Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Outremer 45

#Outremer #Тест-драйв

Один из верных признаков по-настоящему удачной и добротной яхты – отсутствие таковой на «вторичном» рынке. Действительно, зачем избавляться от судна, которое не теряет актуальности и практически не изнашивается?! Так вот: по свету скитается уже больше 250 катамаранов Outremer, но даже всезнающий Google обнаружил всего лишь дюжину выставленных на продажу.

«Три кита» идеологии брэнда, заложенные ещё в 1984-м, звучат так: мореходность, быстроходность, простота в эксплуатации. Первые два пункта гарантируются грамотным дизайном (высокобортные корпуса, узкие длинные ватерлинии, увеличенный клиренс, относительно короткая низкопрофильная рубка, повышенная энерговооружённость…) и добротным исполнением (качественные материалы, вакуумная формовка корпусов…). Что касается третьего, то верфь избегает обилия сложных систем и «навороченной» электроники, ибо «чем проще, тем надёжнее». Также избегает карбона в корпусе – только время покажет, насколько такой корпус долговечен, а рисковать репутацией компания не намерена. Хотя в переборках и рубке карбон использует.

Зато обзор у рулевого отличный: все четыре оконечности – как на ладони. И… нет кресла. На швартовках оно и не нужно: в открытом море управлять будет, скорее всего, автопилот, а для «тонкой» рулёжки предусмотрено кое-что поинтереснее – румпели! На каждом корпусе, в комплекте с эргономичными креслами. Кстати, румпели насажены прямо на баллеры рулей и продолжают надёжно работать при выходе из строя штурвальной системы.

Центральный пост управления – на рубке слева. Комплект приборов весьма лаконичный: два инструментальных циферблата, панельки управления двигателями и большой универсальный монитор. Последний не врезан заподлицо, а высится на поворотной опоре (лично я опасаюсь таких креплений, которые могут быть вырваны случайно захлестнувшим шкотом…).

Сразу отмечаю, что катамаран высокий: рулеткой я намерял клиренс 86 см (хотя верфь декларирует 80). Вторая особенность – далеко отстоящая от носовой балки рубка и, как следствие, необычно длинные сетки. Увеличенное основание переднего треугольника позволило оснаститься стакселем-автоматом, столь желанным при управлении в одиночку. Необычно низко установлен гик – при его переброске высокого рулевого может и задеть. Зато площадь грота (с прямоугольным топом) – максимально возможная. Общая энерговооружённость очень высока: 5,14 (!) на лавировке и 6,18 (!!) с геннакером. В опциях ещё и вращающаяся мачта, заметно повышающая эффективность грота.

В Ла Гран Мот я «обкатал» Outremer 45 – самую малую модель верфи, по словам строителей, «нарисованную вокруг человека» (в смысле эргономики) и только-только запущенную в производство. Популярный предшественник был быстр, но смотрелся чересчур угловато. Над «римейком» трудились не только «мэтры скорости» Barreau-Neuman, но и специалисты по интерьерам Franck Darnet Design, а линии экстерьера окончательно «довели» в автомобильном бюро Patrick le Quement. Результат того стоил: уже на этапе публикации эскизов верфь приняла 5 заказов с предоплатами.

В сумме всё вышеперечисленное и объясняет, почему Outremer (с французского – «дальние страны») – один из любимейших катамаранов кругосветчиков.

Скорость – особое свойство этих катамаранов. И дело не только в драйве полёта и способности обгонять «всё, что движется» (если для большинства парусников 10 узлов – скорость предельная, то для Outremer она средняя). Быстроходность также означает возможность «убежать» от шторма – читай, безопасность. И меньше времени на дискомфортных переходах (не всегда ведь волна в радость…).

Почти все проводки выведены на пару лебёдок центрального поста, правая и левая в кокпите обслуживают лишь каретку гика-шкота, закрутку стакселя, шверты и геннакер. Всё оптимизировано под управление в одиночку, и сделал это не кто-нибудь, а «профессор» Мишель Дежуа. Палубы широкие (минимум 80 см) и свободные, со штатно заведенными страховочными линями.

Кокпит удобен для «посиделок»: пять человек на большом диване (из них четверо – за столом), три – на малом. Со стороны кормы он закрыт высоким комингсом. Над головой – лёгкий (экономия веса) бимини. Который от солнца прикроет, а от залетающих на «жёсткой» лавировке брызг – почти нет. И в дождь диваны будут мокнуть… Считаю, в дальних путешествиях это одно из «слабых мест» судна.

В салоне – привычный «набор» из штурманского стола, камбуза и обеденной группы. Последняя – на троих, но со стороны прохода можно добавить ещё три раскладных стула. Камбуз полноценный, претензий нет. А вот за штурманским столиком работать разве что на ноутбуке и вахтенный журнал заполнить: для навигационных карт столик слишком мал. Зато, кроме пары немаленьких форточек в лобовом стекле, ещё имеются два люка – о вентиляции конструкторы позаботились.

Проектом предусмотрено несколько подпалубных планировок, и у нас – необычная. Например, в носу «хозяйского» корпуса – не санузел, а явно детская каюта: кровать длиной 200 см и шириной от 130 (в головах) до 100 (в ногах). Подиум кровати на высоте 105 см, потому предусмотрена ступень. (Ещё бы поручень здесь прикрутить, прямо просится!) Впрочем, исполнение – сэми-кастэм, если владельцу нужно – прикрутят…

В корме кровать длиной 190 см, шириной от 170 (в головах) до 155 (в ногах). Над головой 100 см свободы. В самом узком проходе – 40 см на уровне локтей и 30 см у пайола. Шкафы и полки – облегчённые, без дверец; под кроватью – ниша с лёгкими бельевыми ящиками; швертовый колодец зашит мягкой обивкой. Для рабочего столика, привычного в «оунерской», не хватило ширины. Санузел не слишком просторен, хоть и с отдельной душевой кабиной. В последней – большой люк аварийного выхода, который на стоянке поможет эффективно осушивать мокрое помещение. В шкафу – компактная стиральная машина.

«Гостевой» корпус распланирован стандартно: две каюты и общий санузел на миделе. В корме кровать длиной 200 и шириной 165 см (к ногам сужается до 155 см), над головой 100 см. В носу: длина 200 см, ширина 145 (сужается до 120), высота до подволока – 115 см. На половине этой высоты – откидная кровать 200х70 см. Для пары родителей плюс ребёнок или для двух однополых взрослых (один может быть тучным).

Интерьер (на фотографиях) считается упрощённым. А в опциях разные породы дерева, натуральная кожа, «алькантара», кресла и пр. Исполнение – самое качественное.

С ветром в день теста нам откровенно не повезло: всего 5,5-6,0 узлов. Волна незначительная, на борту восемь персон и полный бак топлива.

Outremer 45 – самый «крутой» крейсерский катамаран в моей практике: устойчиво идёт 6,0 узлов (!) под 45 градусов (!!) к истинному ветру. Увалились до 90 градусов – 6,5 узлов.
Пока меняли стаксель-автомат на геннакер, ветер чуть усилился – 7,5-8,0 узлов.
– 90 градусов к истинному ветру – скорость яхты 7,5 уз. При усилениях ветра до 8,5 разгонялись до 8 уз;
– 120 градусов – 7,5-8,0 уз. Усиления ветра до 9 уз – разгон до 8,4 уз.

Впечатляет. На что же он способен в свежий ветер? Наш капитан (с верфи) сказал, что на этом катамаране ходил мало, но однажды повезло: переход курсом 110 градусов к истинному ветру силой 25-26 уз под стакселем-автоматом и гротом под 1 рифом – на лаге устойчиво показывало 19,5 узлов.

Стаксель ощутимо перекрывает обзор с наветренного борта, но стоит пересесть за румпель в подветренное кресло – и проблемы как ни бывало. С геннакером хуже: приходится ходить вперёд-назад, чтобы осмотреться. Чисто «гоночная» заморочка, решается вперёдсмотрящим вахтенным либо же отказом от геннакера – третьего не дано.

Лёгкий ход, точное управление, отличная отзывчивость на руль. И, конечно же, румпели… Это особый кайф, понятный лишь начинавшим парусную карьеру на швертботах.

Резюме
Чудес не бывает, и судно, над которым довольно долго трудилось много людей, стоит немалых денег. Но покупающие знают, за что платят. За вполне «домашние» уют и комфорт для пары/семейства. За мягкий ход в неспокойном море (высокий клиренс, низкий профиль мостика). За крепкую конструкцию, способную годами работать в условиях океана. За свободу, которую даёт скорость (убежать от шторма, увидеть за отпуск больше интересного…). И, конечно же, за динамику полёта лёгкого энерговооруженного судна – это как наркотик, хочется ещё и ещё…

Богдан ПАРФЕНЮК.