Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

SAY 29 Runabout Carbon

#SAY #Тест-драйв

Электричество наступает. Но если на суше электромобили уже привычны, то водномоторники “электрифицируются” не спеша. И уж чего точно не ожидаешь от сегодняшней электролодки, так это высокой скорости. Аккумуляторы пока неадекватно тяжёлые…
И вдруг — чёрная 9-метровая “зажигалка на батарейках”, летающая 45-узловым ходом!

Я, конечно, “слегка” приукрасил: на 45 узлах эта футуристичного вида лодка с ножевидным форштевнем может мчаться всего 30 секунд, далее температурная защита мотора срабатывает. Но на 30 узлах — вполне достойных 1,5 часа! Если от загородного дома до офиса 30-40 м.миль, то вполне себе можно ездить на работу, игнорируя бензозаправки. Главное — не забывать после швартовки вилку кабеля в розетку вставить. Быстрый заряд (22-амперным током) заполняет аккумуляторы за 3,5 часа, а на ночь можно включить обычный режим — 10 ампер, 7,5 часов.

В машинном отделении лодки — пара компактных электродвигателей по 157 кВт (от Kreisel Electric) и две батареи по 50 кВт*ч. А ещё — шланги и мощные насосы: при работе электрооборудование неистово греется, его интенсивно остужают забортной водой. Отдельные контуры охлаждения у двигателей, аккумуляторов и зарядки. И именно насосы шумят больше всего — пожалуй, это главная проблема судна. Если на ходу шум насосов “гармонизируется” с гулом моторов и плеском воды, то в марине на соседних лодках хоть уши затыкай. Впрочем, тестовое судно — прототип, на следующие экземпляры создатели обещают подобрать насосы потише…

Корпус — карбоновый. Немецкая верфь SAY специализируется на разъездных VIP-динги для супер-яхт, скорость и “крутой” внешний вид в этом сегменте значимее повышенной стоимости углепластика. Зато лодки крепкие и лёгкие (вес корпуса — всего 380 кг). У водителя и пассажира — подрессоренные сидения, в корме — диван и просторный солярий. Под палубой будет (у серийной лодки) кадди-каютка — честно говоря, не понимаю зачем, исходя из назначения динги.

Пульт управления — образец лаконичности: большой чартплоттер, ключ включения питания, штурвал и рукоятка газа. Плюс три кнопки режимов: Harbour (малый ход на швартовках), Sport (до 30 узлов) и Insane (те самые 45 узлов). А всем электрохозяйством при этом управляет компьютер, на дисплейчике которого постоянно “светится” уровень заряда и на сколько его хватит. Как только температура двигателя возрастает до 130 градусов, компьютер сам понижает мощность (защита “от дурака”).

Скажу честно: управлять этой лодкой — ещё тот кайф! Крутящий момент у электродвигателей явно выше такового у ДВС: при разгоне ощутимо вжимает в кресло. Обводы — откровенный “нож”, лодка гребни пронзает, лишь чуть качнувшись. Крутые манёвры не для этого судна, а вот на прямой оно прекрасно. По словам производителей — самый быстрый электроход в мире.

Впрочем, доступны версии и с ДВС — Mercruiser, Volvo Penta или Ilmor, от 350 до 485 л.с.

Цена базовой (дизельной) версии — от 200 тысяч евро. Наш электроход резко дороже — 350 тыс. евро. Думается, пока что эта лодка актуальна в единичных экземплярах на европейских озёрах (где ДВС запрещены) и на больших люксовых яхтах. Но прогресс не остановить — по всему, я испытал прообраз массовой техники недалёкого будущего. Стоит лишь “батарейкам” подешеветь и…

Богдан ПАРФЕНЮК.
Фото автора.