Прелесть катеров «купе» отчётливее всего понимаешь именно в конце навигации. Как бы плотно ни был подогнан тент над кокпитом, но уюта полноценной рубки там никогда не будет. Очередной раз я это прочувствовал, тестируя самый малый из «купе» от Aquador.
Плавные линии насыщенно-синего корпуса с изящным закруглением в корме и ажурной решёткой воздухозаборника, бортовые проходы (walk around), приземистая рубка с «чёлкой», нависающей над круто скошенным ветровым стеклом и парой больших люков, невысокая радарная арка. Кабинные «Аквадоры» похожи друг на друга от мала до велика как братья-близнецы и выделяются на фоне модерновых круизеров как джентльмен в костюме среди пёстрой раскрепощённой молодёжи. Консерватизм? Нет, строгое следование многократно выверенной классике.
Кринолин визуально скрыт продолжениями борта, он не выпирает из силуэта чуждым элементом. Под крышками люков – телескопический нержавеющий трапик и контейнер-садок для наживки (со сливом). Конечно же, душ. Под ногами – тик. В кокпит ведёт широкая калитка с надёжной защёлкой и фиксатором «откинутого» положения.
Кокпит небольшого размера, по причине чего штатные диванчики и столики здесь не предусмотрены. Впрочем, для пары раскладных стульчиков места достаточно – при желании можно комфортно расположиться с удочками или пивом.
Вдоль обоих бортов из кокпита в нос ведут палубные проходы. Они явно узкие, двигаться там можно лишь приставным шагом – не удивительно, учитывая размер лодки. Но он же (размер), а также боковые двери в рубке и скрадывают этот существенный недостаток: всего два шага из кокпита – дверь, ещё два шага – носовая палуба (бак). Зато доступ к борту в любом месте – несомненный плюс (попробуйте-ка на круизере-«американце» повесить на борт 4-5 кранцев).
По всему периметру борта – сплошной пластиковый фальшборт. Настолько высокий, что обязательный релинг по его верху смотрится поручнем. Очень важный аспект на семейном крейсере: родители будут абсолютно спокойны, когда их дети бегают вокруг рубки.
В самом носу лодки – короткий бушприт и разрезной релинг. Такое сочетание резко облегчает выход на высокий причал или катер (последнее лично проверил). Под ногами – якорный ящик и пара швартовных уток (чтобы не возвращаться к этому: ещё по паре на миделе и в корме) – вполне достаточный минимум (на такого размера катере якорь не слишком тяжел и вполне нормально тягается вручную). А дальше – небольшая ступенька на палубу, которая в сочетании с высоким фальшбортом выглядит носовым кокпитом.
Возвращаясь на корму, отмечаю поручни на крыше рубки (кругом есть за что ухватиться), мощные алюминиевые профиля на дверях и окнах кокпита, а ещё – неприкрытые торцы пластиковых отформовок: они такой толщины и однородности, что «прятать» их действительно нет смысла. Только скандинавы себе подобное позволяют.
Кормовая дверь рубки открывается на петлях (откровенно говоря, не понял, почему не более логичная сдвижная).
Салон
Он начинается (идём с кормы) диванчиками вдоль обоих бортов. Предусмотрены секции для закладывания прохода – получается сплошная лежанка, правда, короткая для взрослого, но вполне удобная для двух детей. Сбоку находится крепёжный «стакан» для столика на остроумно выполненной кривой ноге: одним движением столик можно придвинуть к сидящим или, наоборот, убрать с прохода. Если к столику развернуть и передние сидения (рулевого и штурмана), то получается кают-компания на 4-6 человек.
Пост управления – со сдвигающимся (регулировка «под себя») сидением, электронным контроллером «газ-реверс», рундучком для лоций и отодвинутой от рулевого приборной панелью. Последняя почти вертикальна – бликов от приборов нет. Вместе с тем она достаточно высокая, чтобы перекрыть солнечные лучи, которые иначе неминуемо бы отразились от плексигласовой крышки рундучка в глаза капитану. Сильно скошенное ветровое стекло тоже практически не мешает рулевому отражениями, поскольку под ним – длинное белое торпедо. В общем, здесь всё вполне удачно.
В салоне много ящиков (под сидениями рулевого и штурмана) и рундуков (под диванами, под пайолом центрального прохода, под ногами у штурмана). Ветровое стекло обдувается холодным и горячим воздухом – отпотевание не страшно. И мощная двойная система отопления Vallas, работающая на диз-топливе (от общего бака) и от берегового питания, – обязательный аксессуар породистого «скандинава».
У рулевого и штурмана – сдвигающиеся боковые двери рубки, над обоими – большие сдвижные люки. И то, и другое можно зафиксировать в любом положении. Плюс кормовая дверь – в результате здесь можно организовать проветривание любой интенсивности, как на ходу, так и на стоянке, что необычайно важно для закрытого помещения знойным летом.
А ещё боковые двери потрясающе удобны при швартовке в одиночку: подвёл катер лагом к пирсу – шагнул к борту, набросил швартов. Не рассчитал – даже не заходя обратно в рубку, подработал движком (длины руки хватает).
Но вернёмся в салон. Шаг вперёд-вниз (здесь пара ступенек) от передних кресел – попадаем на камбуз (он сразу за полупереборкой перед штурманом). Это компактный «джентльменский» набор из двухконфорочной плиты (Vallas), мойки (с ажурной крышкой-разделочной доской), холодильником (Isoterm) и шкафчиков для утвари. Сверху – длинная узкая полка и осветительный плафон.
По правому борту, симметрично камбузу – полноценный изолированный санузел с прокачным унитазом, умывальником и душем. Под ногами – классическая тиковая решётка.
И, наконец, кубрик (носовая каюта). Здесь только обычный V-образный диван, который можно «заложить» матрацем до большой лежанки, больше никаких опций и трансформаций не предусмотрено. Нет и изолирующей двери (как по мне, недостаток). Зато понравился большой люк над диваном, врезанный в наклонный комингс полурубки – через него вполне удобно будет вылезать при необходимости на бак. Интересное наблюдение: чтобы крышки рундуков не гремели на болтанке, на их торцы наклеены резинки. С вниманием к мелочам на этой лодке явно всё в порядке.
Возвращаюсь в кокпит, поднимаю подпружиненные пневмостойками крышки люков машинного отделения. Для Volvo Penta D4 (260 л.с., колонка Duo-Prop) здесь вполне просторно (хотя и не шикарно, как для серьёзного ремонта). А для обслуживания приводного ремня, фильтров и помпы есть отдельный хитро спрятанный люк в салоне – очень практично.
В море!
Увы, погода совсем не тестовая – сейчас на рейде Балаклавы «приличной» волны почти нет. Впрочем, гребней от проходящих катеров оказалось достаточно, чтобы убедиться: Aquador 25 С удивительно комфортен на ходу, учитывая небольшие размеры. Встреча волны очень мягкая, без толчков и рывков. Расплата за такую деликатность в обращении – заметный «петушок» в кильватере, на который расходуется дополнительное топливо.
Ещё одно доказательство откровенно семейного предназначения катера я получил, пытаясь заломить резкие повороты на полном ходу. Aquador 25 С отрабатывает манёвры плавно, с небольшим креном и вполне «взрослым» достоинством – шансы выпасть за борт или удариться о комингс рубки даже с дилетантом на руле мизерные.
Кресло рулевого вполне эргономичное, электронный дроссель манипулируется пальчиками, руль «разгружен» гидравликой, а если встать, то глаза оказываются чётко над люком – всё видно, а ветер отбивается выше. Неудобным показался вынесенный на приборную панель «трим» – приходится отвлекаться, чтобы его нащупать. Зато понравился светодиодный индикатор его положения – непрофессионалам будет проще. Полезны также транцевые плиты (чтобы крен на ходу выровнять).
Измеренные мною динамические характеристики (максимальная скорость 61,5 км/ч, выход на глиссирование – 12 секунд при нагрузке 3 человека), увы, не особо информативны, поскольку двигатель конкретного катера ещё не прошёл режим обкатки и его максимальные обороты инструментально ограничены цифрой 3200. По данным же производителя, катер с Volvo Penta D4 обязан развить 38 узлов (70 км/ч).
Напоследок обнаружил у нашего «подопытного» необычную опцию: на приступке-лавочке на носовой палубе можно с удобством рассесться точь-в-точь как в переднем кокпите боурайдера, получая аналогичный кайф на плавных прыжках с волн.
Резюмируем
Хозяин испытанного нами катера установил на нём подстаканники – держатели для удилищ – и с удовольствием рыбачит. Но скажем честно: «по рыбу» на Aquador 25 С можно ездить только одному, ибо в кокпите не больно то удилищами и размахаешься – тесновато. Зато это настоящий семейный крейсер: удобный, безопасный и вполне вместительный, несмотря на небольшой размер. Причём комфорт здесь будет обеспечен в любую погоду и никакие затекания-отпотевания не грозят. А самое главное: на этом катере навигация смело продляется вплоть «до льда», на зависть грустно глядящим с берега открытым круизёрам.
«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Aquador в Украине – компания «НТ-Марин Украина».