Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Азбука яхтенного чартера

#------

Начинаем публикацию цикла статей Сергея ГОРБАНЯ «Азбука яхтенного чартера», в которых автор расскажет начинающим яхтенным капитанам о практических особенностях выбора чартерного оператора и яхты, подготовке к путешествию и разработке маршрута, приёмке и сдаче яхты; о безопасности на борту и особенностях маневрирования в маринах, коварных якорных стоянках и общении с «харбор-мастером», распределении ролей в экипаже и негласных правилах международного яхтенного этикета… И о многом другом!

История яхтенного чартера
Любопытно, что в Интернете не так много статей на эту тему. Самая распространённая история гласит: в 1949 году, когда мир зализывал раны после Второй мировой войны, в Английскую Гавань, что в Карибском море на Антигуа, прибыл командор Николсон на своём 70-футовом кэче «Моллихоук» с женой и двумя сыновьями.
Командор с семьёй обосновался на старой заброшенной верфи и вскоре они завели дружбу с жителями острова, английскими и американскими отставными военными и торговцами. В то время Антигуа, как и другие Карибские острова, находились на окраине цивизизации, и связь с внешним миром поддерживалась единственным авиарейсом в неделю. Скучающая местная публика быстро оценила идею Николсонов: по выходным дням выходить под парусами на соседние острова на коктейльные и пляжные вечеринки. Очень скоро им последовали другие владельцы парусных судов, и так возник первый оператор яхтенного чартера. Верфь в Английской Гавани постепенно развилась в популярную и современную марину, и сегодня Антигуа – один из важнейших центров мирового яхтенного чартера.
Два десятилетия спустя на другом берегу Атлантики, в Средиземном море, идею яхтенного чартера подхватили в Греции. В те годы туда стали массово приезжать на отдых европейцы среднего класса, в основном англичане. Прекрасный средиземноморский климат и низкая стоимость проживания за несколько лет превратили аграрную Грецию в Мекку для бюджетных туристов из Европы. В греческие воды начали приходить частные парусные яхты – отдыхающие арендовали их для путешествий по близлежащим островам, так что идея яхтенного чартера просто витала в воздухе. Одной из первых чартерных компаний в Греции стала британская Sunsail (1973 г.), ставшая крупнейшим оператором чартерных яхт в мире. С развитием массового производства стеклопластиковых парусных яхт чартер начал развиваться бурными темпами и в других странах Средиземноморского и Карибского бассейнов, и это, в свою очередь, послужило толчком для развития марин и яхтенной инфраструктуры.
Сегодня крупнейшие яхтенные операторы предлагают чартерные маршруты практически во всех морях Мирового о – от Крайнего Севера до Антарктиды. Очевидно, что самые массово посещаемые регионы – это прибрежные участки морей с тёплым климатом, благоприятными условиями плавания, живописной береговой линией и развитой яхтенной инфраструктурой.
Бесспорно, наиболее популярные и массовые регионы для яхтенного чартера – Средиземное и Карибское моря: прежде всего благодаря близости развитых стран с их активным и платежеспособным городским населением и благоприятному климату. Средиземноморье популярно среди европейских яхтсменов, Карибы – среди американских. Так называемые «экзотические» направления менее посещаемы, в основном по причине своей удалённости от европейских городов и высокой стоимости авиаперелёта. Тем не менее в последние годы наблюдается подъём интереса к экзотическим направлениям, и яхтенный чартер там активно развивается.
На сегодня в мире работают сотни, если не тысячи, операторов яхтенного чартера. Из их числа можно выделить три основные группы:

  • Крупные глобальные операторы, управляющие флотом яхт от 200 до 800 и более – такие, как Sunsail, Moorings, Kiriakoulis.
  • Средние региональные компании с флотом от 50 до 200 яхт. В основном такие операторы «выросли» в родной стране, например Хорватии, Греции или Турции, и расширили «ареал действия» в соседние страны. Счёт таких компаний идёт на десятки.
  • Самая многочисленная группа – мелкие операторы, семейные фирмы с флотом до нескольких десятков яхт. Как правило, такие фирмы привязаны к одной-двум яхтенным базам в одной-двух странах региона.

Выбор яхтенного оператора для отпуска во многом зависит от планируемого региона плавания и ваших индивидуальных предпочтений. У популярных яхтенных операторов и небольших чартерных компаний есть свои плюсы и минусы, и всегда решение о выборе компании остаётся за вами. Самым важным фактором, на мой взгляд, должны быть безопасность яхты и её экипажа, а также репутация оператора. Что же касается множества других факторов, на которые нужно обращать внимание при выборе той или иной компании для отпуска под парусами, – на них я сейчас и остановлюсь.

География
Крупные яхтенные операторы управляют флотом в сотни яхт на десятках баз по всему миру. Поэтому у них вы имеете большой выбор стран, так сказать, от одного «поставщика». При этом правила бронировки и условия аренды яхт, а также стандарты сервиса одинаковы на любой базе. С другой стороны, небольшие операторы нередко располагают свои базы в местах, где нет крупных операторов, выступают своего рода первопроходцами. В этом их плюс. Региональные чартерные компании также часто служат запасным вариантом для клиента в разгар сезона, когда у больших компаний все яхты забронированы.

Репутация и надёжность чартерной компании
Это очень важный фактор, так как вы платите деньги оператору наперёд и хотите быть уверенными, что получите именно ту яхту и тот сервис, который вам обещали. Хорошая репутация известных, состоявшихся компаний создавалась на европейских и западных рынках не один десяток лет. Они имеют также значительные финансовые ресурсы и штат для качественного обслуживания матчасти, что в совокупности уменьшает риски для клиента получить некачественный сервис. Преимущество небольших чартерных операторов – в их гибкости при подходе к потребностям клиентов, например, возможность выбирать самостоятельно день и время начала и окончания чартера, условия аренды яхты, стоимость подачи яхты и аренды «one way», и другие нюансы. Однако, выбирая малоизвестного яхтенного оператора, советую хорошенько разузнать у знакомых и в Интернете об этой компании, чтобы избежать возможных сюрпризов.

Флот
Наиболее популярные марки парусных яхт, используемые в массовом яхтенном чартере, это Bavaria, Jeanneau, Beneteau, Gib Sea, Dufour, Elan и другие. Большинство этих моделей специально спроектированы для комфортного яхтинга в тёплых морях, и крупные чартерные операторы являются фактически оптовыми покупателями яхт у этих верфей. Флот чартерных яхт известных операторов регулярно обновляется. Например, средний возраст флота Sunsail и Moorings – 2-3 года, а самым «старым» яхтам – до 6-ти лет. Есть операторы, которые держат во флоте яхты постарше, от 6 до 8 лет. Редко когда можно встретить в чартере яхту старше 10 лет.
Яхты, отходившие в чартере свой срок, распродаются через «брокеридж», имеющийся практически у любого большого чартерного оператора, и взамен их покупаются новые. Не все яхты, которыми управляет чартерный оператор, находятся в его собственности. Крупные компании (Sunsail, Moorings, Kiriakoulis) привлекают в свой флот новые яхты при помощи специальных программ, называемых «yacht ownership» или «yacht management». Их суть в том, что частное лицо при посредничестве оператора покупает у верфи новую яхту и сдает её оператору в пользование на срок от 5 до 7 лет, получая гарантированный доход без каких-либо расходов по содержанию яхты. В течение этих 5-7 лет собственник яхты имеет гарантированное право использовать для личного отдыха свою яхту от 6 до 10 недель в году. Существует несколько видов таких программ, где при покупке собственник платит либо полную стоимость яхты, либо половину стоимости, а также другие вариации таких программ. На мой взгляд, для людей, имеющих средства на подобное приобретение, такие программы могут представлять интерес: вы имеете яхту, отдыхаете на ней до 2-х месяцев в году и ничего не платите за её содержание и обслуживание, а через 5-7 лет она полностью ваша.
При выборе чартерного оператора следует обращать внимание на возраст и состояние яхты, которую вы собираетесь арендовать. Это непросто сделать на расстоянии, поэтому всегда есть определённый риск, что яхта может оказаться не такой, как на фотографии. Нужно внимательно изучить перечень оборудования, уточнять у чартерного агента любые интересующие вас детали, особенно если яхта старше 5 лет. Справедливости ради должен отметить, что многие чартерные операторы, как крупные, так и небольшие, очень качественно ухаживают за своими яхтами. От этого зависит репутация чартерной компании.

Стоимость
В среднем недельная аренда яхты на популярных маршрутах Средиземного моря варьируется от € 1000 до 5000 в неделю – в зависимости от сезона, размера, возраста яхты и политики чартерной компании. Как правило, стоимость аренды яхт у крупных чартерных операторов несколько выше, чем у небольших компаний. Почти все чартерные операторы в разные периоды практикуют скидки 5-20% – сезонные, групповые, за заблаговременное бронирование, за повторную бронировку (лояльность) и пр. У крупных операторов стоимость и условия, как правило, фиксированы, в то время как некоторые небольшие компании подходят более гибко к своей ценовой политике. В любом случае, прежде чем производить оплату, рекомендую всегда требовать у чартерной компании детальную разбивку, из чего складывается стоимость чартера, и описание, что в эту цену входит. Особенно это касается страховок, уборки яхты, других обязательных сборов, а также подвесного мотора и динги.

Комплектация и оборудование
Как правило, комплектация и оборудование, в том числе навигационное, у большинства чартерных яхт примерно одинаково. На сайтах чартерных операторов, как правило, вывешен перечень стандартного оборудования яхт, его же можно получить у представителей чартерных компаний в Украине.
Некоторые отличия могут заключаться в следующем. Чарт-плоттер входит в стандартное оборудование яхт всех крупных операторов и большинства небольших. На некоторых яхтах он расположен у штурвала на специальном пъедестале, на других – в каюте, за штурманским столом. Моё предпочтение – у штурвала: ведь именно рулевому нужно ориентироваться по карте, не отходя от штурвала. Динги (надувной тендер к яхте), как правило, также включен в стандартную комплектацию. Подвесной мотор к динги – многие компании берут за него с клиентов дополнительную плату, у других операторов (например, Sunsail) он включен в стандарт. Закрутка стакселя, лейзи-джек или закрутка грота в мачту, электрический брашпиль, рация, навигационные инструменты и карты, спасательное оборудование (включая плот) – может немного отличаться по своим функциональным или дизайнерским признакам, но всё это должно присутствовать в стандартном оборудовании яхт любого оператора.

В следующих номерах журнала мы остановимся на комплектации яхты и перечне оборудования более подробно, а также поговорим о том, как правильно принимать яхту в командование, на что обращать особое внимание при подготовке и планировании маршрута, и о многом другом.

Сергей ГОРБАНЬ,
капитан яхты «Атлантис»
Н2О Студия Приключений