Почувствовать себя пилотом автомобильной «Формулы 1» можно разве что в виртуальном мире компьютерных развлечений. А вот приверженцы водных гонок сделать это могут и «в реале» – акватории у нас достойные, для любителей уже и гонки (к примеру, покерные) проводятся… Но главное – у них есть настоящая Formula.
Компания Thunderbird – верфь с полувековой историей. Её начало особо примечательным не было: строили себе пластиковые моторные тримараны и «кафедралы» (вид обводов – Ред), коммерчески успешно, и не более того. Но в процессе становления бизнеса производство объединилось с несколькими другими. Один из присоединённых проектов и стал знаковым и определяющим дальнейший путь развития. Речь о брэнде Дона Аронау (потомка российских эмигрантов) Formula – морских гоночных катерах с корпусами «глубокое V». Дон был не только бизнесменом, но и талантливым конструктором, всецело сконцентрированном на «выжимании скорости» из своих творений. Его проекты в сочетании с опытом и технологическими наработками Thunderbird со временем дали потрясающий результат: новые катера были совершенными «демонами» скорости, на них выигрывали гонку за гонкой. Заказы не прекращали поступать, причём не только от гонщиков, но и от любителей быстрой езды, которых становилось всё больше. И мудрый руководитель Thunderbird Виктор Портер расширяет как производство скоростных катеров, так и их модельный ряд, в конечном итоге отказавшись ради спортивного направления от остальных.
В итоге брэнд Formula развился в широкую гамму разных по типу и планировке судов для отдыха и спорта, общей престижной характеристикой которых по сей день остаются отличные ходовые качества. А ещё – изящные формы, резко скошенные носы, по-американски просторные планировки и высокое качество изготовления. Последние 30 лет катерА конструирует Джон Адамс и делает это виртуозно.
Для производства корпуса используется оригинальный композиционный материал, разработанный совместно с поставщиками стекловолокна. Он – на основе эпоксидных смол и намного дороже обычных, зато и по прочности, и по долговечности даст им солидной форы. Специальная технология формовки позволяет получать лёгкие и надёжные «капсулы», на которые верфь смело даёт 5 лет гарантии, невзирая на нещадную эксплуатацию любителями быстрой езды.
«Фаршировка» и отделка катеров не оставляют сомнений – они для джентльменов, которые знают цену добротности. Дорогие комплектующие, высококачественная кожа, хорошие ковролины, тиковая палуба… Хорошо подобраны все компоненты, включая раскраску борта. И, конечно же, для джентльменов разного темперамента и взглядов на отдых разработаны разные модельные ряды.
Formula Bowriders
Это самые малые, самые открытые и самые маневренные катера. Выезд с друзьями и семейством в летний солнечный день, с буксировочными увеселительными снарядами или более «продвинутыми» вейкбордами – вот их главное назначение.
В кокпитах боурайдеров обязателен съёмный стол, а диваны запросто конвертируются в сан-дэки. В каждой из моделей есть небольшой вэт-бар и даже компактный санузел.
Статус «продвинутого» брэнда виден и в техническом насыщении: iPod/MP3 порты аудиосистемы, светодиодные подсветки в кокпите и на транце, и даже подводная голубая подсветка по периметру лодки! Естественно – широкая гамма для выбора расцветки катера.
Модели: 240 Bowrider, 260 Bowrider, 280 Bowrider и 310 Bowrider
Formula Sun Sports
Эти катера тоже для дневных выездов и активных водных развлечений, но уже с небольшой каютой в носу (кадди). Значит, во-первых, можно смело запланировать ночёвку на природе, а во-вторых, гораздо проще семействам с маленькими детьми (есть где их укрыть от солнца, накормить, уложить спать).
Здесь такие же просторные кокпиты, стационарные и раскладные «солярии» на корме, поворотные кресла, съёмные столики, штатные места для «ледовых ящиков» и вэт-бары. Количество полированных нержавеющих подстаканников удивительно даже для Америки. В арки встроены кокпитные светильники с диммером (свет вечером приглушить) и динамики стереосистемы.
А в каютах уже полноценные санузлы с умывальниками и полками для принадлежностей. Диваны со столами легко трансформируются в большое спальное место, хорошо оборудованные камбузы. Отделка кают щеголяет высокоглянцевым лаком вишнёвых панелей и мягкими тонами обивок – даже эстету наверняка будет здесь приятно.
В «старшей» модели уже есть кормовая каюта на двух человек.
И снова напоминаю: все эти составляющие комфорта дополнены неизменно высокими скоростными характеристиками.
Formula Super Sports
В этой линейке всего две модели: 370 Super Sport и 400 Super Sport. Её философия – комбинация комфорта «круизера» и скорости «спортсмена».
Каюты просторнее, на обоих катерах есть кормовые апартаменты. Полноценные шкафы для одежды, большие телевизионные панели, санузлы – ещё просторнее.
Пульт управления уже напоминает самолётный, рукоятки газа и реверса разделены (обычно для гонщика). Резко скошенное ветровое стекло хорошо закрывает пассажиров в глубоком кокпите – ходовой комфорт на большой скорости детально продуман. Вэт-бар размерами и оборудованием – как второй камбуз.
И, конечно же, все технические «навороты», о которых я упоминал выше, здесь сохранены и приумножены (к примеру, появился DVD).
Корпус Super Sports уже близок к самой гоночной серии – FAS3Tech.
Formula Performance Cruisers
Это полноценные семейные крейсера, на которых можно выехать на отдых всерьёз и надолго. Элегантный дизайн, большие объёмы и удобство – вот краткая характеристика этого ряда.
Столики в кокпитах уже полноценные – семейство спокойно рассядется за обедом. А если нужно – обеденный уголок превратится в сан-дэк. Передняя часть кокпита визуально отделена от кормовой ступенькой, это и зрительно лучше выглядит, и внутри места добавляет. Увеличились и объёмы рундуков.
В старших моделях приватность уже европейская – обе каюты отделены от салона дверьми. А младшие – наоборот, распланированы по-американски как большие кают-компании. Как говорится, на вкус и цвет…
В линейке 5 моделей: 27 Cruiser, 31 Cruiser, 34 Cruiser, 37 Cruiser, 40 Cruiser. Последняя может комплектоваться движителем IPS с джойстиком, который упрощает парковку в одиночку даже при сложных условиях.
Formula 45 Yacht
Единственная яхта комплектуется IPS в стандарте – расчёт на то, чтобы владелец с лёгкостью обходился без капитана. Исполнение – оупен, с хард-топом, открытым только с кормы. Под ним в кокпите очень высоко и просторно, у рулевого прекрасная обзорность.
Под палубой две или три каюты – на выбор владельца. Обстановку часто сравнивают с брэндами уровня Princess – и этим всё сказано.
Модель выглядит необычно, в любой марине выделится. И при своей люксовости разгоняется до 40 узлов.
Formula FAS3TECH
Эта серия – особая гордость семьи Портер, прямой потомок творений Дона Аронау. В ней действительно всё подчинено скорости, и это видно невооружённым глазом: корпус очень большого удлинения, глубокий кокпит, отдельные сидения с электромеханически регулирующимися подушками и упорами для ног, пульт управления, напоминающий современный истребитель… И главное: без какого-то там тюнинга уходят с завода и могут развивать до 90 миль в час! При этом катера демонстрирует отменную маневренность, а благодаря «острому» рулевому управлению возникает иллюзия пилотирования экзотического суперкара без крыши.
Каюта занимает переднюю половину корпуса, но рассчитана, конечно, на ночёвки в редких случаях или чтобы переждать дождь на стоянке. Носовая лежанка, дальше в корму диванчики и небольшой камбуз. В «стандарте» обычно холодильник, стереоаппаратура AM/FM/CD, в опциях – навигационная система, транцевый душ и множество вариантов раскраски.
Свое дело янки знают хорошо, а иначе как объяснить успешные выступления лодок FAS3Tech в различных национальных и международных чемпионатах?!