Сегодня каждый второй ребёнок в любом яхт-клубе без труда назовёт победителя Volvo Ocean Race 08/09. Действительно, уверенное выступление Ericsson 4 дало команде право рассчитывать на общую победу ещё за два этапа до окончания гонки. Многие начали терять интерес к последним этапам –пропала интрига. Атмосфера среди интересующихся гонкой напоминала последние минуты футбольного матча, где одна команда имеет явное преимущество над другой, игроки ждут свистка, а болельщики начинают продвигаться к выходам. Но семь команд VOR cмогли внести оживление на «трибуны» как своими результатами, так и различными происшествиями вокруг гонки. За месяц до общего финиша новости посыпались одна интереснее другой…
Портовая гонка в Галвее была запланирована на 30 мая. Прогноз обещал лёгкий умеренный ветер и чистое солнечное небо. Команды усиливали составы, как правило, за счёт олимпийцев или участников матч-рейсов уровня Кубка Америки. Благо, в портовых гонках разрешается увеличивать численность команды на два человека. Два гриндера из BMW Oracle присоединились к Ericsson 4, опытный гонщик 49-er из Team Scandia GBR Роберт Гринал занял место тактика на Puma. Telefonica Blue продолжала использовать навыки олимпийского чемпиона Икера Мартинеза. Боу Беккинг находился рядом в качестве тактика.
В первой из двух гонок погода не пощадила Green Dragon. В своём городе они финишировали последними – что может быть обиднее? Причиной тому стало резкое изменение направления и ослабление ветра. Судьи несколько раз переставляли знаки, когда лодки уже стартовали. Ставка на олимпийское мастерство Мартинеза снова сработала: Telefonica Blue – первая на финише. Рулевой Кубка Америки Педро Кампос привёл Black второй. Puma пришла третьей, обойдя Ericsson 4 и 3, для которых портовые гонки с преимущественно слабым ветром – настоящая пытка.
После небольшой передышки был дан старт второй гонки. Delta Lloyd вырвалась вперёд и вела флот до первой марки. Black оказалась на фальстарте и вынуждена была стартовать снова. Puma после первого огибания захватила инициативу и сохранила её до финиша. Black быстро обошла страдающих от лёгкого ветра Delta Lloyd и Green Dragon. Ericsson 4 на первых отрезках ещё пыталась держаться в голове флота, но уже под спинакером уступила испанским командам и даже Ericsson 3, которая финишировала второй за Кеном Ридом. Blue и Black пришли опять вместе, но не первые-вторые, как несколько часов назад, а третьи-четвёртые соответственно.
Сопоставив результаты первого и второго стартов, судьи впервые назвали Puma победителем портовой гонки. Однако это ещё не позволяло американской команде подняться на вторую ступеньку в общем зачёте, так как Telefonica Blue (вторая в портовой гонке Галвея) получила 3,5 очка и сохранила преимущество в 1 очко над американцами. Но впереди были «короткие забеги» в виде этапов длиной порядка 1000 миль, так что всё ещё могло поменяться. Даже Ericsson 4 не были уверены в своей общей победе!
И кто знает, как бы всё сложилось, если бы не начало действовать «проклятие» Боу Беккинга. Хорошо ещё, что обычно оно проявляется всего лишь в систематической потере оборудования, а не человеческих жизней. 3 июня в одном из контейнеров лодки прогремел взрыв. Последовавший за ним пожар уничтожил два радара, несколько компьютеров и жёстких дисков, а также рабочие инструменты. Менеджер команды обеспечения Кембел Филд оценил ущерб в 70 000 евро. «Мы можем с этим справиться, но придётся удвоить усилия, чтобы подготовить лодку к старту в субботу, – сказал Кембел Филд. – Причина взрыва пока не ясна, но всё, что было в контейнере, теперь может поместиться в мусорный пакет».
Несмотря на пожар, все команды оценили Галвей как наиболее гостеприимный город за всю гонку. Впервые Volvo Ocean Race зашла в Ирландию, и ирландцы массово спешили выразить своё почтение по этому случаю. Около 500 000 человек посетили гоночную деревню, и не менее 100 000 пришли 7 июня наблюдать старт 8 этапа гонки. Как обычно, предполагалось огибание двух знаков в акватории Галвея, прежде чем флот выйдет в открытое море. К радости собравшихся Green Dragon отлично стартовал и на полной скорости под спинакером повёл флот на первый знак. Вторыми следовали Ericsson 4 и далее – Telefonica Blue.
Но уже на первом знаке Ericsson 4 обошла Яна Вокера. Эта пара достаточно сильно оторвалась и вела между собой спор за место на огибании знаменитого маяка Фастнет. Puma и Telefonica Blue пристроились за ними. К полуночи первым на маяке был всё-таки Green Dragon, отлично исполнив поворот под спинакером в ветре порядка 30-35 узлов. Через 5 минут маяк обогнула Puma, ещё через 2 минуты – Telefonica Blue. Ericsson 4 и 3 отставали от первой тройки также на 2 минуты. Далее начались приключения.
Команда Граэля обнаружила в корме прибывающую воду. К счастью, оказалось, что это деламинация корпуса на соединении борта и палубы. Можно было бы спокойно идти до Марстанда, но по правилам в этом городе не была разрешена помощь береговых команд. То есть, всё придётся чинить самостоятельно, «а береговая команда будет следить за этим с пивом и давать очень практичные советы с бона», – резюмировал случившееся Гай Салтер, медиа-менеджер Ericsson 4. Вдобавок к деламинации через несколько часов внезапный порыв бросает Ericsson 4 в брочинг. Команда теряет подветренное рулевое колесо.
Флот шёл очень плотной группой, расстояние между первой и последней лодкой составляло всего 7 миль. Из-за маневров положения команд постоянно менялись: час назад Green Dragon – первый, а ещё через час – последний. И так всё время до выхода в Канал. Здесь Green Dragon и Telefonica Black решили спуститься южнее. 9 июня их отрыв от третьей лодки – Ericsson 4 – составлял уже 11 миль. Огибая полуостров Карнелл, что на юге Британии, Ян Вокер держался ближе к берегу, где течение слабее, но ветер не такой сильный, и пропустил Фернандо Эчаварри вперёд на 1 милю. Дальше всех отстал от лидера Боу Беккинг – 19 миль. По телефону Боу сказал, что он специально держится позади флота, чтобы выбирать лучшие изменения ветра. Но за ночь ветер стих, и на баке уже был приготовлен якорь, чтобы удержать лодку, сносимую течением в 6 узлов.
С ослаблением ветра Puma вернулась к вахтенному режиму, и часть команды моментально исчезла в спальниках. Кен Рид писал, что утром 10 июня они вместе с Ericsson 4 и Telefonica Blue всё ещё были в хвосте. Флот пересекал Британский канал, когда около 8 утра 11 июня ветер неожиданно изменился и вынес Ericsson 4 на первую позицию. Находившийся южнее всех Green Dragon сумел удержаться на втором месте. В таком порядке команды обогнули зачётную марку у Роттердама. Третьим был Кен Рид. Как и предсказывал Боу Беккинг, чтобы выиграть этот этап, нужно было много знаний и немного везения. Вся таблица снова перевернулась с ног на голову.
Ветер продолжал крепчать и достиг 30 узлов. Вообще в начале лета такие сильные ветры нехарактерны для этой территории. После брочинга Ericsson 4 второй пострадала Puma, у которой порвался спинакер.За считанные часы Puma опустилась с третьей позиции на последнюю. «У нас нет запасного паруса, мы вынуждены идти острее, чтобы хоть как-то пытаться сохранить скорость и догнать флот», – описывал события Кен Рид.
И опять невезение сменилось удачей. Ещё через десяток часов ветер в голове флота ослаб. «Тут постоянная круговерть, – жаловался Воутер Вербраак с Delta Lloyd. – То приходит сильный шквал и волнение, то ветер стихает и ты едва продвигаешься». Метеоусловия у берегов Дании озадачивали всех и радовали Puma: «Монстр» находился ещё в зоне низкого давления, и его скорость была в два раза выше, чем у остальных. «Мы попали из ада снова в рай всего за несколько часов. Вопрос только в том, хватит ли нам дистанции до финиша, чтобы нагнать упущенное?», – сомневался менеджер Puma Рик Деппе.
Вместе с Puma в верхние строчки «въехал» и Боу Беккинг. После трёх дней болтания в хвосте флота стать третьими было настоящей радостью для испанской команды. Хотя, как и в остальных экипажах, на борту Telefonica Blue все зевали. «Нехватка сна – очень большая проблема этого этапа, – констатировал Стю Банаттин, вахтенный капитан Ericsson 4. – Я не помню, когда мы ещё так уставали».
Ericsson 4 финишировала в Марстранде вечером 11 июля. Это была не только третья победа подряд, но и 8 очков, которые сделали Торбена Граэля практически недосягаемым для остальных. А кто же эти остальные? Кен Рид, словно на крыльях, влетел на второе место с помощью «остатка» зоны низкого давления, отодвинув на третье лидировавшего всё время Green Dragon. «Я снимаю шляпу перед Puma. Они смогли подняться на второе место с последнего всего за каких-то 30 часов. Я просто не могу понять, как они сделали это, идя всё время против ветра», – удивлялся навигатор Telefonica Black – команды, которая два дня была лидером флота, а финишировала на пятом месте, пропустив вперёд, кроме Ericsson 4 и Puma, ещё и Боу Беккинга, и даже Delta Lloyd.
Благодаря этому чуду, Кен Рид стал вторым в турнирной таблице и теперь уже он опережал Боу Беккинга на 1 очко. Предпоследний этап мог решить всё для этих команд, но пока нужно было просто поспать, так как предстоял некоторый ремонт, а привлекать к нему команды обеспечения было запрещено. Старт на Стокгольм был запланирован на 14 июля.
Никто не ожидал, что вопрос второго места решится так быстро. 14 июля, пройдя всего две мили дистанции, Telefonica Blue, как и в Китае, снова сталкивается с подводной скалой. Лодка начинает набирать воду, и шкипер сообщает о приостановке гонки. С помощью катеров лодку удалось вернуть обратно в Марстранд и поднять из воды для определения тяжести повреждений. Одним словом, «проклятие» Боу Беккинга… «Никто не виноват в случившемся, кроме нас самих, – комментировал инцидент шкипер испанской команды. – Мы думали, что обходим скалу с подветра, а оказались прямо на скале. Это чисто наша ошибка».
«Мы шли в 10 корпусах позади со скоростью 13 узлов и решали, когда нам повернуть, как вдруг все услышали мощный удар! Транец Telefonica Blue полностью поднялся из воды – настолько сильным было столкновение. Я сразу скомандовал поворачивать. Никто не хотел бы оказаться на их месте. Надеюсь, команда справится с повреждениями, чтобы стартовать вместе с флотом из Стокгольма», – комментировал происшествие Кен Рид. Конечно, кроме последнего этапа впереди ещё была портовая гонка в Стокгольме, где Боу мог бы набрать очки, но испанской команде надо было ещё туда дойти.
Избежав столкновения, Puma великолепно стартовала, и Кен Рид был настроен только на победу. Рядом с ней Ericsson 3 и 4, а также Telefonica Black составили лидирующую группу, хотя все лодки шли в пределах видимости друг друга и берега. «Впервые я иду в знакомых мне водах, и только теперь смог понять, насколько быстры эти лодки! Мы проходим город за городом быстрее, чем загружается информация на компьютерах», – писал шкипер Ericsson 3.
Конечно, Магнус Ольсон хотел извлечь всю пользу от этапа, который пролегал в знакомой ему местности. Два дня лодки шли левым галсом под спинакером, как вдруг ветер неожиданно изменил направление на 100 градусов. Лидеры Ericsson 4 и Puma оказались в левентике. Это был случай, когда идущие позади команды могли воспользоваться своим положением и подготовиться к изменённому ветру. Магнус Ольсон был первым из них. Изменив галс, Ericsson 3 быстро обошла остальных и возглавила сокращённый флот. Telefonica Blue всё ещё была в ремонте.
Финиш в Стокгольме стал захватывающим зрелищем для всех собравшихся. Puma догоняла лидировавшую Ericsson 3, и в сотнях метров от финиша между лодками завязалась дуэль со сменой галсов. Puma стремилась вынудить Магнуса Ольсона сделать ошибку, и это случилось, когда при очередном повороте стаксель Ericsson 3 зацепился за краспицу. Кен Рид финишировал, получив свою первую победу на этапе за всю гонку! «Удивительно, что судьба 500 миль гонки может решиться за одну смену галса», – прокомментировал этот случай сам шкипер Puma.
Третьей пришла Ericsson 4, чего было достаточно, чтобы эта команда стала досрочным победителем всей гонки. «Я чувствую себя фантастически! Словно гора с плеч», – сказал Торбен Граэль. На пресс-конференции в Стокгольме шкипер Ericsson 4 был непривычно любезен и отвечал на все вопросы журналистов, хотя довольно часто приходилось повторять одно и то же по нескольку раз.
Пока одни праздновали победу, другие только выходили на дистанцию. Коротким сообщением «Мы снова на воде» медиа-менеджер Telefonica Blue проинформировал о возвращении команды на 9 этап. За 2,5 суток береговая команда Telefonica Blue при помощи специалистов из команды Ericsson смогла проделать неимоверную работу. Ещё через столько же времени Боу Беккинг финишировал в Стокгольме. «Я лично ждал этого этапа больше всего, – признался голландский шкипер Telefonica Blue. – Ходить в родных водах, где ты знаешь каждый мыс и залив, было бы большим удовольствием для меня. Да и для нашей лодки эти условия очень подходили. Но случилось обратное. Теперь готовимся к портовой гонке, где мы всегда одни из лучших. Да и финишировать первыми в Петербурге было бы неплохо…»
Кен Рид также хотел бы закрепить свой второй результат, и 7 очков преимущества над Боу Беккингом давали для этого солидный повод. Но прогноз на последнюю портовую гонку обещал лёгкий ветер, а это – условия, в которых Боу всегда был лучшим. 20 июня в 25 милях от Стокгольма команды вышли на старт. Первая портовая гонка началась при 8-9 узлах ветра. Старт выиграла Delta Lloyd. Ericsson 3 и 4 выбрали левую сторону лей-лайн. Остальные вышли с правой. Puma проиграла старт, но уцепилась за Green Dragon и на правой стороне курса получила чистый ветер, что позволило ей вырваться вперёд и финишировать первой. Ericsson 3, используя свои знания в гонках закрытых акваторий, стала второй. Telefonica Blue была последней на первом знаке, но смогла пройти сквозь флот и занять третье место.
Перед стартом второй гонки ветер окреп до 12-14 узлов, уплотнился туман. Telefonica Blue стартовала великолепно, что обеспечило команде лидерство до самого финиша. Педро Кампос за рулём Telefonica Black испортил вечеринку Puma, финишировав вторым. Американцы в итоге стали третьими. Ericsson 4, как и в первой гонке, пришла четвёртой.
Судейский комитет принял решение определить результаты второй гонки как превалирующие, что обеспечило общую победу Telefonica Blue. И, несмотря на то, что турнирная таблица не претерпела изменений, Боу Беккинг смог ближе подобраться к Кену Риду в борьбе за второе место в общем зачёте. Теперь команды разделяли всего 6,5 очков.
Тут- то все и заволновались. Еще за месяц до прибытия флота в Стокгольм начали распространяться слухи о возможном выходе «Косатки» на старт последнего этапа. Олег Жеребцов достаточно долго опровергал такие новости, но в день портовой гонки «Косатка» действительно пришла в Стокгольм. Кроме радости болельщикам из бывшего СССР такой поворот событий сулил некоторую надежду Telefonica Blue: если в последний этап выйдут все 8 команд, то и очки будут распределяться по-другому. Надежда была на что-то, подобное дисквалификации американской команды, иначе 0,5 очка преимущества всё равно оставались за Puma, даже если она финиширует последней. Старт 10 этапа VOR (Стокгольм–Петербург) был запланирован на 25 июня.
Тем временем Team Russia отчаянно боролась за место во флоте. Стиг Вестергаард был с лодкой всё время после её выхода из гонки в Сингапуре и стал новым шкипером команды. Кроме него, на борту «Косатки» планировали выйти в море известные российские и украинские яхтсмены Георгий Шайдуко, Владимир Арбузов, Владимир Кулиниченко, Александр Мартемьянов и Сергей Богданов. Олег Жеребцов также принимал участие во всех приготовлениях. Предстояло в рекордный срок преодолеть целый ряд бюрократических процедур, включая обмер лодки, тренинги по морской безопасности для новых членов команды и так далее.
Два дня всё яхтенное сообщество находилось в тревожном ожидании хороших новостей от переговоров шкипера «Косатки» с Гоночным комитетом. Однако чуда не случилось – Team Russia не была допущена к старту последнего этапа и получила право только идти рядом с флотом в Петербург. «Мы сделаем это для того, чтобы поднять в Петербурге наш флаг, – заявил Стиг в интервью перед стартом. – Мы должны вернуть лодку в город, которому она принадлежит!»
Можно было бы предположить, что при существующем положении команд последний этап станет простой прогулкой. Но шкипер Telefonica Black заявил на пресс-конференции в Стокгольме: даже если не удастся изменить своё место в таблице, это последняя возможность выиграть этап в гонке, и для его команды это будет достаточной мотивацией. Вероятно, Telefonica Black была решительнее остальных команд, которые также никогда не выигрывали этап, и через полтора суток Фернандо Эчаварри первым пересёк финишную линию у Толбухинского маяка. Это было раннее утро субботы 27 июля – последний восход солнца, который команды встретили на борту своих лодок. Автор этих строк счастлив признаться: он также встречал этот рассвет вместе со всеми своими кумирами.
Дальше были встречи-презентации-награждения и другие события, которые обычно происходят на таких мероприятиях. Сейчас это вспоминается как захватывающее приключение, но тогда пришлось существенно потрудиться, чтобы встретиться со шкиперами, так как мероприятия в Петербурге длились всего два дня. К счастью, всё сложилось в пользу читателей «Фарватера» – читайте эксклюзивные интервью.