Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Лодочные электродвигатели

#------

Предлагаемый блиц-обзор – горстка наиболее массовых ответов, отобранных из так называемых «ЭфЭйКю» (от англ. FAQ – Frequently Asked Questions) касаемо покупки и эксплуатации лодочных электромоторов.

– Какой «движок» лучше?
– Смотря для чего. Существующие электромоторы можно разделить на три типоразмера:
– троллинговые – 0,5…1 л.с. (нагрузка до 4-х человек);
– средние – 1…3 л.с. (максимум для 30-футовых лодок);
– мощные – 8…10 л.с. и выше (для стационарной установки).
Как правило, мощность «движка» определяет предполагаемая загрузка судна, но не менее часто лимитирующим фактором выступает количество и вес аккумуляторов, которые владелец согласен «таскать».
– Насколько важен тип двигателя?
– В зависимости от питающего напряжения электромоторы бывают AC- или DC-типа (переменного/постоянного тока), реверсивные и нереверсивные, регулируемой мощности и нет. Несмотря на заметно бОльший вес, двигатели постоянного тока (DC) востребованы по-прежнему: они простЫ, не требуют инвертора, легче монтируются. Дешевле, в конце концов… К тому ж теперешние брэнды (LEMCO, E-TEK) облегчены до предела, а по мощности значительно превосходят предшественников.

– Какое напряжение лучше всего? Как определиться с мощностью?
– Существующие электродвигатели рассчитаны на стандартные напряжения 12, 24, 36, 48 и даже 72 вольта. Чем выше мощность, тем (обычно) больше и требуемое напряжение. Оптимально, как нам кажется, – 24 вольта.
Что до мощности… При плавании внутренними водами, где нет приливов-отливов, особо сильных течений, для лодки с 2-6 пассажирами достаточно 0,5…2-сильного двигателя.

На какую мощность электродвигателя ориентироваться при самостоятельном оборудовании лодки?
Движимые электричеством суда подразделяются на три категории:
1. Малые (лодку можно перевозить на автомобильном багажнике)

Длина, м

3,5-5

Вес порожнем, кг

30-60

Грузоподьёмность, кг

120-270

Масса аккумуляторов, кг

30-60

Тип электродвигателя

троллинговый подвесной

Мощность эл-двиг., л.с.

0,5-1

Скорость, км/час

25

Запас хода, часы

3-4 (зависит от направления и силы ветра)

По сути, описанное судно – одно- либо двухместное каноэ или лёгкая гребная лодка. Двигатель – обычно 12-вольтовый.
2. Средние (трейлерные лодки)

Длина, м

5-7,5

Вес порожнем, кг

180-450

Грузоподьёмность, кг

300-650

Масса аккумуляторов, кг

60-120

Тип электродвигателя

постоянного тока, подвесной или стационар

Мощность эл-двиг., л.с.

1-3

Скорость, км/час

до 10

Запас хода, часы

6-8 (зависит от направления и силы ветра)

Лодка достаточно тяжёлая: нужен трейлер, место для спуска. Но зачастую именно такое судно – лучший вариант для семейного уик-энда.
3. Крупные (стояночные суда)

Длина, м

7,5-10,5

Вес порожнем, кг

900-1350

Грузоподьёмность, кг

650-1100

Масса аккумуляторов, кг

110-220

Тип электродвигателя

стационарный, встроенного типа

Мощность эл-двиг., л.с.

5-10

Скорость, км/час

до 11

Запас хода

50-100 миль (зависит от направления и силы ветра)

Как правило, это экскурсионный баркас с минимальным комфортом и пассажировместимостью 6-12 человек. Двигатель обычно 48-вольтовый, подпайольные аккумуляторы повышают остойчивость судна.

По материалам зарубежных специализированных изданий.