Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Finnboat Floating Show 2008

#------

Это было самое необычное бот-шоу из всех мною виденных. Его экспоненты не разукрашивали стенды и не завлекали к себе посетителей – они по-деловому заправляли стоящие у понтонов суда и готовились отдать швартовы. Посетители не просто бродили, издали оценивая взглядом товар (мол, стоит ли подойти) – они споро расходились каждый на «свою» лодку. Буквально 10 минут – и понтоны опустели: внушительная эскадра из 51 вымпела разошлась разными маршрутами, чтобы снова собраться в совсем другом месте…

Эти «водоплавающие» финны
О том, что Финляндия – страна тысячи озёр, слышали все. Но мало кто знает, что их на самом деле во много раз больше, а именно 187888! А ещё здесь 180000 островов и 46000 км береговой линии! Не удивительно, что для столь небольшого населения (5,2 млн. человек – Киев с окрестностями) по большим и малым стоянкам ошвартовано огромное количество плавсредств – 740000, т.е. одна лодка на семерых! Кто-то подсчитал, что каждый второй финн в течение года хоть эпизодически, но плавает на чём-нибудь. В мире ещё только две страны с подобной «судообеспеченностью» населения – Норвегия и Новая Зеландия…
Именно так: в стране Суоми «боатинг» – на уровне культуры нации. Причём, плавать приходится среди замечательной природы, но зачастую в прескверную погоду: даже летом может совершенно без предупреждения похолодать, задуть и задождить. Посему местные жители просто обязаны были строить лодки мореходные, крепкие и желательно всепогодные. Прибавим традиционный северный сплав щепетильности с трудолюбием – и стоит ли удивляться, почему финны исторически в числе лучших в мире судостроителей?!

Заповедник хороших лодок
Да, финны, можно сказать, специализируются на плавсредствах. Почти все их судоверфи небольшие, но в общей выручке за произведённый страной в 2007-м году товар 42% – это лодки, яхты и катера. И хоть местные и сами пользуются своей продукцией, но – сколько того населения… Около 80% созданных судов (от совсем малых до 200-футовых) уходит на экспорт, в более чем 40 стран.
Финны лидируют в Европе по производству лодок из практичнейшего ABS-пластика. Характеристики их катеров из морского алюминия впечатляют. Технологию стеклопластика они довели до предельного совершенства. Их плавсредства недешёвые, но заказчики не переводятся.
В чём же выражается финское качество?
Прежде всего, в прочности и долговечности корпусов – суда безопасны в эксплуатации и с годами очень медленно теряют рыночную стоимость. По обводам это всегда «моряки» – отсюда комфортность на ходу и снова-таки безопасность. Технология и культура сборки такова, что даже через десятки лет корпус не «дышит» и не дребезжит. Применяемые материалы, системы и механизмы – всегда от надёжного производителя и многократно проверены.
Если большинство верфей остального мира завлекают клиента свежими идеями и оперативно внедрёнными инновациями, то финны никуда не торопятся: свои новшества они проверяют и «доводят» годами. Новый проект никогда не пускается в серию без опытных образцов, на которых «вживую» прорабатывают разные варианты компоновки, придумывают всё новые «трансформерные» конструкции, выверяют положение всех деталей. В результате получаются предельно практичные, эргономичные, универсальные и удобные в эксплуатации лодки без недоделок и неудобств.
Финские дизайнеры консервативны – в очертаниях их детищ никогда не будет итальянского изящества. Стиль интерьера тоже зачастую приносят в жертву прагматичности и надёжности – в результате иные лодки (из малых каютных) просто шокируют сочетанием нержавейки, оргстекла, торчащих гаек и дерева. Но обычно весь интерьер «в дереве» и сделан очень добротно. А уж если судно престиж-класса, то это не сочетание модерновых обивок с умопомрачительными зашивками, а глубинная люксовость массива благородных пород и высочайший уровень исполнения.

Особенному флоту – особенное бот-шоу
Иными словами: собранная в одном месте продукция местных верфей – нечто вроде мировых «сливок общества», или бенефис добротности и глубинного качества. Но идея классического бот-шоу для них малоэффективна: оно уж больно локально и собирает все слои общества – большинство посетителей поцокает языком, проникшись уровнем исполнения «суомянина», но, тяжко вздохнув, купит плавсредство подешевле. А как на добротный товар обратить внимание максимум территориально разрозненных ценителей? И хитромудрые финны придумали своё Floating Show.
Проводит его Федерация финской судостроительной промышленности «Finnboat» (Finnish Marine Industries Federation Finnboat) раз в два года. Место действия – замечательный Турку-архипелаг на юго-западе страны, калейдоскоп более и менее защищённых акваторий среди россыпи холмистых островов. Экспоненты привозят сюда свои плавсредства, заправляют и готовят к продолжительной работе. В качестве гостей Федерация приглашает журналистов ведущих лодочных изданий со всего мира. Составляются подробные маршруты и жёсткий временной график – флот движется в режиме ралли, периодически собираясь вместе на пит-стопах. При этом для более крупных судов выбираются и более открытые (ветру и волне) участки. В итоге журналисты получают отличную возможность испытать лодки в соответствующих их размерам условиях. А испытав, описывают на страницах своих изданий с точки зрения профессионала. Таким образом с независимой экспертной оценкой целого ряда плавсредств (более объективных, чем рассказы «продажных» менеджеров на стендах, согласны?) знакомятся тысячи и тысячи потенциальных клиентов по всему миру – охват аудитории даже теоретически недостижим для самого большого бот-шоу.
Федерация обеспечивает экспонентам внимание лишь лучших СМИ – мероприятие закрытое (кстати, у вас в руках – «правильный» журнал: от Украины был один «Фарватер»). А чтобы «тестеры» не мешали друг другу, заранее составленным расписанием этапов гарантировалось, что на борту каждого судна будет не больше 2-3 журналистов. Вечером, за общим ужином, мы щедро обменивались впечатлениями – в результате объективность оценок очень высока. Условия работы – великолепные, организация – на высшем уровне, продумано всё до мелочей.
С другой стороны, представители верфей сразу получали от журналистов «пищу для размышлений». К примеру, капитан Grandezza 26 CA мне показал по пунктам: «Электрощиток переставили вот сюда, заменили выключатели, которые за штаны цеплялись – всё благодаря подсказкам твоих коллег на прошлых бот-шоу. Вы же ездите по всему миру, тестируете разные лодки, сразу замечаете, что не так. Ваши советы очень ценны». Возможно, именно поэтому на лодках зачастую присутствовали менеджеры высшего звена (а на некоторых – даже владельцы компаний!).
Нынешнее Floating Show – 20-е, а первое состоялось ещё 40 лет назад! За всё время здесь отработали 788 журналистов (иные – многократно) и было испытано 840 плавсредств.

Муки выбора
В моём распоряжении – 51 судно, большинство из которых моим соотечественникам не известны. А физически за 3 дня можно «обкатать» не более двух десятков… Задачка.
Решение было комплексным: сначала уделить максимум внимания ещё не представленным в «Фарватере» моделям, которые либо уже в Украине, либо будут в скором будущем, а затем выборочно изучить совсем не известные у нас в стране брэнды, «обкатав» по одной их модели. Выбирая торговые марки, пришлось, увы, «отфильтровать» ряд интереснейших, которые на данный момент вряд ли найдут широкий спрос на нашем рынке.
Итак: о Nord Star 40, трёх Grandezza, Finnmaster F68 и Bella 570 читайте в отдельных материалах. А здесь – «terra incognita».

МОТОРНЫЕ СУДА
MV-Marin
Предприятие (семейный бизнес, основанный ещё в 1974-м) специализируется на стеклопластиковых мотолодках в достаточно узком диапазоне 4,6-6,6 м, но по количеству выпущенных корпусов такого размера верфь – четвёртая в стране. Считается очень продвинутой в технологии стеклопластиковой формовки. Все комплектующие для своих лодок закупает исключительно в Финляндии. Её продукция весьма демократична по цене.
В модельном ряду всего 5 лодок – две открытых и 3 каютных. Все – с подвесными моторами, все – для семейного отдыха. Каютные особо отличаются компактными компоновками – о таких лодках говорят, что внутри они больше, чем снаружи.
Последний тезис отлично иллюстрируется на «обкатанном» мною флагмане верфи – каютной MV-Marin 6600 FC. При столь скромной длине в каюте этого катера обустроено 4 спальных места, постоянный обеденный уголок, камбуз и изолированный санузел!
Справа-слева от подмоторного рецесса – площадки, на одной из них укреплён забортный трапик. С обоих площадок – вход в кокпит через нержавеющие калитки. Под широким сидением у транца – двухъярусный рундук: наверху – шкиперские принадлежности, а ниже – отсек аккумуляторов. У борта – нержавеющие держатели для кранцев.
Открываю стеклянную слайдерную дверь, пару шагов по короткому трапику – я в салоне. Справа за дверью – полноценный санузел с прокачным унитазом. А под кокпитом – кормовая «каюта»: просторная двойная лежанка, но над головой места немного (она для детей и подростков, а также неприхотливых взрослых). Рядом – шкафчик и сидение (чтобы одеваться с удобством). Нюанс в том, что пока трапик не поднимешь – ни на сиденье не сядешь, ни в кормовую каюту не войдёшь, ни в санузел (а как без компромиссов при такой длине?!).
Перед санузлом – рулевой пост (удобный, нормально оборудованный), перед ним – носовая каюта («пулькой»). А по центру – ещё один трапик и выход на палубу сквозь дверь в лобовом стекле. Очень практично: и при подходе носом на швартовку, и при загрузке с берега (особенно, если среди пассажиров дети и женщины).
Обеденный уголок тоже с «хитростями». Во-первых, спинка переднего дивана откидывается в корму – имеем двойное пассажирское сидение (под ногами – коврик, чтобы не «натоптать», а под ветровым стеклом – мощный поручень, чтобы держаться). А во-вторых (вот такого ещё не видел), стол может сдвигаться, «наезжая» на передний диван. Спрашиваю: «Зачем?». «А чтобы сидящий на заднем диване мог встать, высунувшись в открытый люк». Интересная опция.
Ещё один компромисс: камбуз появляется, если сидение рулевого откинуть на рулевое колесо. Зато в нашем распоряжении плита/обогреватель (Wallas, в этом номере отдельным материалом описана) и мойка. В тумбе-основании – ящики.
Под Mercury 115 лодка «выжала» 32 узла, выход на глиссирование – за 5 секунд (на борту 3 человека и полный бак горючего). Управляется уверенно, маневрирует энергично (руль с гидропередачей – крутится не «одним пальцем», но без ощутимых нагрузок). Небольшую волну режет хорошо, но случись прыжок – приземлялись с чувствительными ударами. Впрочем, при такой раскатанной волне (раздуло!..) семейство вряд ли будет лихачить, а если домой нужно, то наверняка не на максимальной скорости, как это делали мы. Из минусов – недостаточная вентиляция при закрытых дверях-люках (мы откровенно «надышали») и отсутствие обзора за рулевым (там санузел…). Впрочем, если и других будет так же забрызгивать через кормовую дверь, то можно поставить штатный тент без боковин, а вторая проблема решается установкой зеркала (как на автомобиле).
В остальном – весьма продуманная лодка: при столь скромных размерах гарантирует семейному экипажу более чем достаточно. И сравнительно щадящая для его бюджета.
www.mv-marin.fi

Korso Marin
Основанная в 1983-м, эта небольшая семейная верфь специализируется на катерах траулерного типа. Общее для Korso: очень крепкие корпуса, классические морские обводы с «разваленным» носом, кильсон солидной площади, вальная схема движителя с защитой винта «шпорой», округлая корма, рубка обычно в кормовой части (за малым исключением), с непременно обратным наклоном ветрового стекла, большой кокпит. Мореходность этих судов не вызывает сомнений, они замечательно приспособлены для морской работы (рыбалка и перевозка грузов), востребованы и любителями воскресных выездов на пикник или дачу у воды.
Верфь разделяет свои лодки на профессиональные (исполнение F, W и P) и семейные (исполнение C и D). В общем и целом у профессиональных увеличенные кокпиты или же множество сидячих мест (исполнение P) для использования в качестве водного такси. Но нас, конечно же, больше интересуют семейные варианты катеров.
Я выбрал меньший из двух выставленных Korso – модель 610 C. При скромных размерах в этой лодке, кроме огромного кокпита, оказалась очень уютная каюта с полным комфортом для двоих (наверняка рыбаков), включая мини-камбуз.
Беспроигрышная комбинация: незагромождённый, предельно прагматичный самоотливной пластиковый кокпит (любая грязь легко смывается) плюс очень комфортная и уютная, богато отделанная деревом, каюта. Моряки очень ценят кормовое расположение рулевой рубки – именно здесь наименьший дискомфорт на качке плюс вся лодка в поле зрения. У рулевого прекрасный круговой обзор, обратного наклона ветровое стекло исключает слепящие отражения, в благородную деревянную панель врезан скромный (но достаточный) комплект контроля судна (руль, рукоятка газа/реверса, приборы состояния двигателя, картплоттер/фишфайндер). Сверху можно открыть широченный люк и управлять, высунув голову. В корме – двойная («пулькой», с закладным фрагментом) кровать, у левого борта – откидной столик. А если двойное рулевое кресло откинуть вперёд, обнажится камбуз: плита, мойка, небольшой столик. Как обычно, дефростер и обогреватель – финский стандарт. Всё очень просто и функционально. Исполнение – глаз радуется.
Отдаём швартовы. Катер, очень незначительно подняв нос, плавно вышел на глиссирование (9 секунд) и разогнался до 24,5 узлов. Управление лёгкое, поведение лодки предсказуемо на любых манёврах и на пересечении волны при любых углах. Пробовал резко выворачивать руль – капитан только улыбался: судно абсолютно безопасно даже с ребёнком на руле.
Развитый кильсон и хорошая центровка (двигатель посреди судна) обеспечивают выдающееся поведение при боковых порывах ветра: судно вообще не разворачивает! Не удивительно, что капитан и не подумал возражать против моего желания пришвартоваться самому – лодка оказалась очень послушной и смирно стала «в стойло».
Для кого она в Украине? В первую очередь – для многочисленных любителей морской рыбалки, которым несть числа на выходе из Балаклавы, например. А приехали к капитану гости – с удовольствием рассядутся в переднем кокпите, обозревая проплывающие по борту мысы Айя или Фиолент. Что касается днепровских водохранилищ, то я бы подумал именно о таком судне, случись мне жить на Кременчугском или Каховском, с их бурным норовом, но замечательными островами (в Каховке – балками), куда на выходные так хочется выбраться с друзьями…
www.korsomarin.fi

Yamarin
В 1965-м году финским дистрибьютором двигателей Yamaha стала компания Kesko. По мере развития сети продаж и, параллельно, ужесточения конкуренции у её руководства родилась идея: «чтобы хорошо продавать отличные двигатели, нужно найти для них отличные лодки». Искали долго – не нашли. В итоге решили строить сами! Так появилась дочерняя компания Konekesko-Marine и в 1972-м – первый Yamarin.
Партнёрство Yamarin/Yamaha можно заносить в учебники по бизнесу как образец успешной стратегии. Продажа «комплектами» резко увеличила импорт двигателей и популярность Yamarin. В итоге эти лодки стали «носителями №1» моторов Yamaha в масштабах Европы и экспортируются сейчас уже в 13 стран, от Скандинавии до Средиземноморья. Верфь постоянно расширяла производство и на сегодняшний день она – скандинавский лидер по выпуску лодок от 4 до 7,5 м.
В «арсенале» верфи – ни много, ни мало 23 модели! Вариации – на любой вкус, от «консольных» до кабинных. Единственный из них (Yamarin 74 С) – со стационаром (тоже от Yamaha), остальные спроектированы под подвесной мотор. Европейская пресса в один голос отмечает за «Ямаринами» отличные ходовые характеристики, умные планировки и высокое качество изготовления.
Я – на Yamarin 68 Cabin, по задумке – семейном круизёре. Здесь есть пара постоянных кроватей и ещё двойная быстросборная, компактный камбуз, стационарный унитаз и съёмный столик. «Фишка» модели – второй пост управления в кокпите.
Ещё раз (после Viknes) лично убедился, до чего удобная эта опция на швартовке: маневрировать в тесном пространстве вообще с кормы сподручнее, а тут подошёл – протянул руку – накинул конец на битенг. Это не сломя голову из кабины выскакивать…
Но продолжим осматриваться в кокпите: по углам сделаны ажурные сидения, а за транцем справа-слева от рецесса устроены купальные платформы (забортный трапик – на левой). Здесь же рундуки для швартовов. К транцу (из кокпита, понятно) можно быстро присоединить столик на наклонной ножке и вдвоём отужинать на воздухе.
Через слайдерную дверь входим в салон и оказываемся между диванами. Сидеть можно не просто так – и здесь столик оперативно ставится. А на ночь пространство между диванами закладывается и получается большая двуспальная кровать.
У рулевого поста – солидное кресло с боковой поддержкой. Очень понравилась приборная панель: справа вертикально встроены приборы контроля двигателя (весьма информативной системы DNG от Yamaha), а слева – большой картплоттер. А ещё здесь можно рулить стоя – над водителем открывается широченный люк.
Под рулевой консолью устроен прокачной гальюн – стоит лишь откинуть лючину дивана. Сомнительное решение (с точки зрения запахов), но в смысле ходовой безопасности это лучше, чем полноразмерная кабина, перекрывающая водителю поле зрения. Малая лодка обречена на компромиссы…
В носу, как обычно, кровати «пулькой». Проём закладывается до большой лежанки, но только тогда, когда убран трап, ведущий на носовую палубу через прозрачную дверь в лобовом стекле. Очень удобное решение при швартовках или загрузке с носа.
По левому борту, перед сидением пассажира – небольшой столик, который в откинутом виде оказывается камбузом. Здесь и плита (дизельная, Wallas), и мойка, и разделочный столик.
От рулёжки на скорости действительно получаешь удовольствие: обзор круговой, лодка рулится легко, плавно проходит повороты, не рыскает на резких манёврах. Легко ускоряется (на глиссирование вышли за 8 секунд), разгоняется до 38 узлов. Волну проходит вполне мягко (с учётом размера, конечно).
Резюмируем: толково спланированный, качественно построенный и безопасный на ходу семейный круизёр. А главное – при такой широте выбора, как в модельной линейке «Ямарина», наверняка каждый себе подберёт что-то по душе. Россияне их уже оценили, к ним эти катера энергично завозят…
www.yamarin.com

Sailfish
Брэнд очень молод – верфь работает с 2000-го. Её основатель, Аке Бьёрклунд, моряк-профессионал, сформировал собственное представление, каким должен быть катер. И с помощью команды нанятых профессионалов-судостроителей воплотил его в готовые суда.
Sailfish – это всегда «моряк»: высокий борт, обводы «глубокое V», килеватость на транце 21 градус, мощный двигатель. Но при этом конструкторы позаботились и о стабильном глиссировании на невысокой скорости, и об экономичности (к примеру, Sailfish 26 на 25 узлах расходует 1,1 л на милю – похвальный показатель). И непременно – кабина с «северным» обеспечением комфорта, чтобы продлить навигацию насколько можно. Корпус формуется вручную – никаких сомнительных «пистолетных» технологий. В отделке много массива дерева, подгонка и полировка – добротный финский стандарт.
Верфь строит всего две модели. Sailfish 26 (на ней компания и сделала себе репутацию) – это практичный кабинный круизер с кормовым кокпитом и богатой комплектацией, благодаря которой семья вполне может совершать даже продолжительные путешествия. Выпускается в двух версиях, «семейной» и «челночной»: на первой изолированный санузел и все удобства для круиза, а на второй больше сидячих мест и она сподручнее для оперативной доставки компании на дачу у воды (излюбленный финский отдых).
Но гораздо больше меня заинтересовала вторая модель, которая лишь недавно анонсирована. Именно своей нетипичностью…
Как известно, боурайдер – великолепная конфигурация для тёплого солнечного дня, но вдруг дождь или переночевать нужно… Кабинный вариант хорош именно своей защищённостью, но вот когда жарко… А теперь представьте: большой боурайдер разрезали по месту перехода между кокпитами и вставили туда кабину – получился творческий «микст» из двух планировок, Sailfish 30 MC.
Сами представители верфи говорят: «Лодка хороша именно своей многофункциональностью. Она удобна и в семейном круизе, и на рыбалке, и компанию на пикник вывезти».
Проверяем. Большая купальная платформа с «мокрым» рундуком в широкой ступеньке – и с кормы в лодку заходить удобно, и в воде плескаться наверняка тоже. В кормовом кокпите – два бортовых сидения (мягкие матрацы прилагаются) с рундуками. Просторно (вдруг нужно народу насадить и/или вещей наложить), а если что – доставай лёгкую раскладную мебель и обустраивай обед на свежем воздухе.
Центральный проход в рубку, дальше – носовой кокпит. Он отделан аскетичнее (тик – лишь фрагментами) и так же незагромождён: сидение «пулькой» вдоль борта, ступени выхода на бортовые участки палубы да пара держателей кранцев. Под ногами и под каждой из бортовых секций сидения – рундуки. Обратно на корму можно вернуться и по бортовым проходам, но это не для детей и женщин, а только для привычных лодочников.
Действительно, вариативная конфигурация. В носовом кокпите можно сложить для перевозки всё, что воды не боится. Или экскурсантов рассадить, чтобы в хорошую погоду на малом/среднем ходу показать местные красоты. На стоянке рыбаки могут обосноваться в разных кокпитах, не мешая друг другу. А ещё (на заметку родителям): носовой кокпит отдать «на откуп» детям, а самим устроить посиделки в кормовом… Лодку очень удобно загружать и выгружать, через один из кокпитов. И стоянку проще организовать – какой бы оконечностью ни пришвартовался, сходить на берег сподручно даже неопытным.
Минус лично я вижу только один: носовой кокпит «крадёт» объём внутренних помещений. Хватит ли оставшегося?
Вошли, смотрим: по правому борту у двери в кормовой кокпит – изолированный санузел, перед ним – камбуз (двухконфорочная дизельная плита, холодильник, мойка), ещё дальше в нос – пост рулевого. Слева интереснее: во-первых, Г-образный диван со столом конвертируется в двуспальное место. При этом двойное пассажирское сидение откидывается вперёд, позволяя удлинить кровать до «полного роста». А доступ во вторую «каюту» – под этими же сидениями: они откидываются назад, их подножка – вперёд и обнажается полноценный вход. Тонкость в том, что нужно сначала «запустить» пару в нижнюю каюту, затем откинуть сидения вперёд и постелить себе на «верхнем ярусе». Ночью из нижней каюты выбираться – только на четвереньках. Компромисс, вполне допустимый для семейства (детям и подросткам нижняя каюта – сплошная романтика) и для неприхотливых взрослых.
Sailfish 30 MC сравнительно быстро начинает глиссировать (9 секунд), разгоняется до 38,5 узлов. В нём абсолютно нет «натужности» большинства моторных яхт, ход лёгкий и комфортный. Исключительно мягко всходит на гребни, резких толчков здесь просто нет. Восхитительно закладывает крутые виражи на скорости – с эффектным креном, почти без потери хода. И ни намёка на «вентиляцию» винта. Единственный минус: на максимальном ходу слишком остро реагирует креном даже на небольшую перекладку руля, приходится очень часто компенсировать его транцевыми плитами. Полагаю, что всё дело в незагруженности лодки – на крейсерском ходу этот эффект выражен гораздо слабее.
Управление очень удобное, кресло хорошей формы и с подрессоренным основанием, обратный («траулерный») наклон ветрового стекла исключает блики (и увеличивает объём салона), приборы контроля двигателя вынесены наверх, а на освободившемся месте установлен картплоттер с большим экраном… Очень пилотажное судно, ничего не скажешь, от рулёжки получаешь удовольствие. Плохо лишь, что санузел обзор за рулевым перекрывает – зеркало заднего вида нужно бы поставить.
В целом эта лодка мне показалась одной из самых интересных на Finnboat Floating Show. Смелое сочетание пары кокпитов с рубкой, на мой взгляд, плюсов имеет явно больше, чем минусов. Внутренних объёмов семейству должно хватать даже в длительном путешествии, а уж по площадям и удобству кокпитов лодке среди «ровесников» просто равных нет.
www.sailfishboats.fi

Nautico 370 Senator
Matsmarin Oy Ltd исповедует «очень финскую» идеологию: «сделай одну вещь, но сделай её хорошо». После 25 лет работы в её модельном ряду лишь одно судно, зато оно – квинтэссенция знаний дизайнеров и умения мастеров верфи.
Дизайнер Ээро Харилайнен начал с главного – обводов. После годов исследований, испытаний моделей и прототипов (в натуральную величину!) была найдена комбинация реданов (небольших, но частых, сложной формы), которая максимально долго удерживает проходящие потоки воды, не давая им уйти в стороны. В результате прилично возросла динамическая поддерживающая сила – чтобы устойчиво глиссировать, корпус требует на 30% меньше мощности, чем обычное «глубокое V» с той же килеватостью (19 град.). Расход топлива (бич килеватых обводов) соответственно снижен. Ускорился выход на глиссирование, расширен диапазон скоростей в этом режиме. Уменьшился крен от бокового ветра – нужды в транцевых плитах почти нет. И ещё: судно с новыми обводами почти не меняет дифферрент при выходе на глиссирование – т.е., возросла и комфортность хода. Конструкция запатентована и получила имя: Hariflow.
Компоновка Nautico 370 Senator тоже необычна. На стильном судне стремительного профиля разместились два рулевых поста, три двуспальных каюты и пара санузлов – немало для относительно невысокого 11-метрового корпуса.
Начнём с широченной купальной платформы, в кормовой части которой установлен высокий релинг – и безопасность повышена, и всходить неопытным на борт удобнее. Тиковый покрыв, «мокрый» рундук под ногами, душ – само собой, судно ведь премиум-класса.
Кокпита в обычном понимании здесь нет – с платформы по ступеням поднимаемся на «капитанский мостик». Здесь – большой полукруглый лонж с элегантной формы столом (откидная часть удваивает его площадь) и рулевой пост на возвышении (пара удобных кресел, полный комплект приборов, большой экран картплоттера, ветроотбойник – всё как надо). В ненастную или ветреную погоду «мостик» плотно закрывается высоким тентом на уровне радарной арки. И именно с тентом связан единственный «скользкий» момент в обустройстве судна: если он установлен, то по боковому проходу на нос около метра приходится идти, ни за что не держась (поручни здесь просто не к чему крепить – не к тенту же!). Из соображений безопасности на швартовку нужно идти не с кормовой платформы, а с «мостика», шагнув через отстёгнутый боковой полог. Когда тент убран – проблемы нет.
В салон проходим по лестнице вниз, через изящно обрамленную дверь. Кстати, надо отметить, что в дизайне судна практически нет скандинавской прямолинейности форм экстерьера, очертаниям приданы приятные глазу эстета изгибы и «зализы».
Собственно, салон – это привычный лонж слева (6-7 человек разместится за столом с удобством) и камбуз справа (плита, мойка, микроволновка, два холодильника), перед которым – второй пост управления (его сидение на стоянке откидывается вперёд, расширяя площадь кухонного стола). Но если лонж обойти слева (и вниз), то обнаруживается первая двуспальная каюта – прямо под обеденным местом. Не для VIP, конечно, – раздеваться приходится ещё перед входом, сама каюта низкая и приватность «шторочная». Но для детей владельца – «самое то», им так даже романтичнее (по себе помню).
Тем более, каюта владельца – рядом, в корме (под «капитанским мостиком»). Вот здесь уже всё по высшему классу: вход в полный рост, вместительные шкафы, большая кровать и шикарный люк-выход на купальную площадку (как по мне – главное преимущество компоновки с кормовой каютой). Рядом – просторный и богато обставленный санузел.
А VIP-каюта – в носу. Двойная кровать установлена асимметрично, у изголовья – широкое зеркало, шкафы и полки уважительных размеров, дневной свет наполняет помещение через большой люк в подволоке и пару бортовых иллюминаторов. Рядом со входом – ещё один санузел.
Исполнение интерьера – «дип-лакшери» массива дерева ценных пород (в данном случае махагони, альтернатива – тик), салон насыщен «удобностями» типа откидного телеэкрана, выезжающего бара или полок (с остеклением) для бокалов. Яхта представительского класса, что и подтвердили мне работники верфи: «Мы – конкуренты Nimbus-у».
Но пора и швартовы отдать. Действительно, Nautico 370 Senator выходит на глиссирование практически без изменения дифферента – просто из воды плавно поднялась вся лодка. И порывистые ускорения при выходе и сходе с глиссирования небольшие – плюс к ходовому комфорту. Сюда же – солидный ход с «игнором» волны до 0,4 м (увы, бОльшей у нас просто не было, врать не буду), плавные повороты с небольшим креном (на резко вывернутый руль лодка реагирует сбросом хода и вальяжным разворотом). Полный газ – 38,5 узлов.
Напоследок замечу: на финских сайтах продажи судов, бывших в эксплуатации, есть и Nautico 370 Senator 2004 года постройки. Внимание: цена – 256000 Евро! Т.е., стоимость лодки за 4 года практически не изменилась – вот показатель реального качества и долговечности.
www.matsmarin.fi

(Продолжение – о финских парусных яхтах – в следующем номере)

Компаниям, которые заинтересованы в налаживании партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, редакция журнала «Фарватер» готова помочь консультациями и связями на высшем уровне.