Предлагаемый блиц-обзор – горстка наиболее массовых ответов, отобранных из так называемых «ЭфЭйКю» (от англ. FAQ – Frequently Asked Questions) касаемо покупки и эксплуатации лодочных электромоторов.
– Какой «движок» лучше?
– Смотря для чего. Существующие электромоторы можно разделить на три типоразмера:
– троллинговые – 0,5…1 л.с. (нагрузка до 4-х человек);
– средние – 1…3 л.с. (максимум для 30-футовых лодок);
– мощные – 8…10 л.с. и выше (для стационарной установки).
Как правило, мощность «движка» определяет предполагаемая загрузка судна, но не менее часто лимитирующим фактором выступает количество и вес аккумуляторов, которые владелец согласен «таскать».
– Насколько важен тип двигателя?
– В зависимости от питающего напряжения электромоторы бывают AC- или DC-типа (переменного/постоянного тока), реверсивные и нереверсивные, регулируемой мощности и нет. Несмотря на заметно бОльший вес, двигатели постоянного тока (DC) востребованы по-прежнему: они простЫ, не требуют инвертора, легче монтируются. Дешевле, в конце концов… К тому ж теперешние брэнды (LEMCO, E-TEK) облегчены до предела, а по мощности значительно превосходят предшественников.
– Какое напряжение лучше всего? Как определиться с мощностью?
– Существующие электродвигатели рассчитаны на стандартные напряжения 12, 24, 36, 48 и даже 72 вольта. Чем выше мощность, тем (обычно) больше и требуемое напряжение. Оптимально, как нам кажется, – 24 вольта.
Что до мощности… При плавании внутренними водами, где нет приливов-отливов, особо сильных течений, для лодки с 2-6 пассажирами достаточно 0,5…2-сильного двигателя.
– На какую мощность электродвигателя ориентироваться при самостоятельном оборудовании лодки?
– Движимые электричеством суда подразделяются на три категории:
1. Малые (лодку можно перевозить на автомобильном багажнике)
3,5-5 |
|
Вес порожнем, кг |
30-60 |
Грузоподьёмность, кг |
120-270 |
Масса аккумуляторов, кг |
30-60 |
Тип электродвигателя |
троллинговый подвесной |
Мощность эл-двиг., л.с. |
0,5-1 |
Скорость, км/час |
2–5 |
Запас хода, часы |
3-4 (зависит от направления и силы ветра) |
По сути, описанное судно – одно- либо двухместное каноэ или лёгкая гребная лодка. Двигатель – обычно 12-вольтовый.
2. Средние (трейлерные лодки)
Длина, м |
5-7,5 |
Вес порожнем, кг |
180-450 |
Грузоподьёмность, кг |
300-650 |
Масса аккумуляторов, кг |
60-120 |
Тип электродвигателя |
постоянного тока, подвесной или стационар |
Мощность эл-двиг., л.с. |
1-3 |
Скорость, км/час |
до 10 |
Запас хода, часы |
6-8 (зависит от направления и силы ветра) |
Лодка достаточно тяжёлая: нужен трейлер, место для спуска. Но зачастую именно такое судно – лучший вариант для семейного уик-энда.
3. Крупные (стояночные суда)
Длина, м |
7,5-10,5 |
Вес порожнем, кг |
900-1350 |
Грузоподьёмность, кг |
650-1100 |
Масса аккумуляторов, кг |
110-220 |
Тип электродвигателя |
стационарный, встроенного типа |
Мощность эл-двиг., л.с. |
5-10 |
Скорость, км/час |
до 11 |
Запас хода |
50- |
Как правило, это экскурсионный баркас с минимальным комфортом и пассажировместимостью 6-12 человек. Двигатель обычно 48-вольтовый, подпайольные аккумуляторы повышают остойчивость судна.
По материалам зарубежных специализированных изданий.