Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Легенда родом из деревни Дрэскомб

#Drascombe

"Уважаемая редакция! Объявился фанатик и хочет как можно больше людей обратить в свою веру. Знаю, что "всяк кулик своё болото хвалит", но всё-таки надеюсь: рассказ об этой лодке-уникуме может заинтересовать и увлечь многих. Любые вопросы, если возникнут, – по электронной почте. Желаю Вам успеха и множества рекламодателей…"
Вот такое письмо "свалилось" на "Фарватер" совсем недавно. Игорь ВАСИЛЬЕВ – из родственного нам племени влюблённых в парус, сам прекрасно знает этот предмет, к тому же отлично владеет пером и… неплохо переводит с голландского.
Итак, слово Игорю:

Создатель этого бестселлера Джон Уоткинсон начал карьеру судостроителя на верфи в Носс Майо – маленькой гавани близ Плимута. В 1964 г. он вернулся в "Усадьбу Дрэскомб" разводить овец. И начал подумывать о надёжной и вместительной лодке – вывозить семью на берега реки Дарт и залива Лайм. Ставший вскоре знаменитым фанерный двухмачтовик был заложен в сарае. Лодке дали имя усадьбы, а для конкретности Уоткинсон добавил Lugger – название небольших лодок из Корнуолла, для прибрежного лова.
Lugger унаследовал много черт йоркширского кобла. Кобл, как и кожаные ирландские кураги, – прямой потомок кораблей викингов, захвативших в свое время Восточную Англию. Сохранившиеся кое-где до сих пор коблы имеют V-образные обводы днища, прямой форштевень, наклонный транец и узкое глубокое перо руля. Они несли рейковый грот на сильно наклоненной назад мачте и кливер на бушприте. Большие коблы оснащались еще и маленькой шпринтовой бизанью.
Уоткинсон слегка изменил этот кобл. Лодка получила привычный форштевень, руль перебрался внутрь корпуса, освободив место на транце колодцу подвесного мотора. Рассчитанный на выходы преимущественно в хорошую погоду, Lugger имел огромный кокпит, где восемь человек не мешали друг другу.
Запускать построенную лодку в серию Джон не собирался, а потому просто подарил чертежи друзьям по Носс Майо, основавшим вскоре фирму "Honnor Marine".
Дебют лодки был ошеломляющ. Всего через полчаса после открытия Лондонской бот-шоу 1968 года выставочный образец был продан, а к концу выставки полученные заказы загрузили производство на много месяцев вперед.
Владельцы яхточки мигом разглядели заложенные в ней возможности и тут же стали использовать лодки в куда более тяжёлых условиях, чем рассчитывал конструктор.
Вот примеры. Ян Бринкворт (Ian Brinkworth) провел зиму и весну 1968/69 в крейсерском плавании по Эгейскому морю. В апреле 1969-го Дэвид Пайл и Дэвид Кэррик (Pyle, Carrick) отправились из Лондона в австралийский Дарвин. Этот вояж, включивший в себя пересечение Франции по каналам, переход через Средиземное море, сплав по Тигру, перевозку лодки на палубе корабля, тракторе и дрезине, в конце 60-х представлялся диким экстримом. В 1973-м Джеффри Стюарт (Geoffrey Stewart) за два месяца пересек Атлантику от Гибралтара до острова Сент-Винсент. В 1978 г. Вэбб Чайлз (Webb Chiles) начал из Сан-Франциско кругосветное плаванье на Lugger. Он пересек Тихий океан с остановкой на Таити, из Сингапура по пути Пайла и Кэррика, только в обратном направлении, дошел до Омана. Плаванье закончилось в Гибралтаре – Чайлз посчитал, что самое главное позади, а пересечение Атлантики – легкий и скучный этап.

Модели
Созданный Уоткинсоном корпус помимо того, что был прочен, красив и обладал великолепными мореходными качествами, прекрасно поддавался апгрейду. Сейчас кроме Lugger, выпускаемого без малейших изменений, в производстве еще пять моделей как большей, так и меньшей длины. Строительство лодок в Британии ведут две фирмы – "Honnor marine" делает исключительно стеклопластиковые лодки, а фанерные "Дрэскомбы" выпускает верфь Джона Эллиота и Нормана Уайта (John Elliott, Norman Whyte) в Шотландии. Фирмы не конкурируют между собой – известно, что ценители деревянных лодок не покупают пластик. Модельный ряд эволюционировал, и сейчас из упомянутых в "КиЯ" лодок выпускаются лишь Lugger, Dabber и Longboat.

Lugger
Длина: 5,72 м
Ширина: 1,90 м
Осадка: 0,25/1,22 м
Вес: 340 кг
Площадь парусности: 12,26 кв.м

Самая первая модель, выпускаемая (c 1968 года!) до сих пор без малейших изменений. И самая популярная – с начала производства построено более 2000 лодок.
Модификация: Driver. Моторно-парусный вариант. Выпускался со скуловыми килями и стационарным бензиновым двигателем "Креветка" фирмы "Watermota" с воздушным охлаждением и винтом регулируемого шага, 6 л.с. Изготовлено 55 экземпляров. Снят с производства.

Longboat
Длина: 6,63 м
Ширина: 2,00 м
Осадка: 0,30/1,27 м
Вес: 400 кг
Площадь парусности: 15,97 кв.м

Удлинённый на метр Lugger. Особенно полюбился корпусам морских скаутов (аналог наших пионерских лагерей). Вторая по числу построенных лодок – свыше 700 и производится до сих пор.
Модификация: Longboat Cruiser. Выпускался 10 лет – с 1970 по 1979 год. Удачная модель, всего построено более 400 лодок. Отличался наличием маленькой рубки, где находились одно спальное место, портативный камбуз и химический туалет.
Модификация: Drascombe Drifter (L=6,55м; B=2,25м; W=905кг; S=19,5м.кв). Единственная модель в семействе "Дрэскомбов", снабжённая длинным балластным фальшкилем весом 250 кг. Бизань-мачта отодвинута к самому транцу. На снимке – вариант с подвесным мотором, но в основном устанавливался стационарный 8-сильный Sabb. В каюте – две койки, спиртовой камбуз и туалет. Выпущено 110 штук.

Coaster
Длина: 6.63 м
Ширина: 2,00 м
Осадка: 0,30/1,17
Вес: 480 кг
Площадь парусности: 15,22 кв.м
Гибрид "круизёра" и "дрифтера" – на корпус первого установлена рубка второго. В модельной линейке сменил их обоих. До сих пор в производстве, но карьера менее удачна, чем у предшественника – с 1979 года выпущено 270 лодок.

Dabber
Длина: 4,72 м
Ширина: 1,78 м
Осадка: 0,20/0,91
Вес: 250 кг
Площадь парусности: 15,22 кв.м.
Выпускается с 1979-го до сих пор, построено около 270. Самая маленькая из двухмачтовых моделей в семействе. Больше других напоминает своего дальнего предка – йоркширский кобл. Её руль навешен на транец, лодка вооружена рейковым гротом и стакселем, ставящимся на бушприте.
Модификация: Launch. Чисто моторная модификация "дэббера". Модель оказалась неудачной, было построено всего 12 штук.

Scaffie
Длина: 4,5 м
Ширина: 1,75
Осадка: 0,37
Вес: 210 кг (с балластом)
Площадь парусности: 9,3 кв.м
Его предшественник – Skiff – был более узким и менее популярным (с 1970-го выпущено 30 лодок, модель снята с производства). Во многом к лодке подходит определение "единственная". Это единственная (на сегодня) модель с острой кормой, единственный одномачтовик, единственная лодка со скуловыми килями и водяным балластом. Кроме того, это единственный картоп. Построено свыше 450 только пластиковых лодок, кроме того, 30 практически идентичных фанерных "скифов". Ещё одна модель с острой кормой, "Peterboat", оказалась невостребованной – построено было лишь 10 судов.

Gig ("Гичка")
Длина: 7,62 м
Ширина: 2,13 м
Осадка: 0,46/1,56 м
Вес: 800
Площадь парусности: 23,72 кв.м
Выпускается с 1984-го. Весьма напоминает распространенный у нас шестивесельный ял. Собственно, назначение то же самое – морская практика курсантов. Модель была заказана Интендантской службой Военно-Морского Флота Ее Величества после того, как стало невозможно поддерживать в рабочем состоянии старые ялы, выпуск которых прекратился в 1952 году. В силу специфики заказчика построено не так много лодок – 70. Для частных владельцев модель не предназначена, но могут изготовить по индивидуальному заказу.

"НАШИ" ДРЭСКОМБЫ
В 1977 г. журнал "Катера и яхты" (единственное в СССР издание подобного рода) познакомил читателей с семейством лодок, чрезвычайно популярных у английских мореходов-любителей. После выхода статьи редакция "КиЯ" получила более ста писем с просьбой опубликовать чертежи. Это было несложно – главный редактор журнала Дмитрий Курбатов и Джон Уоткинсон были лично знакомы. Но, как оказалось, чертежи – это далеко не всё.
Судьбы лодки в Британии и СССР сложились диаметрально противоположно. "Honnor marine" и сегодня производит по две лодки в неделю. Всех моделей построено более 4000, причём самой первой, Drascombe Lugger – свыше 2000. Для семейного предприятия из небольшого местечка (а Тотнэсс в графстве Девон по всем понятиям – деревня, там нет даже названий улиц!)) это огромная цифра. В СССР же, после публикации чертежей, каких-либо сведений о построенных лодках не было. Проект назывался "Палтус" (опубликован в известнейшем справочнике "15 проектов судов для любительской постройки" – прим.ред.) – названию Drascombe Lugger приблизительно соответствует дикое "лодка с рейковым вооружением из местечка Дрэскомб для ловли рыбы плавающей сетью". И только в последнее время удалось установить, что они всё-таки были построены.
В конце 80-х в Николаеве было построено 5 лодок "по мотивам" Lugger. Строители несколько изменили лодку, и в итоге у них получился чистый "дрифтер", о котором они, конечно, знать не могли. В 1992 году во Владивостоке построили два Lugger. Примечательно, что сделаны они были из строительной фанеры и просто покрыты краской. Хранятся под открытым небом и до сих пор на плаву. Используются в коммерческих целях (катают туристов), поэтому, видимо, так вооружены. Ещё по одной лодке было в Москве, Питере и Геленджике.

ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?
Популярность "Дрэскомбов" на Западе, особенно в Англии и Голландии, объясняется не только хорошо налаженным производством относительно недорогих (по их меркам, конечно) лодок, но и наличием огромного вторичного рынка этих судов. Так, в Англии подержанный Lugger в хорошем состоянии и с полным снабжением можно купить за три тысячи фунтов (приблизительно 25000 гривен).
Но надеяться на импорт этих судов, даже бывших в употреблении, не стоит – для украинского покупателя эта цена отнюдь не маленькая, а с учетом пошлин она вырастет чуть ли не вдвое. Выход один – строить самому. Тем более, что доступные чертежи весьма подробны.
Почему именно "Дрескомб"? Все лодки этого семейства исключительно мореходны – плавания через Тихий и Атлантический океан – не доказательство ли? В их вооружении нет никаких краспиц, ликпазов, даже гиков с их вертлюгами – многим известно, какую угрозу семейному бюджету представляет покупка нового блока, стопора или, не дай Бог, лебедки. Винтовых талрепов – и тех нет! Подъёмный шверт и руль дают возможность вытащить лодку на берег, коли такая необходимость появится. Её можно таскать на трейлере даже за мотоциклом с коляской и хранить в гараже (экономные голландцы возят по две лодки на одном трейлере, устанавливая их одну над другой). Наконец, она просто красива.

P.S. После всего прочитанного вас наверняка не удивит, что я тоже построил "Дрескомб". Лодка почти закончена. Строительство (даже с некоторыми излишествами вроде отделки дубом) уложилось в скромнейший по всем меркам бюджет.
Можно спросить – а почему нет приличной фотографии МОЕЙ лодки под парусами?
Как выяснилось уже в процессе строительства, в Украине иностранным гражданам не дозволяется пользоваться и владеть судами, даже самыми маленькими. И вот лодка терпеливо дожидается в гараже – смены то ли законодательства, то ли самого владельца…

Вот, собственно, и всё.
Я желаю всем, кто последует за мной, успеха.