Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Aquanaut-чартер: продолжение следует!

#------

То, что мы рассказали о чартере в стране каналов и ветряных мельниц ("Фарватер" №№1-3/2011), не могло не задеть за "живое" – в редакцию пришло несколько десятков писем с вопросами и просьбами подсказать/уточнить. Некоторые писали не раз и не два. А вот Сергей Дмитриевич МЕЛЬНИЧУК долго не расспрашивал, а просто прихватил семейство и поехал в Шнейк. Ибо один раз увидеть – гораздо лучше, чем сто раз услышать…

Сергей Дмитриевич – один из действительных специалистов в области управления качеством и пищевой безопасности Украины. Доктор биологических наук, профессор, директор Украинской лаборатории качества и безопасности продукции АПК. А ещё – замечательный отец: чтобы поощрить дочь Оксану, поступившую в медицинский лицей, он устроил ей (и супруге Наталье, конечно) шикарное 24–дневное (6600 км!) автомобильное турне по Европе. Её "изюминкой" стал круиз по Фрисландии на красавице "Андромеде" (Aquanaut Drifter 1150 AK). Как всё происходило – слово капитану Мельничуку:
Для меня вода – стихия родная, на Днепре держу глиссирующий катер ("американец"). Правда старичку уже более двадцати лет, но ничего, еще вполне бодрый! Рыбачить очень люблю, да только время на это очень мало – мечтаю больше. Но кто ж мои мечты реализует, если не я?! Решено: едем в отпуск! Посмотреть новые места и покапитанить на новом для меня судне. Спиннинги и снасти взял с собой (благо, машиной ехали), что очень пригодилось… Но – по порядку.
Взять Aquanaut в чартер решили, действительно, вдохновившись статьями в "Фарватере". Тем более, что сам чартер по финансам на неделю получался практически столько же, что в Крыму в это время побыть. Только в Крыму были, и не раз, а тут новые места, да с какой историей, да в какой экзотике!
Забронировать в заводской чартерной компании судно и уладить все возникшие при этом вопросы особого труда не составило. Выбирали из двух лодок: заказывали поздновато – хорошо, хоть так… Тем более, жаловаться не на что: 12-метровая "Андромеда" шикарна, как для семьи из 3 человек.
Готовились, набрав данных из журнала плюс расспросили чартер-менеджера. Купил у них карту, говорю: «Покажите места, куда бы посоветовали сходить! Интересуют маленькие исторические городки, дикие стоянки и рыбалка». Менеджер наставил точек – всё, можно идти. Впрочем, не сразу: сделали, как и вы – вышли утром (Шнейк тоже отличный городок, не изучить который – преступление).
Рыбалка началась сразу – прямо в гавани чартерной компании на удочку поймал угря! Кстати, не зная, что и на что здесь ловят, набрал из дому разных снастей. В итоге начал специализироваться на лещах: продавщица в рыбном магазинчике Шнейка снабдила нас червями-выползнями, здоровенными такими – может, потому на них большие экземпляры и попадались. Похоже, сами голландцы леща не ловят – он тут явно "непуганный" и ловится прямо на стоянках. Однажды не на шутку удивил своих девчат: вечер выдался очень ветренным и неуютным, мы собрались в салоне за телевизором (набрали с сибой дисков) и я, скорее для проформы, забросил с кормы спиннинг. Жена: «Да брось ты, что может пойматься в такую погоду?!» Да уж: "прут" пришлось даже к релингу привязать, чтобы не сдуло. Сидим, смотрим фильм, тут слышу – колокольчик! Вытаскиваю солидного леща, заношу в салон: «А вы говорите!» Утром встал пораньше и, пока мои барышни спали, поймал ещё четвёрку таких, по два кило каждый! Больше просто не ловил – не съедим ведь. Так мы и уху сварили, и нажарили…
В каналах постоянное движение – как на Крещатике просто! Однажды, чтобы пересечь перекрёсток, пришлось минут 5 стоять и ждать "паузу" в сплошном потоке. И это при совсем не идеальных условиях для круизов: погода очень переменчивая, каждый день дождь мог по 20 раз сменяться солнышком. И наоборот, температура днём – 16-18 градусов, ночью, понятно, ещё ниже. И это в начале августа! (Голландцы говорят, что прошлое лето было на редкость дождливым и холодным – Ред.)
Сильный ветер разводил на озёрах нешуточную волну. Вышли из Воркума в Эйсселмер – а там просто светопреставление: в борт лупило так, что брызги на рубку залетали! У дочки слабый вестибулярный аппарат, смотрю – нехорошо ей. Спрашиваю: «Час продержишься?». – «Нет». Быстро развернул судно (даже "подрульками" помог), и первая же волна бахнула в корму так, что 12-тонная махина прыгнула вперёд, как теннисный мячик! Но что здесь хорошо: погода помешала переходу в Ставорен по озеру – ноу проблем, пошли каналами. Для укачивающихся – просто спасение.
Тентовую кабину держали собранной: дожди каждый день, а низкие мосты проходить не довелось. Зато от жары не страдали (в Украине в это же время всё просто плавилось).
Поразила морская культура голландцев. К примеру, одна яхта отчаливает. И её нос резко сносит мощным порывом ветра – вот-вот заденет стоящую рядом. Тут на палубе появилась женщина и, проходя мимо "чужого" носа, оттолкнула его ногой. Абсолютно спокойно, не торопясь, как бы между прочим – и пошла по своим делам. В сторону отошедшего капитана – ни взгляда, ни звука, ни жеста! У нас стоит лишь приблизиться к глянцевому борту на пол-метра, такой "пятиэтажный" ор начинается, что уши вянут. А там – дело житейское, привычное, завтра твой борт так же оттолкнут…
Одна ночёвка запомнилась, как интереснейшее приключение. Началось всё с безуспешных поисков швартовки (поздно пришли). Нет ни щели – и всё тут! Заходим в марину – плаката об отсутствии мест вроде нет (при полном заполнении причалов здесь обычно вывешивают предупреждение). Длиннющий петляющий канал между ошвартованными лодками: идём, всматриваемся – нет свободных ячеек! И народ с берегов подозрительно поглядывает – куда этот "трамвай" лезет?! Как оказалось, действительно некуда: канал закончился круглой "площадью", по периметру впритык уставленной катерами и яхтами. И вот тут я по-настоящему оценил пару "подрулек" на Aquanaut-е: только с их помощью удалось развернуться, никого не задев (свободного места – метров 15 всего!). Причём, "гуди" сколько хочешь: "подрульки" гидравлические, мощные – перегрева не боятся. И вообще, теперь мечта появилась: под пенсию купить бы такой корабль и жить на нём, неспешно курсируя на Днепре или ещё где.
Но ищем стоянку дальше, а темнота надвигается! И с ней большая туча, с очередным зарядом ветра и дождя. Смотрим – вроде яхт-клуба: гавань, маленькие яхточки и по-голландски написано (я не понимаю). Подходим – сразу появились любопытные подростки. Спрашиваю:
– По-английски разговариваете?
– Конечно!
– Здесь ошвартоваться можно?
– Да. Только именно тут мелковато, пройдите чуть дальше. И ещё поговорите с нашим боссом насчёт ночёвки.
Выхожу. Явно старая ферма, действующая: козы бегают, куры. А ещё куча трейлеров и палаток, много людей, игровые площадки… Старое типично голландское сельское помещение – написано "офис". Выходит босс – здоровенный викинг с вьющимися волосами, выдубленной морем кожей и в деревянных башмаках. Басит: «У нас вообще-то кемпинг, и такие корабли не чалят. Но раз уж негде ночевать – оставайтесь. Но у нас платно! Сейчас покажу прейскурант…» Смотрю: взрослый – 3,75 евро/сутки, ребёнок – 2,5. «Вашей дочке 15? Ещё ребёнок». Словом, заплатили порядка 9 евро (даже по украинским меркам – смешно!). Погуляли, отдыхаем в лодке… Стук в борт – босс с каким-то мужиком: «Ветер меняется, надо лодку переставить. Сейчас мы подойдём». И тут хлынул ливень – как из ведра просто! "Викингов" это абсолютно не смущает: начинают лодку перешвартовывать. Выскакиваю помочь, а они: «Не надо, не мокни! Мы сами…» Перевели, выставили правильно по ветру, перевесили кранцы – и всё это под ливнем, с них просто течёт. Говорю: «Заходите на борт, обсушитесь», а они: «Да всё нормально». И ушли. Через 15 минут дождя как не бывало – луна, тихо.
Думаете, это всё? Ещё через 15 минут – снова стук, стоит человек 15 подростков: «Мы слышали вы из Украины? У нас гостей из Украины ещё не было – приглашаем на вечеринку!» Мы уже спать собирались, а у них там гульбище, дым коромыслом. Нанесли визит вежливости, долго задерживаться не с руки – утром хотели уйти пораньше. Подарили взрослым украинскую горилку, детям конфеты… Утром просыпаемся – погода отличная (будто и не было вечернего ненастья!), но вода прохладная и ещё сильный ветер дует. У нас бы и "моржи" в воду не полезли, а они купаются, как наши на крымских пляжах. Вот это закалка!
Когда мы отдавали швартовы, провожать вышло пол-кемпинга. «Мы летом здесь отпуск проводим, на природе. Хозяин просто содержит место, ремонтирует постройки и получает арендную плату. И дела у него идут так, что хочет от фермы совсем избавиться – это ему интереснее». Многие прицепы, похоже, стоят там круглогодично. Условия элементарные: беседка, барбекюшница, сушилка, стиральная машина, душ – всё с монетоприёмниками (мы тоже вещи постирали). Подобрался стабильный коллектив, человек 100…
Кстати, на ферме выращивают телят и продают в Украину и Россию. Хозяин говорит: «Я Украину знаю хорошо: работаю с несколькими компаниями, потому бываю в гостях».
И ещё: стоит здесь большое лукошко с яйцами и рядом копилка. Надпись «яйцо – 12 евроцентов». Никто не контролирует, сколько ты яиц взял и сколько денег вбросил – всё на доверии. Полная копилка денег… Люди живут в совершенно другом измерении, и я им по-хорошему завидую. Ну почему мы так не можем?..
А другой раз попали на парусную регату. И так серьёзно организованную – только полицейских катеров обслуживания было больше, чем у нас патрулей на дорогах! Мы, конечно, в сторонке держались, чтобы не мешать. А вечером явно захмелевшие голландцы устроили на воде потрясающий салют и потом ещё пол-ночи носились на мотолодках – как у нас, без огней, с криками и песнями. Весёлый народ!
В Ставорене нашли, наконец, то, что долго искали, – херинг. Это их знаменитая селёдка. Даже праздник херинга есть: когда идёт лов самой жирной селёдки, то с первого улова (встречать рыбаков на пристань выходит чуть не весь городок!) и делают херинг. У каждой рыбки отрезают голову, убирают хребет и косточки – остаётся филешка, висящая на хвостике. Вот за этот хвостик херинг берут и опускают в рот – рыбка сьедается за один-два укуса. Засолена удивительно вкусно: соли и специй минимум, вкусна сама рыба. Хороша под пиво, с картошкой… – да с чем угодно!
Только её ещё надо найти! Когда ехал, думал, что будем есть херинг каждый день. Но в супермаркетах его не было вообще! Оказалось, искать надо на набережных в портовых городах, причём, ещё знать, когда и где именно. Идём по Ставорену, смотрю – небольшая скромненькая палатка и сверху табличка «Haring». «О! Девчонки – нам сюда!» Сели рядом за столик (незатейливое выносное кафе, голландский "частный предприниматель" содержит) и пируем.
Если погода не жаркая, то на ночь желательно швартоваться возле электрощитков. Ибо обогреватель, как оказалось, довольно быстро "опорожняет" сервисный аккумулятор. Мы грелись каждый вечер, чтобы перед ночёвкой удалить из лодки сырость: в такую погоду одежда очень быстро натягивает влагу из воздуха. А стоит прогреть, потом открыть форточки – всё уходит, спать приятно. Кстати, зря отказались от "фирменных" спальных принадлежностей: из дому взяли (думалось, машиной же едем!) только простыни (в Киеве жара стояла), а одеяла бы пригодились – ночью температура опускалась до +12… Словом, грелись каждый вечер.
В Воркуме случился конфуз. Пришвартовались в уютном заливе сразу за шлюзом, рядом со статным деревянным красавцем тысяча восемьсот затёртого года постройки. В сумерках включаю вилку питания, бросаю монетку – сигнальная лампочка горит (мол, питание включено), а на яхту 220 не поступает. Смотрел и так, и сяк, попробовал соседнюю розетку (ещё одна монетка глотнулась) – уже две сигнальные лампочки горят, а результат тот же. Подходит смотритель марины, спрашиваю: что за дела? Всё должно работать, отвечает. Убедился, что не работает, развёл руками – не знаю… А утром оказалось, что вилку нужно не просто вставить, но и провернуть на 90 градусов! Самое смешное, что и смотритель этого не знал, я ему показал.
Очень понравился Ставорен – там красивейший костёл. И, конечно, Воркум – мы там даже на 2 дня задержались. Эти их уютные улочки, каналы с мостиками, маленькие магазинчики и одноэтажные жилища – всё как декоративное, очень интересно. А окна без штор! Их в 17-м веке отменили законодательно (городское начальство желало контролировать, не творят ли подданные чего запретного – Ред.). Теперь, конечно, закон не действует, но традиция осталась! За окном горят свечи, кто-то у камина читает – комната, как на ладони.
Кто планирует обследовать каждый городок, мой вам большой совет: приходите туда до 10-11 утра. Примерно с 12 все хорошие стоянки (в центре, которые с электричеством) будут заняты! (По крайней мере, в пиковый сезон – июль–август – Ред.) Мы путешествовали в "ленивом" режиме, поздно выходили, соответственно, не могли найти стоянки – три городка толком не увидели именно по этой причине. Компенсировали рыбалкой в диких местах.
Напоследок – самое главное. Уже на выезде из Шнейка спрашиваю: «Ну что, девчонки, – как вам?!.» (Честно говоря, немного побаивался: такой отдых вроде как более "мужской"). И дочь ответила: «Действительно здорово! Мало того, что целую неделю провели на яхте семьёй – вместе. Так ещё вместе и швартовались, крепили концы и кранцы – были одной командой!»
Как по мне – высший комплимент!

Записал Богдан ПАРФЕНЮК.