«С» означает «Cabin», и именно её устройство – важнейшая «фишка» этого судна.
Катер покоился на кильблоках: можно было осмотреть и сфотографировать (и даже ниже ватерлинии), но, увы, не испытать на ходу. Вот и расскажу по принципу «что видел, то спою», выложив в конце перечень опций и данные «чужих» ходовых замеров.
Экстерьер и палуба
Катер производит очень стройное впечатление: прямые линии высокого борта, резкие скосы форштевня и ветрового стекла, рубка пропорциональных размеров и гармоничной формы, мощная кормовая площадка. Добротный ПВХ-привальник опоясывает периметр судна, плавной диагональю снижаясь в районе транца почти до ватерлинии, очерчивая заодно и «купательную платформу». С неё и начнём.
Лодка на кильблоках, и желающие попасть на судно уподоблялись купальщику, решившему взобраться на борт: кормовая плоскость где-то на уровне 1,3-1,4 м – без штатного трапа никак! Поэтому первый из нас откинул крышку по правому борту, опустил в гипотетическую воду нержавеющую лестницу с тиковыми мини-ступенями и… – поручень в плоскости кринолина, поручень в торце правого борта – руки сами находят хватку, на борт попадаешь без проблем.
Итак, палуба. Конечно же, это любимый на Севере «вок-эраунд» (walkaround). Вокруг ходовой рубки можно даже детей запускать, настолько всё добротно и безопасно: фальшборт (2 фута в кормовой части судна, около фута – из-за ступеньки рядом с боковой дверью – в носовой) по всему периметру «обтянут» толстым трубчатым релингом, спуск на кринолин надёжно блокирован транцевой дверью с защёлкой. Кокпит, палуба, боковые проходы шириной 30 (!) см – всё вымощено тиком. Релинг, как и фальшборт, сплошной, разрывается лишь напротив боковых выходов: достаточно отщелкнуть тросовую перемычку и – швартуйся или скачи на соседний борт, вдруг понадобится. Для пущей безопасности продольные поручни укреплены и на рубке.
Кормовая платформа оснащена душем («хол./гор.», прячется в транец), слева и справа – стационарные держатели кранцев (по паре на борт). По левому борту установлено кормовое якорное устройство: якорь, блок, брашпиль… – финны, как и мы, часто швартуются носом к берегу. Широкая приступка, что на спуске из кокпита, снабжена откидной крышкой с защёлкой – это мокрый, с прямым стоком в море, рундук для швартовов и пр.
Кокпит относительно небольшой, 2,7 на 1,3 м: скандинавы здраво рассудили, что для рыбалки и обслуживания моторов этого вполне хватит – лучше рубку сделать побольше. Установив боковые стойки, кокпит можно полностью затентовать. В его центре – спаренные люки, прикрывающие моторное отделение (под люковыми крышками – лабиринты для отвода воды). В транце на уровне пола предусмотрены широкие шпигаты: даже наполовину захлёстнутый волной, кокпит осушится за секунды.
Рубка застеклена по-максимуму: обе части покатого, во всю ширь, лобового стекла снабжены дворниками, большие квадратные окна – во всех дверях и стенах. Наверху – небольшая радарная арка, два здоровенных сдвижных люка и управляемая с рулевого поста фара-искатель. Ходовые огни по бокам рубки – образец по-морскому правильной их установки: максимально подняты над водой и разнесены по ширине судна.
Прохожу на нос. Вот что значит фальшборт! Интуитивно чувствуется, что вкупе с носовым релингом находиться и работать на баке вполне безопасно даже на приличном волнении. В носовом треугольнике устроен якорный ящик, электрошпиль, а роульс с подъёмным блоком привинчены к небольшому бушприту, армированному нержавейкой.
И повторюсь, завершая описание палубы: всё, на что может ступить «нога человеческая», – приступки, ступени, палубные лючины… – вымощено тиком.
Ходовая рубка
Как сформулировал главред, она – «основной кайф катера». В ней всё собирается и разбирается, всё открывается и раздвигается… В результате добротно изолированное от непогоды «купэ» легко трансформируется в летний «оупен»!
Теперь по пунктам.
Войти и выйти из рубки можно как с кормы, так и с обоих бортов: задние двери распахиваются в кокпит (почему не раздвигаются – поясню позже), а боковые слайдерные сдвигаются назад, предоставляя для выхода на потопчины проёмы высотой 130 и шириной 90 см. Я несколько раз шмыгал туда-сюда, проверяя боковые выходы «в действии», – превосходно!
Уровень «потолка» в кабине почти 2 м – пригибаться никому не надо. В носовой части рубки в подволок вмонтированы два люка: слегка провернув вокруг оси трубчатую ручку-эксцентрик, сдвигаешь толстый квадрат стекла в корму и… – вот они, небо и свежий воздух! В хорошую погоду можно пооткрывать все двери-люки – чем не хардтоп?
Из обстановки: мягкие двухместные диваны по обоим бортам в корме рубки, сразу за ними, ближе к носу – кресла рулевого и штурмана. Всё обтянуто фирменной синей тканью «Алькантара», красивой и практичной (пятна легко отмываются обычным бытовым средством). Настил ламинатный, «под тик».
Сверкающая полированным нержем труба, привинченная в основании левого дивана, другим концом вертикально упирается в подволок. По ней скользит (и фиксируется) штанга со столешницей, которая в «нерабочем» положении прижимается к подволоку и никому не мешает – очень практично. Расфиксирую штангу, опускаю, затем, покрутив так и эдак столешницу (она раскладная, причём несимметричная), фиксирую стол «по-обеденному». На всё ушло пару минут.
Но это лишь полдела. Теперь – сиденья. Распахиваю кормовые двери в кокпит. Из-под каждого дивана вытаскиваю по нержавеюще-тиковой лавке – почти до транца получилось! Небольшими зацепами каждая из лавок соединяется со своей дверью (вот почему те не слайдерные, а на петлях) – этим достигается прочность конструкции. Осталось замостить эти лавки такими же мягкими синими, как на диванах, подушками (они же в диванах и хранятся), в дополнение к первому столу воткнуть в углубление кокпита алюминиевую трубу со своей столешницей – и можно пировать! В этом варианте (ресторан!) мы насчитали 10 посадочных мест. Если же погода испортилась, над кокпитом раскрепляется штатная тентовка с индивидуально снимаемыми боковинами.
…Вернёмся в рубку. Следующий «конструктор» – одиночные спальные места. Дело в том, что внушительный фрагмент прохода между кормовыми диванами представляет собой поднимаемую конструкцию. Оперируется она гидроцилиндрами на электроприводах – в поднятом положении отворяется ступенчатый спуск в две односпальные «кельи» (под каждым диваном, соответственно): сошёл вниз, забрался на койку, опустил «дверь», чтоб та другим не мешала (кнопки в обеих кубриках есть, вдруг выйти надо), задёрнул занавеску – отдыхай себе!..
Каждое спальное место оборудовано мини-торшером, небольшим хранилищем в кормовой переборке; в центре – под «ванной» – красуется продолговатая вишнёвая тумба с двумя полками внутри, напротив неё (под нижней ступенькой) – ящик поменьше. Пользоваться ими удобнее, конечно, при поднятом входе, но можно и так… А вышеупомянутые проёмы – окна для находящихся в кубриках людей; через них в случае чего можно быстро наружу выбраться.
Пост управления (как обычно, справа) одноместный и довольно компактный. В распоряжении рулевого имеются: регулируемый штурвал с гидроусилителем, лаг/эхолот Autohelm ST 60, стрелочные приборы контроля двигателя и ЖКИ – транцевых плит и угловой колонки. Верхнюю плоскость рулевой консоли заняло прижимное стекло для морских карт, чуть выше и правее штурвала – джойстик носового трастера. Компас и навигационный комплекс Raymarine расположены на верхней панели, под подволоком. Лобовое стекло обдувается дефростером.
У левой боковой двери изумительной полировкой сверкает бар. Между ним и рулевой консолью – широкий проём-спуск в носовую каюту. Но прежде чем туда попасть, оказываешься на небольшой площадке: слева – камбуз, справа – дверь в туалетную комнату, сверху – небо в лобовом стекле, и только впереди – небольшая приступка в каюту. Окружающая обстановка так и сияет вишнёвой мебелью, корианом (камбузный стол) и нержавейкой!
В подволок носовой каюты врезан большой квадратный люк (освещение, вентиляция, а в случае чего – и аварийный выход). Интерьер – типичная носовая пулька с закладываемой серединой: рундуки под каждым диваном, вещевые тумбы по каждому борту, столик не предусмотрен. И никаких дверей – только плотная синяя занавеска.
Камбузный блок укомплектован прекрасно: 60-литровый холодильник, набор выдвижных ящиков, объёмные тумбы в верхней и нижней частях гарнитура. В кориановую поверхность стола вмонтированы огнебезопасная плита Wallas 95 (дизель, 2 конфорки) и круглая мойка с краном холодной/горячей воды.
В туалетной комнате стоишь в полный рост. Здесь прокачной унитаз (система забортной воды + 47-литровый бак сточных вод), горячий душ и раковина с краном. Есть мини-тумбочки, зеркало, открываемый иллюминатор.
А для обогрева на катере смонтирован дизель-обогреватель Wallas 30 Nautic (его миниатюрная панель управления – на переборке у входа в туалет).
Моторный отсек
Дизель на Aquador 28С один. На выбор предлагается три варианта: Volvo Penta D6-310 DP, Volvo Penta D6-350 DP или Cummins Mercruiser 4,2 ES/Br3 (мощностью соответственно 310, 350 и 320 л.с.). Кроме того, в моторном отсеке установлены 2 аккумулятора, топливный бак на 350 л, ручная и электрическая трюмные помпы. Тут же находится и 95-литровый бак пресной воды.
Изготовитель сообщает, что максимальная скорость на испытаниях составила 34-37 узлов (63-69 км/ч), при этом управляемость была отличной.
Опции:
Эпилог
Лодка всепогодная и очень надёжная. Что в зной, что в холод – на ней не пропадёшь. И самое главное: даже на фоне привычно-прагматичных «скандинавов», Aquador 28 C выделяется удивительной функциональностью – такой будет кстати и для любителей осеннего лова, и для семейного круиза, и для компании, выбравшейся на пикник…