу. В их высоких основаниях устроены ящики для хранения спальных принадлежностей и багажа. Для одежды предусмотрен платяной шкаф по правому борту, напротив него туалетная комната, радующая обилием зеркал. Невысокая тумба между кроватями выступает в роли прикроватного столика. Как и всюду, здесь обилие тика: палуба, мебель, тиковая рейка на бортах. Два открывающихся иллюминатора (третий в туалете) дополнены верхним люком, и все это дает обилие света и вентиляции, хотя предусмотрено отдельное кондиционирование. Каюты настолько органичны в общем классическом интерьере, что при всём моём воображении не могу себе представить их иными.
Вход в моторный отсек – через герметичную дверь в душе мастер-каюты. Есть и несколько люков для доступа к машине – дизелю Cummins QSB 5.9 мощностью 230 л.с. и генератору (8 кВт). Достаточно большой моторный отсек Selene 40 имеет хорошую звукоизоляцию, отлично освещён и даже местами отделан тиком (пайолы). Все системы (гидравлика, топливные фильтры и пр.) удобны для обслуживания. Ограждение из нержавейки вокруг двигателя позволяет всегда иметь опору для руки.
С мощностью 230 л.с. Selene 40 развивает максимальную скорость около 11 уз (круизная 9,6 уз). Корпуса всех яхт-траулеров Selene имеют до миделя круглоскулые обводы, рельефную скулу и развитой киль в кормовой части. Такое сочетание придаёт судну хорошие мореходные качества, а вкупе с экономичным двигателем – дальность хода более 1000 миль. Но часто слышишь мнение, что эти суда тихоходные. Да, 11 уз – не та скорость, чтобы претендовать на «Голубую ленту Атлантики». А скажите откровенно: для чего вам в море рекордные скорости, особенно, если ветер и волна? В этих условиях даже быстроходные яхты, изящно рассекавшие зеркальную гладь воды ещё час назад, вынуждены сбрасывать ход почти до минимального и скрываться от стихии в ближайшем убежище. На траулерной яхте это необязательно: можно продолжать движение заданным курсом, практически не меняя режима работы двигателя.
И ещё. Может быть, есть смысл отдохнуть от ритма мегаполиса и ощутить природное течение времени? Находясь в море на такой яхте, внешний мир можно перевести в категорию «до востребования». Вы не будете отрезаны от него и сможете общаться с ним, когда только пожелаете.
Алексей МАКСИМОВ (российский журнал «Капитан-клуб» №5/2007).
«Фарватер» информирует: эксклюзивный дистрибьютор Selene на территории России и Украины – компания Ship Art.