Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Genoa 51th International Boat Show

#------

Её традиционно открывают первые лица страны и региона – если в Германии к бот-шоу относятся как к рядовому бизнес-проекту, то для итальянцев это событие государственной важности. С трибуны рефреном звучало пафосное: «Наша выставка – самая большая в мире!» И в приватном общении: «Мы выставили 2000 судов, а в Дюссельдорфе – на 300 меньше!» Вот люблю я эту жизнерадостную нацию, честное слово!

Причём, не шучу: в отличие от хронически недовольных жизнью славян, жизнелюбы-итальянцы умудряются найти позитив даже там, где и повода толком нет. К примеру, компаний-экспонентов на главном германском бот-шоу всё же явно больше (1582 против 1300). А судов на стендах гораздо больше в Майами – 3000 (и экспонентов 2000!). Ну и кто тут лидер?!
На самом деле однозначного ответа нет (к примеру, американское великолепие посещает всего сотня тысяч заинтересованных). Но статус – это так, "понты" (извините за смачный сленг). Гораздо важнее динамика развития. Так вот, если Майами из года в год удивляет стабильностью цифр статистики, а Дюссельдорф явно перестал "худеть" (а посетителей в этом году откровенно добавилось), то Генуя-бот-шоу, увы, "сбавляет обороты" со всё более угрожающей скоростью. Если с начала кризиса она ежегодно теряла по 50 экспонентов, то за последний год – уже сотню; соответственно судов убавилось на 300 вместо былых 100, а пришли на Fiera di Genova всего около 226000 посетителей (сравните с 260000 год назад и 311300 в 2008-м). Словом, чуда не происходит: кризис на юге Европы углубляется, и на рынке хобби/роскоши это не могло не сказаться самым печальным образом…
Уменьшение выставки видно невооружённым глазом: в этом году не использовалась западная часть марины и "бассейн" слева от павильона №2. На берегу стенды между павильонами теперь расставлены вольготно (а не в 2 ряда, как год назад), а кое-где вообще исчезли.
Но итальянцы не унывают и (снимаю шляпу!) продолжают мероприятие всячески развивать и украшать. К примеру, с этого года к услугам посетителей тест-драйвы. Катера и моторные яхты в открытой части марины регулярно (по расписанию, конечно) выходят в море, о такой возможности (выходят далеко не все) красноречиво говорят большие красные флаги на кормовых флагштоках. Судя по увиденным очередям, опция воспринята "на ура".
А в первый вечер бот-шоу продлили до 22.30 – специально, чтобы посетители полюбовались красочным (итальянцы умеют) разноцветным освещением марины. Говорят, было здорово (увы, я позже приехал).
Кроме входного билета посетители могли купить и карточку "Genova In Blu" – универсальный пропуск на целый ряд самых различных мероприятий в городе. В их числе – концерты, выставки, шоу и бенефисы, тематические вечера кулинарии и моды. На улицах Генуи там и сям встречались голубые флажки участников "Genova In Blu". Плюс несколько бесплатных мероприятий на центральных площадях (с красочной иллюминацией и салютом)… Я готов согласиться с президентом муниципалитета Генуи Алессандро Репетто, который сказал: «Наше бот-шоу – самое красивое в мире!»
Однако, пора и смотр судам сделать. Начнём с местной (Фьюмичино) верфи Comar Yachts, выставившей самый шикарный по разноплановости флот – от 21-футового открытого "гончака" до 100-футовой супер-яхты, парусного флагмана выставки. Comet 100 rs – первый океанский круизёр компании, очень крепкий и легко оперируемый. Как и его младшие собратья ("62 rs" и "52 rs"), он наделён спортивным корпусом и изящной рубкой с большими окнами (дэк-салон-концепт). В корме яхты – пара кокпитов: один для работы со снастями, другой – для "посиделок". В транце открывается люк гаража для 4-метровой лодки. Свободная палуба, бушприт (у лодки очень современный спортивный вид), сэндвичевый углепластиковый корпус, карбоновая мачта, пара перьев руля и подъёмный фальшкиль (осадка с 4,8 м уменьшается до 2,9). Явно быстрая лодка.
Но есть и ещё более "заряженная": 54-футовик от Paprec Vibrac Sailing Team. Как-то океанский гонщик-профессионал Луи Пейрон задался целью найти на рынке яхту для своей семьи, но привычную ему по динамике. А когда не нашёл, возникла идея такую создать. Понятно, проектировали и делали те же люди, которые строили гоночные Paprec Vibrac (4 корпуса) и Gitana. Ведущий проекта Люк Талбурде: «У нас возникло много вопросов именно по обеспечению крейсерского комфорта – мы же умели только гончаков строить…» На палубе и в кокпите это типичная IMOCA, с углепластиковым корпусом и мачтой. А внутри лодка очень светлая и просторная, борта обшиты мягким материалом, оборудованы 4 двуспальные каюты, большой санузел и… некое подобие карусели, на которой укреплён камбуз, штурманский блок и обеденный стол. Карусель на ходу разворачивается так, чтобы штурману и коку было удобно работать. Плюс качающийся киль. Люк показал мне видео: он с собственным семейством катается под геннакером, лодка практически на ровном киле, внутри играют дети, а скорость без малого 20 узлов! При заходе в гавань киль отклоняется в сторону и уравновешивается наполнением кормовой балластной цистерны – осадка с 3,5 м уменшается до 2,5 м.
Ну, такая лодка – не для простых яхтсменов (стоимость без карусели – 1,5 млн. евро). Как и Vismara V80 Maxi с бассейном в корме (судя по названию – построена для кого-то из шейхов). А вот Azuree 33 Cruiser – наш размер. И как же много интересных идей на этой яхте!
Сплошная кормовая лавочка на стоянке работает трапиком-сходней. Полноценный погон во всю ширину кокпита утоплен в его днище и не мешает проходу. Кокпитный стол оперативно опускается (на телескопической "ноге") в днище кокпита и сверху прикрывается тиковыми сланями (чтобы по столешнице не топтаться). Забортный трапик выдвигается из ниши в транце, на ходу не мешает. Кокпит широченный: на 33-футовике – 2 штурвала!!! Германская разводка гика-шкота, на носу – углепластиковый бушприт (под геннакер), короткий стаксель настраивается под очень малый лавировочный угол – яхта с незаурядным гоночным потенциалом (на 5,25 т водоизмещения – 66 кв.м. лавировочной парусности). Внутри яхта просторная и светлая, с двумя изолированными каютами. Дверь в носовую – двустворчатая, перед гонкой створки открывают и получают широкий удобный проход к носовому люку (для работы со спинакером). С одной стороны стола диван дополняется подушками до 2-спальной кровати. Всё просто и по делу. Изготовитель – Sirena Marina.
Ещё одна любопытная яхта – Dinamica 940. Модного сейчас концепта – быстрый и одновременно комфортный дневной круизер. Обводы – от создателя яхт Кубка Америки. Длинный открытый кокпит, мягкие сидения с полноценными спинками для экипажа, эффективное парусное вооружение, стаксель-автомат, все операции с парусами (даже работа с бушпритом) делаются из кокпита. В носу – маленькая каютка-убежище. Лодка может комплектоваться тяговым электромотором или дизелем. Номинирована на «Яхту года» в категории "открытая парусная лодка".
Альтернатива быстрому однокорпуснику – лёгкий катамаран. Вот как Mattia 52 от VG-Yacht. Хорошо вооружён, со стакселем-автоматом и бортовыми швертами. Разгоняется до 20 узлов, при том, что почти в 2 раза дешевле, чем Paprec. Внутри привычное расположение "оунерского" катамарана среднего размера: в одном поплавке – апартаменты владельца, в другом – пара гостевых кают и санузел. Понравились 3 рулевых поста: на каждом из бортов + на рубке только рукоятки пары двигателей (для парковки в тесной марине).
Моторный флот тоже, по итальянской традиции, начнём осматривать с флагмана – CBI 50 "Aifos" от CBI Navi. Моторная яхта 50 м длины и 9 м ширины, рассчитана на движение в переходном режиме (в машинном отделении пара MTU, 8000 л.с.). И по-итальянски изящная.
Не прошёл мимо новинки от Gruppo Sarnico: Spyder 46 GTS. Ну очень компанейская лодка: под длинным пластиковым хард-топом – сплошной открытый кокпит с длинными диванами вдоль бортов, шезлонгом и вэт-баром. Тиковая палуба, цветная декоративная подсветка, мягкие подушки – глаз радуется. Прокатить семью, друзей, деловых партнёров, организовать вечерний коктейль летним вечером – просто идеальная лодка. С другой стороны, только итальянцы могут столь легко жертвовать безопасностью в угоду дизайну: узкие участки палубы по бокам кокпита не защищены релингом, а в корме – глянцевые покатые поверхности (не дай Бог кто мокрой ногой станет!..). В лёгкую волну даже барышню на нос, к солярию, запускать страшно, а уж детям за пределы кокпита – точно ни ногой. Под палубой светло, красиво и стильно: две двуспальные каюты, санузел и салон с небольшим камбузом. Лодка безусловно интересна, но неоднозначная.
Пришёл в восторг от "кокпитной механизации" на новом Sealine 42. В корме устроены два L-дивана со спинками, между ними проход на купальную площадку (хорошая конфигурация, например, для коктейль-пати). Нажата кнопка – один диван "подъезжает" к другому, смыкая полукольцо вокруг раскладного столика (получили обеденную группу, проход на корму теперь у левого борта). Стол можно опустить, устроив здесь сплошной солярий. Пара электроприводов опускает спинки диванов, увеличивая площадь солярия и "открывая" его в корму. Как удобно!
Ещё одна хорошая идея – пассажирские кресла с подножками, почти шезлонги получаются, так ехать наверняка приятнее.
Очень удачная серия от верфи Salpa: Grandturismo (20, 24, 30, 40 GT). Концепт практически один: в корме – диваны по периметру бортов и транца, между ними раскладной стол, рядом – полноценный камбуз (с обратной стороны кресел поста управления) под сплошной лючиной (пылиться не будет, когда не используется). Над рулевым постом и камбузом – изящно изогнутый прозрачный хард-топ (от солнца предусмотрены шторки-жалюзи). Под палубой – каюта и санузел. Лодки удобные и очень практичные, браво! Не зря они получили несколько престижных наград, в том числе «Boat of The Year – 2011» (Grandturismo 30).
Наконец осмотрел новинку от Jeanneau, о которой так много говорят: NC11. И таки есть о чём говорить: судно исключительно разумно спланировано! Оба двойных дивана обеденной группы – "конвертибл". Переднее становится пассажирским сидением с обзором вперёд, а заднее после "разворота" позволяет наслаждаться видом в кильватер (тройные слайдерные двери сдвигаются в сторону и не мешают). Из ниши в борту вынимаются две "табуретки" – за обеденным столом сядет шестеро. И диван в кокпите сдвигается вперёд/назад – смотря что нужно: большой кокпит или дополнительный простор купальной платформе.
Рядом новенькая NC9 – по сути, всё то же самое, но чуть проще и экономичнее. И ещё: у обоих лодок рядом с рулевым – слайдерная дверь на боковую палубу. Французы превзошли сами себя!
Кроме всего прочего каждый год я любуюсь итальянской классикой, которая есть только тут. Вот, к примеру, семейные круизеры от Mimi – кабинный и открытый. На первом кабина закрывает только водителя, в корме кокпит совершенно открытый. А на второй лодке вообще палуба свободна до самого носа, половина длины заложена матрацами и "работает" солярием. Вход в каюту – через люк под матрацами солярия. Ну очень открытая лодка, и совсем не исключение – рядом такая же Esposito стоит, дальше – Serato 30, чуть другого стиля, но такой же "оупен"… Судя по лодкам, Италия – страна бесконечного лета, а погодных коллапсов (дождя, а тем более холодов и зимы) здесь не предусмотрено.
Обычное дело: на пластиковом корпусе деревянный ширстрек (верхняя полоса обшивки). Корпуса расцвечены во все цвета радуги – чтобы красиво и неординарно. А как вам на 7-метровом открытом ботике втянутый в клюз (как на морском лайнере) якорь и носовая "подрулька"?!
Каютная пластиковая мотолодка, "внутри больше, чем снаружи" – Marino I Side cabin 50. Эдакий "поросёночек" с заниженной вперёд кабиной. Просторный кокпит, сидения конвертируются в сплошную лежанку, кабина с "ого!-объёмом", солярий на носу и всё это… на 5 м длины! Бюджетный семейный круизер.
Итальянцы любят RIB-ы: формы корпуса округлые, плавные и красивые, на мягких бортах удобно сидеть и лежать, безопасно прыгать в воду и влезать на борт, лодки прощают ошибки на парковке и мягко врезаются в волну. А ещё – большие сан-дэки и открытые палубы. Лодки самых различных размеров, цены соответствующие: например, 300 тысяч евро! Правда, длина 13 м – не тузик. А у понтона мерно покачивается 24-метровый Sheaven 80 Beach-B Sun Fun с "римской лестницей" на корме. Действительно, "пляж" неплохой.
Mido 31C, модульной конструкции: на базе одного корпуса заказчику собирают один из семи вариантов от полностью рабочей лодки до почти 2-каютника (понятно, что каютки-убежища).
И в завершение – интереснейшая новинка в оснастке: трос "No Torsion". Разработан специально для закруток передних парусов, где важно отсутствие скрутки на вращаемом тросе. Выпускается в двух вариантах: для генуи/"кода 0" или для геннакера. Первый равномерно закручивает парусину по всей высоте. Нижний вертлюг второго крутится свободно, геннакер закручивается сверху вниз. Рвётся при нагрузке в 10 тонн. И всё бы ничего, но цена пока "негуманная": 1000 евро за 20-метровый трос с заделками.

Бот-шоу в Генуе – это действительно больше, чем просто выставка яхт и катеров. Это торжество апеннинского стиля, интересного и неповторимого. Это обширная культурная программа в очень незаурядном и историческом городе. А ещё это просто праздник жизни и заряд оптимизма – у итальянцев карма радостная. И дай Бог, чтобы все проблемы бот-шоу и рынка в целом они решили. Ибо хочу сюда возвращаться каждый год. И наверняка не только я…

Фото автора.