Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

MIBS

#------

Московское международное бот-шоу считается самым крупным в СНГ. Нынешняя выставка – 12-я по счёту, первая состоялась в 1995-м. В последние годы событие это стало полновесно международным: около 30% экспонентов – зарубежные. Представлены 15 стран мира, включая Италию, Германию, Францию, Великобританию, Нидерланды, Турцию, Польшу и другие. А всего под крышей Экспоцентра на площади 10000 кв.м. выставились 250 компаний.
Организатор бот-шоу – международная выставочная компания ITE, та самая, что проводит и KIBS. В этом году журнал «Фарватер» был представлен стендами на обоих выставках и, таким образом, редакция получила возможность «изнутри» изучить, в чём их сходства и различия.

Начнём с общего. Оба бот-шоу проводятся в середине весны, стало быть –максимально удобны для продажи малых и средних судов (крупные нужно заказывать за 4 месяца минимум). Обе экспозиции – наземного базирования (без водной части), в центре крупных мегаполисов. Но если в Киеве две трети экспонентов выставили свои суда на открытой площадке у павильона, то абсолютно все стенды MIBS поместились под крышей.
Экспоцентр на Красной Пресне расположился в самом центре Москвы – рядом с Киевским вокзалом и Белым домом. Посетителям удобно, чего не скажешь о самих экспонентах: знаменитые московские «пробки» и «тянучки» предельно усложняют заезд на выставку. А стоило в этом году «сбойнуть» у организаторов отделу логистики, как начались нешуточные проблемы: на путях развоза катеров в павильоне по «своим» местам иногда «вдруг» оказывались уже смонтированные стенды. Как результат – поломки техники, лихорадочная сборка нескольких стендов прямо на глазах у первых посетителей, небрежность в работе инфоцентра… Впрочем, организаторы уже осознали серьёзность проблем и задекларировали перенос следующей выставки в «Крокус-Центр»: он и по площади больше, и подъездные пути там удобнее.
Итак, осматриваем бот-шоу. Первое и очень заметное: рынок России по разнообразию плавсредств гораздо ближе к Европе. Конечно, здесь, как и в Украине, тоже доминирует американо-польский глиссирующий пластик стандартно-модерновых форм. Но рядом можно обнаружить и рыбацкую «классику» (пластиковые катера-траулеры от Jeanneau и Nord Star), и водоизмещающие круизёры (стальные Linssen), и «лобстеры» (Geemar), и почитаемые в Европе открытые баркасы… Из последних обратил на себя внимание Alen: турецкие (из Стамбула) пластиковые катера, сделанные под дерево. Лично я не сразу понял, что именно «под»…
Очень сильна на выставке финская группа: Bella, Buster, Silver, Flipper, Aquador, Finnmaster… Не удивительно: у России ведь, кроме привычных нам южных акваторий, есть и более суровые северные – Онега, Ладога, Балтика – с соответствующей философией малого судоходства.
Если в Украине парусные яхты только начинают интересовать «денежного» потребителя, то россияне уже вовсю их покупают. Отсюда – несколько выставленных «живьём» яхт Bavaria и «француз» Beneteau 27.7.
Обычное для Европы и невиданное у нас: стенды марин. Да, этот рынок в России развивается и уже есть необходимость в рекламе созданной инфраструктуры. Причём, экспонируются как подмосковные марины, так и черноморские. Тут же: выставка Московской парусной школы (тоже необычный для Украины факт). Впрочем, ребята на стенде говорят, что дело не в конкуренции парусных учебных заведений – их, как и у нас, кот наплакал… Они на выставке для популяризации яхтинга как такового.
Зацепился за новую для себя марку подвесных моторов – Nissan. Присмотрелся – уж больно Tohatsu напоминают по модельному ряду. Спросил у менеджера – так и есть: изготовление одно (Tohatsu входит в корпорацию Nissan), а брэнды, по чисто маркетинговым соображениям, разные.
Мечта практикующего водника – магазины палубной мелочёвки. Здесь таких немало («Царь», «Техномарин», «Фордевинд-регата»…), с похвальным по разнообразию ассортиментом. А ещё заметно больше, чем на украинских бот-шоу, стационарных моторов (Yanmar и Volvo-Penta).
Ещё одна невиданная у нас тема: банковская программа кредитования покупки яхт и катеров. На стендах работают менеджеры от банка, консультируют…
Москвичи с немалой фантазией оформляют стенды: тут тебе и подиумы разнообразные, богатое декорирование, иногда строят целые павильоны (Azimut), и даже небольшие городки («Адмирал») с пальмами, бутафорским капитанским мостиком, фрагментами такелажа парусника, пушками и «собственным» кафе для переговоров.
Хороший стиль, который обычен за рубежом, но пока в зачаточном состоянии у нас, – форменная одежда. И девочки, которые на стенде в этой форме расхаживают, привлекают посетителей не только улыбками и стандартными фразами – каждая выдаст о приглянувшемся вам катере его ТТД, способна показать все отсеки, рассказать об особенностях судна. И лишь при узкоспециальных вопросах позовёт специалиста.
Интересный организационный приём: «иностранные блоки». К примеру, «павильон-Франция». Это компактный «квартал» стендов различных производителей: яхты, катера, оснастка, дизайнеры, снабжение… Причём из «живой» продукции – только мелочёвка, остальное в увесистых каталогах; зато в целом ассортимент «от Франции» очень богатым получается. Этакая массированная атака галлами российского водного рынка. А рядом – точно такие же «кварталы» от Италии, Голландии…
Украину представляли стенды «Лагуна Роял» (краснодеревные катера из Херсона), «Plasti-Co» (модульные понтоны одесского производства), «UA Marine» (краски, лаки, герметики, эпоксидные смолы, ткани и оборудование; Николаев), судостроительный завод «Лиман» (моторные мегаяхты, Николаев), журнал «Фарватер» (Киев). И, конечно же, большая экспозиция надувных лодок «Бриг».
В общем, MIBS – выставка несомненно интересная и, по отзывам, коммерчески весьма эффективная. Экспонентов добавляется с каждым годом – несмотря на очень высокую (по европейским меркам) цену за участие. Москва славится «денежной» клиентурой, которая сторицей окупает всё…