Попытаться угодить одновременно разным категориям судовладельцев – к примеру, рыбакам и «уикэндерам» – что погнаться «за двумя зайцами». Ибо получившийся компромисс – решение, не удовлетворяющее полностью никого: отпугнёт и тех, и других, в полном соответствии с финалом известной пьесы М.Старицкого.
Но вопреки столь, казалось бы, незыблемой аксиоме финские дизайнеры нашли неожиданно простое и изящное решение, воистину позволяющее загнать в угол сразу стадо зайцев. Ибо в одном корпусе нового Buster X техник буквально за пару часов оборудует «уикэндер», «паром» или буксировщик вейкбордера. А уж «семейный» вариант в «рыбацкий» (или обратно) превратит сам владелец перед выездом на акваторию, причём в считанные минуты!
В том, что всё это – не фантастика, я убедился на презентации новинки в Гамбурге.
Уникальная гибкость
Всё гениальное – просто: по задумке инженеров лодка будет поставляться в дилерские техцентры в виде «конструктора» для окончательной сборки (вроде обычной в автомобилестроении крупноузловой). Составляющие:
И всё это можно совмещать в разных вариантах.
Для начала будущий владелец определяется, какие элементы он хочет видеть в лодке и где именно (к примеру, консолей может быть одна или две; их можно крепить на миделе или ближе к корме; с креслами или без). Стационарные – крепят на полученное судно прямо в местном техцентре, в присутствии покупателя. А сидения-рундуки ставятся или снимаются перед каждым выездом – «тонкая настройка» для конкретного использования.
Если со временем обстройку кокпита хочется радикально изменить – не проблема: заказываются недостающие элементы, лодка загоняется в техцентр и за несколько часов там переоборудуется.
Такая «блочная» технология позволяет получить в сумме 16 (!) вариантов компоновки кокпита лодки! Действительно, невиданная доселе гибкость.
Корпус
Принципиально он не отличается от таковых у «собратьев»: сварной алюминиевый солидной толщины, с продольно- (реданы) поперечной (флоры) схемой обеспечения жесткости. Борта двойные, с заполнителем из особого литого уретана гомогенной структуры, который не горюч, морозоустойчив, не напитывается водой и держит лодку на плаву, даже если она тяжело загружена и до краёв полна воды. Каждый шов проварен снаружи и изнутри, а некрашеная поверхность «ужесточается» (против мелких вмятин) специальной пассивацией. В качестве готового корпуса производитель уверен настолько, что даёт 6-летнюю гарантию.
Говорит руководитель дизайнерского отдела компании Яри Пелтола:
– Алюминий традиционен для регионов, где тяжёлые условия эксплуатации (волна, камни) сочетаются с востребованностью рабочих лодок (главным образом для рыбалки). Раньше скандинавы корпуса клепали, но сейчас отошли от этой технологии: если случается удар о камни (а их у нас множество), то расположенные рядом заклёпки начинают течь. Тот же эффект – от частых перевозок на трейлере (концентрированные ударные нагрузки). А количество «трейлерных» собственников лодок сейчас резко увеличивается…
Моего российского коллегу из «Капитан-клуба» интересует, не будет ли проблем с центровкой при разных вариантах расположения Buster X.
– Длинный прямой участок днища «прощает» продольное изменение загрузки в широких пределах. Что уже многократно проверено в разных условиях. Дело в том, что при создании новой лодки именно из алюминия очень просто экспериментировать. Дизайнеры начертили, мастера сразу раскроили, сварили – и на испытания. По их результатам «довели» – снова тестируем. Это не пластик, где дизайнер должен сразу «попасть»… Для модели Х было испытано 20 различных вариантов корпуса – сами понимаете, насколько я уверен в результате.
Смотрим дальше. По всему периметру борта – невысокий поручень, на носу – релинг, под ногами там – алюминий с крупным рифлением, а покрытие кокпита – ударопрочная водостойкая фанера, на которой невозможно поскользнуться даже в дождь. Каждая деталь говорит о безопасности и прагматизме, дешевизне в эксплуатации и простоте в обслуживании.
Под люком на носу скрывается якорный рундук, в кормовой переборке кокпита – панель с главным электровыключателем, за которой прячется аккумулятор в герметичном боксе. Обращаю внимание, что мелкие недочёты компания постоянно исправляет: инспекционный лючок в рецессе теперь увеличенного диаметра (удобнее работать) и крепится на приваренных солидного размера болтах (ранее – на саморезах, которые после нескольких «инспекций» держали плохо).
Инструкция предписывает использовать на Buster X подвесники мощностью от 60 до 80 л.с. Но Яри утверждает, что более мощный мотор понадобится лишь при больших загрузках. А вообще корпус «считался» на 30-узловые скорости при относительно небольшой мощности (для экономии топлива и увеличения пробега на одном баке), он очень легко выходит на глиссирование и сохраняет этот режим даже на небольших скоростях.
Напоследок выясняю, что судно можно укомплектовать тауэром для буксировки вейкбордиста. И ещё: идущий в стандартной поставке 10-микронный топливный фильтр (закреплён в рецессе) можно изначально заменить сепаратором (качество нашего бензина – притча во языцех…).
Стационарные консоли и сидения
В конструкции консоли творчески сочетается алюминий и полиэтилен (он на порядок практичнее стеклопластика). Плюс оргалитовое ветровое стекло, защищённое по периметру трубчатым поручнем.
«Рулевой» (правый) вариант консоли – открытый сверху, с панелью под приборы, отформовкой для компаса и нишами для подручных мелочей. Обращаю внимание, что даже мобилка и ручной GPS, которые на большинстве лодок на ходу обречены «прыгать» по общему рундуку, здесь имеют персональные углубления (по обе стороны от компаса). Снизу, под рулевой панелью, укреплена сеточка для книжки/документов – под руками и наверняка не намокнет. Со стороны прохода – открытый длинный рундук.
«Пассажирская» (левая) консоль отличается только сверху. Вместо панелей и ниш – один большой рундучок под тонированной крышкой (здесь можно магнитолу установить).
Дотошные украинские дилеры сразу предположили, что не зафиксированная ничем крышка люка на ходу должна дребезжать. Но Яри по-прежнему уверен в своей технике:
– Вот уже 3 года я лично тестирую лодки с этой консолью в самых разных условиях, вплоть до океанских. Ничего не прыгает и не дребезжит – отвечаю. А вот над вашей идеей насчёт запирания этого рундука на замок подумаем, действительно имеет смысл…
Я тем временем осматриваю двухстворчатую (по высоте) дверь-калитку в передний кокпит. На фоне усиленных алюминием солидных дверей в «Магнуме» она выглядит совсем субтильно. Яри хитро улыбается:
– Это поликарбонат, очень прочная штука. Можешь попробовать: гнуться будет, а вот сломать вряд ли получится.
Ага, вот почему эта дверца – опция (материал-то недешёвый). Очередной раз убеждаюсь, что эту лодку создали прагматики для себе подобных: практически всё, что может быть ударено или отломано – либо из солидного алюминия, либо из прочных и упругих видов пластика.
Кто-то из приезжих техников спросил, а нельзя ли эту, без сомнения удачную, консоль установить, к примеру, на Buster L. Яри ответил просто:
– Не вижу причин, по которым это сделать нельзя.
Наконец, о креслах водителя и пассажира. Многократно проверенная стандартная конструкция с виниловым покрытием матрацев и солидным постаментом. При необходимости поворачивается (есть фиксатор прямого положения) и сдвигается вперёд-назад (регулировка «под себя»).
«Мобильные» сидения-рундуки
Как по мне – образец прагматизма. Основой сидения служит герметичный полиэтиленовый ящик (там на рыбалке даже можно садок для малька организовать!) с большой крышкой на удобной резиновой застёжке. На верхней части крышки – сотовый пластик, который и мягче, и теплее. А ещё мягче сделать эти сидения помогают отстёгивающиеся (на кнопках) подушки.
Вот эти сидения-рундуки и являются средствами «оперативной настройки» лодки на конкретный выезд. К примеру, на уик-энд владелец наверняка установит все имеющиеся, получив большие полезные объёмы для припасов и много сидячих мест для семьи и гостей. На месте отдыха сидения-рундуки можно прямо с припасами вынести на берег – вот вам и походные столы со стульями, и песок в продукты не попадёт. А мягкие подушки отстёгиваются и ложатся под, пардон, попу на каменистом грунте…
Зато перед рыбалкой хозяин наверняка снимет большинство рундуков – для ловли на спиннинг важно получить свободные кокпиты в носу и корме. Оставить можно парочку (например, перед консолями) – как садок для живца и ящик для пойманной рыбы (поставить в любой из рундуков аэратор – пара пустяков, цена вопроса всего 200 грн).
Полиэтилен, как материал для ящиков – практически идеален. Он лёгок, упруг, не маркий, легко моется. Сидения-рундуки запросто переносятся (лично носил), не гремят, их можно чуть ли не ногами в гараже пинать – товарный вид не пострадает.
Ящиков три типоразмера: две одиночные «сидушки» (пошире и поуже) и одна длинная. Каждый можно оперативно укрепить на штатном месте болтами с гайками. Средний кормовой рундук при желании «штатно» оборудуется бензобаком (20 л).
Резюме
Итак, модель «X» расширила ряд Buster до восьми лодок. Но только ли?
Лично я считаю, что нет. Ибо Buster X – не просто очередная практичная, надёжная и безопасная лодка определённого размера. Похоже, появился принципиально новый тип судна – трансформер, способный быстро видоизменяться по желанию владельца.
Руководители Inha Works Ltd – верфи, где строят лодки Buster, – утверждают, что именно пожелания клиентов привели их к созданию «многоликого Мистера X». Более того: эти пожелания настолько массовые, что на следующий год запланировано построить сразу 1000 таких лодок! Видимо именно таким сочетанием внимания к потребностям клиента, умелого проектирования и качественного исполнения можно объяснить факт очень успешной работы на искушённом североевропейском рынке: только за последние 12 месяцев оборот компании увеличился на 15,5%.
И не зря Яри убеждён, что финские и украинские лодочники имеют очень много общего. Судя по активно замелькавших на Днепре «Бустерах», продукцию страны Суоми здесь быстро оценили по достоинству. А лично я не сомневаюсь, что наличный флот пополнится первыми «Х-ами» уже в ближайшее время – эта лодка у нас будет востребована наверняка.
«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Buster в Украине – компания «Яхтинг-Украина».