Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Спортивное семейство Nautique

#Nautique

Впервые в моём поле зрения эти катера появились на KIBS: мимо агрессивно сверкающих корпусов с «фаршем» явно профессионального назначения пройти было невозможно. Тем более, что выставила их компания, которая завозит из США исключительно добротный товар – хорошо знакомый читателям «Фарватера» брэнд Regal.

Из досье
Компания Correct Craft, Inc. с самого начала ассоциировалась с воднолыжным спортом. Свой первый «ранэбаут» её основатель Уолтер Мэлуун построил вручную ещё в 1925-м. А за последовавшие 84 года верфь обзавелась прочной репутацией строителя-инноватора, работающего «на острие» новейших технологий и создающего высококачественные катера для профессионалов и любителей под общим брэндом Nautique.
Сейчас в «арсенале» верфи три модельных линейки:
Ski Nautique (196, 206, 216) – профессиональные буксировщики воднолыжников;
Super Air Nautique (210, 220, 230, Byerly 210) – профессиональные буксировщики вейкбордеров;
Crossover Nautique (211, 216V, 226, 236) – «помесь» дневного круизера с профессиональным буксировщиком.

Super Air Nautique Byerly 210
«Продвинутые» вейкбордеры, заходящие на стенд «Сингл Марин», удивлённо поднимали брови. И действительно: к созданию этого катера приложил руку сам Скотт Байерли, их вейк-кумир. Конкретно – к оформлению: «фирменной» суперграфикой и логотипами маэстро облагорожены не только борта и транец, но также зашивки диванов, решётки воздухозаборников, циферблаты приборов, тауэр, полики, тиковый кринолин, поручни и даже пластина «управления» кильватерной волной (Hydro-Gate)! Недаром катер позиционируют, как самый «кастемизированный» в своём классе.
Впрочем, эстетизм – не единственное достоинство модели, и Скотт «облюбовал» её по весьма весомым причинам. Катер «нафарширован» всем, что только может пожелать спортсмен-вейкбордист: балластные цистерны с полным контролем и датчиками заполнения – под рукой у рулевого, электронная система контроля скорости, центральные плавники, удобный тауэр, мощная акустика, уже упомянутая система Hydro-Gate…
Внутреннее расположение – образец молодёжного судна, эдакая просторная кают-компания, нашпигованная трансформерными решениями. На ходу сразу трое могут сидеть, опираясь на удобные спинки, лицом в корму, оценивая сальто и пируэты своего товарища на вейке. А на стоянке все спинки укладываются и по периметру рассаживается целая компания с холодным пивом и колой. Плюс носовой кокпит, где сформированы три отдельных «кресла», также с обилием столь любимых американцами подстаканников.
Полноразмерный сан-дэк позволит на стоянке позагорать после купания. А чтобы взойти на него, совсем не нужно истаптывать диван – спинка кормовой секции откидывается на сидение, образуя ступеньку и открывая… ещё 4 подстаканника.
Что касается мест хранения припасов, то понравились не только их объёмы, но и удобство пользования: откинутые на мощных петлях секции дивана или спинки удерживаются в поднятом положении пневмостойками.
Единственное, что осталось мною не проверенным, – поведение катера на воде. Увы и ах, KIBS – выставка «наземная»… Впрочем, другой Nautique я испытал по полной программе – но через неделю и в Днепропетровске.

Ski Nautique 196
Этот катер – официальный буксировщик чемпионата мира по водным лыжам, проводимого Федерацией. Другими словами – выбор спортсменов мирового уровня, которые характеризуют его, как «наиболее профессиональный» (дословно – «most hard-core»). На чём конкретно зиждется столь лестная оценка, я подался выяснять к украинским мастерам-воднолыжникам – в клуб «Сентоса».
…Уже первый шаг на борт Ski Nautique 196 обнаружил его редкую остойчивость – катера сходных размеров кренятся больше. Подтвердилось это и на ходу: даже идя вдоль кильватерной волны другого судна, наш катер явно «не хотел» опасно крениться. Именно это свойство – самое «ощущаемое» отличие обводов TSC3 (патент Correct Craft) от «одноклассников-непрофессионалов». Ещё обратила на себя внимание редкая поворотливость судна. Скорость и ускорение я замерять не стал – «миссия» катера совсем в другом. Слушаю комментарии Алексея Грабова – тренера, мастера спорта международного класса, многократного призёра Кубков Европы и других профессиональных первенств:
– Обрати внимание на рукоятку, которая управляет положением пластины-задвижки на транце. Это и есть система Hydro-Gate: в нижнем положении задвижки нос опускается, кильватер становится шире, а волна – меньше, что и нужно для слалома – в этой дисциплине волна мешает спортсмену. А при фигурном катании и прыжках с трамплина пластина поднимается. Ход задвижки – буквально сантиметр, но визуально кильватерная волна меняется очень сильно. Это новшество появилось не так давно.
Под корпусом установлены три киля-плавника. Они дают курсовую устойчивость (слаломист ведь при огибании буёв «стягивает» катер в сторону) и исключительную поворотливость – катер не проскальзывает на манёврах в принципе, поворачивая вокруг «оси» (этот эффект очень хорошо знают яхтсмены-парусники – Авт.). Специальная асимметричная пластина на пере руля компенсирует эффект «заброса» винтом и на «боевых» скоростях можно вообще бросить руль. Привод – всегда вальный, никаких колонок (тут и безопасность, и устойчивость на ходу). А повышенную остойчивость обеспечивают особая форма днища и специфическая развесовка. Обрати внимание: двигатель на профессиональных воднолыжных тягачах всегда на миделе.
Конечно обратил. Обстановка в кокпите вообще не совсем обычна для человека, сроднившегося с «дэй-круизерами». На привычном месте – лишь кормовой диван. Кресло только одно – у водителя. А рядом – развёрнутое в корму широкое (двойное) сидение для наблюдающих за воднолыжником. На него посматривает и рулевой – в большое зеркало заднего обзора. Стойка для фала – тоже на миделе, рядом с двигателем, вокруг кожуха которого – свободный проход по периметру. По бортам – только подвесные сеточки да встроенные динамики. Я фотографирую воднолыжника Юру (один из тренеров), а Алексей продолжает рассказ:
– Этот катер – исключительно для буксировки воднолыжника. Для вейкборда у Nautique есть серия Super Air – лодки побольше (компанией кататься), с тауэром (фал повыше поднять и доски закрепить), наливные танки (чтобы волну создать) и мощные колонки музыкальной установки – вейк в первую очередь удовольствие, приятное времяпрепровождение. Технически – набор элементов, относительно несложных в сравнении с лыжами. Осваиваешь – и получаешь удовольствие. Вейк хорош именно демократичностью – начать им заниматься можно в любом возрасте.
А вот лыжи – это серьёзный спорт. Причём, три вида, входящие в программу, – слалом, фигурное катание и прыжки с трамплина – настолько разные, что впору говорить о разных видах спорта. Они выполняются на совершенно разных лыжах, с разной скоростью – общее только то, что по воде и за катером. Чтобы всё освоить на мастерском уровне – нужно заниматься с детства.
Мы швартуемся, и Алексей переключается на поджидавшую его молодёжь. Надо было видеть, как девчонки (на вид – 2-3 класс, совсем дети) лихо выходили на фигурную лыжу и привычно «крутили» развороты с фалом в руке и на ноге! Это потом я узнал, что в послужном списке детской команды «Сентосы» не одно призовое место на соревнованиях, вплоть до международных…
А пока продолжаю изучать профессиональную технику. Теперь – с Максимом Семавиным, старшим тренером, мастером спорта международного класса, чемпионом Европы и призёром чемпионата мира:
– Непременный атрибут «правильного» воднолыжного буксировщика – система поддержания скорости. На новых Ski Nautique это – Zero Off. Если сравнивать с автомобильным «круиз-контролем», то у неё гораздо больше функций. К примеру, когда на прыжках с трамплина лыжник разгоняется и усиленно тянет фал, катер «проседает». Для компенсации этого эффекта необходима так называемая «газовка». В Zero Off это автоматическая функция: рулевой только набирает нужный ход, бросает ручку и держит курс, а прибор сам прецизионно контролирует скорость и выполняет «газовку» (причём, заданной самим спортсменом «жёсткости»). Другие настройки: «крю» (количество людей в катере), вес лыжника, учёт ветра.
Да и в принципе прибор программирован на «свой» режим для каждого из 3-х видов многоборья. К примеру, трасса слалома порядка 270 м, она разделена на 2 сегмента, при прохождении которых скорость должна соблюдаться прецизионно. С Zero Off, в которую интегрирован GPS (это главное отличие от применявшейся ранее системы Perfect Pass), всё просто: в её память прописывается дистанция в абсолютных координатах и контроль происходит в абсолютной привязке к конкретным буям дистанции. Изменилась трасса – «привязали» по-новому, и снова абсолютный контроль.
И всё же: почему именно катера Nautique вот уже лет 5 обслуживают все рейтинговые чемпионаты Европы и мира (исключая Кубок мира)? Ответ Максима:
– Именно Correct Craft, Inc. в своих катерах удалось наиболее удачно совместить необходимое для столь разных воднолыжных дисциплин. Конкуренты «заточены» на скоростные виды, а вот для фигурного катания они не столь удачны. В то время, как спортсмены Украины традиционно сильны именно в этом виде.
И что ещё мне нравится на Ski Nautique – обогрев ног и обогрев стекла (чего тоже ни у кого нет). Поверьте человеку, который больше 10 лет провёл в катере как тренер – весной и осенью это дорого стоит.
Напоследок прошу Максима поделиться впечатлениями о серии Crossover Nautique, с которой он, как оказалось, хорошо знаком:
– Это более семейные (или компанейские) катера, которые совмещают всё для отдыха и одновременно буксировки. Лодки с широкой базой, очень устойчивые (перевернуться просто невозможно), превосходно держат курс, очень предсказуемые в поведении. Осадка всего 56 см – подходи к мелкому берегу без опаски. В кокпите свободно располагаются человек 8. Хочешь вейк – набрал 2 бака, увеличил волну – и катайся. Хочешь лыжи – опустошил баки, проехался на слаломной лыже… Это не профессиональный катер, т.е., не для соревнований, но для поддержания себя в тонусе и для удовольствия – самое оно. В мире с каждым годом крепнет тенденция ухода от ленивого отдыха в каютах моторных яхт – всё больше людей стремятся на воде поактивничать и ощущать себя сильными, бодрыми и здоровыми. Crossover Nautique – именно для таких.

«Фарватер» информирует: официальный дилер Correct Craft в Украине – компания «Сингл-Марин».


Клуб «Sentosa»
Первый и единственный в Украине водно-лыжный клуб открыт в августе 2007-го в Днепропетровске. «Сентоса» (www.sentosa-waterski.com) – полностью частная инициатива и содержится на частном капитале. Учредители взяли на себя благороднейшую миссию: профессиональную подготовку спортсменов-воднолыжников с малых лет. Для детей это бесплатно (более того: часть детей – из детского дома!), но отбор очень жёсткий – задача вырастить именно спортсменов, поэтому остаются лишь самые прилежные и одарённые. Тренировки по 6 раз в неделю – всё действительно серьёзно. Летняя база – на городском воднолыжном стадионе (в былые времена именно Днепропетровск был оплотом и гордостью СССР в этом виде спорта: в городе работало 5 секций!).
Оборудована по высшему уровню: катера хранятся на подъёмниках (процедура от «подошёл после тренировки» до «катер поднят над водой» занимает считанные минуты), оборудованы тренажёры, стартовые понтоны, раздевалки, кают-компании, комнаты для тренеров и сауна. Сейчас в клубе 25 детей от 6 до 11 лет.
Не могу не процитировать президента ВЛК «Sentosa» Алексея Мартынова: «Надеюсь, что те усилия, которые мы приложили для восстановления воднолыжного спорта, найдут отклик и в других регионах Украины. Со своей стороны мы готовы оказывать содействие и помощь всем, кто решит развивать этот прекрасный вид спорта в своих городах».