Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Finnboat Small Boats’ Floating Show 2009

#Finnboat Floating Show

Окончание. Начало – в предыдущем номере.
Итак, продолжаем обкатывать мотолодки финской постройки на озере Vanajavesi (полтора часа езды от Хельсинки). А чтобы читателю было проще разобраться с компоновками и сравнивать между собой, группируем отчёты «по назначению» плавсредств.

БОУРАЙДЕРЫ
Открытые лодки со спортивным характером, идеальны для выездов в погожий день на природу семьёй или компанией, а также буксировки воднолыжников или увеселительных снарядов. Кормовой кокпит на ходу довольно комфортный – сплошное ветровое стекло (центральный проход в нём практически всегда закрывается как минимум тентом) защищает от потока воздуха и брызг, в непогоду над ним основывается тент. Но главная отличительная черта – глубокий носовой кокпит (от английского bow – нос и rider – наездник) симметричной планировки с удобными мягкими сидениями.
Впрочем, я бы ещё разделил боурайдеры на «американскую» и «финскую» компоновки. Для «американской» характерно обилие диванов в носовом кокпите – расчёт именно на большую компанию, которая рассаживается по всей лодке и наслаждается скачками по волнам, купанием и загоранием с пивом или «колой» в руках. Финны же используют место перед ветровым стеклом как грузовой отсек, складывая туда утварь и провиант для пикника на диком острове (или же десанта на дачу) – их отдых идеологически ближе к нашему. Соответственно, их носовые кокпиты просторнее, но мягких сидений там меньше.

АМТ 170 + Honda 60
Длина 5,02 м, ширина 2,05 м, вес 500 кг, диапазон мощностей двигателя 50-75 л.с.
Яркий пример боурайдера «финской» компоновки. В носовом кокпите всего одно мягкое сидение (в принципе, на отформовках у консолей тоже присесть удаётся, но вряд ли на волне это удобно), зато наскладировать здесь можно ого сколько. Центральный проход закрывается (на зиппере) тканью с прозрачной вставкой. Компоновка основного кокпита – пара кресел за консолями и кормовой диван во всю ширину. Немало рундуков: под кормовым диваном, в обеих консолях, под носовым сидением, а также якорно-швартовные, на носу и по обеим сторонам от рецесса. На небольшой приборной панели, тем не менее, исчерпывающий набор инструментов штурмана, моториста и рыболова; средства управления сами ложатся в руки; для мелочёвки есть подстаканник. На пассажирской консоли – прозрачная крышка «документного» рундука (туда очень удобно карту-схему класть).
По периметру борта и над ветровым стеклом проходит сплошной нержавеющий поручень – с безопасностью полный порядок. Дуги штатного тента прячутся под крышку специального рундука за кормовым диваном – удобно и эстетично. Все поверхности в гелькоуте, пайол сплошной пластиковый, углы скруглены – грязь можно смело смывать струёй воды, всё «уйдёт» на корму, в шпигаты (кокпиты самоотливные). Вообще лодка по оборудованию простая и предельно прагматичная.
Под абсолютно новой Honda 60 лодка за 6 секунд вышла на глиссирование и разогналась до приличных 33,5 узлов (где-то рядом – таблица замеров скорости и расхода горючего при разных оборотах двигателя). Устойчива на курсе, хорошо проходит волну, неплохо работает и на виражах (хотя и не назвал бы модель пилотажной). Из недостатков – виляние носом на малом ходу (приходится основательно вертеть рулём), сказывается относительно короткий корпус с «глубоким V» (20 градусов!).
В целом – очень хороший вариант универсальной лодки для погожего дня. Лично мне откровенно понравилась.

АМТ 160 R + Honda 50
Длина 4,72 м, ширина 2,05 м, вес 450 кг, диапазон мощностей двигателя 40-60 л.с.
Строго говоря – это «консольник». Но по назначению – очень любопытная вариация на тему боурайдера «финской» компоновки.
Носовой кокпит здесь объёмом явно больше, чем у «старшенького» АМТ 170. Очень выгодно использована асимметричная планировка: по левому борту длинное мягкое сидение (втроём – вполне удобно), под ногами – складируй на здоровье. В корму ведёт широкий проход у левого борта, двойная рулевая консоль примыкает к правому. В корме – лишь диван, на который сядут трое (одному на скорости в лицо «сифонить» будет).
В остальном – столь же просто и прагматично, легко обслуживаемо и безопасно.
На ходу она почти во всём копирует АМТ 170: хорошо «стоит» на курсе, похвально работает с волной, достойно маневрирует (мотор, правда, на резких виражах воздух «ловил», но это к лодке не относится). И так же виляет носом на малом ходу (угол на транце 19 градусов). С 50-сильной «Хондой» и тремя пассажирами лодка выходит на глиссирование за 9 секунд и разгоняется до 27 узлов.
Мне представляется, что такая компоновка, хоть и менее уютная для семьи, в целом более универсальна – рыбачить здесь однозначно удобнее (большой открытый кокпит и доступ к борту!), чем на обычных боурайдерах.

Bella 530 Excel + Mercury 100 ELPT EFI
Длина 5,27 м, ширина 2,24 м, вес 650 кг, диапазон мощностей двигателя 70-115 л.с.
А это столь же яркий пример «американской» компоновки: по периметру борта носового кокпита устроены сидения (на фото без подушек – сыро было). Проход сквозь привычную «форточку» в лобовом стекле ведёт в кормовой кокпит симметричной планировки – кормовой диван и пара кресел у консолей. Под ногами – длинный глубокий трюм (для водных лыж и пр.), рундуки под сидениями и диваном – само собой.
В чём разница с заокеанскими собратьями? Там, где на «американце» ковролиновые коврики, на «финне» тиковый ламинат (именно так, его склеивают отдельно и прикручивают к пайолам цельными панелями) – вид, конечно, солиднее и в пользовании при изменчивой погоде намного практичнее. Быстросъёмная тентовка (прячется в отдельный рундук во всю ширину кормы) тоже выдаёт судно, быстро приспосабливаемое к разным условиям. А вот бортовых «карманов» здесь нет, и подстаканников меньше (северяне «колу» не пьют?).
Зато явно по-американски сделаны рамы секций ветрового стекла – из стандартных легкосплавных профилей. Честно говоря, не уверен в прочности такой сборки в экстремальной ситуации (например, если человека туда отбросит), посему не в восторге от замены нержавейки. Впрочем, корпуса Bella (это уже в «плюс» финнам) всё так же числятся «крепким орехом» долгие годы – о фактах, бросающих тень на эту устойчивую репутацию, пока не слышал.
На ходу лодка (точнее, данный комплект лодка-мотор) явно будет в удовольствие любителям «погонять и порысачить». С двумя пассажирами выскакивает на глисс за 4,5 секунды, разгоняется до 37,2 узлов, лихо маневрирует. За рулём удобно, и сидение очень удачной высоты: пригнул голову – не дует, выпрямил – ветер приятно ерошит волосы.
А вот для семейного комплекта 100 сил, как по мне, излишне много: лодка так и стремится прыгнуть с волны и влупить корпусом в следующую. С малой загрузкой на полном ходу приходится всё время работать рукояткой газа. В остальном – хорошее воплощение самой идеи боурайдера.

Bella 500 Twin + Mercury 80 ELPT EFI
Длина 5,00 м, ширина 2,10 м, вес 660 кг, диапазон мощностей двигателя 60-80 л.с.
Что мне импонирует у Bella – широченный модельный ряд с различными вариантами планировок. Наш очередной «подопытный» – хороший пример нестандартного решения концепции открытой пилотажной лодки.
В отличие от 530 Excel корпус 500 Twin короче на 30 см. Но при этом носовой кокпит больше и комфортнее: трое отдыхающих вольготно рассаживаются в отдельные «кресла», под руками у них пара подстаканников (а на ступени у бортов ещё становятся тарелки…), под ногами – тот же благородный тиковый ламинат. А вот консоли «придвинуты» вплотную к кормовому дивану – здесь только сидеть втроём на ходу.
Итак, явный расчёт на любителей полетать с ветерком, с закладкой умопомрачительных пируэтов – за рулём или «на всех ветрах», в носовом кокпите. Попробуем.
Выхожу на лодке в одиночку. Попытка разгона – лодка угрожающе задрала нос. Без кормовых плит здесь нельзя, слишком кормовая центровка при пустом носовом кокпите. Прижал нос плитами – поехали. Глиссирую через 4,5 секунды, максимальный ход – 34,2 узла. На волне 0,4-0,6 м лёгкий корпус часто прыгает, жестко лупит днищем о воду – надо или скорость сбрасывать, или лодку грузить. 80 сил сейчас многовато, для новичка за рулём, считаю, будет небезопасно. Ещё беспокоил дискомфорт за рулём: локоть впивается в болт дуги тента, а куртка постоянно взлетает «на уши» из-за мощного потока воздуха снизу-справа. Стоя рулить тоже неудобно – диван слишком близко к рулю.
В целом лодкой однозначно не восхищён. Хотя сама идея расположения может найти своих поклонников, тем более, что с носового кокпита и поблеснить будет удобно, и наскладировать туда в случае «заброски на остров» можно немало.

MV-Marin 5700 BR + Mercury 115 XL Optimax
Длина 5,70 м, ширина 2,35 м, вес 750 кг, диапазон мощностей двигателя 75-140 л.с.
Толковая альтернатива для Bella 530 Excel. И ещё более «финское» (в смысле внешней солидности и продуманности деталей) исполнение. Отформовки-ступени в носу и по бокам кормового дивана (покрытые тиковым ламинатом, конечно) облегчают вход в лодку и на корму. Для мелких вещей в бортах устроены «карманы», а для кранцев – дуги-держатели. Все крышки рундуков выполнены «по-морскому», с глубокими водостоками. Ниша пассажирской консоли (ключи-мобилки-фонарик…) разделена на удобные отсеки. В корме – мощные нержавеющие конструкции стойки фала воднолыжника и забортного трапа. Кокпиты – самоотливные, никакие дожди не затопят даже если аккумулятор разрядится. Отдельного внимания заслуживает непривычно основательная (нигде такой не видел!) дверь между кокпитами.
Нет, идеализировать лодку я не собираюсь: сидящим на заднем диване пригодились бы поручни (для уверенности, в смысле безопасности кокпит достаточно глубокий); о торчащий крюк фала воднолыжника можно здорово «приложиться», откинув голову; если спрыгнуть всем корпусом с высокой волны (правда, это уже излишний экстрим), то удар жестковатый и с дребезгом корпуса. Тем не менее из боурайдеров Finnboat Small Boats’ Floating Show 2009 мне наиболее приглянулся именно этот.
О ходовых качествах: глиссирует через 7 секунд, разогнался до 35 узлов, очень неплохо встречает злую (короткую, крутую) озёрную волну, вполне достойно маневрирует (иной раз на виражах мотор «воздух» ловит, но это наверняка из-за слабого заглубления винта).

ДНЕВНЫЕ КРУИЗЕРЫ
…Или же «кадди» (с английского – маленькая каютка). Именно наличие убежища с лежанкой жизненно необходимо, если на борту дети (покормить младенца, уложить днём малышей) или если иной раз хочется переночевать на природе. При этом лёгкость и энерговооруженность лодки обеспечивают её резвость, кокпит остаётся большим и удобным (упор на дневной отдых), а сплошное стекло на скорости надёжно защищает пассажиров от ветра. Обратная сторона медали – «кадди» примет на борт всегда меньше гостей, чем того же размера боурайдер.

Finnmaster 57 DC + Yamaha 115
Длина 5,66 м, ширина 2,24 м, вес 780 кг, диапазон мощностей двигателя 80-115 л.с.
Хороший пример «кадди» финской идеологии – сочетание неброской люксовости с прагматизмом. Передвигаться по кокпиту и палубе удобно – широкие проходы, полноценные ступени, продуманные выходы, под ногами тиковый ламинат (кстати, в отличие от вышеописанных лодок, здесь его крепёж аккуратно закрыт тиковыми же пробочками). Кресла – комфортные, с боковой поддержкой, как и диваны, обиты добротной тканью с вышитыми логотипами. В центре кокпита ставится тиковый же стол, штатное место его крепления – в ёмком кормовом рундуке (ещё один, для «длинномеров» – в центральном проходе, плюс привычные шкиперские, по бокам рецесса и в носу). Сложенный кокпитный тент с дугами прячется под крышку, в специальный рундук. В каютке, кроме широченной лежанки, обустроены ажурные полочки и сетка для вещей. Качественная акустика музыкального центра – само собой.
Столь же достойны ходовые характеристики: скорость – без малого 40 узлов, глиссировать начинает через 5,5 секунд. Волну берёт достаточно мягко, ходовой комфорт – похвальный. Устойчив на курсе, лёгок в управлении, надёжен на манёврах, а главное – предсказуем в поведении на всех режимах.
Откровенно понравился.

ХАРД-ТОПЫ
Идеологически – это настоящие семейные круизёры, только маленькие и максимально экономичные (в покупке и обслуживании). В отличие от каютки «кадди» кабина хард-топа выше и, главное, психологически гораздо комфортнее. Всё дело в панорамном остеклении – даже в плохую погоду можно любоваться окрестными красотами, а у склонных к укачиванию (или клаустрофобии) гораздо меньше проблем. И папе за рулём спокойно – детишки резвятся на широкой лежанке перед его глазами и в полной безопасности.
Со стороны кокпита кабина открыта настежь, жилое пространство лодки объединено. Ещё один плюс такой компоновки – активно вентилируясь с кормы, маленькая каюта не «задыхается». А если погода испортилась – быстро ставится тент до кормы. Но есть и минус, очень существенный в наших условиях неохраняемых стоянок: кабина, которая не закрывается на ключ, легко доступна для нечистых на руку…

Flipper 520 HT + Mercury 60 ELPT EFI
Длина 5,16 м, ширина 2,05 м, вес 600 кг, диапазон мощностей двигателя 60-80 л.с.
Лодка простая и предельно лаконичная: кормовой диван, рулевое и пассажирское кресла, превращаемый в сплошную лежанку «V-диван» в кабине. Между лежанкой и пассажирским сидением – банальный поручень, пайол выстлан ковролином, на рулевой консоли – лишь необходимый минимум. Экономичная семейная лодка.
Бортовые потопчины – уже некуда, на нос для швартовки или отдачи якоря только подготовленного пускать можно (правда, для его безопасности – развитый поручень). Конфигурация и деление на секции тента над кокпитом вполне практичны, но в сложенном положении он вместе с дугами лежит поверх транца (мажется, путается под ногами, да и не эстетично). А вот корма понравилась: ёмкий рецесс, просторные площадки по обеим его сторонам, большой шкиперский рундук и откидной забортный трапик – всё по делу и удобно.
Выхожу на нём в-одиночку. И сразу неприятность: на малом ходу обзора просто нет – в сидячем положении видишь только подволок кабины. Рулить можно или стоя (чуть пригибаясь – руль низковато), или полусидя, для чего в сидении откидывается оригинально устроенная подушка. Задумка, кстати, неплохая, только для полного удобства нужна подножка – сейчас упираюсь носками, неудобно.
Добавляю газу – выходим на глиссирование (7 секунд). И становятся понятны расчёты дизайнера: именно когда нос на скорости приподнимается, окна кабины оказываются точно на уровне глаз рулевого – вот теперь рулить комфортно. Поток воздуха в голову «триммуется» осанкой: прямая спина – едва скальп не сносит, чуть просел пониже – не дует совсем.
Лодка лёгкая и даже с «минимальным» (по ТТД) мотором несётся со скоростью 30,3 узла. «Несётся» – это субьективное восприятие на короткой крутой волне озера: барабаним днищем, жестковато, на отдельных волнах приходится сбавлять газ. Рискнул прыгнуть на полном ходу с волны быстроходного пассажирского теплохода – зависание в воздухе и удар, как о бетон. Почти краш-тэст, который на своей лодке (тем более с семьёй!) повторять не рекомендуется. А к поворотливости и предсказуемости на курсе и манёврах претензий нет.
Словом, на звание «моремана» Flipper 520 HT не претендует, но на спокойной реке будет очень даже неплох. Применение – десантировать семейство на природу, в разную погоду и с ночёвками (только пищу готовить на берегу придётся). Думаю, если детей не больше двух, то можно смело планировать даже многодневные путешествия.

Bella 560 HT + Mercury 100 ELPT EFI
Длина 5,5 м, ширина 2,05 м, вес 780 кг, диапазон мощностей двигателя 75-115 л.с.
Принципиально этот «хард-топ» не очень отличается от предыдущего. Тот же диван и пара кресел в кокпите, узкие (только на «моряка») проходы на нос, панорамное остекление и конвертируемый в сплошную лежанку «V-диван» в кабине. Заострю внимание на различиях.
Площадки на корме здесь меньше и отсутствует шкиперский рундук – это минус. А вот тент с дугами ложится в специальную нишу – так гораздо практичнее. Понравились мягкие боковины кормового дивана – развалиться здесь можно в разных положениях и с неизменным удобством. Хотелось бы ещё ступеньку и нескользящую накладку на планшире для выхода на понтон. Впрочем, претензия в равной мере относится ко всем трём описанным «хард-топам».
Гораздо солиднее выполнена рулевая консоль – двухступенчатая, достаточной площади для комплекта приборов двигателя, клавишников электроразводки и даже небольшого плоттера/фишфайндера на почётном центральном месте. А у левого борта – самое существенное новшество после «Флиппера»: портативный камбуз. В его тумбу врезаны раковина и одноконфорочная дизельная плита Wallas (она же – обогреватель кабины в холодную пору). Объёмы полок (под плитой) не шикарны, но, учитывая размеры лодки, вполне достаточны.
Выходим вдвоём. На малом ходу видимость нормальная и при рулёжке сидя – подволок здесь выше и цельное лобовое стекло тоже удобнее «дробного». Стоя тоже удобно рулить, причём для устойчивости можно плечами упереться в торец кабины, «смягчённый» подушкой. Неудачно только место крепления стойки клотика – головой её задеваешь.
К сожалению, поведение лодки на ходу проверить не удалось: именно перед нашим выходом отказала цепь управления транцевыми плитами, причём одна плита оказалась поднятой, а вторая – опущенной. Естественно, попытка разогнаться пресекалась угрожающе возрастающем креном. Кстати, ещё один опасный минус исполнения «хард-топ», общий для всех лодок – потеря видимости на резких поворотах (на крене боковые окна «смотрят» в воду или в небо), о чём ни на минуту не должен забывать рулевой.
Наличие камбуза и обогревателя прилично добавляет этой лодке универсальности. Но идеологически это такой же экономичный семейный крейсер, как и вышеописанный «собрат по корпорации».

Castello 533 HT + Honda 50
Длина 5,33 м, ширина 2,00 м, вес 560 кг, диапазон мощностей двигателя 40-90 л.с.
В пределах одной концепции («хард-топ») и столь скромных размеров ожидать от очередного судна принципиальных отличий просто не приходится. Но и в столь жестких рамках можно, как оказалось, придумать судно с целым рядом «изюминок».
Главное отличие Castello от уже описанных «однокласников» – вход в кабину через нос: левая секция ветрового стекла (на петлях и с поддерживающей пневмостойкой) служит ещё и дверью. В таком решении целый ряд плюсов: женщинам и детям теперь просто и безопасно входить с берега (туда обычно подходят носом); столь же удобно грузить лодку (кому приходилось идти по узкой потопчине шаткой лодки с тяжелым мешком в руках, тот оценит); за счёт ликвидации бортовых проходов заметно расширяется кабина; ликвидируется одна из самых серьёзных проблем малых кают – почти «никакая» вентиляция в знойный день.
В кабине (кстати, шагаем не на диван, а на предусмотренную ступень) обнаруживаем стол на «кривой» ноге, которая позволяет одним движением повернуть его к сидящим или, наоборот, убрать с прохода. А ещё этот столик можно переставить на корму, где в хорошую погоду обедать приятнее. В тумбе у левого борта устроены вещевые полки, сверху укреплён мощный обогреватель (как оказалось, конкретный клиент так захотел, а сюда можно врезать камбузную плиту). Под пайолом центрального прохода обнаруживается большой рундук, под диваном и секциями носовой лежанки тоже «складировочные» объёмы.
Кормовой диван имеет секцию у правого борта, которую можно снять. Получим удобный выход на понтон (если лодка ошвартована лагом) или корму. И рыболов оценит эту опцию.
На корме места немного (примерно, как у «Беллы», и меньше, чем у «Флиппера»), забортный трапик нормальный, а вот рундука для швартовых здесь не хватает. Зато тент с дугами прячется в углубление и закрывается спинкой дивана – просто и эстетично.
Обращает на себя внимание очень большой разброс рекомендованной мощности двигателя. Исполнительный директор верфи Тукка Хаканен объясняет, что обводы спроектированы именно под глиссирование с минимально возможным мотором. Таким образом, можно выбрать «экономичный» (он же семейный) комплект или же «скоростной» – с максимальным двигателем лодка разгоняется до 40 узлов. Впрочем, сам Тукка считает, что это чересчур: «Для неё в самый раз – 30 узлов».
Но проверить эти цифры сейчас невозможно – у нас комплект «экономичный», с 50-сильной «Хондой». На борту трое, выходим против возросшего ветра и волны 0,5-0,7 м. Неторопливый выход на глиссирование, разгон до 25 узлов (предельная скорость). Хорошо встречаем волну, ударов нет – толчки, лодка ведёт себя достаточно солидно и с уважением к экипажу (как и положено семейному судну). На курсе стоит чётко, никаких рысканий во всех режимах, виражи закладывает без намёка на экстрим (впрочем, не мудрено с такой энерговооруженностью…).
Тукка: «Смысл экономичного комплекта – 10 литров в час на 20-узловом ходу. Полный газ – скорость всего лишь на 5 узлов больше, а расход удваивается». Всё правильно.
Рулится лодка легко и спокойно, по безопасности – можно ребёнка на руль садить, обзор очень хороший (кабина и, соответственно, стёкла здесь выше). Кабина отстоит от рулевого дальше – в подушке по её задней кромке даже нет необходимости. Правда, в этом есть и минус – пару раз, когда лодка ухнула в особо злые гребни, брызги перелетали через кабину прямо мне в лицо. С другой стороны, в таких условиях уже нужно тент ставить.
Подытожу – из обкатанных здесь «хард-топов» именно этот считаю самым комфортным и универсальным.

КАБИННЫЕ МОТОЛОДКИ
Кабина – это гарантия, что капитану и его друзьям (семейству) в любую погоду будет сухо и комфортно. Закрытое помещение проще обогреть – удлиняется навигация. Наконец, здесь уже можно обжиться, как дома – уходя, просто закройте дверь на замок. «Мой дом – моя крепость».
По большому счёту, кабина мешает лишь неисправимым лихачам («парусит», крадёт скорость) и рыбакам (мешает спиннинги забрасывать). Впрочем, холодными осенними ночами редкий рыбак не помечтает об уютной рубке…

Bella 580 C + Mercury 115 XL Optimax
Длина 5,80 м, ширина 2,14 м, вес 900 кг, диапазон мощностей двигателя 75-115 л.с.
У этой лодки кабина короткая и визуально воспринимается как рулевая рубка. В самом деле, позади кресел рулевого/пассажира поместилось только по небольшому сидению. Впрочем, не всё так просто – под пассажирским креслом обнаруживается камбуз: небольшая раковина с краном и плитка/обогреватель Wallas. И ряд рундуков и выдвижных ящиков.
В переднем (самоотливном) кокпите на мягких диванах рассядутся трое плюс объёмные рундуки под сидениями. Кормовой кокпит тоже просторный и с откидными банками на четверых седоков. За транцевой выгородкой – просторные площадки по обеим сторонам рецесса, забортный трапик, пара шкиперских рундуков.
Из кокпита в кокпит можно пройти и вокруг рубки, по бортовым потопчинам. А в крыше рубки обустроен широкий сдвижной люк.
На ходу лодка динамична (двигатель максимальный, а нас на борту трое, максимальная скорость – 36,6 узлов, выход на глисс – 7,5 секунд), но резвой и вёрткой я бы её не назвал. Спокойно отрабатывает повороты штурвала, на виражах заметно кренится, без заметных ударов принимает волну.
Наверное, самая точная ассоциация с Bella 580 C – небольшой джип-внедорожник. Который готов к выезду в любую погоду, обеспечивает седокам комфорт на ходу, но слишком мал для адекватного удобства и на стоянке. Так и лодка. Кроватей здесь не предусмотрено – узко, спать придётся в палатке на берегу. Зато в режиме «базы обеспечения» (склад снаряжения, камбуз), плюс как оперативное судно («слетать» за продуктами, на рыбалку или кого подобрать) – самое оно. При необходимости (заброска лагеря на остров) примет до 7 человек (это по паспорту, сидячих мест явно больше) и массу снаряжения.

Finnmaster 61 CA + Yamaha 115
Длина 6,01 м, ширина 2,30 м, вес 890 кг, диапазон мощностей двигателя 80-150 л.с.
Всего на 20 см длиннее, а насколько отличается планировка! За сидениями водителя/пассажира у каждого борта поместился двойной диванчик, здесь же укреплён поворотный столик (одним движением он придвигается к сидящим или, наоборот, убирается с прохода). Но главное: проход можно заложить и получить двуспальную кровать во всю ширину кабины. Вторая кровать – постоянная, одиночная, «в ногах» у пассажира. Т.е. этот «кабинник» уже и ночью обеспечит комфорт (для троих).
Перед сидением пассажира – небольшой столик (штурманский), а если сидение сложить, обнаруживается камбуз (плитка/обогреватель Wallas плюс мойка). Достаточно в лодке и полок/рундуков. В подволоке устроен люк во всю ширину – нет проблем с вентиляцией и рулить можно стоя.
Удлинённая кабина «потеснила» кормовой кокпит – здесь только пара кресел (но шикарных), между которыми можно укрепить «одноногий» столик. И в самой корме, по бокам рецесса, площадки минимальных размеров (но с рундуками и трапиком).
Обкатывали мы эту лодку вчетвером. Степенный выход на глиссирование (14 секунд), разгон до 31,5 узла – судно тяжелое (для своего размера, конечно) и ведёт себя солидно (в смысле динамики). К выполнению манёвров и работе с волной претензий ни малейших.
Из недостатков: за рулём хотелось бы немного больше места для ног (они слегка поджаты, комфорт неполный) и из-за красивого закругления боковых окон в корме получился непросматриваемый сектор – приходится регулярно наклоняться, осматриваясь.
Но в целом именно эту «кабину» я бы отметил, как самую удачную из показанных на Finnboat Small Boats’ Floating Show 2009 – в первую очередь, по рациональности планировки.

АМТ 200 С + Honda 150
Длина 6,08 м, ширина 2,38 м, вес 1080 кг, диапазон мощностей двигателя 115-150 л.с.
А эта лодка, пожалуй, лучшая (из всего протестированного здесь) по ходовому комфорту – исключительно мягко (килеватость – 20 градусов) проходит волну, при толчках (ударов просто не было) никакого дребезга, минимальный крен на манёврах. Испытатели откровенно «ловили кайф».
Разогнались до 36,5 узлов, на глиссирование вышли за 7 секунд. Стабильность на курсе похвальная, рукоятки управления расположены удобно, круговой обзор – не придерёшься.
Здесь бортовые проходы вообще отсутствуют, кабина максимальной ширины. Неудобно на швартовке? Нет, из кокпитов вполне нормально оперировать швартовами и вешать кранцы – проверил.
Носовой кокпит здесь в первую очередь багажный – сидений нет. Зато конфигурация удобна при загрузке лодки с берега или ловли на спиннинг. Дверь в кабину не слайдерная, как у конкурентов, а на петлях, с пневмоупором. Для кранцев и швартовых в бортах устроены ниши.
В «свободном стиле» обустроен и кормовой кокпит – чтобы искупаться (забортный трап по левому борту) или выйти на берег (мощный тиковый мостик-сходня – по правому борту), даже не нужно перешагивать через транец (его фактически нет).
Кабина очень просторна, внутри расставлены четыре удобных кресла, кормовые дополняются стойками и подушками до просторной двуспальной лежанки. Центральный проход широкий и глубокий (стою в рост), а сидения устроены на подиумах – встав, можно высунуться в один из двух больших люков, рулевой при плохой видимости может так вести судно. Перед пассажирским сидением – рундук с прозрачной лючиной (туда удобно карту класть), а в саму тумбу встроен солидный холодильник. Рундуков и полок – более чем достаточно. Единственное замечание – поручень далековат от пассажира, лучше бы к комингсу прикрутили.
Для разьездных функций лодка великолепна. Понравится она и тем, кто любит простор в помещениях, – здесь нет компромиссных решений. Но как для круизера, здесь мало спальных мест и не хватает камбуза.

Увы, незабвенный Козьма Прутков прав: объять необъятное таки нельзя – я просто не успел исследовать все интересные лодки. Впрочем, «Фарватер» на подобные мероприятия приглашают непременно, посему «продолжение следует». Оставайтесь с нами!

Компаниям, которые заинтересованы в налаживании партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, «Фарватер» готов помочь консультациями и связями на высшем уровне.


АМТ
Удивительное – рядом: верфь AMT-Veneet Oy работает уже 20 лет, за которые успела изготовить 30000 лодок, а брэнду AMT – всего четыре года! Просто раньше предприятие формовало суда из пластика на условиях субподряда. Зато опыт и технологические решения наработаны нешуточные – среди специалистов верфь всегда котировалась, как «высококачественная». Не зря же AMT – это «Advanced Marine Tech», или «передовые морские технологии».
Новый брэнд – квинтэссенция наработок верфи. Любому из AMT не грозит затопление от обильных дождей – кокпиты всегда самоотливные. Даже получив сквозную пробоину, лодка сможет продолжить движение под мотором – блоки плавучести здесь соответствующего объёма и расположения. Для всего съемного оборудования и снабжения (от кокпитных столов до кранцев) предусмотрены штатные хранилища, рундуки запираются единственным ключом (система Abloy), обтекаемые формы кокпита минимизируют риск травматизма, поручни и релинги – всегда надёжно прикручены и в досягаемости с любого места. Богатая стандартная комплектация, вплоть до тентов и швартовных концов – купил, сбросил на воду и можно в путь. Дешёвые материалы и «быстрые» технологии компания просто не применяет – лодки должны жить и работать долго.
По конструкции и расположению AMT – лодки с подвесными двигателями для разъездных целей, рыбалки, активного отдыха и недлинных круизов. Среди них – «консольники», боурайдеры, «кадди», «хард-топы» и кабинные длиной от 4,7 до 6 м. Молодой брэнд очень востребован в Скандинавии, Германии, уже продаётся в России. За год верфь изготавливает 1600 судов, все – в северной Финляндии.

Bella
Об этом брэнде (а также Flipper, Finnmaster, MV-Marin) я писал год назад, поэтому напомню вкратце.
Предприятие Bella-Veneet Oy – одно из самых мощных и уважаемых строителей лодок и катеров Финляндии, работает уже 40 лет. Славится продвинутой технологией, высокоэффективным контролем качества, развитой сетью обслуживания и дооснащения как новых моделей, так и давно снятых с производства. Сами плавсредства очень прочные и медленно теряют свою стоимость со временем.
Производство распределено на 5 фабрик, все работают в Финляндии. В «арсенале» компании – 3 брэнда: Bella, Flipper, Aquador. Около 70% продукции уходит на экспорт.
В 2003-м совладельцем компании стал американский Brunswick, что упрочило позиции Bella-Veneet Oy на мировом рынке: за счёт снижения себестоимости комплектующих продукция стала дешевле, расширилась сеть продаж, немалые средства вложены в дальнейшее развитие верфи.
Bella – популярнейший брэнд компании, лодки и катера которого – в числе наиболее продаваемых в своём классе в Европе и Скандинавских странах. В модельном ряду Bella – 19 проектов длиной от 4,4 до 8,5 м, открытые, каютные и кабинные, для активного отдыха на воде и семейного отдыха.

Flipper
Ещё один брэнд Bella-Veneet Oy. В отличие от люксовых Aquador и именитых Bella, лодки Flipper (строятся с 1966-го) более доступны по цене – в основном за счёт упрощённой обстановки и комплектации.
В модельной линейке – 10 проектов, от 5,1 до 7,1 м. Интересно, что среди них только одна открытая лодка («walk-around»), остальные имеют каюту («кадди»), либо кабину (особенно много «хард-топов») – явный расчёт на семейного покупателя.

Castello
История происхождения этих лодок началась 36 лет назад в личном сарае лейтенанта Военно-морских сил Финляндии Анти Пелтониеми. По вечерам и выходным он придумывал «свою» лодку, вырисовывая не только конкретный проект, но и многочисленные модификации, которые превращали судно из рыбацкого в разъездное или семейное. К исполнению Анти подошёл по-военному, заложив в лодку недюжинный запас прочности. Первыми заказчиками стали коллеги по службе, один из которых однажды восхищённо высказался, мол, «boat as strong as castle» (лодка мощная, как крепость). С лёгкой руки жены создателя «castle» трансформировалось в звучное итальянское «castello» и стало названием нового брэнда.
С тех пор утекло немало воды, верфь Castello Yachts Oy развивалась и меняла владельцев, но идеология, заложенная Анти, жива по сей день – хорошая лодка должна быть универсальна в пользовании, экономична и прочна, как крепость (кстати, ранние модели споро закупали военные, и лодки до сих пор «на службе»!). Castello формуют вручную (никаких «напылителей»), обводы спроектированы под крейсерский ход с минимальным по мощности двигателем, а внутренний дизайн перед запуском в производство проверяется «по-скандинавски», длительными испытаниями прототипов. Соответственно, новые модели появляются нечасто, но неудачных среди них просто нет. Замечательный показатель в этом смысле – вторичный рынок, на котором Castello фигурируют очень редко.
В линейке верфи – мотолодки длиной от 4,2 до 6 м, по конфигурациям – открытые, «консольники», боурайдеры и «хард-топы».

Finnmaster
Oy Finn-Marin Ltd основана сравнительно недавно, в 1990-м. Верфь работает в Kokkola, на берегу Ботнического залива – в районе, исторически славном своим судостроением. В 2005-м и 2007-м существенно увеличила строительные площади, оснащённые по последнему слову техники. Более 70% продукции отправляется за рубеж, в 10 европейских стран.
На верфи создают стеклопластиковые катера длиной от 4 до 10 м под двумя брэндами: Finnmaster и Grandezza. Первые задуманы как семейные лодки, созданы в скандинавском стиле, характеризуются прагматичностью и более массовы в производстве, а Grandezza – это суда для ценителей, в более «люксовом» исполнении, утончённом южноевропейском стиле и с премиум-комплектацией.
У Finnmaster весьма широкий модельный ряд – 15 проектов, от 4 до 7,6 м. Планировки – на все вкусы любителей активного водного отдыха: консольники, боурайдеры, «кадди», «хард-топы», «walk-around», кабинные.

MV-Marin
Предприятие (семейный бизнес, основанный ещё в 1974-м) специализируется на стеклопластиковых мотолодках в достаточно узком диапазоне 4,6-6,6 м, но по количеству выпущенных корпусов такого размера верфь – четвёртая в стране. Считается очень продвинутой в технологии стеклопластиковой формовки. Все комплектующие для своих лодок закупает исключительно в Финляндии. Её продукция весьма демократична по цене.
В модельном ряду всего 6 лодок – три открытых, «хард-топ» и 2 кабинных. Все – с подвесными моторами, все – для семейного отдыха.