Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Viknes 880

#------

О совершенно новых (как по имени, так и по философии) для Украины катерах мы кратко писали в прошлом «Фарватере». А в середине апреля мне посчастливилось побывать в норвежском Бергене, осмотреть верфь Viknes и протестировать весь её модельный ряд (4 лодки). Начну с 880-го проекта.

В какой бы то ни было украинской марине любой из Viknes наверняка привлечёт заинтересованные взгляды – уж больно необычен он в «нашем» понимании. Высокий борт с имитацией клинкерной обшивки, сочетание острого штевня с очень широким баком (носовой палубой), просторный незагромождённый кокпит. Но главное – широкая приземистая рубка с обратным наклоном ветрового стекла. Эдакий серьёзный не по годам насупленный крепыш. Ещё необычнее вид катера в исполнении «Sjark» («акула»): высокая арка на самой корме в профиль действительно слегка напоминает плавник морского хищника.
Но все эти непривычные нам элементы – отнюдь не распространённая в Средиземноморье «дань фирменному стилю»: каждый элемент судна продиктован логикой использования.

Палуба
Хорошую организацию палубы я оценил «через руки», когда помогал перешвартовать два катера на стоянке. Как по бортовым проходам (walk-around – закон для «скандинава»), так и по баку ходишь быстро и безопасно, под ногами достаточно места и не скользит, везде под руками мощные нержавеющие поручни и релинг. Солидные утки (3 пары) расставлены в «правильных» местах, а если при заходе «на посадку» болтает – баковому матросу есть куда удобно присесть.
Релинг разрезной, с приваренными продольными скобами – чтобы выходить на берег с носа. Рядом с носовыми утками – объёмистый якорный ящик. В центре бака – герметичный люк в каюту. Он достаточных размеров, чтобы при необходимости служить аварийным выходом.
На каждой из 3-х секций ветрового стекла – свой солидный «дворник», на крыше рубки – 2 больших сдвижных люка, а металлическая антенно-радарная стойка легко заваливается для прохода под низким мостом или транспортировки.

Кринолин и кокпит
Кормовая площадка здесь просторная, под ногами тик, под руками поручни, снизу выдвигается нержавеющий забортный трапик. В кокпит ведёт мощная дверь с соответствующей по величине защёлкой – даже прилично «поддатый» сквозь такую конструкцию не проломится (не секрет, что на иных катерах эта дверка скорее имитирует безопасность).
Смутило отсутствие фиксатора двери в открытом положении – но лишь до ходовых испытаний. Транец наклонный, и открытая дверка даже на поворотах уверенно держится за счёт гравитации. А чтобы она не била транец, в местах касания наклеены мягкие «пипки».
Понравился «подскок» при переходе в кокпит: даже серьёзная волна, «бухнувшая» в транец, не брызнет из-под двери. Зато всё, что в кокпит попало, выливается без задержки – конструкция самоотливная.
Кокпит солидных размеров, но оборудован очень просто: в корме Г-образный диван и два рундука (с вентиляцией, для газового баллона и со сливом, для рыбы), в носу слева – высокий рундук-сушилка для одежды, а справа – дублирующий пост рулевого (предельно лаконичный: штурвал, газ/реверс, джойстик подруливающего устройства). Диванные подушки можно убрать, а его секции – поднять, освободив доступ к большим люкам машинного отделения (кстати, кроме двигателя там ещё здоровенный рундук). Не скажу, что при этом корма освобождается «по-рыбацки» – если бортовая «сидушка» откидывается вплотную к комингсу, то кормовая становится «на попа» и будет мешать забросу спиннинга.
Впрочем, в данной модификации катера («Sjark») о забросе снастей из кокпита вообще не стоит думать – замаху мешает кормовая арка. Зато насколько же она помогает расширить комфортно-жизненное пространство в лодке! Всё дело в продольных алюминиевых «рельсовых» профилях, идущих параллельно борту с крыши рубки на арку. По ним движутся каретки верхней тентовки – в сложенном положении она собирается «гармошкой» у арки, а с первыми каплями дождя растягивается над кокпитом (процедура – задвинуть и пристегнуть зиппером – занимает меньше минуты, сам проверил). Конечно же, эта «крыша» логично дополняется штатными пятью боковинами, пристегнуть которые тоже много времени не занимает. Если в дождь нужно швартоваться – для манёвров и доступа на палубу достаточно снять лишь передние бортовые фрагменты. Тент сделан солидно, с большими прозрачными окнами, вентиляционными отдушинами и клапанами напротив уток.
А теперь представьте, сколько вариантов использования имеет такая конструкция (мне проще – я всё это видел). Комфортная для загорания погода – кокпит открыт полностью. Припекло солнце или пошёл мелкий дождик – задёрнули верхнюю тентовку в режим «бимини». Дождь усилился, поднялся ветер – поставили боковины тента. Стало холодно – поставили кормовую часть (в ней и «дверь» есть, тоже на зипперах), включили обогрев кокпита (да, в кокпит по-штатному выводятся трубы обогревателя). Светит солнце, но дует холодный ветер – периметр оставили затентованным, а крышу убрали, теперь можно и загорать… Кстати, последний вариант норвежцы вовсю используют на швартовке в людных местах: затентованный периметр психологически отделяет компанию, попивающую в кокпите кофеёк, от праздно слоняющихся, а открытый подволок не мешает редкому (в это время года) ласковому солнышку.
Последнее, что достойно внимания в кокпите, – галогенный осветительный плафон под «козырьком» рубки. Вечером – море света.

Салон и камбуз
Из прагматично-пластикового (чтобы любую грязь водой смыть) кокпита шагаю в уютный по-домашнему салон. Обилие тёплого дерева, мягкие сидения, ажурные занавесочки в тон. Высота в рубке – 1,9 м, очень светло – остекление почти по всему периметру плюс пара больших подволочных люков. Планировка салона вполне привычная: слева обеденный уголок, справа в корме камбуз, а ближе к носу – рулевой пост.
Большой стол охвачен П-образным диваном. Его противоположные стороны полноценных размеров, четверо сядут вполне комфортно. А вот фрагмент вдоль борта узкий, там поместятся только дети (наверняка на них и рассчитывали). Деревянный стол действительно большой, особенно если откинуть на петлях его «расширительный» фрагмент с вырезанными подстаканниками.
Пост управления оборудован просто, но «со вкусом»: элегантный штурвал, ручки управления в нише правого борта, приборы на панели перед глазами (их контролируешь, не отвлекаясь от курса), монитор радара-картплоттера. Кстати, на всех «Викнесах» эти приборы устанавливаются так, чтобы экраны было видно с обоих постов управления.
На стоянке сидение рулевого запрокидывается вперёд, освобождая разделочный стол на камбузе. А оборудован он отлично: двухконфорочная газовая плита с духовкой (!), большая раковина, обилие ящичков и шкафчиков. Не сразу нашёл холодильник. Оказалось – он под сидением дивана, с верхней загрузкой. С точки зрения удобства решение спорное (обедающему каждый раз вставать, чтобы достать пиво), зато в нешикарном пространстве удалось разместить полнофункциональную кухню.
Ещё: ажурная панель обогревателя (пользоваться им не сложнее, чем дома кондиционером), дефростер, плафоны освещения…

Каюты и санузел
По ступеням, мимо поста управления, спускаемся к каютам. Их две: в носу (классической V-конфигурации) и «мидель» – с широким двуспальным ложем под салоном. «Прилагаются» приличных объёмов шкафчик, рундуки и полки – для всей одежды и вещей экипажа места хватит наверняка. «Приватность» выше, чем на «американцах» (каюты разделены дверью, а не шторкой), но, конечно, не полная (что не удивительно, учитывая размер лодки).
В изолированном санузле – вакуумный (по стандарту!) унитаз, душ (горячий/холодный, со шторкой по периметру), деревянные полочки, ящички, зеркало на переборке.
В общем – для семейства здесь полный комфорт даже в длительном путешествии, а дневную прогулку вполне можно проводить и шестерым.

На ходу
Итак, наш катер на старте. Пока прогреваем двигатель (Yanmar 4LHA-STP, 222 л.с.), прикидываю: 3 человека плюс полный бак горючего, плюс полбака воды – средняя загрузка. «За бортом» преддождевая обстановка, ветер на порывах 7-8 м/с, короткая волна до полуметра (для особо дотошных: снимки делались накануне, при более спокойных условиях).
С положения «полный стоп» лодка вышла на глиссирование примерно за 11 секунд. Именно «примерно», потому что определить момент смены режима затруднительно: корпус при разгоне приподнимает нос и больше с набором скорости дифферент не меняется.
Разогнались до 25 узлов – это при чувствительном волнении. На гладкой воде наверняка будет на пару узлов больше.
Безусловно, наш катер – настоящий «моряк»: ход ровный и комфортный, с мягкой встречей волны. Даже высокие гребни встречаем очень спокойно – небольшой толчок плюс куча разлетающихся брызг (сочетание «морских» обводов и солидного водоизмещения).
Рулится катер в удовольствие, обзорность хороша (правда, при постановке боковин тента в корме появляются «мёртвые зоны»). Именно на ходу в плохую погоду видно, в чём прелесть обратного наклона ветрового стекла: оно меньше забрызгивается, вода не течёт вниз сплошным потоком, гораздо меньше слепятся солнцем глаза и стекло не отражает переднюю часть торпедо.
Приборы хорошо контролируются взглядом, информации для капитана предостаточно. Единственное: явно не хватает датчиков положения транцевых плит.
Выворачиваю руль на полном ходу. Катер почти без крена входит в разворот, винт никогда не «хватает» воздух, никакого заноса кормы и полное отсутствие «экстрима» на борту. Вот оно, преимущество вальной схемы – судно абсолютно безопасно на манёврах даже с новичком на руле. Плюс гораздо меньший риск при движении задним ходом или «наскоке» на мель: винт занесён под корпус, защищён килем и мощной нержавеющей шпорой.
Правда, недостатки у вальной одновинтовой схемы тоже очевидны: занос кормы на заднем ходу и слабая поворотливость на малых оборотах. Чтобы швартоваться в сложных условиях (боковой ветер и дефицит свободного места), катер нужно очень хорошо «прочувствовать». Настоятельная рекомендация неопытным капитанам: ваш Viknes должен быть оборудован как носовым, так и кормовым подруливающими устройствами.
Зато именно на швартовке владельцы наверняка оценят второй пост управления. Особенно при подходе в одиночку: в корме у борта гораздо проще «прицеливаться», а когда кранцы катера коснутся причала, достаточно, перегнувшись за борт, завести швартов на ближайший рым и заложить за одну из швартовных уток, которые тоже под рукой. При любой заминке катер всегда можно поджать к причалу джойстиком «трастера»…
А ещё кормовой пост наверняка понравится любителям ловли троллингом – под руками как управление, так и спиннинги. Причём, в опциях к каждому из Viknes есть «рыбацкий» пульт управления, с дополнительной рукояткой для прецизионной установки скорости.
Но скажу честно: я эту ручку лично не опробовал – не рыбак, не знаю, как оценивать её удобство и эффективность. Зато оценил, что с поста на пост можно переходить, не меняя режима движения (даже на шикарных яхтах для этого обычно приходится переводить двигатели в «нейтраль»).
При закрытой двери шум в салоне сравним с шумом на люксовых судах (это подтвердил и сопровождавший нас владелец нескольких Azimut). Что ещё понравилось: на всех режимах движения в кокпите и салоне не было надоедливого дребезга лючин, дверец и т.п.
А вот факт, который лично меня удивил: на ходу в кокпите не ощущается выхлопа. Видимо, небольшие отформовки по бокам крыши рубки предназначены именно для вентиляции пространства кокпита и туда не подсасываются газы с кормы.
Что касается каюты, то двух больших люков, каждый из которых можно зафиксировать в любом положении, и кормовой двери с избытком хватает для хорошей вентиляции внутренних помещений. Впрочем, чтобы убедиться в этом, катер нужно испытать в летний зной.
Напоследок «по мотивам» дождя, который в день испытаний заряжал регулярно, я оценил рундук-сушилку в кокпите: вода с мокрой одежды не заносится в салон, как обычно. И даже если ненастная погода не прекращается, тёплый воздух обогревателя быстро приводит «непромоканцы» в нормальное состояние.

Резюмируем
Явные «плюсы» катера:

  • мореходность и безопасность;
  • два поста управления;
  • величина и практичность обстановки кокпита;
  • система тентовки, резко добавляющая комфортно-жизненного пространства;
  • хорошо распланированные уютные помещения.

Как по мне – семейный катер практически без недостатков.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Viknes в Украине – компания «Фьорд-Марин».