Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Greenline 33 Hybrid: будущее подкралось незаметно!

#Greenline

Человек придумал лодку намного раньше, чем автомобиль или мобильный телефон. Как изменялся внешний вид и характеристики автомобилей за 100 с хвостиком лет, конечно, завораживает. Какая пропасть отделяет первый сотовый от Моторолы до последней в жизни Стива Джобса презентации – тоже впечатляет. А вот на воде все немного затянулось. Конечно, от Ноева ковчега до современных кораблей и яхт тоже многое изменилось. Но какими же будут яхты и катера в ближайшем будущем?
Знакомьтесь!
Широкая "рубленая" корма, объёмная, на полсудна, рубка с круговым обзором, тиковая палуба, обилие дерева в интерьере… Пара толстолапых "Холлов" красуется в сверкающих полированной нержавейкой клюзах по обе стороны вертикального штевня – ну прямо корабль в миниатюре!
Но главная "фишка" Greenline 33, завоевавшей титул «Boat of the Year 2011», – это первая в мире гибридная моторная яхта, производимая серийно!

Что такое гибридный автомобиль, знает почти каждый: ДВС (двигатель внутреннего сгорания) вращает электрогенератор и колёса машины одновременно. Поэтому в пути аккумуляторы заряжаются, а при трогании электромотором с места разряжаются – КПД такого привода (с разными вариантами накопления энергии) в целом гораздо выше, чем у "голого" ДВС. К тому же двигатель почти не работает на малых оборотах – а это и экономия (расход топлива – минимальный), и экология (гораздо чище выхлоп). В развитых странах гибридный транспорт вот уже более 10 лет – обычное дело, да и на выставках у любого «законодателя моды» авторынка «гибридная» тема за последние лет пять имеет приоритет развития №1. Кроме того, например, в прошлом декабре среди всех моделей Honda, зарегистрированных в Японии, почти 45 процентов были именно гибридами. На сегодняшний день семь гибридных моделей Honda продаются примерно в 50 странах по всему миру. В это направление автопроизводители вкладывают миллиарды долларов. Причём уже не выборочно – абсолютно ВСЕ!
Однако на гибридном судне всё иначе. Поскольку площадь, скажем, 10-метровой лодки гораздо больше "легковушки", мощности установленных на ней фотоэлементов должно хватать и для движения, и для зарядки аккумуляторов (их можно набрать хоть тонну – водоизмещения и места в трюме хватит). Но для безопасности плавания на борту должен быть и стационарный двигатель, который логично совместить с мотор-генератором. В результате:

  • требуется максимальная скорость – пускаем ДВС;
  • хочется тишины и неспешного хода парусника – идём под электромотором;
  • мало "солнца", подсели аккумуляторы – снова заводим двигатель.

Разумеется, ни о каком глиссировании на солнечной энергии и речи быть не может (пока что), но в водоизмещающем режиме идея выглядела вполне реальной – оставалось лишь воплотить…
За такую непростую задачу взялась компания Seaway (www.seawaygroup.eu) – крупнейший производитель сверхтехнологичных углепластиковых парусных яхт, один из лидеров в проектировании парусных и моторных яхт. Компания базируется в Словении и Италии, в её штате более 250 талантливых инженеров и судостроителей со всего мира.
Результатом долгой и кропотливой работы конструкторского бюро J&J Design и стал Greenline 33 с последующим расширением модельного ряда аж до 88-футовой модели. К слову: это бюро – словенское отделение Seaway – основано в 1983 г. братьями Йерней и Япец Якопин. Их "перу" принадлежит более 250 проектов, на основе которых построено более 60 000 моторных и парусных яхт (в т.ч. известнейшие брэнды – Beneteau, Jeanneau, Bavaria, Askeladden, Dufour, SeaRay…)
Но вернёмся к нашему «герою». Вначале было компьютерное моделирование, исследования масштабных лодочек в бассейне. Определившись с обводами и создав полноразмерный корпус, стали экспериментировать с гибридным приводом, аккумуляторами и фотоэлементами – мощности, габариты, взаиморасположение, алгоритм взаимодействия… Затем готовый прототип почти год испытывался в поисках оптимума «водоизмещение–балласт–ходкость» и в начале 2009-го в корпус катера, наконец, вмонтировали оборудование. А уже осенью Greenline 33 на европейских бот-шоу получил признание в виде наград «Лучший дизайн» и «Яхта года»! Стали поступать заказы, и с января 2010-го круизер-гибрид выпускается серийно. И это в разгар кризиса, когда более половины мировых законодателей моды в яхтостроении переступили черту банкротства или подошли к ней вплотную!
Чем же так понравилась Greenline 33 посетителям яхтенных выставок? Неужели только солнечными батареями, в ясную тихую погоду сообщающими лодке максимум 6 узлов?!. Разберём по порядку.

1. Красота и эргономичность
Оказывается, таки можно построить лодку, вовсе не загромождённую солнечными батареями, но при этом достаточно быстро движущуюся лишь за счёт энергии солнца. И какую лодку! Публика у стенда Greenline 33 удивлялась: «Тут написано, что этот элегантный "скандинав" – Solar Boat, гибрид. А где же тогда солнечные элементы?!.»
Их и в самом деле не видно, пока не глянешь поверх рубки – бОльшую часть белоснежной крыши занимают иссиня-чёрные фотоэлементы, ровным прямоугольником чуть утопленные в толщу перекрытия. Благодаря этому "чуть" аэродинамика надстройки нисколько не пострадала, да и батареи зрительно сливаются с крышей, будто одно целое, хотя на самом деле там воздушная прослойка: солнечные панели снабжены принудительным охлаждением (оно практически бесшумно).
Greenline 33 и впрямь смотрится типичным скандинавским круизером: ламинарные обводы с носовой "подрулькой", габаритная надстройка, walk around… Палуба по всему периметру защищена не просто релингом – полноценным фальшбортом (как в яхтах совершенно другого размера и ценников), причём со сплошным тиковым планширем: от транца до миделя – около трёх футов, носовая палуба – в фут. Плюс добротный релинг до самого кокпита.
Для уменьшения подмостового габарита радарная мачта быстро заваливается вперёд (в круизинге по внутренним водам и перевозке на полуприцепе – очень полезная вещь). Перекрытие салона максимально "вытянуто" в корму – так больше фотоэлементов сверху помещается. Заодно и кокпит с боковыми проходами прикрыты. Очень удачное решение и максимальное количество полезных «живых» квадратов площади.
В правой части носового треугольника большой люк – для доступа к якорным цепям и сопутствующему хозяйству. Продлевающая ходовую рубку баковая надстройка использована под штатный солярий: пара лежаков, огибая квадратный люк, симметрично прикноплена к её плоскости.
Два больших люка в тиковом настиле кокпита – доступ в моторное отделение. Рядом, в правом борту – разрушающая все старые стереотипы для яхт этого размера полноценная дверка на трёх мощных петлях, ярко отображающая внушительную толщину фальшборта. Кормовой фальшборт тоже неспроста обшит тиком (изнутри): одно нажатие кнопки (механический привод – в «стандарте») – и электрические сервомоторы плавно превратят её в кормовую плавательную платформу, образуя полноразмерный кринолин вровень с уровнем палубы и увеличив тем самым полезную площадь кокпита на приличных 4кв.м. По всей площади имеем нескользящее, радующее глаз дерево – смотрится ну просто шикарно! К услугам купающихся также две стационарные лестнички, что на корме с обеих сторон кринолина привинчены.
Пара приформованных по углам мягких банкеток с рундуками внутри – единственная мебель кокпита. А больше и не нужно: стол здесь всё равно не предусмотрен. Но не расстраивайтесь, любители "посиделок" на свежем воздухе! Слайдерную дверь сдвинем влево, большое дымчатое стекло (то бишь, кормовую "перегородку") поднимем и зафиксируем у подволока – теперь между салоном и кокпитом осталась лишь Г-образная кухонная тумба, которая тоже «легким движением руки» превращается в элегантную барную стойку. Для полноты ощущений поднимем ещё центральный квадрат лобового стекла, сдвинем форточки в передних боковых и… Свежий воздух, звуки – вся "природа" внутри помещения!
Попасть в салон (он же кают-компания, ходовая рубка и спальня в одном "лице") можно только с кормы – боковых дверей не имеется. Слева при входе – симпатичный деревянный шкаф (не сразу и понимаешь, как в 10-метровой яхте прижился этот чудовищных квартирных размеров холодильник в 270 л!), справа – вышеупомянутый камбуз, далее два длинных дивана вдоль бортов, раскладной стол между ними, впереди – рулевой пост (справа) и основательная тумба (слева), между которыми короткий, но широкий коридорчик – вход в носовую каюту. Интерьер: кремово-виниловые подволок и диваны, тёмно-коричневые шторы, чёрные кориан камбуза и обеденный стол плюс уйма светлого дерева – тумбы, шкафчики, полки, зашивки бортов…
Дабы не мешать проходу, левая часть обеденного стола обычно опущена. Диваны – широкие и длинные, поскольку это ещё и штатные спальные места.
Оснастка кухни: двухконфорочная варочная поверхность, встроенные в тумбу микроволновая печь и морозильная камера, круглая глубокая мойка (нерж.), кран с "хол./гор." водой, отсек для мусора (тоже не простой – к нему есть доступ как изнутри, так и снаружи яхты, тем самым упрощается борьба с отходами) и пр. При стоянке в марине бортовую систему водоснабжения можно подключать к береговому "водоканалу".
Рулевой пост по-итальянски красив и оригинален: чёрная матовая панель, вторя несимметричной "волне" торпедо, классно контрастирует с окружающим её кремовым винилом. Кроме традиционных лага, эхолота и счётчика моточасов здесь имеется мультифункциональный дисплей контроля аккумуляторов, солнечных батарей и пр. электрооборудования. Штурвальное колесо установлено вертикально, сразу под панелью: и рулить удобно, и большущий экран чартплоттера весь как на ладони. Стоит обязательно сказать о том, что обзорность с места капитана – эталонная. Рукоять "газа" привычно вынесена к правому борту: рука покоится на плоском подлокотнике, тоже обтянутом винилом. Что же до оригинальности, то стоящая на возвышении 2-местная кушетка рулевого мигом трансформируется в угловой придаток дивана – надо лишь подогнуть подпорную дужку и перевернуть сидушку назад, спинкой вниз до упора. Благодаря такой перестройке "паспортный" экипаж может трапезничать, общаться и релаксировать, развалясь на диванах в своё удовольствие – места столько, что при случае вокруг стола свободно усядется и 7, и 8 человек. Кстати, плоский TV-экран – на холодильнике сбоку вверху.
В завершение экскурсии спустимся в нишу, что под лобовым стеклом. Мини-коридор, царство сплошного дерева: створки слева – три одёжных пенала, дверь направо – санузел, дверь прямо – носовая каюта. Последняя залита дневным светом не хуже кают-компании: надпалубная рубка застеклена "от и до", высота потолка везде одинакова, впридачу – отворяемый наружу большой вентиляционный люк. Так что даже пасмурным днём вряд ли свет в каюте придётся включать.
Меблировка её тоже необычная: две кровати с матрацами «квартирных» размеров, в сужении между ними – элегантная тумбочка с двумя створками, у подволока – рундуки сплошным поясом (по 4 над каждой кроватью). При обоюдном согласии проживающих латинское "V" двух кроватей сдвижением навстречу превращается в одинарный прямоугольный домашний «аэродром».
Туалетная комната непривычно просторна и очень насыщена. Трапециевидная тумба с нерж. круглой мойкой снабжена откидывающейся вниз дверцей (её трубчатая ручка служит полотенцедержателем). Между тумбой и каютной переборкой расположен прокачной унитаз (он на возвышении, "спиной" к правому борту). Середина борта закрыта "поясом" неглубоких шкафчиков, выше которых сияет начищенной нержавейкой иллюминатор. И это ещё не всё: справа, на кормовой переборке, – приличных размеров зеркало и навесной шкафчик (тоже с зеркалами), есть также душ… Благодаря отдельным входным дверям для хозяина и гостей у всех присутствующих будет возможность уединиться. Кстати, пригибаться при входе не придётся: подволок под 2 м – свободно стоишь в полный рост.

2. Надёжность и экономичность
Из 1-й части можно было убедиться, что GreenLine 33 вполне соответствует понятию "семейный круизер": лодка удобная и безопасная, комфортная в эксплуатации. Её создатели также постарались учесть нюансы использования солнечных батарей, особенности плавания в каналах и на мелководье. Вот лишь основные моменты, не упомянутые в ч.1:

  • два длинных киля-стабилизатора (днище) повышают остойчивость судна при бортовой качке (прекрасно и эффективно работает на парусных яхтах). Предусмотрена возможность их быстрой замены в случае повреждения;
  • днище имеет такую конструкцию, что киль надёжно оберегает винторулевую пару, в том числе и при отливе, посадке на мель;
  • солнечные фотоэлементы защищены полимерным стеклом толщиной 3,2 мм;
  • шумоизоляция моторного отсека такова, что даже при работающем дизеле в салоне ощущается лишь приглушенный гул;
  • имеется универсальный переключатель, коммутирующий привод винта от электромотора либо напрямую от дизельного двигателя.

…Но главное, без чего не было бы самого судна, – Superdisplacement-Hull. Так конструкторы "окрестили" обводы корпуса, обладающего при Fr≤ 0,15 исключительно малым волновым сопротивлением: на крейсерском ходу дизель Greenline 33 потребляет вдвое меньше топлива, чем аналогичных размеров круизер с таким же точно движителем. Но во сколько раз меньше расход – во столько же больше запас хода. Значит, можно установить не такой мощный двигатель, дополнительно ещё уменьшив топливный бак. Меньше солярки, меньше выхлопа – в выигрыше и экология, и кошелёк владельца! (отдельное спасибо концерну Volkswagen, занимавшемуся разработкой движителя и дизель-генераторной установки).
В доказательство вышеизложенного обратимся теперь к цифрам.
Кроме солнечных фотоэлементов верфь предлагает 4 типа силовой установки. На выбор:

  1. VW Marine Diesel 75HP (базовая комплектация).
  2. VW Marine Diesel 150 HP.
  3. VW Marine Diesel 75HP + электромотор/генератор (7/5 kW).
  4. VW Marine Diesel 150 HP + электромотор/генератор (7/5 kW).

Максимальная скорость под двигателями соответственно равна 18 и 27 км/час (10 и 15 узлов), крейсерская – около 2/3 "max" (к примеру, в базовой комплектации при 7-узловой скорости дальность хода около 700 миль, при 6 узлах – 1000 миль!). Но нас интересуют ВСЕ возможности, потому рассмотрим 3-й вариант.
Итак, режимы работы полностью оснащенного судна:
В МАРИНЕ. Лодка подключается к береговой сети (~230 В), и бортовой инвертор (3 кВт) обеспечивает работу холодильника, телевизора…, в том числе и зарядку бортовых аккумуляторов;
ДИЗЕЛЬ. 5-цилиндровый VW Marine SDI 75-5 (75 л.с.) при помощи гидромуфты сцепляется с валом мотор-генератора (так называемый "eM/G"): можно идти под дизелем, попутно вырабатывая электроэнергию для зарядки АБ, питания бортовой сети (~230 V). Весь этот комплекс контролируется бортовой электроникой. Мощность eM/G в режиме электромотора 7 кВт, в режиме генератора – 5 кВт. В случае же разряда АБ ниже установленного порога бортовой компьютер может автоматически запускать дизель для её подзаряда – все режимы и установки задаются с пульта управления.
ОТ АККУМУЛЯТОРОВ. Полностью заряженные батареи (Li-АБ, 240 А-часов, номинальный срок службы 10 лет) позволяют пройти без дизеля до 20 миль. Поэтому при шлюзовке, заходе или выходе со стоянки, постановке на якорь, прохождении многолюдных каналов и т.п. целесообразно идти под электродвигателем (7 кВт): при питании только от аккумуляторов крейсерская скорость 4 узла, максимальный ход – до 6 узлов.
СОЛНЦЕ. Ясным днём в средних широтах установленные на крыше фотоэлементы выдают 1,3 кВт. На стоянке этой мощности хватает для работы бортовой аппаратуры, холодильника и даже параллельной подзарядки аккумуляторов до 80% (специальный контроллер следит, чтобы не было перезаряда – допустим, лодка оставлена неизвестно на сколько…). Если же весь "солнечный" ток пустить только на движение – скорость до 4 узлов.

3. Прелести "зелёного" судна
Основной недостаток солнечных гибридов – все они безнадёжные тихоходы. По крайней мере так есть и будет до тех пор, пока не изобретут фотоэлементы с КПД хотя бы 50% (на сегодняшний день и 20% – за счастье). Поэтому любителям активных водных развлечений такое судно вряд ли подойдёт.
Однако большинство людей ищут отдыха в тишине и покое, лучше на чистом воздухе, среди звуков природы… Вот им этот "наш" круизер – то, что нужно! Доказательство – ажиотажный интерес к лодке на выставках, очередь заказов на верфи, растущее количество публикаций в прессе и Интернете. Тема, согласитесь, актуальная: всё-таки кризис, как-никак, который в корне изменяет взгляды на жизнь…
Так что недостаток у Greenline 33 Hybrid один, а преимуществ много. Вот они (тезисно):

  • Бортовая электросеть стандартного переменного тока (~230 V);
  • Энергия солнца (до 1,3 кВт) используется автоматически и независимо, даже когда на борту никого нет;
  • Комбинированное использование энергий солнца/дизеля;
  • Улучшенная мореходность и тихоходность судна, электромотор вообще предоставляет возможность бесшумного плавания, захода/выхода из марины и т.п.;
  • Из-за того, что дизель практически не работает на малых оборотах, значительно снижен выброс СО, выхлопных газов;
  • Наконец (и самое главное) – это исключительно экологичное судно. Первая же навигация показала: экипажи Greenline 33 сжигают топлива наравне с парусно-моторными яхтами, то есть до 10 раз меньше, чем спортивные круизеры таких же размерений!


За два года инженеры Seaway не остановились на достигнутом. Идея «сверхводоизмещающего» корпуса воплощена в более крупном масштабе: после грандиозного успеха на рынке Greenline 33 и последовавшей презентации концепта Greenline 40 в январе 2011 года в Дюссельдорфе первый корпус трансокеанского гибридного судна обрёл свои очертания в новом Greenline Ocean Class 70. В настоящее время в разработке находится также Greenline 55, спуск на воду которого планируется к сезону 2012-2013 гг.
Для проектирования нового океанского корпуса Greenline 70 инженеры Seaway воспользовались результатами испытаний, полученных во время работы над проектом Greenline 33 с гибридной установкой и солнечным приводом.
Характерные черты новой яхты – сверхводоизмещающий корпус, гибридный двигатель, Т-образная надстройка с фотоэлементами, непревзойдённый комфорт – свидетельствуют о её принадлежности к семейству Greenline Hybrid. Однако, учитывая её внушительную длину, флайбридж и подготовленность к трансокеанским переходам, модель получила название Ocean Class 70. Она и стала продолжением философии Greenline, вознесённой на новый уровень: высокомореходный, сверхводоизмещающий корпус, рассчитанный на совершение трансатлантических переходов, гибридная технология и солнечный привод, и как следствие – повышенный комфорт и низкие эксплуатационные издержки, а также способность значительно сократить объём выброса двуокиси углерода в окружающую среду, – всё это сможет оказать огромное воздействие на развитие современного судостроения и в целом на всю мировую моторную флотилию.
Первый гибридный корпус Ocean Class 70 будет представлен весной 2012 года. Фотоэлементы, обеспечивающие непрерывную подачу 3 кВт энергии, энергетический запас в литиевых батареях 80 кВт и два гибридных двигателя общей мощностью 120 кВт – это слагаемые, в результате позволяющие Ocean Class 70 Hybrid двигаться в абсолютной тишине без вредного воздействия на окружающую среду, достигая дальности хода около 20 морских миль.

Эпилог
Исторически так складывалось, что в кризисные годы прекращают существование «столпы», на которых равнялись и им подражали в той или иной индустрии. Но при этом появляются новые, молодые игроки на рынке, с новыми взглядами и технологиями – что определяет их быстрое и уверенное развитие. На примере Greenline 33 Hybrid, созданного в содружестве J&J Design, Seaway и Volkswagen Marine, можно с уверенностью сказать: с глобальным финансовым кризисом можно бороться, и победить его можно только согласованными действиями. Судя по нарастающему интересу, а также статистике проданных яхт, инженерам Seaway удалось объединить в своём творении все четыре ключевых элемента современной глобальной стратегии яхтинговой индустрии – выдающийся дизайн, умные технологии с топливной экономичностью, и уложиться в скандально доступный ценовой диапазон. Ведь идя на электротяге, яхта полностью повторяет ощущения движения под парусами (конечно, кроме скрипа такелажа и крена корпуса). Парусник с моторной яхтой «в одном флаконе» – это действительно возможно! И при том – уже серийно!

По материалам официального дилера Greenline в Украине – компании Marine Industry Group.