Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Формула 1 на воде: сюрпризы украинского этапа

#F1H2O

Гран-при Украины в рамках чемпионата мира по гонкам на моторных катерах класса Формула 1, которое прошло 20-22 июля 2012 года на Киевском море возле Вышгорода, войдёт в историю проведения этих соревнований по многим показателям. Ведь на протяжении трёх дней здесь произошло немало очень интересных событий и эпизодов — начиная с квалификации и заканчивая напряжённым финалом Кубка Президента Украины. Но обо всём по порядку…

Организаторы и команды прибыли в Украину за неделю до начала соревнований и сразу же приступили к обустройству так называемого паддока (технической зоны), который стал практически их основным местом пребывания.
Стоить отметить, что любая команда, выступающая в Формуле 1, это одно целое, где каждый прилагает максимум усилий для общего успеха. Поэтому не стоило удивляться, увидев, например, ветерана Формулы Франческо Кантандо, перемещающего оборудование свой команды на автокаре, или чемпиона мира Алекса Кареллу, моющего пластиковое
покрытие под тентом команды Катара.
Впрочем, в плане подготовки к Гран-при Украины отлично работали все: и украинская сторона, и зарубежные организаторы F1H2O, что и было отмечено на пресс-конференции, которая состоялась 19 июля.
Промоутер Формулы 1 на воде, президент компании Idea Marketing Николо де Сан Жермано заявил, что Украина демонстрирует наивысший уровень подготовки среди стран, принимающих гонку. Это даёт возможность Украине получить право проведения так называемого «фестиваля на воде», в который включаются соревнования по аквабайку, гонкам катеров Class 1, Формулы 1 и других интересных и зрелищных водных праздников. Возможное превращение Киевщины
на неделю в центр мирового водномоторного спорта уже в следующем году пообещал рассмотреть и глава Киевской областной государственной администрации Анатолий Присяжнюк, усилиями которого Украина уже во второй раз принимает Формулу 1 на воде.
Первый этап соревнований начался в пятницу, 20 июля, с квалификационных заездов, и сразу преподнёс несколько сюрпризов.
Начнём с того, что новичок Формулы 1 на воде Юсеф Аль Рубайян, выступающий за команду F1 Atlantic всего лишь первый сезон и доселе участвовавший только в двух Гран-при, смог занять четвёртую позицию в стартовой сетке, обойдя таких опытных спортсменов, как Филипп Чаппи, Франческо Кантандо, Тани Аль Камзи. Но самый большой сюрприз квалификации преподнёс лидер нынешнего чемпионата мира Ахмед Аль Хамели.
Очевидно, горя желанием занять поул-позишн, что он сделал в прошлом году на Киевском море, Аль Хамели превысил скорость вхождения в поворот, вследствие чего туннельный катамаран Ахмеда перевернулся, а сам спортсмен оказался под водой. Впрочем, пилот команды Абу-Даби выбрался из катера, не получив никаких травм. Такая ошибка для опытного спортсмена недопустима, ведь он был на трассе один (согласно условиям квалификации) и ему никто не мешал в проведении манёвра. Тем не менее, после квалификации Ахмед заявил, что хотя он и расстроен таким поворотом событий, но будет бороться изо всех сил, стараясь выбиться в лидеры с десятой стартовой позиции. И это были не пустые слова…
Ну, а право стартовать с поул-позишн Гран-при Украины получил Сами Селио, пройдя трассу длиной 2350 м за 51,88 с при средней скорости 150,58 км/ч. Это был первый поул-позишн Сами после серьёзнейшей прошлогодней аварии в Лючжоу, в результате которой Селио получил несколько переломов и пять месяцев реабилитации.
А в прямом эфире квалификации прозвучал ещё один сюрприз. Чемпион мира 2008 года Джей Прайс, в начале 2012 года объявивший о своём уходе из Формулы 1 на воде, заявил, что возвращается. Прайс намерен выступить в двух последних этапах, которые пройдут в декабре в Арабских Эмиратах. Безусловно, что претендовать на подиум в этом году Джей не сможет, но в следующем чемпионате Прайс внесёт коррективы в распределение мест, ведь американский спортсмен обладает громадным опытом в гонках F1H2O, и только досадная авария в Шардже в декабре 2011 года практически лишила его возможности во второй раз получить титул чемпиона мира.
Вторым и третьим по результатам квалификации стали представители команды Катара Шон Торренте и Алекс Карелла.
Таким образом, все спортсмены, имевшие возможность потренироваться в прохождении трассы на Киевском море во время свободных заездов и квалификации, готовы были продемонстрировать всё своё мастерство в субботу, 21 июля. Однако этому воспрепятствовала… погода.
Буквально перед началом соревнований поднялся сильный ветер и хлынул дождь, по акватории пошли довольно высокие волны. Надеясь на улучшение погоды, судьи Международного союза водно-моторного спорта приняли решение всё же дать
старт гонкам, хотя и под жёлтым флагом. Катера медленно прошли пять кругов, не обгоняя друг друга, после чего над трассой был поднят красный флаг, означавший остановку гонки. Судьи приняли решение продолжить её в воскресенье, не желая подвергать опасности жизни спортсменов. Ведь ещё свежа в памяти авария катера Class 1 в Габоне 13 июля, в результате которой погиб британский спортсмен Вильям Нокер…
22 июля Гран-при Украины возобновилось на полную силу. Спортсмены ринулись в бой, и первой «жертвой» стал россиянин Станислав Курциновский: он не справился с управлением и перевернул свой катер под номером восемь. При этом Cтанислав едва не врезался в катер Ахмеда Аль Хамели. И случилось это на том же злосчастном для Аль Хамели повороте, возле которого заблаговременно собрались фотографы, предвкушая очень зрелищные моменты.
Судьи соревнований сразу выбросили над трассой желтый флаг, спасатели команды «Оsprey» помогли Курциновскому благополучно выбраться из перевёрнутого болида, который тут же был отбуксирован к берегу экипажами техподдержки на высококлассных катерах Cobra, любезно предоставленных компанией «Бриг Моторс».
Вскоре после того, как трасса была очищена от частей катера российского спортсмена, выступающего за китайскую команду CTIC China, гонки возобновились, и этим моментом лучше всех воспользовался американец Шон Торренте. Во время рестарта Шону удалось обойти Сами Селио и стать лидером на трассе. Пилот команды Катара удержал лидерство и после следующего рестарта, к которому привела остановка катера команды Сaudwell Racing. Кстати, вот уже третий этап
подряд катера Сaudwell Racing, оснащенные четырёхтактными двигателями, которые доселе никогда не устанавливались на катерах Формулы 1, не могут достичь финиша вследствие поломок.
Однако технические проблемы преследуют не только новые двигатели Сaudwell Racing, но и проверенные, казалось бы надёжные моторы Mercury, установленные на всех остальных катерах Формулы 1.
Вот и в этот раз техническая неудача выбила Шона Торренте из Гран-при Украины буквально за несколько кругов до его окончания. Зато открылась дорога к победе финну Сами Селио, не отстававшему от Шона после потери лидерства. Селио благополучно прошёл до финиша остававшийся десяток километров, хотя на последнем круге его пытался догнать Ахмед Аль Хамели, за время гонки поднявшийся с десятого места на второе! Аль Хамели после неудачи в квалификации доказал, что на сегодня он сильнейший спортсмен Формулы 1 на воде, по праву удерживая лидерство в индивидуальном зачёте. Третьим же к финишу пришёл нынешний чемпион мира Алекс Карелла, получивший важные для себя 12 баллов.
Гран-при Украины стало триумфом для Сами Селио и ознаменовало возвращение финского спортсмена в Формулу 1 на воде.
«Это была большая победа для нас сегодня, — сказал Сами после окончания гонок. — Я чувствую, что мы вернулись, и мы будем бороться за чемпионство, несмотря на то, что необходимо ещё пройти долгий путь в этом сезоне. Но с сегодняшней победой этот путь будет гораздо легче».
Возможно, Сами был настолько уставшим и так рад своей победе, что выбыл из соревнований на Кубок Президента Украины в самом начале, что, впрочем, не лишило их зрелищности. Спортсмены, соревнуясь друг с другом на замысловатой трассе прямо перед трибунами, показывали чудеса вождения шестиметровых гоночных катеров, на бешеной скорости проходя 180-градусные развороты.
В финале Кубка Президента Украины, как и в прошлом году, сошлись Филипп Чаппи и Ахмед Аль Хамели, но в этот раз Филипп взял реванш за прошлогоднее поражение.

Прозвучали гимны на честь победителей, восторженные зрители спешили сфотографироваться возле катеров Формулы 1 и их владельцев, а мы обратились к непосредственным организаторам украинского этапа Формулы 1 на воде с просьбой подытожить результат проведения Гран-при Украины и рассказать о планах на будущее.
– Оркомитетом была проведена огромная работа по улучшению инфраструктуры места проведения Формулы 1 на воде. Каковы перспективы Вышгорода для проведения других спортивных мероприятий?
Олег Шумаев, советник Главы Киевской областной государственной администрации, заместитель председателя Организационного комитета по проведению Гран-при Украины Чемпионата мира по гонках на моторных катерах в классе Формула 1:
«Действительно работа проделана масштабная. И это далеко не всё, что видят вышгородцы и гости города. Но делается многое, чтобы людям, которые приходят отдохнуть с друзьями и детьми, было приятно и удобно. На виду — кафе, аттракционы, новые дорожки, посаженные деревья… Но значительная часть работы осталась «за кадром». Это в первую очередь коммуникации — электросеть, канализация, вода. Всё это в комплексе уже сделало Аванпорт местом, готовым для
проведения различных мероприятий, в том числе и спортивных, даже мирового значения. Уже сейчас идут серьёзные переговоры о других соревнованиях уровня чемпионата мира. Но это не главная задача, хотя и очень важная, для развития мирового имиджа Вышгорода, Киевской области и всей страны. Главное — это должно быть место, которое станет любимым для отдыха большого количества людей.

Увидим ли мы украинскую команду среди участников Формулы 1 на воде?
Олег Шумаев:
Сейчас идут переговоры. Нужно немного подождать. Всё очень серьёзно и намного масштабней. Я думаю, что будут интересные новости для всех любителей спорта Украины.
Насколько сложно было организовать проведение Гран-при Украины с точки зрения технического обеспечения?
Олег Стефанюк, координатор украинского этапа Формулы 1 на воде, президент ООО «СВ-консалтинг»:
Конечно, организация такого масштабного мероприятия — не простая задача, особенно когда гонка проводится впервые. Есть много сложных технических, логистических и организационных вопросов.
В 2011 году мы специально посетили два этапа, чтобы посмотреть и понять, как проводятся Гран-при. Фотографировали, общались с организаторами соревнований в Катаре и Португалии. Однако только после первого Гран-при Украины в 2011 году мы приобрели настоящий опыт.
В сезоне 2012 года мы снова выезжали в Доху, и недаром. Промоутерская компания Idea Marketing, занимающаяся организацией соревнований по всему миру, постоянно совершенствует их проведение. Делается всё, чтобы гонка была всё более и более зрелищной. В целом, организатором ставятся две основные задачи — обеспечение телевизионной трансляции и максимального комфорта для зрителей. Буквально это означает, что прямая телевизионная трансляция должна состояться при любых условиях. И это естественно, так как телевизионных зрителей по всему миру более полумиллиарда. А для того, чтобы состоялась трансляция, естественно должна состояться гонка, на что направлено 80% труда сотен людей.
Что же касается зрительского комфорта, то это означает, что нужно создать условия для того, чтобы на гонку пришло максимальное количество зрителей и для них должны быть максимально комфортные условия. Считаю, что с первой задачей в 2012 году мы справились на 95%, а вот над комфортом для зрителей ещё предстоит серьёзно поработать, хотя громадная работа уже проделана. Глава Киевской областной государственной администрации Анатолий Присяжнюк и его команда сделали очень много, чтобы эти международные соревнования превратились в настоящее шоу и праздник. Наша же задача — создать условия для просмотра гонки. Зрители должны всё видеть, слышать и понимать, что происходит. Если же вернуться к техническому обеспечению, то каждый год мы получаем от Idea Marketing документ под названием «Требования к местному организатору», состоящий из нескольких десятков страниц. В нем прописано буквально всё! Начиная с процедуры ввоза двух десятков 40-тонных контейнеров со всем скарбом команд и организаторов, расселения, транспортировки участников, питания и заканчивая организацией связи и Internet, дизель-генераторами, офисами, туалетами для команд, пресс-центром, серьёзным медицинским сервисом, страхованием, топливом, призами, охраной и пожарными. И каждое требование мы должны выполнить».

Что бы Вам хотелось улучшить при проведении соревнований в следующие годы, кроме погоды?
Олег Стефанюк:
«Погода всегда будет погодой. И, кстати, у нас ещё очень хорошая погода и климат. Буквально через несколько дней после гонки к нам прилетали финны, в том числе и двукратный чемпион мира и победитель Вышгородского этапа 2012 Сами Селио. В один из дней мы организовали поездку по Днепру и обратили внимание на то, что гости много фотографируют. Но самое любопытное, что фотографировали они не особняки Кончи-Заспы и не памятники архитектуры, а наши пляжи и массово загорающих и купающихся людей. После, уже на переговорах, они признались, что поражены тем, что у нас есть — это прекрасная река и климат. По их мнению, у нас просто идеальные условия для организации и проведения водных праздников и соревнований самого высокого уровня. У них этого нет. Лето вдвое короче и лодок на воде столько, что трудно передвигаться.
Но, конечно же, улучшать зрелищность мероприятия — это первое. Надеюсь, что в следующем году будет и больше соревнований, и больше комфорта. Уже в этом году на набережной была выставлена настоящая гоночная лодка, которую можно было потрогать, и рядом с которой можно было сфотографироваться на память, также транслировалась на больших экранах сама гонка. Было установлено специальное табло, на котором можно видеть результаты прохождения трассы гонщиками. К сожалению, это табло установлено было в VIP-зоне, так как сигнал на него подаётся по радиоканалу и зона его действия ограничена 150 метрами от зоны тайминга. Будем думать, как доставить этот сигнал в другие зоны соревнований. Таким образом, чтобы зрители имели информацию о гонке в режиме он-лайн.
В общем, для качественной подготовки этапа 2013 года надо будет сделать много. Сейчас идут очень интересные переговоры, и, возможно, ближе к концу этого года будут интересные новости и сюрпризы. А пока же хочу поблагодарить всех тех, кто работал над этим проектом за вложенный труд и энергию, а зрителей — за поддержку и призываю их продолжать следить за соревнованиями, ведь впереди ещё три напряжённых этапа в Китае и Объединенных Арабских Эмиратах».

Что ж, праздник Формулы 1 на воде удался! А нам остаётся ожидать следующего года, когда на Киевском море снова смогут собраться спортсмены и тысячи зрителей, чтобы снова стать участниками самых быстрых соревнований на воде.

Михаил ВИЛЬЧИНСКИЙ.